Причины успеха партизан на Нижнем Амуре

(Отрывок Главы 2 из моей книги «Партизанское и подпольное движение на территории Хабаровского края в период колчаковщины: проблемные вопросы, факты, решения. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 162 с.». Книгу можно найти в научных библиотеках Хабаровска и Благовещенска, а также в библиотеках БГПУ в Благовещенске и Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке, ну и, конечно, во всех библиотеках г. Свободного Амурской области. Предположительно эта книга может быть и в главных московских библиотеках, поскольку часть экземпляров было отправлено после издания именно туда. Должен предупредить, что в московских экземплярах не исправлена опечатка на первых страницах, касающаяся даты начала подпольного движения в Хабаровске. Следует читать 1918, а не 1919 год.)



7. Вопрос о причинах столь быстрых и решительных успехов партизанского движения на нижнем Амуре зимой 1919-1920 годов в советской историографии, как правило, всерьёз не затрагивался.  Лишь в исследованиях 1923-1924 годов этому было уделено определённое внимание, особенно в работе Д.Бузина-Бича, который какое-то время до вступления в партизанский отряд учительствовал в д. Новоильиновке на Амуре и поэтому изнутри знал социально-экономическую, социально-политическую и социально-культурную ситуацию в регионе.  Эта информация, подкреплённая другими источниками, позволяет понять, почему партизанам так легко удалось овладеть огромной территорией Нижнего Амура и установить здесь свою достаточно прочную власть.

Первая причина проистекает из культурно-исторических особенностей данного региона.  В этом отношении его можно дополнительно подразделить на два существенно разных района: собственно Нижний Амур (от г. Хабаровска до с. Мариинского) и низовья Амура.  В отличие от всех других районов Дальнего Востока, Нижний Амур заселялся почти исключительно русским населением Урала и Среднего Поволжья.  Причём большинство поселений здесь были основаны ещё в 50-60-е годы XIX века, то есть являлись старожильческими.  Столыпинское переселение затронуло этот регион довольно слабо.

Это обстоятельство определило весьма значительные культурные отличия его населения от населения соседних с ним территорий.  Крестьяне-старожилы Нижнего Амура более чем за полвека освоения этого региона успели хорошо приспособиться ко всем его особенностям.  Большинство из них жило вполне зажиточно.  По свидетельству Д.Бузина-Бича, они пользовались до революции относительной свободой и даже покровительством краевых властей.  Медицинская помощь населению здесь была организована сравнительно хорошо.  Почти каждая небольшая деревушка имела школу, библиотеку и учителя.  Во многих селениях располагались почтово-телеграфные отделения.

Д.Бузин-Бич отмечает у местных крестьян такую важную особенность, как сильно развитое национальное самосознание (Д.С.Бузин (Бич).  Партизанско-повстанческое движение в низовьях реки Амура. 1919-1920 гг. / Революция на Дальнем Востоке. Вып.1. М.,Птгд, 1923. С. 12).  Оно определялось и великоросским происхождением, и довольно высоким уровнем грамотности, и близким соседством резко отличающихся от них расовыми, языковыми и культурными признаками многочисленных азиатских народов и населённых ими стран.  Православную религию русские жители Нижнего Амура считали частью своей национальной культуры.  «Мало религиозные – пишет Д.Бузин-Бич – они всё же поддерживали церковь и духовенство, но только потому, что считали их одной из отличительных особенностей русской национальности».

Естественно, что и отношение к первым Советам у местных крестьян, как свидетельствует Д.Бузин-Бич, «было сдержанное; присматривались ко всему, подходили со своей меркой – наибольшей материальной выгоды для себя» (Там же).  В пользу Советов говорили их мероприятия по уничтожению хищнических форм ловли рыбы японскими рыболовными фирмами в устье Амура и данное крестьянам обещание вывозить пароходами кету осеннего посола в города по льготным тарифам.  Да и налоги при первых Советах крестьяне фактически не платили.

