1. Красная Шапочка в стране Математика. Семья

Математика  до и после 3-х лет. Сказки.

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет.
Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80 процентов. Не значит ли это , что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Масару Ибука.

Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок  еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.

Красная Шапочка знакомится с семьей дедушки Равно(=), его сыном Плюсом(+) и молодой женой сына Минус(-).

Умственное развитие ребенка во многом зависит от семьи.

Неразлучная   семья из страны Математика Равно, Плюс и Минус.               

В некотором царстве, в некотором государстве жила  неразлучная   семья:  дедушка  Равно(=)  и молодая пара Плюс(+) и Минус(-), детей у них не было.               

 Плюс(+)  был хорошим решальщиком  математических примеров и не только их,  зарабатывал хорошие деньги для всей семьи и всегда складывал их в отдельные пачки не зная сколько их  на самом деле.Но это  была его не основная работа.   Копить и складывать была его  страсть. Действие, которое так любил Плюс(+),в математике называется : сложением, прибавлением или просто говорят "плюс".          

Минус(-) ,  как и положено молодой женщине, когда  пачки становились  довольно пухлыми, отнимала  их.  Зарабатывать и складывать  что- либо она не умела. Действие, которое так любила Минус(-), в математике называется:  уменьшением,отниманием, вычитанием или просто "минус".   Это была нормальная семья:  один  увеличивал семейный бюджет, а другой уменьшал его.Это, как в физике, разноименные полюса притягиваются, так и Плюс(+) с Минусом(-). У людей, как  в математике и физике , часто создаются семьи по этому принципу и они более стабильные и счастливые, чем когда оба в семье являются Плюсами(+).               

 Положение спасал дедушка Равно(=), который подсчитывал сколько зарабатывал Плюс(+) и сколько расходовала  на свои нужды  Минус(-), стараясь поддержать баланс в семье. Действие, которое осуществлял Равно(=), в математике так и называется  "равно". 

Страна , в которой они жили, называлась Математикой.

В  жизни  Плюс(+) и Минус(-)  часто ссорились  между собой и никогда не стояли рядом друг с другом.  Больше всех  страдала  Минус (-),  она  представляла  из себя  только  одну  горизонтальную короткую   линию  или  палочку (- ) и это ее сильно раздражало,  в отличие от своего любимого  Плюса (+), который был в виде   двух пересекающихся  коротких  линий или палочек  : горизонтальной    ( палочка лежит на земле или на снегу)   и вертикальной      ( палочка воткнута в землю или в снег).   Плюс(+)  был  похожий на крест  (+).   Дедушка  Равно (=), вообще, имел две горизонтальные короткие  линии или палочки   ( можно представить,  что палочки   лежат на земле или на снегу)   (=).

Но самое любопытное, что хотя Минус (-) имела  только одну короткую горизонтальную линию ( палочку)  (-) она  всегда старалась   отнять  у Плюса (+) и  его друзей что-нибудь, любые предметы , но только отнять или уменьшить  их    и готова  была  примириться  в своих действиях  только с  дедушкой   Равно (=).  Да, характер у Минуса  (-) был «не подарок».  Но как ни странно, у них   были общие  друзья, которые их любили и всегда старались  встать между ними , чтобы предотвратить ссору между молодыми .  Друзей было много, даже очень много, но самые близкие  были  однозначные друзья, это Ноль 0, Один 1, Два 2 , Три 3 , Четыре 4, Пять 5, Шесть 6, Семь 7, Восемь 8, Девять 9.               

Когда цифры оставались одни, то они называли своих работодателей, как "Ракушка", "Плюшка" и "Клюшка", а иногда просто "Свистушка". Можете сами догадаться , кого они конкретно так называли. Заводилой был вратарь ноль 0, он и придумал эти прозвища. Знали ли дедушка Равно(=), Плюс(+) и Минус (-) о своих прозвищах неизвестно. 

Плюс (+), Минус (-) и Равно (=)  звали своих друзей  цифрами или числами. Были и другие друзья, но они их называли двузначными цифрами , это десять 10, одиннадцать 11, двенадцать 12  и так до девяносто девяти 99.   Однозначные и двузначные друзья сидели в большой коробке и молчали, они всегда молчали, они ждали, когда их позовут. Были еще и трехзначные и даже четырехзначные цифры- друзья , но я их на своем пути не встречал, поэтому врать не буду. Когда вы подрастете, то вы с ними  обязательно встретитесь    и расскажите о них мне и другим мальчикам и девочкам.

