Лабиринты судьбы. Исповедь наркомана. - Часть 6

                ЛИБИРИНТЫ СУДЬБЫ
                Исповедь наркомана

                Часть 6

      Он сразу же забывал те свои обещания Богу, как только опасность отдалялась. И теперь, когда перед ним раскрывался настоящий язык правды, все те предыдущие случайности и совпадения открылись в новом, истинном свете.
      В сущности, собеседники до нынешней, такой длинной задушевной и увлекательной ночи смотрели на Евангелие каждый по-своему. Старший из двоих, основывал свою жизнь на нем, потому что это было живое Слово Божие – закон бытия. Младший глядел на эту книжечку, как на некую вещицу, немного неудобную, так как занимает в одежде отдельное место и требует к себе, хоть и незначительной, но определенной заботы, талисман все-таки. Старший, стремился жить по ее законам, вникая в ее содержание, в духовную суть, – младший, относился к ней, как к неодушевленному предмету. И, даже после того, как Евангелие спасло ему жизнь, он смотрел на него, как на кусочек мягкого бронежилета, как на вещицу, вовремя положенную в нагрудный карман. А это уже его собственная заслуга: если бы он на этот момент просто взял и переложил книжечку в другой карман, – был бы сам виноват в своей смерти.
      Лось даже не предполагал, что все это можно истолковывать по-другому, поэтому, когда Михалыч раскрыл ему свое осмысление этих событий он, даже, как-то растерялся. Это было для него чем-то странным, доселе неведомым. Совершенно внезапно и в необычном свете открывался новый для него духовный мир – его, прежде незнаемый язык, каковой, как оказалось, тоже можно понимать. Все ранее с ним происходящее, оказывается можно переосмыслить и по-иному. Свою прошлую жизнь он видел в одной плоскости, даже не подозревая, что мир многогранен, многоцветен, и потому он нынче был похож на неискушенного зрителя, попавшего в картинную галерею. В первом зале, где он все это время находился, он видел офорты и гравюры, где незамысловатые сюжеты изображались в плоскостном решении, в двух тонах: черном и белом – точно как его жизнь. И только в других залах, где он увидел огромные многокрасочные полотна со сложными многоплановыми объемными изображениями, в каких можно увидеть современные сюжеты и целые исторические события, с глубоким философским смыслом, судьбы не только отдельных народов, групп людей, но и отдельных личностей, – он понял, насколько узок был его мир. Он растерялся и перетрусил, так как после узнанного сегодня, не сможет адекватно мыслить и воспринимать жизнь, потому что понимал, у него смещены, искажены  подлинные представления о ней. Это настораживало и пугало.
      - Что же мне теперь делать, Михалыч? – Тревожно спросил он.
      - Хорошенький вопрос, премилый. Вопрос всех времен и народов. Ты бы еще спросил: «Кто виноват?» – Михалыч улыбаясь, смотрел на Андрея.
      - Хорошенький ответ, и как я должен теперь разгадывать его? – умышленно передразнил его Лось.
      Михалыч рассмеялся.
      - Да, нет, просто я хотел сказать, что этот вопрос волновал многих людей, которые, видя свои проблемы и не зная как их решить, спрашивали у мудрецов – как быть, что делать? Народ спрашивал Иоанна Крестителя: «Что нам делать»? А Чернышевский даже книжку написал: «Что делать», пытаясь дать собственный ответ. Но самую верную рекомендацию дал Христос юноше, который задал ему этот же вопрос: «Продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной».
      Ты такой же юноша, как и тот, правда, в отношении твоей зажиточности у меня есть некоторые сомнения – проведя такую бурливую младость, вряд ли что нибудь наживешь – так что, ежели, даже, усердно поискать твои «роскоши», вряд ли что останется пожертвовать нищим. Но не это главное, главное вот: «… приходи и следуй за Мной». Спрашивается, зачем же идти за Христом? Для верующего – это риторический вопрос. А вот для тебя Христос дал конкретный ответ: «Сын Человеческий пришел души спасать». Твою тоже. У Него есть замечательный план для твоей жизни. Он указывает путь. Надо только Его услышать. А апостол Петр прямо сказал Христу: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». А что может быть прекраснее этого? Вот ты возле своего сердца все время носил бесценное богатство, кладезь мудрости – Евангелие, и если бы раньше пожелал прочитать, многих бед избежал бы. Читай его, многое поймешь.             