Но и антисоветская пропаганда тогда тоже не дремала.  Как утверждает Д.Бузин-Бич, уже «в первые дни революции … противники Советской власти разъехались из городов по деревням Амура и неустанно агитировали …, указывая на то, что … комиссары доберутся и до деревенских богатых мужиков, отнимут у них скот и все излишки и поделят между босяками, что все мероприятия «совдеповщины» в пользу крестьян временны, что комиссары впоследствии сумеют содрать за призрачные благодеяния с каждого шкуру и т.д.» (Там же).

Эти, по настоящему «вещие», предупреждения тоже довольно долгое время находили отклик в душах крестьян-старожилов.  Не случайно вплоть до начала зимы 1919-1920 годов среди партизан было очень мало выходцев из старожильческих нижнеамурских деревень.  Отряд Мизина состоял в основном из пришлых бывших красногвардейцев и местных крестьян-новосёлов.  В то же время, и против партизан старожилы Амура не выступали, стараясь придерживаться нейтралитета в давно уже идущей здесь гражданской войне.

Поэтому, начиная поход на Нижний Амур, военревштаб должен был тщательно продумать свою политику среди местных крестьян, чтобы не настроить их против себя и, тем самым, не поставить под вопрос само существование партизанского движения в Хабаровском уезде.  Во многом, видимо, этим обстоятельством и был обусловлен отказ военревштаба от немедленного восстановления на Нижнем Амуре власти Советов по образцу 1918 года.  Вместо них вводилась система сельревкомов – временных органов, назначаемых военревштабом из числа сочувствующих партизанам местных жителей, и объединявших в своих руках всю гражданскую и военную власть в своих деревнях.

Эти учреждения должны были стать, и стали, необходимым инструментом военревштаба в деле мобилизации имеющегося у сельского населения оружия, продовольствия, а также людских ресурсов под лозунгом борьбы против японской интервенции и уже опостылевшей всему крестьянству кровожадной власти атамана Калмыкова и Колчака.  Тем самым на территории Нижнего Амура фактически вводился режим военного положения.  Целью его были, с одной стороны, организация эффективной обороны новых партизанских баз по Амуру со стороны крупных белогвардейских и японских гарнизонов в Хабаровске и Николаевске, а с другой – обеспечение существования партизан и самого населения этого не производящего собственного хлеба региона, при невозможности получить продовольствие откуда-либо извне.

Такая организация власти была охотно признана практически всем нижнеамурским крестьянством, понимавшим в тот момент, по-видимому, что иной альтернативы в сложившихся условиях, для него нет.  При внешней схожести мероприятий военревштаба на территории Нижнего Амура с политикой «военного коммунизма» в Советской России, они всё же существенно от последней отличались, и больше соответствовали действиям правительств Англии, Франции и Германии по организации тыла во время первой Мировой войны.

Конкретно эта деятельность, как вспоминает И.Жуков, заключалась в следующем: «старосты и … ревкомы в трёхдневный срок взяли на учёт все продовольственные запасы.  Списки местных жителей с указанием наличия муки, крупы и овса были представлены в Военревштаб…  Учтённые продовольственные запасы не изымались и никуда не свозились.  Продукты оставались у владельцев, которые давали подписку о том, что они приняли на хранение продукты и не имеют права расходовать их без разрешения Военревштаба.  Старосты и … ревкомы выдавали по спискам на каждую душу по одному пуду муки и крупы в месяц.  Продовольствие выдавалось бесплатно всему населению независимо от того, было таковое в наличии у него или нет» (И.Ф.Жуков. По Амурским сёлам. / Этих дней не смолкнет слава. Хабаровск, 1957. С.193, 194).

Таким образом, партизанский штаб совершенно не использовал на Нижнем Амуре при распределении продуктов классовый принцип, обязательный в то время в Советской России.  Именно благодаря этому обстоятельству мероприятия военревштаба не встретили сопротивления даже со стороны наиболее зажиточных слоёв крестьянского населения.  По свидетельству И.Жукова, «жители амурских сёл не препятствовали учёту продовольствия, и никто из них не скрывал имеющихся у него запасов.  Был единственный случай в селе Нижнетамбовском, когда кулак Борзов не хотел открыть амбар.  Но после разъяснения в Военревштабе он препятствий не чинил.  Это мероприятие вполне оправдало себя…  Ни одной жалобы по всему Амуру на недостачу продовольствия в течение всей зимы не поступало» (Там же. С. 194).

