Дир Князь киевский
862 г. …Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?».
Те же ответили: «Были три брата» Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»
Ничего более о происхождении Дира на страницах русских летописей не встречается.
Несколько иначе о появлении Дира в Киеве сообщает «Велесова книга»:
«От отца Ория до Дира прошло тысяча пятьсот лет, и праотцы наши были тогда словно медведи с мечами.»
«Подробнее об истоках наших расскажем так: за тысячу пятьсот лет до Дира пришли прадеды наши до гор Карпатских, и там осели, живя по укладу отцов. Роды их управлялись отцами родичей и старшим в роду был Шек из ориев.»
«А то еще вспомним того рыцаря Дира, который пришел к нам и побил нас из-за нашей раздробленности и усобиц. А после варяги Рюрик и Аскольд уселись в краю нашем. И мерзко нам (от этого) до крайности, ибо мы потомки рода славянского, который пришел на Ильмень озеро и Русь объединил (задолго) до готов.»
«Было это во время (правления) Дироса, и было (при нем много) греков, а потом исчезли, (когда) пришли к нам Аскольд и Рюрик.
И молю богов я, чтобы избавилась Русь от зла этого.»
«И вот мы достались иным, ибо голод стоял великий, и были мы (в это время) сиры и нищи. А те иные свое оружие железное наточили, чтобы Индру нашего свергнуть. От этого все и произошло. Поэтому Аскольд и Рюрик по Непре ходят и людей наших вызывают на бой. Но так как мы Дира имеем при себе, то не смеем ходить на них.
Это нам будет уроком, чтобы мы осознали наши ошибки и чтобы стало у нас по иному.»
«Аскольд этот пришел к нам со своей силою спустя (четыреста шестьдесят) лет после Алареха и захотел править нами. И Дирос Эллинский сказал нам смириться ибо договорились они править вместе. Но вскоре Аскольд убил Дироса и встал один на его место. Поэтому он враг наш, и не хотим мы его как врага.»
«Впервые варяги пришли на Русь (как недруги). Аскольд силою разгромил князя нашего, подло (обманув) его. После Дира власть над нами перешла к Аскольду, но (для нас) он князь не прошенный.»
Как видим, «Велесова книга» воспринимает правления Дира как некий исторический рубеж, за которым начинается новая историческая эпоха правление варягов.
Дир появляется в Киев в период смуты, и силой устанавливает свою власть. Но правление его, очевидно, было разумным и справедливым, поэтому киевляне стали воспринимать его как своего князя, а не завоевателя, как Аскольда.
«Велисова книга» подтверждает, что с приходом Аскольда, они с Диросом стали править совместною. В одной из дощечек «Велесовой книги» сообщается о гибели 200 воинов. Вероятно, это было связано с приходом Аскольда, который разбил княжескую дружину Дира, и навязал ему совместное правление.
Для понимания процессов, которые способствовали появлению Дира на Киевском престоле, обратимся к книге Ибн Русте «Дорогие ценности» в которой воспроизведен текст «Записки» анонимного автора с описанием ряда народов Восточной Европы и. Кавказа.
В разных вариантах текста «Записки» названы два носителя высшей власти у славян.
Главным правителем славян называется «глава глав» (ра'ис ар-ру'аса') по имени «малик». «Малик» по сообщению автора «Записок» обладает всей полнотой власти.
При «малике» находится второе лицо, так называемый заместитель главы, которого автора «Записок» называет «джир». Он осуществляет всю полноту власти в отсутствие в стране по тем или иным причинам «малика».
Итак, анонимный арабский автор говорит о том, что при правители славян существовал его заместитель, который на тюркском назывался «джир».
Для дальнейшего исследования обратимся к тексту Никоновской летопись, где в частности записано:
«864 г. Оскорбились новгородцы, говоря: «стали мы рабами, много зла претерпели от Рюрика и от рода его.
Того же лета убил Рюрик Вадима Храбраго и иных многих из бояр новгородских.»
Таким образом, Никоновская летопись сообщает нам, что до Рюрика Новгородом управлял некий Вадим Храбрый, соответствие которого мы находим в булгарской летописи Бахши Имана «Джагфар Тарихы», в которую включена, в том числе, и летопись Гази-Бараджа, в которой в частности рассказывается об одном сановнике булгарского балтавара (йалтавара).
В частности, там сообщается следующее:
«Угыр Айдар, 15-летний сын Кан-Караджара находился в это время в Башту. Получив весть о гибели отца, он хотел немедленно скакать в Кан для отмщения неприятелям. К счастью, анчийский приближенный балтавара Будим удержал его словами:
«Царь, не верь хакану. Он нарочно устраивает нападения на Мурдас, чтобы ударить тебе в спину!»
Однако балтавар не поверил бояру до конца и сказал ему:
«А не хочешь ли ты сам навредить мне и поссорить меня с хаканом? Вот я пошлю в Кан отряд и проверю истинность твоего заявления!»
Но когда посланный отряд подвергся вероломному нападению хазар, принявших его за балтаварский, Айдар вынужден был признать правоту Будима и стал действовать мудро и осмотрительно.
Расположение Угыра к бояру еще больше возросло после того, как тот построил для него новую крепость, которая была названа в честь погибшего кана «Караджаром»...
В 816 году отряд Будима, действуя по приказу балтавара, овладел галиджийской областью. Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра тарханом покоренного Балына. (Предполагается, что речь идет о волынской области, в состав которой в то время входили киевские и новгородские земли)
Будим восстановил Галидж и Урус и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын, Джир и Мен.