      - Так оно пробитое пулей, – удивился Андрей, – как же его читать?
      - Ничего, я тебе дам другое, у меня есть экземпляр, – успокоил его Михалыч, – я с собой вожу его всегда. В дороге читаю, до сих пор учусь в этом учебнике жизни. Так уж устроен человек, что в процессе своей жизнедеятельности создает для себя множество проблем. Но Бог помогает их решать. А продлившее тебе жизнь, пробитое пулей Евангелие, сохрани как бесценную реликвию, и когда у тебя родятся собственные наследники, по праздникам будешь доставать Его и торжественно демонстрировать им, – как вещий и последний Божий призыв к тебе лично. Это очень ценное свидетельство.
      - Я, Михалыч, боюсь иметь своих детей, так что некому будет демонстрировать то, о чем ты говоришь. – Грустно сказал Лось.
      - Ты это, что? Откуда такие сумрачные прогнозы? Ты говоришь загадками и что-то недоговариваешь. Ну-ка давай, выкладывай. – Категорично приказал Михалыч.
      - Еще во время войны, – грустно начал Андрей, – в Грозном, мне довелось как-то из горящего дома спасти малого пацаненка – годика три ему было. Пока нес его, он обхватил мою шею своими ручонками крепко-крепко, прижался головой к моей небритой щеке, весь дрожал, то ли от испуга, то ли от того, что боялся меня потерять. Он все шептал: «папа, папочка», проводил своей маленькой ладошкой по моей колючей щеке и опять крепко обхватывал шею. Этот крохотный комочек жизни трепетал в моих руках. Он не плакал, но как-то прилип ко мне так, что у меня сердце надрывно дрогнуло. Он напомнил мне меня самого. Я, ведь, сам не помню своего отца и знаю, что такое безотцовщина. А у меня мысль промелькнула, – может быть, даже, это я погубил его родителя. И так защемило в груди. Это было накануне моего ранения. Этот пацанишка потом долго снился мне. До сих пор, порой, ощущаю детскую крепость его ручонок на своей шее. Этот случай, один из немногих светлых пятнышек в моей жизни.
      Еще тогда я подумал о своих будущих ребятенках, так мучительно захотелось эти крохотные ручонки ощутить на своей шее, только ручки своего сына. Но потом мне кто-то рассказал, что дети проклятых, а я себя считаю таким, рождаются не всегда полноценными и, вообще, всякими уродами. И я испугался, что мои дети будут такими. Понимаешь Михалыч, я сам, козел, своей окаянной жизнью, угробил своих будущих потомков. Я не хочу иметь детей дебилов. – Лось с грустью отвернулся в окно.
      - И с чего ты взял, что ты проклятый? – удивился Михалыч.
      - А ты что думаешь, когда я отстреливал руки и ноги своим жертвам, они что благословляли меня? А может родители, жены или дети мной порешенных, делали это? – в голосе Андрея звонким металлом звучало отчаяние. Он почти физически страдал от сознания своей вины перед теми, им убиенными. Было жалко смотреть на него, как он мучится.
      - А ты знаешь? – Михалыч попытался сменить тему. – Я, по-моему, смотрел ту телевизионную передачу, о которой ты говоришь.
      - Ну и что там было? Расскажи, мне это важно знать. Позарез. – Оживился Андрей.
      - Одна молодая особа, – начал Михалыч, – постоянно болела. Подозрения были на всевозможные болезни, от них ее и лечили, но безрезультатно. Тогда решили проверить ее на наследственность. Оказалось, что у девчонки нет верхней части хромосом. Это такие составные части клетки, несущие генную информацию. После дальнейших изысканий оказалось, что ее дед, после революции был председателем сельского комитета бедноты и расстреливал односельчан, за что и был проклят громадой. Его вскоре свои же и расстреляли. Отец этой юной леди тоже маялся, пока в сорок лет не преставился. Человек временами подвергается стрессам, при этом у него нарушается не только гармоничность духа, но и тела. Теперь можно говорить, что наука подобралась к факту, что у преступников, в силу определенных эмоциональных перекосов разрушаются верхушки хромосом, и в таком виде передаются по наследству. В науке это называется «Хромосомные болезни» или «Хромосомные перестройки». Отсюда порочная наследственность. – Михалыч открыл свою дорожную сумку, достал оттуда Библию, в то же время, продолжая рассуждать. –  Поэтому, род вырождается, вернее, вымирает уже в третьем, четвертом поколении. Таким образом, теперь уже можно смело говорить, что, даже, наука подтверждает написанное пять тысяч лет тому назад (Михалыч прочитал в Библии): «… ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящих Меня и соблюдающим заповеди Мои».