Ещё одним мероприятием военревштаба, внешне похожим на политику «военного коммунизма» было введение так называемой «трудовой повинности».  Однако, по свидетельству И.Жукова, сводилась она к тому, что «все трудоспособные мужчины по нарядам старосты бесплатно привозили нуждающимся семьям дрова и сено».  В основном эта помощь касалась семей ушедших в партизанские отряды крестьян (Там же).  Между тем, по своей сути эта «повинность» ничем не отличалась от столетиями существовавшей в русской общине традиции помощи семьям, оставшимся без кормильцев.  Действовала она и во время первой мировой войны.

Хорошая организация тыла и снабжения отрядов всем необходимым свела к минимуму конфликты между партизанами и крестьянским населением.  Как свидетельствует И.Жуков, «партизаны вели себя дисциплинированно.  Случаи мародёрства, грабежей, краж не наблюдались.  За грабёж и мародёрство расстреливали» (Там же).

Таких же относительно подробных сведений об организации тыла партизанской армии, действующей в низовьях Амура источники, к сожалению, не сохранили.  Можно предполагать, что эта организация была принципиально иной.  Селькомы там не вводились, а сразу провозглашалась советская власть.  Советы, воссоздаваемые по образцам 1918 года, являлись фактически полностью самостоятельными органами местного самоуправления и, поэтому, столь тесной связи с партизанскими штабами как селькомы иметь не могли.

Немедленное восстановление Советов способствовало быстрому распространению пожара восстания в низовьях Амура.  Именно благодаря развернувшемуся здесь повстанческому движению, армия Тряпицина смогла почти вдвое увеличить свою численность после выхода её на подступы к г. Николаевску, в том числе и за счёт китайского, корейского и аборигенного населения этих мест.  Для снабжения армии, помимо добровольной помощи восставших деревень, использовались склады продуктов и оружие, заготовленные на зиму на ближайших приисках.

Успех восстановления здесь советской власти, в свою очередь, был также обусловлен социокультурными и социально-политическими особенностями данного района.  Население в низовьях Амура было очень смешанным.  Помимо русских крестьян-старожилов, здесь постоянно или временно проживало много представителей китайского и корейского населения, работавшего на приисках или занимавшегося рыболовством, огородничеством, торговлей или предпринимательством.  Немалую часть населения, особенно в г. Николаевске, по утверждению О.И.Сомова, «составляли отбывшие каторгу на Сахалине ссыльно-поселенцы и их потомки», большинство из которых «заполняли собой ряды самых низов наёмных рабочих» (Предисловие к статье Д.С.Бузина (Бича):  Партизанско-повстанческое движение в низовьях реки Амура. 1919-1920 гг. / Революция на Дальнем Востоке. Вып.1. М.,Птгд, 1923. С. 9).

У многих местных жителей, особенно у рыбаков, имелся особый счёт к японцам и представленному здесь японскому капиталу.  Как пишет О.И.Сомов, «при занятии в 1905 году южной части о-ва Сахалин, японцы вырезали всё наличное, не эвакуировавшееся русское население, не щадя ни женщин, ни детей.  Эта жестокость … восстановила против японцев всех, кто имел какое-либо отношение в прошлом к южной части о-ва Сахалина…  В низовьях … Амура жажда мести … ярче, так как именно туда направилась большая часть эвакуированного с южного Сахалина населения.

Эта ненависть … подогревалась всё время жестокой эксплуатацией русского труда на рыбалках японского капитала.  Большая часть русских рыболовецких фирм были или подставные лица, или .. работали с помощью японских капиталистов… Все власти были куплены рыбопромышленниками, главным образом японцами.  Это было необходимо для хищнического рыболовства, запрещённого по закону … ловли рыбы заездками.  Эти заездки загораживали вход рыбы в реку Амур.

