Об Алексее Даниловиче Дурове

Секреты мастерства

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

Народный артист РФ Алексей Данилович Дуров создал в спектаклях на сцене Ульяновского драматического театра много ярких образов: Шуйский в «Монархах» А. Толстого, Штрих в «Маскараде» Ю. Лермонтова, Президент в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Грознов в «Правде хорошо, а счастье - лучше» А. Островского, Ванюшин в «Детях Ванюшина» А. Найдёнова, Питчем в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, Полоний в «Гамлете» У. Шекспира.
Я же обратила особое внимание на творчество Алексея Даниловича Дурова в спектакле по драме Ивана Тургенева «Нахлебник», где он играл главную роль нахлебника Кузовкина. Такого потрясения я не испытывала в дальнейшем ни от одной исполненной им роли на сцене родного театра. Почти весь зал рыдал, сдавливая слёзы, когда со сцены звучал заключительный монолог всеми униженного, превращённого в полное ничтожество человека. Видимо, пьеса произвела потрясающее впечатление не только на публику, но и на профессионалов, так как была записана для центрального радиовещания и неоднократно звучала в эфире.
Все остальные последующие роли были не похожи на эту, и, соответственно, они не могли вызвать во мне такую же реакцию, какая была после просмотра образа нахлебника, гениально воплощённого на сцене Дуровым. Роли, которые я затем смотрела на сцене драмтеатра в исполнении Алексея Даниловича, не были похоже на тургеневского героя, поэтому и реакция на них была в моём сердце иной. И я поняла тогда в чём главное мастерство этого актёра. Он никогда не пытался ошеломить своей игрой зрителя. Прежде всего, для него было важным точное донесение образа героя со сцены. Его персонажи реальны, своеобразны и неповторимы. Именно, такими их видят режиссёры и авторы произведений. Алексей Данилович не играет, а живёт на сцене. И, конечно, если встретится в его актёрской судьбе более обиженный, униженный и растоптанный жизнью и судьбой герой, чем тургеневский Кузовкин, то Дуров сыграет его так, что весь зал будет рыдать в полный голос. Много ролей за спиной великого актёра. Среди них комические, трагические, эпизодические, но всегда каждая из них была до того живой, искренне сыгранной и запоминающейся, что мне каждый раз казалось, что актёр за рампой в спектакле играет самого себя, настолько персонажи получались органичными. Порой смотришь спектакль и думаешь, что Алексей Данилович просто рассказывает нам о себе со сцены... Во многих пьесах Дуров играет роль доктора, врача, но все его доктора такие разные, непохожие, что порой не верится, что исполнялись все эти образы одним и тем же актёром. Народный артист России Алексей Дуров — удивительный мастер эпизода. Как бы мало не выделялось в спектакле времени на исполнение роли, образ, созданный актёром на сцене, не забываем.
 
Алексей Данилович не смог назвать любимой ни одну из перечисленных мною ролей, хотя их сыграно десятки. Татьяне Богдан в своей статье «40 лет служения искусству» очень точно удалось передать отношение к своей профессиональной деятельности Алексея Даниловича. В тексте небольшого отрывка из этой статьи очень хорошо отражено глубокое понимание Дуровым целей артистической деятельности и его серьёзный подход к древнейшему и сложнейшему из ремёсел на земле — актёрскому:
«На сцене драмтеатра Алексей Данилович сыграл десятки ролей. Когда я попросила его назвать любимую работу, он очень удивился:
— Как? В «Обрыве» у меня 13-минутный эпизод, но если я вложил в него всё, что мог вложить, как он может быть нелюбимым? Все ж они —  дети-то!
В этой короткой фразе выражено отношение Дурова к своей профессии. Наверное, именно поэтому, независимо от степени сложности, его герои неизменно притягивают к себе внимание зрителя. К примеру, Эгей Дурова («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира) врывается к царю Тезею с законом в руках. Он требует наказания для своей дочери за ослушание. Герой — приверженец старинных афинских законов, фигура трагичная, трогательная и немного смешная в своём неприятии жизни молодого поколения. Но персона же Дурова появляется так стремительно, он настолько убедителен в своих взглядах, что заставляет растеряться даже самого Тезея и становится центральной фигурой всей сцены. Подобный эффект — результат поиска длиною не в один день. Вообще, к работе над каждой новой ролью актёр подходит очень ответственно: главенствующую роль в создании образа, по мнению Дурова, играет режиссёр-постановщик. У него есть определённая схема спектакля. Именно режиссёр определяет, каким будет конкретный персонаж в конкретной постановке. Актёр вправе согласиться, но вправе и изменить, расширить образ, добавить что-то своё. Главное — найти суть образа. Ищешь, что говорят о твоём персонаже другие герои, анализируешь его слова и поступки, исследуешь авторскую позицию. Часто характеристика персонажа открывается через манеру говорить, через жест, через детали одежды, в общем, через некую порой едва заметную чёрточку. И только найдя её, начинаешь фантазировать, «лепить» характер. Например, для создания образа Роланда («Дикарь» А. Касона) было достаточно одной характеристики: «старая лиса». И сразу стали ясны детали образа — походка, манера разговаривать. Но вместе с тем нельзя забывать и о том смысле, что скрыт между строк. Очень важно увидеть этот подтекст и суметь донести его до зрителя.

