Можно ли подавлять страх?

Поразмышляем. Вспомнился конкретный пример, когда меня уносило на надувном матраце в открытое море (рассказ «Волна»). Когда я осознал, что с течением справиться не смогу и никто мне не поможет, потому что никто не знает, где я, а среди штормовых волн меня просто не видно, меня охватил страх. И чем больше я осознавал свою безысходность, тем сильней становился страх. Мне реально грозила гибель на «пустом месте», а выхода абсолютно не было. Дело к ночи, по небу поползли тяжелые грозовые тучи, я замерз, устал, а до берега далеко. Без матраца невозможно зафиксировать направление, в котором надо плыть, а на матраце меня все дальше утаскивает от берега подводное течение, справиться с которым я не могу. Страх парализовывал и отбирал последние силы. Чем больше он давил на меня, тем сильней я на нем клинился, тем меньше мыслей по спасению приходило в голову. Появились очень коварные и опасные мысли относительно того, что надо подавить страх и начать надеяться на чудо. Но разум противился этому и принуждал икать выход, а не тешить себя надеждой на чудо. А выхода не было, поэтому это «чертовский» голосок становился все настойчивей и убедительней. Он советовал, буквально настаивал ударить по страху, подавить его и замкнуться на мыслях о чуде, на надежде, что чудо спасет от неминуемой гибели. И тогда я, как утопающий за соломинку, обратился за помощью к покойной маме, которая при жизни была атеистка, коммунистка и в бога, как и я, не верила, хотя к концу жизни к ней начало приходить понимание бога. Тогда вера считалась дурным тоном и существование Бога отрицалось на государственном уровне. Возникший образ покойной мамы указал мне глазами «наверх», к небу, чтобы я обратился за помощью к Богу. Я сначала покаялся перед мамой за все плохое, что сделал ей при ее жизни, а потом, обратившись к богу, начал каяться перед ним и обещать, что больше ничего плохого делать не буду и спасение пришло виде прозрения – я заднюю секцию у матраца использовал, как парус и благодаря этому доплыл до берега. Уже потом, проанализировав произошедшее событие, я пришел к выводу, что не обратись я за помощью к маме, богу, эта мысль просто бы не пришла мне в голову. Нужная информация была вокруг меня, просто я ее в упор не видел из-за своего чрезмерного эгоизма, с его односторонней направленностью. Как ни велик был соблазн подавить страх, и спрятаться от него в спасительном самообмане, под убаюкивающие нашептывания надежды, я этого не сделал, иначе бы просто погиб. Чтобы выжить, мне пришлось признать то, что было абсолютно неприемлемо для меня в тот момент – существование Бога, которого я до этого отрицал. Как известно, в окопах атеистов не бывает. Когда человек оказывается на краю гибели, он обращает свой взор к небу и просит помощи у Бога, при этом каясь в совершенных грехах, которые и подвели его к трагической ситуации. При искреннем раскаянии, Бог действительно помогает, как это было показано в описанном примере…. Мы на каждом шагу подавляем страх. Делаем это, чтобы защитить свою психику от травмирования. Когда мы не можем справиться со страхом, мы его подавляем и убегаем от него в самообман, во что-то малозначимое, чему мы придали повышенную значимость. В то же время, подавление страха ведет к его количественному накоплению. Лучший способ избавиться от страха – это решить проблему, которая породила страх. Иногда это бывает просто невозможно. В таких случаях, проблему страха надо отодвинуть в долгий ящик, пока не возникнет ситуация, при которой проблема станет решаемой. И такую ситуацию надо создавать самому, чтобы ускорить процесс. Жители целых государств, чтобы выжить, подавляют страх и прячутся от него в ложные правильности, выдавая их за истину. Подавление страха не так уж безобидно, как кажется. За подавление мы расплачиваемся своим здоровьем, качеством и продолжительностью жизни.  Кроме того, подавление страха сильно тормозит интеллектуальное и духовное развитие человека. Насаждение страха, жестокости, похабели в средствах массовой информации, тормозит развитие государства и способствует снижению его обороноспособности, так как разрушается любовь и базирующуюся на ней духовность, а значит, институт семьи, являющийся основой сильного государства…. Подростки, убегая от жестокой реальности в виртуальный мир – компьютерные игры, социальные сети, алкоголь и пр., думают, что от этого, они становятся сильнее, так как не подавляют свои желания, свое ЭГО, а дают ему полную свободу. На самом деле, убегая от реальности, от страха, они становятся слабее, потому что их сильное, благородное Я, в основе которого любовь, чувство собственного достоинства, гордость, самоуважение, благородство, человечность не получают развития. Подавление страха активизирует жестокость, цинизм, а количество страхов от их подавления, не уменьшается, а нарастает. И реальность от этого становится все более страшной и менее понятной, а связь с ней, все более разрывной. Чтобы восстановить нарушенное страхом равновесие, придется проделать огромный путь назад, чтобы осмыслить страх и исправить ошибки, допущенные на духовном уровне. Лучше и правильней изначально не допускать в себя страх. Для этого, надо смотреть ему в глаза и решать проблемы, которые его порождают. Это – труд, но если не прикладывать усилий, то воля станет еще слабей и тогда легко можно попасть в любую зависимость. Но ведь хочется реализовывать желания, для того мы и живем в этом мире. Реализуйте, но только не отрываясь от реального мира, а в нем самом. Виртуальные же желания, если они чрезмерны (потребность в сказке присуща человеческой природе), будут рушиться, как карточный домик, поскольку в реальности они не осуществляются. Это разрушит мечты, фантазии и вместо радости, придет разочарование…. Смотреть страху в глаза не просто - для этого требуется определенное мужества, но зато «не решаемое» становится решаемым и вы снова возвращаете себе себя настоящего. Подавленный страх все время будет делать из вас дурака, поскольку убежав от страха, вы сами себя обманули. Страх уходит, когда внимание стабилизируется. Но и с этим не все так просто. Стабилизация равновесия, внимания требует признания не только своих, но и чужих интересов, с целью нахождения компромисса, активизации совести, признания своих ошибок, раскаяния за совершенные проступки, милосердия к врагам своим. Только в этом случае, проблема страха будет решаться кардинальным образом. Зато чистой становится душа, укрепляется здоровье, воля, становится безмерной память, чувствам возвращается их первозданность, мировосприятие становится правильным, не искаженным страхом, божественным. Есть за что бороться и к чему стремиться.                27.10.2015 г.


Рецензии