Низовое амурское рыбацкое население понимало, что все беды в растущих год от года заездках, и винило в этом … японцев…  В дни Советской власти (при первых Советах – Ю.Т.) крестьянско-рыбацкое население Амура добилось уничтожения заездок в низовьях Амура», однако в период белого правления хищнический лов рыбы здесь продолжался (Там же. С. 9, 10, 11).  В силу данных обстоятельств, лозунг немедленного восстановления Советской власти встретил тут горячую поддержку большинства населения и вылился во всеобщее восстание против интервентов и белогвардейских властей.

Немалое значение для развёртывания партизанского движения по всему Дальнему Востоку имели известия о разгроме в Сибири армии Колчака и, особенно, о расстреле в Иркутске его самого.  Эти сведения в январе передали штабу Тряпицина и отряду Иванова на р. Селемдже повстанцы из с. Керби на р. Амгуни, получившие данную информацию по своей радиостанции из Иркутска и Охотска (Архипов С.Ф.. Воспоминания о партизанском движении в Сахалинской области. / ГАХК Ф.44. Оп.1. Д.329. Л.34).


Рецензии
Хочу уточнить и сделать замечания по двум пунктам предложенных Бузиным-Бичём:
1. "У многих местных жителей, особенно у рыбаков, имелся особый счёт к японцам и представленному здесь японскому капиталу. Как пишет Д.Бузин-Бич, «при занятии в 1905 году южной части о-ва Сахалин, японцы вырезали всё наличное, не эвакуировавшееся русское население, не щадя ни женщин, ни детей. Эта жестокость … восстановила против японцев всех, кто имел какое-либо отношение в прошлом к южной части о-ва Сахалина… В низовьях … Амура жажда мести … ярче, так как именно туда направилась большая часть эвакуированного с южного Сахалина населения."

Поскольку мои предки были сахалинцами с каторги, пережившие японскую оккупацию южного Сахалина, и в описываемый период были жителями Николаевска-на-Амуре могу ответственно заявить, что слухи о том, что японцы "вырезали всё наличное, не эвакуировавшееся русское население, не щадя ни женщин, ни детей" распространяли учителя вроде Бузина-Бича среди вновь прибывавшего населения, поскольку им надо было "демонизировать противника" В военном архиве в Москве есть огромные списки вывезенных как пленных солдат русско-японской, так и жителей с Сахалина (весьма полезная вещь для генеалогического поиска). Эпизод с казнью имел место в Рыковской тюрьме, и то во многом по вине русской администрации тюрьмы. На вопрос кто эти люди? - они ответили- "отбросы не стоящие внимания" (как это похоже на замечания Ауссема на вопрос С. Днепровского -"Зачем нужно было уничтожать всех арестованных в тюрьме?" последовал спокойный ответ: "Это пустяки. Эти люди социальный навоз нечего ставить такие вопросы" ГАХК ф.44 оп. 1 д.290 л.116. или замечания того же Птицына ( Ауссем, видно, этого тогда совсем молодого человека "просветил")- " "На 12 марта были намечены похороны жертв белого террора и открытие Съезда советов, и перед этим штаб решил стереть с лица земли человеческий мусор, который мешал осуществлению идеалов, за которые лучшие умы человечества сложили свои головы. Технически это вызывало ряд затруднений, так как выстрелы могли привлечь внимание японцев, которые могли принять какие-либо меры. А другие способы умерщвления до определенной степени претили штабу, и было решено умерщвление произвести холодным оружием" стр.76 "Книга Николаевск в 20-х" Он же при этом свидетельствует, что "среди арестованных были телефонистки, приказчики магазинов, служащие контор, девицы из буржуазных и мещанских домов и др. лица. стр.66 Птицын )
О сахалинском же эпизоде казни людей из Рыковской тюрьмы можно прочесть в книге бывшего сахалинского политического катаржанина Еллинского "Сахалин - чёрная жемчужина" (кажется она есть в интернет библиотеке им.Ельцина, в любом случае, её можно поискать - на Сахалине, вроде бы недавно её переиздавали).
В самом тексте Бузина есть противоречие, если вывезенные с Южного Сахалина составляли основную массу "сахалы" нижнего Амура, так кого же резали японцы?