      Ты понимаешь, Андрюха, какая штука: человек, совершающий преступление, и вообще какую нибудь гнусность, должен помнить, что он ответственен не только за себя, за свою судьбу перед Богом и людьми, но, что его поступки обязательно отразятся на собственных детях, внуках и правнуках. Нет такому удела среди человеков. Ему и его потомкам. Это последствия того закона общественной жизни, о котором я тебе говорил раньше. Но – это уже совершается на биологическом уровне. Проклятые вымирают в третьем – четвертом поколении. Те же изыскания показали, что только молитва и духовная музыка воссоздают гармонию духа и тела, т.е. восстанавливают хромосомы. Они божественного происхождения и несут смысловую нагрузку, код рода, поколений. Я не думаю, что ты к музыке имеешь какое-то отношение и обожаешь Бетховена, Брамса или Бортнянского, а потому музыка отпадает. А вот молитва…. Если ты считаешь себя проклятым, то твои хромосомные мутации, если они есть, можно восстановить, стоит только обратиться к их Создателю. Бог может многое простить. И тогда-таки ты сможешь увидеть себя оживленным в своих детях, внуках. «Если хочешь быть счастливым – будь им». – Говаривал доброхот Козьма Прутков. В моей жизни тоже не всегда было гладко.
      Михалыч задумался, долго смотрел в окно, видимо вспоминая какие-то свои неурядицы. Лось удивленно смотрел на него:
      - Неужели и у тебя бывают проблемы? Я думал, что только у таких, как я.
      - А я, ведь, тоже человек. Проблемы, конечно, не такие, как у тебя, но…. У всех они бывают, но Бог помогает с ними справляться.
      - Так ты считаешь, что все мои предыдущие «художества» Бог может простить? – все допытывался Андрей.
      - Убить другого, –  рассуждал вслух Михалыч сначала как бы сам с собой, а потом, делясь своими мыслями с Андреем, – значит помешать Божьему замыслу в отношении этого человека, а убить себя – значит грубо швырнуть в лицо Создателя Его дар. Ты делал одно, подумывал о другом; в связи с тем, что считаешь себя проклятым, боишься, что дети твои будут неполноценными; общался, конечно, в переносном смысле, с дьяволом; пустил свою жизнь на ветер, то есть, прожил всю жизнь без доброго плода, судьба бросала тебя по разным темным оттенкам жизни. Как ты еще СПИДом не заболел? Это чудо. Наверное, Бог тебя, несмотря, на твои «крутые художества» любит, потому и спас. Ты жил по законам грубого материализма, а это жизнь, в сущности, по канонам низменных инстинктов. Я мог бы доказать истинность того о чем сейчас сказал на основании Слова Божьего, фактов и логики, но жаль на это тратить время, у нас его и так мало. Жизнь твоя была никудышная. Ты был, хоть и по непониманию, не просто пустоцвет, а серьезным противником Богу.
      Ты понимаешь, Андрей, от одних твоих желаний, желаемое не появится. Нужно делать дело. А у тебя душа стремится к обновлению, значит она у тебя живая и ты не потерян для Бога, для себя – я тебе уже говорил об этом. Выход есть. Выход есть из любых ситуаций, но только с Богом. На этом свете есть только одна защита от зла – Бог. Тебе нужно окончательно перейти из одного поля в другое. Из отрицательного в положительное. Решительно и навсегда. Иначе, – Михалыч улыбнулся, и чтобы снять напряжение, горько пошутил, – как говорится: «Там, где заканчивается полоса неудач, начинается территория кладбища».