Они очень любили детей и поэтому основная работа была их играть с детьми и учить их различным действиям страны Математика. Первым делом они разучивали с детьми простую считалку: раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять. Они говорили детям, что один 1, два 2, три 3. четыре 4, пять 5 - это цифры или числа, которые надо запомнить , как они произносятся и как нарисованы на картинках. После этого они раздавали им свои крестики +( плюсы), палочки, которыми они выкладывали - ( минусы) и = ( равно) в своих играх с цифрами.

Дело было вечером, делать было нечего. Они сидели в избушке за столом и слушали сказки от дедушки Максима , которые читал Равно(=). Они знали, что дедушка Максим живет в их стране, но они с ним не встречались.

Но вот дверь в избушке   отворилась  и на пороге появилась Красная Шапочка с корзинкой, в которой были пирожки для бабушки. Красная Шапочка  шла к бабушке, но из-за сильного ветра и дождя заблудилась  и вышла к избушке , где жили Плюс (+), Минус (-) и Равно (=) со своими друзьями.   

Плюс(+) и Минус(-)  сразу почувствовали запах пирожков.  Увидев Красную Шапочку,  да еще с пирогами, Равно (=) захлопал своими длинными горизонтальными короткими  линиями, а Минус (-) просто стала  подпрыгивать  от радости на столе.      Плюс (+) при этом воздержался от бурных восторгов, так как  понимал, что количество  пирожков не увеличится,  Минус (-)  может  только    уменьшить  их , а Красной Шапочке вряд ли это понравиться и бабушке тоже.  Он вспомнил, что серый волк уже уменьшал количество пирожков при встрече с Красной Шапочкой. У самого Плюса(+) не было никаких пирожков и он не мог увеличить их количество.               

Они читали сказку   «Красная  Шапочка  и серый волк»  и сразу узнали ее. Так как детей у Плюса(+) и Минуса(-) не было, они смотрели на Красную Шапочку с большой любовью и думали,  хорошо бы, чтобы и у них была бы такая дочка. А дедушка Равно(=) смотрел на Красную Шапочку  , как  любимую свою внучку.

Красная Шапочка вошла и  растерялась, она не знала, кто перед ней и почему они так выглядят.

– Здравствуйте,- сказала Красная Шапочка. - А вы кто, - тихо спросила она.

-Я, Минус (-) , - сказала одна горизонтальная палочка ( короткая  линия).

– Я все уменьшаю и все отнимаю, например, если у  мальчика Гриши  две одинаковые игрушки,  я уменьшу их количество,   и у него будет только одна игрушка,  зато  у  другого мальчика может  появиться тоже игрушка. Или вот пирожки, если я съем пирожок или отдам его Плюсу(+),  то пирожков в корзиночке будет меньше , как я  уже говорил, я  все уменьшаю.

-А я, Плюс (+) ,- сказали две пересекающие палочки: горизонтальная и вертикальная. - Я всегда все увеличиваю. Например, если у Коли   есть игрушка или  пирожок, я добавлю ему еще игрушек    или  пирожков, если, конечно, у меня есть игрушки и пирожки.  

-А мне пирожков  вы добавите?- спросила Красная Шапочка.

–Я бы добавил , но у меня их нет, поэтому я не смогу  ничего добавить, - ответил Плюс (+), так как  Минус(-) отняла все у  меня.

А я, Равно (=) ,- сказали две горизонтальные палочки или короткие линии. 

-Мне все равно , что делают  Плюс (+) или  Минус (-), увеличивают или уменьшают, я показываю то, что получится после  их действий. Сейчас на  примере твоих пирожков, мы посмотрим на действия молодых   Плюс (+) и Минус (-).  Скажи,  мама тебе сказала,  сколько пирожков  она положила в твою корзиночку?
- Нет,- ответила Красная Шапочка.               

Так, для начала скажи мне знаешь ли ты считалку про зайца,- спросил дедушка Равно(+). Красная Шапочка сказала,- Это: один, два, три, четыре, пять- вышел зайчик погулять. -Да, для начала хорошо,- сказал дедушка, значит счет до пяти 5 ты знаешь. 

-Тогда, вынимай пирожок  из корзиночки  на стол  и мы узнаем, сколько всего у тебя  пирожков , а Плюс (+) и  Минус (-) со своими  однозначными  цифровыми  друзьями , а если необходимо будет   и  двузначными  ,   нам   помогут.               

В математике мы просто пишем +или – или =, это обозначает «плюс», «минус» или  «равно». Мы как бы раздаем эти знаки для всех желающих, кто хочет познать математику,-сказал дедушка Равно(=).               