Вот что было сильно, так это политическая пропаганда - обратите внимание какое количество вдруг анархистов. Откуда? Сахалинская каторга, как я уже говорила выше, закрылась давно, а вот нерченская - недавно (та же Лебедева с Жуком только в 1917 вышли после революции)

Относительно "Сахалы"
«Немалую часть населения, особенно в г.Николаевске, по свидетельству Д.С.Бузина-Бича, «составляли отбывшие каторгу на Сахалине ссыльно-поселенцы и их потомки», большинство из которых «заполняли собой ряды самых низов наёмных рабочих».

Поскольку я довольно много возилась с документами, прослеживая судьбу бывших сахалинцев, могу сказать, что они составили крепкую "старожильческую прослойку" - вся шелупонь уехала с Дальнего Востока ещё в 1905-1906 гг. - районы тяжёлые - тут лентяям делать нечего. Вы можете ради интереса сами поверить - сахалинский архив опубликовал пофамильную!!! перепись Чехова. Берёте старожила и проверяете есть ли он в списке Чехова. При том, что список ограничен пребыванием самого Чехова на Сахалине многие люди находятся (например предки Хакамады, родители Дмитрия Гирева и т.д.) а вот жители Синды приехали в этот район в 1914, то есть недавно. И почти целиком пошли в отряд к Тряпицыну.
Историю про страшных "сахалов" рассказывали вновь прибывшие, чтобы свалить на них "тёмные эпизоды" тряпицынских "эксцессов" Я составила список партизан Тряпицына: кто? чего? какой пост занимал? что делал? Большинство жестоких убийц - молодёжь. Очень много из анархических отрядов. Много из малоросии, из белоруссов. Даже Оська Кручёный под вопросом, что сахалинец - на допросе в Керби он говорит, что по тюрьмам с 14 года, то есть когда каторга на Сахалине давно закрыта. Впрочем надо ещё смотреть ведомости судимости, чтобы выяснить, что это за фрукт. На Сахалин много ссылали и по приговорам сельского круга, например за угрозу пожара ( сейчас бы подобное ввели - мигом пал травы прекратился)

Привожу пример по тряпицынцам:

Из допроса в Керби:
В. Кто окружал ТРЯПИЦЫНА.
О. Были близки ГРАКОВ, САСОВ, ЛАПТА[,] быв.[ший] ранее у атамана Калмыкова и др. (из допроса Дылдина)
Почему Вы окружили себя преступным элементом[:] ЛАПТА, БИЦЕНКО, РЫЖОВ, НЕХОТИН и т. д.

Граков Леонтий Вуколович 28 лет из граждан смоленской губерни; "из приобретенных друзей Тряпицына в Николаевске следует указать на анархиста Гракова, грузчика, участника левоэсеровского мятежа в Москве 1918 г. Граков вошел в полнейшее доверие Тряпицына и выполнял его ответственные поручения, в основном аресты неугодных Тряпицыну людей, например Мизина, Будрина (его арест производил не только Граков, но и сам Лапта и с многочисленным конвоем)", комендант Керби
"На катере разъезжала по Амгуни специальная команда анархиста Гракова, в распоряжении которого было четыре человека. Граков объезжал все становища беженцев, разбросанные по Амгуни, выискивал казавшихся ему подозрительных людей и также производил расстрелы этих людей". стр.131 Птицын Николаевск в 20-м
Рыжов - командир корейской роты, изнасиловал дочь рыбопромышленника Райцына (потом её и всю семью с детьми утопили с баржи в Амуре)