      Не помню, уж, когда, смотрел какой-то фантастический фильм, так там в самый критический момент из океана выныривает спрут и хватает своими длинными и огромными щупальцами лодку спасшихся от кораблекрушения, пытаясь затащить ее под воду, и чтобы спастись от новой напасти, они топором обрубают щупальцы и этим избавляются от беды. Вот так надо и с сознанием. Решительно, без сожаления обрубить прошлое. Не забыть, ты его уже никогда не забудешь, а отбросить за ущербностью и вредоносностью. В науке отрицательный результат – тоже результат, то есть, к нему уже никогда не нужно возвращаться, в противном случае получишь то же самое. Нужно вызвать глубинную перестройку личности, твоего сознания. А это в состоянии совершить только Бог. Необходима духовная трансформация. Пусть твоя прошедшая жизнь, какая бы она ни была плохой, станет своеобразным фундаментом твоей будущей. Не подумай, что я давлю на тебя. В любом случае решать тебе. Просто я хочу, чтобы жизнь твоя сложилась нормально, а это возможно только с Богом. Ты уж поверь мне, я жизнь прожил и знаю это точно.
      Я знаком с одним молодым человеком, его тоже, как и тебя зовут Андреем, и фамилия почти такая же: он тоже бывший наркоман, но окончил институт и теперь – психолог, служитель в церкви. Помогает таким как ты. Кстати, он мне и рассказывал о наркоманах. Есть у нас в Пятихатском районе один христианский реабилитационный центр, возглавляет его Руденко Александр. Мне рассказывали, он брал к себе даже полусгнивших наркоманов, с разлагающейся, но пока еще живой плотью, лечил душу, ну а заодно и плоть – тебе туда бы. Впрочем, кроме этого есть и другие центры, например в городе Костополь Ровненской области.
      - Михалыч! – Лось аж подскочил на месте, радостно засмеявшись, – так я же в Пятихатки и еду! Ты смотри, какая Земля тесная. Кто бы мог подумать, что я, вот так, совершенно случайно, попутно, нежданно-негаданно встречу тебя, и ты «поднимешь мне веки»; ты мне советуешь, куда мне необходимо податься, и это совпадет с тем, куда я еду. Чудеса, да и только.
      - Я не думаю, что это совпадение, – улыбнулся Михалыч, – у Бога нет случайностей. Я не знаю, почему Бог хочет тебя спасти. Наверное, это заслуга матери, ее молитв. Но то, что ты Ему нужен – это точно. Он много раз обращался к тебе, но ты Его не слышал. Теперь ты знаешь Его голос. Безусловно, это Он предопределил нашу встречу. Это Он через меня открывает тебе глаза. Не я даю тебе свои советы – это Бог предлагает тебе Свою руку помощи. Я лишь только скромный передатчик Его воли. Завершился период твоих пустых мерцающих иллюзий. Закончилась плотскость, на ее месте возрождается духовность. Пришло осознание твоей собственной духовной нищеты. Ты сам говорил, что ты очнулся. Ты оживаешь. Узнал истину и путь к ней. Теперь ставь правильную цель в жизни. Достигай ее. Приноси свой добрый плод. Этот вечер и ночь – капля в вечности – оставили свой след во времени, в душе. Они прошли не зря, недаром. Они, надо полагать, родили что-то в твоей душе. Я рад за тебя.

                8

      Поезд пришел по расписанию. Солнце поднялось уже достаточно высоко и по-осеннему не жарко ласкало приехавших. Перрон быстро опустел. Ни встречающих, ни приехавших, ни продавцов сладостей с грузчиками, – никого уже не было. Лишь молча, иногда перебрасываясь редкими, незначительными фразами, стояли два человека. Седой старик и юноша. Все то, что их интересовало, они обговорили ночью, и сейчас стояли просто потому, что не хотелось расставаться. Каждый думал о своем.