И в работе над ролью графа Кутайсова в спектакле «Павел I» Д. Мережковского Алексей Дуров идёт по более сложному пути. С одной стороны, он берёт за основу характеристики автора и играет Кутаисова мягко, ненавязчиво, выражая это и в пластичном решении образа. Но с другой стороны, над телом убитого императора перед нами — другой Кутайсов. Он являет собой не только трагедию Павла, но и трагизм времени. В исполнении Дурова этот образ становится объёмным, значительным.
Свою профессию Алексей Данилович, шутя, называет бегом на длинную дистанцию с барьерами. Но тут же добавляет уже серьёзно: «Театр — такая же неотъемлемая часть меня, как рука, нога. Это черта характера, уклад жизни. Это, пожалуй, сама жизнь».

И его сердце всегда открыто новым сценическим образам, в которые он постоянно вкладывает частичку своей души. После данного Богдан интервью Народным артистом России создано очень много ярких образов. Например, в поставленной заслуженным артистом РФ Евгением Георгиевичем Редюком комедии Людмилы Разумовской «Бесприданник», Дурову сумел создать из комической роли 59-летнего жениха Ивана Кузьмича Чернохвостова трагический образ. Алексею Даниловичу удаётся от частного случая перейти к широкомасштабной трагедии пожилых людей, оказавшихся не по своей воле в тисках особой жизни состарившегося поколения России, почти внезапно. И спасение этой кучки людей с нелёгкой судьбой на территории России они могут осуществить только сами. Как барон Мюнгхаузен они должны вытащить из этого болота жизни каждый сам себя за уши, поддерживая при этом пятерых новых знакомых, которых так нелепо свела с Чернохвостовым судьба. Образ Чернохвостова очень сложен и неповторим в исполнении Алексея Даниловича. На протяжении всего спектакля он становится настолько многогранным и, можно сказать, совсем новым. Персонаж Дурова постоянно меняется сам и изменяет окружающее пространство и людей, находящихся в этом пространстве. Женщины пришли в бюро знакомств получить хоть какого-то для себя мужа, а получают в конце спектакля надёжного мужчину, который объединяет их вокруг себя в коллектив, в котором можно уже позитивно и многофункционально решать вопросы каждой героини. Настоящими открытиями для ульяновской публики стали роли, сыгранные Алексеем Даниловичем в спектаклях, поставленных на сцене нашего театра народным артистом Латвии Аркадием Фридриховичем Кацем. Все шесть спектаклей: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Правда хорошо, а счастье — лучше» Александра Островского, «Три сестры» Антона Чехова, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Николая Думбадзе, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Скупой» Жана-Батиста Мольера, — обогатили в лице героев, созданных Дуровым, ульяновскую сцену так, что только об этом можно написать огромную и очень интересную статью. Потрясающее, трагическое воздействие на зрителей произвели персонажи, созданные Дуровым, в спектаклях: Недялки Йорданова «Ловушка для короля» и «Слепые» М. Метерлинка. Трагедия  незаурядных пожилых мужчин в этих спектаклях показана с такой горечью и неотвратимостью страданий, что волосы встают дыбом. Особенно потрясает образ короля, сыгранный с таким мастерством гениальным, измученным жизнью актёром в экстремальный момент показа убийства Гонзаго в спектакле «Ловушка для короля». Смотря эту сцену, начинаешь верить, что порой актёры становятся за рампой истинными королями, а короли, облачённые в королевские мантии и доспехи и наречённые Божьей милостью королями, выглядят как заурядные лицедеи...    
Что ж будем ждать новых премьер с участием этого прекрасного актёра, который, возможно, уже в тринадцатитысячный раз начнёт интересный диалог со зрителем, даря ему щедро светлую ауру своего таланта.
Сегодня у одного из старейших работников сцены Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова народного артиста РФ Алексея Даниловича Дурова, признанного одним из первых, ветераном-работником Культуры Ульяновской области — День рождения. Так пожелаем прекрасному лицедею, славному человеку долгих лет жизни на сцене, много новых необычных ролей и огромных успехов в театральной деятельности, а также хорошего здоровья для осуществления всех планов в личной жизни.   

5.10.2013

Надежда Никищенкова


Рецензии