Оцевилли-Павлуцкий Иван Куприянович (Кирьянович) - 33 года; эсер-максималист; "из крестьян забайкальской области"?, бывший каторжанин Нерчинской каторги; в 1919 г. командир Синдинского партизанского отряда, один из партизанских командиров, комиссар труда; максималист- анархист и главный теоретик анархизма в Тряпицынском штабе; ( "Оцевилли, поигрывая узким ремешком, в черной рубахе, в модных в то время широких галифе, заправленных в унты в подражение Тряпицыну, бахвалился, как допрашивал священника — учителя Закона Божия из реального училища. Он выпускал пулю за пулей над его головой, и тот через неделю встретил его сумасшедшими выкриками " - свидетельство Днепровского), активный член тряпицынской контрразведки, его имя, наряду с Морозовым, было самым страшным, наводящим ужас на население.
Стремился осуществить политическое руководство и старавшийся навязать анархистские лозунги, проповедовавший неограниченный террор и принудительную всеобщую коммуну в масштабе г. Николаевска, крикун и фразер (любил много говорить, и говорил как мельница, но понять ничего нельзя было), не занявший в штабе никакой определенной должности, но вмешивающийся во все дела. После смерти Наумова имел руководящее влияние на штаб и деятельность штаба во всех вопросах, кроме оперативно-боевых, которыми руководил непосредственно сам Тряпицын. "Оцевили пустился в длинные речи о чистоте учения анархистов, защищал все действия Тряпицына и свои, называл совершившийся переворот белогвардейским и остался верен себе и Тряпицыну до конца."
и т.д.

Екатерина Малофеева   08.05.2017 01:15     Заявить о нарушении
Екатерина, спасибо Вам за комментарии к моей статье. Вырезали ли японцы всё русское население О-ва Сахалин, я точно сказать не могу. Я лишь привёл в статье точку зрения Бузина-Бича. Не исследовал я и события т.н. "тряпицинщины". Времени на это пока нет. Всё же для точности укажу на некоторые мелкие нестыковки в Вашем комментарии:
1. Бузин-Бич писал, что японцы уничтожили тех мирных жителей, кто не эвакуировался. Вы приводите в опровержение довод, что в архивах есть списки вернувшихся военнопленных и эвакуированных. Но речь то идёт о неэвакуировавшихся.
2. Старожилами принято было называть тогда крестьян, переселившихся сюда до 1901 года. Сахалинцы, эвакуированные в 1905 году, к ним не относились.
3. д. Синда находилась не в Николаевском районе (низовья Амура), о котором идёт речь у Бузина-Бича, а значительно выше по течению, относительно недалеко от Хабаровска. В тех районах сахалинцев практически не было, в том числе и среди старожилов.
4. Вы пишете, что Оцевилли-Павлуцкий был эсером максималистом и тут же, в том же предложении, называете его максималистом-анархистом и главным теоретиком анархизма в Тряпицинском штабе. Это явное противоречие, тем более, что никаких максималистов-анархистов никогда не существовало.

Юрий Тарасов-Камчатский   12.05.2017 10:14   Заявить о нарушении
Бузин- Бич, несмотря на своё "учительствование" - человек приезжий - он не в курсе. Единственный случай расправы с мирным населением японцами - это казнь в Рыковской тюрьме. Есть обстоятельная книжка Бориса Еллинского "Сахалин - чёрная жемчужина", где он подробно пишет о жизни на Сахалине вообще и своей в частности, и т.д. и в том числе о занятии японцами Сахалина и об этом эпизоде (я уже об этом писала). Еллинский - политический ссыльный, отбывавший каторгу на Сахалине, работавший в том числе и музее, поэтому он старался все сведения собирать: что и как? Кстати, он пишет, что японцы и платили тем же учителям лучше. Если человек хотел остаться (как сделали старообрядцы на Южном Сахалине) он принимал японское гражданство, если для него это было не приемлемо - предоставлялось место на пароходе. Кстати, мои вернулись на Сахалин уже в 1906.

Сахалинцы многие до 1905 года жили на два дома - и в Николаевске и на Сахалине ( см. об этом у Ювачева (папы Даниила Хармса). "Прописка" на Сахалине давала ряд льгот. Очень часто молодёжь училась на материке, а старшие продолжали жить на острове. Дмитрия Гирева Вы кем будете считать - сахалинцем или николаевцем?
Я в курсе где находилась Синда. Я и не писала что синдинцы - сахалинцы. Партизаны синдинского отряда хором пришли в Николаевск. Оцевилли- Павлуцкий, кстати, стоял во главе этого отряда.
///Вы пишете, что Оцевилли-Павлуцкий был эсером максималистом и тут же, в том же предложении, называете его максималистом-анархистом и главным теоретиком анархизма в Тряпицинском штабе. Это явное противоречие, тем более, что никаких максималистов-анархистов никогда не существовало.///
- ВСЕ характеристики НЕ МОИ - это свидетельства партизана Птицына и Днепровского.