Мен был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев-воинов для обеспечения «джиенных поездок Будима по его наместничеству, а свое тарханство он именовал «Ак Урус» - для отличия от урусской области в Кара-Булгаре. Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли «ак уруслар» или «уруслар», ибо они служили урусскому бояру...
… Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань...»
Таким образом, есть все основания считать, что Вадим Храбрый и Будим являются одним и тем же историческим лицом.
В подтверждение этому «Повесть временных лет» сообщает:
«859 г. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.»
Иными словами, новгородские земли были подвассальны Булгари, с которой летописец отождествлял Хазарию.
В таком случае, Будим (Вадим) начинает новгородское правление в 816 г., ориентировочно в возрасте 25 лет. Тогда к 850 году ему уже было около 60 лет.
Надо полагать, что в это время, началась активная византийская экспансия Поднепровья, ввиду отсутствия сильного руководства этой областью. Так как Будим, по сообщению Ал-Масуди, основное внимание уделял торговому пути из варяг в Булгарию, то южными областями интересовался мало. Этим воспользовались византийцы, которые фактически навязали Будиму своего наместника в Киеве, который был представлен киевлянам как «джир» Будима. По этому на русский манер его стали называть Дир Эллинский, так как по происхождению он был грек, а по полномочиям булгарский представитель.
Когда в 864 г. Рюрик силою захватывает власть в Новгороде и убивает Будима, он не меняет основы руководства руссами, а договаривается с булгарскими представителями в Новгороде, о сохранении вассального статуса Новгорода по отношению в Волжской Булгарии, получая оттуда официальный ярлык на управление русскими территориями.
Учитывая, заведенную булгарами систему управления вассальными территориями через «джиров», он транслирует свои полномочия Аскольду, который уже с его ярлыком прибывает в Киев. После не большой стычки два «джира», один от Будима, другой от Рюрика, соглашаются на совместное управление Киевской Русью и даже осуществляют совместный поход на Византию в 866 г.
Надо полагать, что роль Дира в этом походе не понравилась Аскольду, который подозревал его в предательстве в пользу Византии. Поэтому по возвращению в Киев, Аскольд убивает Дира, став, таким образом, единоличным правителем Киевской Руси, но при этом продолжает исправно платить дань Новгороду, а тот в свою очередь выплачивал дань Булгарии.
В 879 г. умирает Рюрик, передав правление своему родственнику Олегу, который решил перенести главную ставку своего правления из Новгорода в Киев, в связи с изменением его политических интересов с Булгарии на Византию, которая становится для Олега приоритетным торговым направлением. К этому времени, Аскольд, очевидно, хотел, освободится от новгородского влияния, и Олег решил эту проблему его уничтожением.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию можно утверждать следующее.
Дир, это производное имя от тюркского слова «джир», означающее второе лицо в управлении государством.
Дир являлся представителем Византии и булгарским наместником в Киевской Руси и собственно киевским князем, в династическом смысле этого слова, ни когда не был.
Свидетельство о публикации №215102701277
Это "выскакивает" при первом обращении к поисковке. Интернет! В книгах Бориса Рыбакова я натыкался на это ещё в 90-х когда покупал их в книжных магазинах, где позже была "Нью-Йорк пицца", а теперь и её нет.
То что в этой вашей публикации вы в подбор цитируете как документы-первоисточники "Повести временных лет" и "Велесову книгу" даёт ключ к проблеме. Может быть, не стоит воспринимать всё буквально, как это делали некоторые записные историки. И Нестор-летописец, и Миролюбов были БЕЛЛЕТРИСТАМИ. Вот что надо понимать. Как были беллетристами(поэтами, художниками) Гомер,авторы "Слова о полку Игореве",скальды, творцы "Гэсэра", "Песни о нибелунгах"...И спасибо им за это. Иначе бы мы не знали, что Ахиллесом руководили Артемида и Аполлон, а Зиакфрид был ипостасью дракона...)))
Юрий Николаевич Горбачев 2 09.02.2023 14:33 Заявить о нарушении
Кроме того, личное имя (или кличка) Синеус встречается в позднейших русских источниках (под 1586 г. в летописи упоминается некто "Русин Синеус со товарищи"). Русский ученый А.Кузьмин доказывал, что имена Рюрик, Синеус и Трувор кельтского происхождения. Рюрик - это, дескать, вождь, князь (рикс), правитель галльского племени рауриков, обитавших на реке Рур, т.е. Р(а)урикс; Синеус (Sinaeus) от кельтского sini - старший (родственно латинскому senex - старик). Трувор - это, по мнению Кузьмина, кельтское имя Тревор (Trevor) в переводе значит "третий".
Если Аполлон руководил Ахиллесом, зачем ему понадобилось направлять стрелу Париса в пятку непобедимого героя? И зачем было Афине обманывать удиравшего от Ахилла Гектора и убеждать его остановиться. Гектор остановился, и Ахилл его прикончил. Значит, Афина - покровительница Ахилла. Аполлон же - враг Ахилла, убившего его любимцев Тенеса, Кикна, Троила, Гектора. Артемида вообще не связана с Ахиллом, скорее - с Энеем, которому она помогает после того, как Энея ранил Диомед.
Велесова книга - безграмотная подделка под славянскую старину.
Алексей Аксельрод 09.02.2023 18:21 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 09.02.2023 19:12 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 09.02.2023 19:22 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 09.02.2023 19:23 Заявить о нарушении
Моя уверенность в подлинности Велесовой книги основывается на собственных исследованиях, материалы которых представлены в разделе "Велесова книга" на моей странице.
Если Вы в состоянии их аргументировано опровергнуть, готов обсудить Ваши аргументы.
Александр Захваткин 10.02.2023 12:01 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 10.02.2023 12:57 Заявить о нарушении