Красная Шапочка  вынула пирожок и положила на стол. Минус (-) не выдержала  и спросила,  - а с чем пирожки, - с капустой,- ответила она.

Плюс (+)  позвал своего однозначного друга  цифру  один 1 и положил  его на стол возле пирожка. Цифра один 1 обозначает, что на столе один пирожок,- сказал Плюс (+). Красная Шапочка вынула еще  пирожок. Плюс (+) позвал еще одного однозначного друга цифру   один 1, а сам встал между ними : 1 ( плюс)+1.               

Так,- сказал дедушка  Равно (=),- теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать, сколько всего пирожков на столе.   Он позвал однозначного   друга цифру  два 2 и сам встал в ряд перед  ним, получилось:                1( плюс)+1 ( равно) =2. Один плюс один равно два. Или 1+1=2.

-Итак, на столе, -сказал Равно (=), - два  2 пирожка. 

-Ты, Красная Шапочка,   должна  запомнить,  как выглядят два пирожка, а это могут быть любые два  предмета, например,  два яблока, две  машинки, два  мяча,  два дерева, два слона,   - сказал  дедушка       Равно (=).    Ты   должна   определять сразу без подсчетов и без меня, что ты видишь   два любых предмета или двух живых существ.  Это очень важно сразу определять  один предмет или два предмета.  Два предмета, это значит,  один предмет и еще один предмет.  Или  один слон и еще один слон.   Важно, что количество равно двум  2. С пирожками, ты представь, что  в одной руке у тебя пирожок- это один 1, а если взять еще один  пирожок и во вторую руку- то это уже два 2 пирожка. Если кубик в одной руке и в другой руке кубик- то это два 2 кубика.

Вынимай еще пирожок,- воскликнула  Минус (-). Красная Шапочка засунула руку в корзиночку и вынула еще  пирожок.

Плюс (+) положил  цифру два 2, сам встал за ней, а после себя положил  цифру один 1 . 2( плюс) +1

- Так, -сказал Равно (=), - теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать, сколько всего пирожков на столе.  И он позвал однозначного   друга  три 3, а сам встал в ряд перед  ним, получилось : 2 (плюс)+1(равно) =3.    Два плюс один равно три или 2+1=3.               

Итак, на столе, -сказал Равно (=), - три 3  пирожка.

Дедушка Равно (=)  опять обратился к Красной Шапочке.               

- Ты    должна запомнить, как выглядят  три  пирожка, которые сейчас лежат на столе, а это могут быть любые три   предмета, например, три груши, три кубика, три куклы, три белки на дереве,   определять сразу без подсчетов и без меня, что вы видите  три  любых предмета или трех живых существ.   Это очень важно сразу определять  один предмет,  два предмета или три предмета, это могут быть и живые существа.   Три  предмета, это значит,  один предмет,  еще один предмет и еще один предмет.  Или одна белка, еще одна белка и еще одна белка. Важно, что количество равно      трем 3.               

Красная Шапочка вспомнила, что когда-то мама тоже просила ее об этом, но это было давно.

-А еще есть пирожки,- спросила  Минус (-).

Красная Шапочка засунула руку в корзиночку и вынула еще  пирожок.

Плюс (+) положил  цифру  три 3, сам встал за ней, а после себя положил цифру один1. 3( плюс) +1.               

Так,- сказал Равно (=),- теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать  сколько всего пирожков на столе.   Он позвал однозначного   друга цифру четыре 4  и сам встал в ряд перед  ним  3 ( плюс)+1 ( равно) = 4.      Три плюс один равно четыре или  3+1=4.               

Итак, на столе,-сказал дедушка  Равно, - четыре 4  пирожка.  

- У меня остался в корзиночке  пирожок,- сказала Красная Шапочка, - и достала пирожок, больше нет.

Плюс(+)  положил  цифру  четыре 4  сам встал за ней, а после себя положил  цифру 1.  4 (плюс)+1.               

Так,- сказал Равно (=),- теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать  сколько всего пирожков на столе.   Он позвал однозначного   друга  цифру  пять 5  и сам встал в ряд перед  ним   4( плюс)+1 ( равно) = 5.     Четыре  плюс один равно пять или 4+1=5.               

Итак, на столе ,-сказал Равно, - пять 5  пирожков.               

Надо запомнить последовательность цифр, которые следуют одна за другой: 1,2,3,4,5.  Можно запомнить поговорку: один 1, два 2, три 3, четыре 4 пять,5 вышел зайчик погулять.