В голове у них почти у всех каша. Но это свидетельства очевидцев близко общавшихся с ними.
Вполне возможно, что первоначально он значился в партии максималистов, а потом переметнулся к анархистам (их много на пароходе в 1917 во Владивосток из Америки приплыло - агитацию вели весьма широко).
Важно, что так он себя называл и обозначал.

Екатерина Малофеева   20.05.2017 20:35   Заявить о нарушении
Спасибо за дополнительные пояснения. как только у меня появится достаточно времени, постараюсь заняться этим вопросом. Очень уж там всё запутанно.

Юрий Тарасов-Камчатский   24.05.2017 11:02   Заявить о нарушении
всё-таки полезно перечитывать оригиналы книжек на которые ссылаются авторы :)

а вот НЕ ПИСАЛ Бузин-Бич этого: "Немалую часть населения, особенно в г. Николаевске, по свидетельству Д.С.Бузина-Бича, «составляли отбывшие каторгу на Сахалине ссыльно-поселенцы и их потомки», большинство из которых «заполняли собой ряды самых низов наёмных рабочих» (Д.С.Бузин (Бич). Партизанско-повстанческое движение в низовьях реки Амура. 1919-1920 гг. / Революция на Дальнем Востоке. Вып.1. М.,Птгд, 1923. С. 9).

И книжка эта и страница правильная, только подпись под этими словами совсем другого товарища - О.И. Сомова - и как пишет составитель этого сборника Лепешинский, это - "старый и авторитетный партийный работник, недавно лишь вернувшийся с Д.В., т. О.И. Сомов, который дал ряд своих компетентных примечаний почти ко всем статьям сборника."

По всей видимости, Сомов там был в качестве участника переговоров с японцами (которые прошли трижды за 1922 год и шли крайне тяжело)
Сомов личность интересная - достаточно сказать, что это двоюродный брат знаменитого художника Константина Сомова.
– по профессии врач, по призванию - профессиональный революционер, член партии с 1904 года; какое-то время живший в эмиграции в Швейцарии (знавший лично Ленина). Член Реввоенсоветов 10 и 13 армий, воевавших в Крыму.
Похоже, что он занимался ещё и разведкой под прикрытием "красного креста". Правда умер Осип Иванович в том же году, как вышла эта книжка - в 1923.
Но поучаствовать в создании мифа о "революционных силах" Дальнего Востока всё-таки успел.

Как переговрщику, ему надо было на кого-то "свалить вину" за инциндент - вот и пошла в ход легенда про "буйных" тёмных нищих сахалинцев, мстящих японцем за что-то там происшедшее когда-то на Сахалине...
Кстати, он отмечает, что почти все лидеры Тряпицынского штаба "новенькие" в этих краях. Единственный как-то знавший район - это Железин (впрочем и он относительно недавно приехал на ДВ).

А вот Бузин- Бич пишет всё-таки другое (его статья начинается со страницы 11):

"Кадр рабочих (так в тексте- прим.) на всех приисках заполнялся пришлым (! ) элементом из русских, китайцев и корейцев. ОСЕДЛОЕ же НАСЕЛЕНИЕ в этих районах (Керби, Весёлая Горка и др.) состоит, главным образом, из бывших сахалинских каторжан-поселенцев. В их руках сосредоточена вся торговля на приисках...
Таким образом, местное крестьянство, по роду своих занятий промышленное, в большинстве своём вполне состоятельное и зажиточное. В административном отношении население никогда не было слишком придавлено, редко встречая у себя в сёлах крестьянского начальника или пристава и - ещё реже - мирового судью, и пользовалось относительной свободой и даже покровительством краевых властей былых времён. стр. 12

Так почему поднялись?
А технология "подъёма масс" сходна с тем, что произошло сейчас на Украине - экстремистские настроения сначала распространяют через молодёжь, развёртывают активную пропаганду, демонизируя противника, а потом - понеслось...

