Гоген. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Поль Гоген.Откуда мы пришли? Кто мы?  Куда мы идём?(1897-1898гг.)

   Картина эта меня заинтересовала потому,что художник написал её собираясь покончить с собой.Он взял коробочку с ядом и пошёл в горы умирать.Картина является его завещанием.
           Что хотел он сказать своим потомкам?

           Это был сложный период в его жизни, несчастья следовали одно за другим с катастрофической регулярностью. И самым страшным было для него известие из Франции о смерти его любимой дочери Алины. Не в силах пережить утрату, П. Гоген взял огромную дозу мышьяка и ушел в горы, чтобы никто не мог помешать ему. Попытка самоубийства привела к тому, что он провел ночь в страшных мучениях, без всякой помощи и в полном одиночестве.

             В одном из писем писал: "Я вложил в нее, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли и в нем видна вся жизнь".         
            Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл нашей бесцельной участи? Все в этом мире лишь хаос, беспорядочное размножение, абсурд...

О КАРТИНЕ

           На поверхности грубого холста - неровной, узловатой мешковины - Гоген развернул историю человеческой жизни от рождения до смерти, расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся к созревшим плодам.

      Перед зрителем  изображен берег лесного ручья, в темных водах которого отражаются таинственные, неопределенные тени. На другом берегу - густая, пышная тропическая растительность, изумрудные травы, густо-зеленые кусты, диковинные синие деревья, "растущие словно не на земле, но в раю".

            Стволы деревьев странно извиваются, переплетаются, образуя кружевную сеть, сквозь которую вдалеке виднеется море с белыми гребнями прибрежных волн, темно-фиолетовая гора на соседнем острове, голубое небо - "зрелище девственной природы, которая могла бы быть раем".

            На ближайшем плане картины на земле, свободной от всяких растений, расположилась вокруг каменного изваяния божества группа людей. Персонажи не объединены каким-либо одним событием или общим действием, каждый занят своим и погружен в себя.
                Покой спящего младенца охраняет большой черный пес; "три женщины, присевшие на корточки, будто прислушиваются к себе, замерев в ожидании какой-то нечаянной радости. Стоящий в центре юноша двумя руками срывает с дерева плод... Одна фигура, нарочито огромная вопреки законам перспективы... поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмеливающихся думать о своей судьбе".

              Рядом со статуей одинокая женщина, будто машинально, идет в сторону, погруженная в состояние напряженного, сосредоточенного размышления. Навстречу ей по земле движется птица. В левой стороне холста сидящий на земле ребенок подносит ко рту плод, кошка лакает из миски... И зритель спрашивает себя: "Что все это значит?"

            На первый взгляд, это как будто повседневная жизнь, но, помимо прямого смысла, каждый образ несет в себе поэтическое иносказание, намек на возможность переносного истолкования.

               Так, например, мотив лесного ручья или бьющей из земли ключевой воды - это любимая гогеновская метафора источника жизни, таинственного начала бытия. Спящий младенец олицетворяет целомудрие рассвета человеческой жизни. Срывающий с дерева плод юноша и сидящие на земле справа женщины воплощают идею органического единения человека с природой, естественности его существования в ней.

              Человек с поднятой рукой, с удивлением глядящий на подруг, - это первый проблеск беспокойства, начальный порыв к постижению тайн мира и бытия. Другие раскрывают дерзость и страдание человеческого разума, тайну и трагедию духа, которые заключены в неизбежности познания человеком своего смертного удела, краткости земного существования и неотвратимости конца.


              Сам П. Гоген расценивал свое произведение как духовное завещание, может быть, поэтому картина и стала живописной поэмой, в которой конкретные образы претворились в возвышенную идею, а материя - в дух. В сюжете полотна преобладает поэтическое настроение, богатое неуловимыми оттенками и внутренним смыслом.

             Однако настроение покоя и благодати уже подернуто смутным беспокойством соприкосновения с миром таинственного, рождает ощущение скрытой тревоги, мучительной неразрешимости сокровенных загадок бытия, тайны прихода в мир человека и тайны его исчезновения. На картине счастье омрачнено страданием, духовная мука омыта сладостью физического существования - "золотой ужас, прикрытый радостью". Все нераздельно, как в жизни.
          
            Весной 1898 года он послал картину в Париж, а в письме критику А. Фонтена сообщал, что ставил своей целью "не создание сложной цепи хитроумных аллегорий, которые нужно было бы разгадывать.

                Напротив, аллегорическое содержание картины чрезвычайно просто - но не в смысле ответа на поставленные вопросы, а в смысле самой постановки этих вопросов". Поль Гоген и не собирался отвечать на вопросы, вынесенные им в название картины, ибо считал, что они есть и будут жуткой и самой сладкой загадкой для человеческого сознания.

              Поэтому суть аллегорий, изображенных на этом полотне, заключается в чисто живописном воплощении этой таящейся в природе загадки, священного ужаса перед бессмертием и перед тайной бытия.

         Позднее эта картина перепродавалась множеству других европейских торговцев и коллекционеров до того момента, пока ее не приобрела Галерея Марии Гарриман в Нью-Йорке в одна тысяча девятьсот тридцать шестом году. Позднее ее перекупил Бостонский музей искусств.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/3762789


Рецензии
Люди на картине разобщены, хотя находятся в едином пространственном куске.
Все зоны заполнены более или менее равномерно без явных акцентов. Автору нет места среди НИХ, он ИХ не понимает и не принимает. Вот и вся психологическая драма.

Нина Снн   09.12.2015 00:22     Заявить о нарушении
Видимо к концу жизни он переосмысливал прожитое. Наверное с каждым это происходит.
Пришло на ум последнее прощальное стихотворение Эльдара Рязанова. Как и многих других,оно меня очень затронуло.
В старинном парке корпуса больницы, кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться, и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень, листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен, принять несправедливость не могу.

Что мне теперь до участи народа, куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа, как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса, цвета и звуки, дорогие лица, кирпичные простые корпуса...

Алина Алексеева-Маркезин   09.12.2015 12:44   Заявить о нарушении
хороший стих, наполненный печалью и болью.
Люди, поставленные на грань морального и физического выживания не боятся смерти, не сожалеют о прожитом и не прожитом. Так животные уходят умирать от сородичей.
Рязанов чувствовал приближение смерти, но не хотел ее принимать, потому что не до конца исчерпал душевные силы, не до конца реализовал их в творчестве. Такая душа обречена на возрождение. Дай Бог.

Нина Снн   10.12.2015 23:26   Заявить о нарушении
Наверное в каждого это происходит по своему.Трудно быть готовым к смерти.То,что мы не знаем,всегда пугает.

Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину —
Между тем он давно в небесах предрешен.

Омар Хайям

Алина Алексеева-Маркезин   11.12.2015 13:43   Заявить о нарушении
Простите, ради Бога, что поправляю. Стихотворение Рязанова не было прощальным, и уж тем более - последним. Да, оно оказалось очень созвучным именно с этим временным отрезком, но... было написано аж в 1988 году.

За рассказ о картине спасибо!

Надя Вафф   22.12.2015 11:03   Заявить о нарушении
Не знала,что стихотворение не было последним.Но теперь это не так уже и важно.По смыслу очень сильное.

Алина Алексеева-Маркезин   22.12.2015 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.