В этой последовательности цифры делятся на последующие и предыдущие. Возьмем цифру три 3, для нее цифры четыре 4 и пять 5 - будут последующими, а цифры два 2 и один 1- предыдущими.Для цифры один 1, последующими будут 2,3,4,5, а  предыдущей цифрой будет ноль 0. К этому  понятию  мы будем  прибегать  в последующих занятиях. 

Ура закричала,- Красная Шапочка, - у меня пять 5 пирожков, которые я отнесу бабушке.

Молодые  Плюс (+), Минус (-) и дедушка  Равно (=) с утра ничего не ели и им очень хотелось есть. Но Плюс (+) и  дедушка Равно (=) не могли позволить себе уменьшить количество пирожков, а  Минус (-) не утерпела  и сказала , - Красная Шапочка дай мне пирожок, мне очень хочется есть.

Красная Шапочка была добрая девочка и   дала ей  пирожок. Минус (-) на глазах своего любимого мужа  Плюса (+) и дедушки  Равно (=) съела  пирожок с капустой.

Затем Минус (-)  взяла  цифру  пять 5  и положила   ее возле оставшихся пирожков, сама  встала  за ней, а  после себя положила  цифру один 1.                5 (минус)-1.               

Так,- сказал Равно (=),- теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать  сколько всего пирожков осталось  на столе.  Он позвал однозначного   друга  цифру  четыре 4  и сам встал в ряд перед  ним                5 ( минус )-1 ( равно) = 4.     Пять  минус  один равно четыре или 5-1=4. 

Итак, на столе,-сказал дедушка  Равно, - осталось  четыре 4  пирожка.

Минус (-)  облизнулась, она явно не наелась  одним пирожком, и снова попросил у Красной Шапочке пирожок. Красная шапочка не могла отказать гостеприимным  хозяевам .  Минус (-)  съела  и этот  пирожок и сказала спасибо.               

Минус (-) взяла цифру  четыре 4  и положила  ее возле оставшихся пирожков, сама  встала за ней, а  после себя положила цифру один 1.                4 (минус)-1.               

Так,- сказал Равно (=),- теперь моя очередь встать в этот ряд и узнать  сколько  пирожков осталось  на столе.   Он позвал однозначного   друга  цифру  три 3  и сам встал в ряд перед  ним   4( минус )-1 ( равно) = 3.     Четыре  минус  один равно три  или 4-1=3.               

Итак, на столе,-сказал дедушка  Равно (=), - осталось  три 3  пирожка.

К этому времени  ветер на улице  стих и дождь перестал. Красная Шапочка уложила три пирожка в корзиночку, она теперь знала, сколько пирожков  она принесет бабушке.               

Она хорошо усвоила, как выглядят три пирожка или любые три предмета:   три яблока, три мяча,  три машинки , любые три предмета. 

Она поблагодарила всех за то, что ее приютили в непогоду и познакомили с математическими  действиями, которые  позволяют посчитать количество предметов, например, пирожков для бабушки, а  дружелюбная семья  пригласила  ее чаще заходить к ним в гости, в страну Математика.             

Мне понравилось у вас  в стране   Математика и я  обязательно  зайду  снова,- сказала Красная Шапочка.

Она сказала всем до свидания и  пошла к бабушке с тремя пирожками в корзиночке.   

Когда цифры собрались в коробке, то ноль 0, который слышал весь разговор между Красной Шапочкой и  Минусом(-) сказал, что пора предупредить Свистушку о том, чтобы она поменьше "рот разевала" иначе нам ничего не достанется.   

А Плюс (+), Минус (-) и Равно (=) сели за стол  читать новые сказки ,  они   ждали новых гостей, чтобы проявить  замечательные действия, которыми славилась страна Математика.

Родители с детьми могут проиграть описанные действия  с кубиками или другими однотипными предметами, а «плюс», «минус», «равно» и необходимые цифры вырезать из бумаги или картона  и добиться понимания ребенком использования этих  знаков при сложении и уменьшении ( вычитании) на один предмет в пределах до цифры  5.               

С двух лет , а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно  крутились.

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY. 

В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться        « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.  Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».               

Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают, маленькие ученики к четырем годам читают и понимают на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.

Успехов Вам   на длинном и увлекательном пути, а победы  обязательно придут! 


Рецензии
Интересно, получилась наполовину сказка, наполовину статья. У меня тоже есть сказка про преподавание. Но у Вас заимствовать ничего не буду, потому что у меня сказка не про математику, а про зверьков.

Николай Москвитин   11.12.2015 16:18     Заявить о нарушении