      Глеб Михалыч размышлял о сложных перипетиях, которые многотрудная жизнь подбрасывает своим подопечным. И этот юноша, – одно из звеньев в бесконечной цепи жизни, которая тянется через него из глубины прошлого к бесконечному будущему. У каждого свой путь, своя индивидуальная судьба. И эта исполинская трагедия души сегодняшней ночью, хочется думать, застопорилась. Жизнь бессердечно обошлась с ним, и он имел право на озлобленность. Но Лось сумел сохранить себя от нее. Хотелось верить, что этот молодой человек, с искалеченной судьбой и уже, в какой-то степени, очищенный страданием, не споткнется на новом пути. Его ждет новая и, так хочется уповать, счастливая жизнь. А многие, ведь, оставляют после себя только запах тления, смрадный запах разложения, оскверняющий землю. И теперь появилась надежда, что этот  избитый безысходной судьбой человек, возродится как феникс из пепла, и обретет настоящий смысл жизни.
      А младший думал о том, что еще вчера он не знал, что делать от беспросветности и гнетущей тоски – он не верил во всякие наркоцентры, он их уже проходил и не раз – но вот встретился на пути человек, смогший открыть ему глаза и указать направление, в котором нужно идти. Он распахнул перед ним мир духовности, научил понимать его язык, – новый, незнаемый ранее, но такой необходимый для жизни язык. И не требовалось в изучении его напрягать свою память, зазубривать падежи, прилагательные, и прочие наречия. Душа сама с радостью и новым упованием впитывала, воспринимала эти глаголы вечной жизни без напряжения, без усилий. Светлая надежда, хоть и с трудом, но все же бесповоротно вышвырнула из сердца тупую безнадегу и тоску. Даже сама полуденная природа, с ее красочными осенними колерами, вселяла в сердце радость и стимул к восприятию такого желанного будущего.
      И вот приходилось прощаться с человеком, который стал близким и родным. Он принес Андрею радость надежды, а это многого стоит, и указал путь, где он может найти свой смысл. Не привыкшее к сантиментам, пока еще грубое сердце Лося бунтовало, он хотел на прощание крепко обнять этого человека и расцеловать, но стыдился – непривычно было выглядеть сентиментальным. Это пока было чуждо ему.
      Им обоим было как-то неловко. Они за эту ночь очень сблизились. Старший для младшего стал вроде отца, не по крови, что очень огорчало младшего, а словно бы духовного отца, наставника, а старшего радовало то, что он сумел открыть для этого юноши горизонты нового бытия и встать на путь совершенствования, духовного обновления. Но сознание того, что, в сущности, такие сложные метаморфозы в реальной жизни встречаются чрезвычайно редко, во всяком случае, младший вообще не слышал о подобном, удерживало их от бурного изъявления своих чувств. И вот это несоответствие случившейся действительности и обычности повседневной жизни, в серости бытия которой, редко случаются подобные превращения, порождало какую-то нереальность происходящего и неловкость. Они по-мужски стеснялись, как им казалось, излишней сентиментальности. Андрей протянул для пожатии руку:
      - Ну, Михалыч, мне пора. Спасибо тебе за науку. Ты дал мне надежду. Для меня это очень много. Мы славно провели ночь.
      - Ты, когда определишься, позванивай. – Михалычу было грустно расставаться. – Когда сможешь, приезжай. Адрес и номер телефона у тебя есть.
      Андрей уходил неспешными шагами. Полдневное теплое солнце светило ему в спину. Пройдя некоторое расстояние, Лось остановился и оглянулся. Глеб Михалыч смотрел ему вслед. Быстрым шагом Андрей вернулся, обнял крепко Михалыча и поцеловал его в небритую щеку. Потом как-то смущенно наклонил голову и нерешительно, с трудом подбирая слова, неуверенно произнес:
      - Ты, батя…, это…, помолись за меня. – Глаза его стали влажными.
      - Я и без твоей просьбы сделал бы это. Давай – только вперед! Бог тебя не оставит.
      Лось уже не оглядывался. Он шел и твердыми шагами наступал на свою тень, словно она была его отвратительным черным прошлым, и он так, расставаясь с ним навсегда, решительно топтал его ногами и бесповоротно расправлялся со своим минувшим бытием.
      Глеб Михайлович смотрел ему вслед и губы его шептали: «Давай, смелей, сынку. Ты на правильном пути. С Богом».      

                Октябрь 2011г.


Рецензии
Название "ЛИБИРИНТЫ СУДЬБЫ" следует исправить на "ЛАБИРИНТЫ СУДЬБЫ"...

Юрий Казаков   11.04.2016 08:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.