Концентрация "левых" всегда на Дальнем Востоке была сильная - а тут и тюрьмы в Нерченске пооткрывали, и пароходами они с эмиграции во Владик приплыли.
Вы посмотрите какая вовлеченность в "игры в революцию" была среди местных учителей

Екатерина Малофеева   25.05.2017 19:30   Заявить о нарушении
Екатерина, спасибо за найденную ошибку. Действительно, предисловие к статье Бузина-Бича писал другой человек. Я не обратил на это внимание, когда пользовался своим конспектом при написании книги, хотя в конспекте автор предисловия у меня указан. К моменту написания данной главы уже успел забыть об этом, ведь я начал её почти через год после конспектирования статьи Бича (в целом работа в разных архивах по сбору материалов для книги заняла около двух лет).
Ну что ж, придётся вносить исправление.
Что же касается утверждений самого Бузина-Бича, то он не называет бывших сахалинцев крестьянами. Он пишет, что они занимались торговлей, содержанием притонов и другой подобного рода деятельностью. Конечно, большинство из них принадлежали по рождению к крестьянскому сословию, но здесь, в низовьях Амура (Николаевский район), они крестьянским трудом практически не занимались. А выше Николаевска жили в основном крестьяне-старожилы, поселившиеся здесь задолго до эвакуации сахалинцев.

Юрий Тарасов-Камчатский   26.05.2017 05:36   Заявить о нарушении
Занимались, занимались сахалинцы крестьянским трудом... Забудьте про революционную пропаганду :), отключитесь от навязанных стереотипов относительно Сахалина - как говориться: "Не так страшен чёрт, как его малюют"

Просто специфика этого края состояла в том, что если заниматься в ТО время только сельским хозяйством - ты не выживешь - поэтому разноплановая деятельность спасала - это и зимняя перевозка грузов, и рыбалка, и охота, и лесоразработки и т.д. О чём и пишет Бузин Бич:
"Климатические условия и малая пригодность почвы для сельско-хозяйственных культур не дают возможности развиться земледелию. Зато крестьяне с успехом занимаются здесь рыболовством, заготовкой дров и лесных материалов, охотой на зверя и дичь, а также почтовой гоньбой в зимнее время.
Таким образом, местное крестьянство, по роду своих занятий промышленное, в большинстве своём вполне состоятельное и зажиточное".

По-моему у Гридяевой было исследование по крестьянству Сахалина.
Ведь ссылали очень много и по так называемому "приговору мирового суда" - то есть попросту говоря, сельского схода, а там могло быть и "у кого глотка громче - тот и прав." Из-за специфики наследования ( в Европе наследовал только старший сын - младших оставляли с котами (и не все они были котами в сапогах ;))европейская часть России давно испытывала малоземелье (ну конечно, каждый раз делить надел всем поровну)и были очень часты земельные споры. Но и не только.. Мой предок на Сахалин "загремел" по обвинению "мира" в поджоге. Семейное предание говорит, что "возвели напраслину", а уж как там было на самом деле... Это сейчас траву палить можно безнаказанно, а тогда за угрозу пожара можно было и на каторгу загреметь. За ним в след поехала жена с детьми. Это было в 1900 году. А уже в 1905 году их семья помогала мешками с хлебом со своего подворья матросам с "Новика", да ещё и лошадь выдала... Потом их японцы вывезли. Но они довольно быстро вернулись назад на Сахалин, но уже Северный.
Дело в том, что тогда правительство, желая привязать бывших каторжан к Дальнему Востоку, давало льготы на занятие сельским хозяйством, и старалось их женить (находящиеся "под судом" не могли официально жениться, поэтому поощрялся неофициальный брак. Как только ты обзаводился семьёй, даже не зарегистрированной в церкви - тебя переводили на поселение - поэтому это было хорошим стимулом). А семью надо было кормить. Дети росли быстро. И создавали свои семьи уже и с потомками и забайкальцев, и казаков и даже местных народностей... Сахалинцы обживали Нижний Амур ещё задолго до 1905 года - очень многие закончив срок осуждения с Сахалина уезжали, но дальше Нижнего Амура не уезжали. Край там трудный - в одиночку выживать сложно, ну а с семьёй надо всё время крутиться, поэтому вся шелупонь достаточно быстро оттуда выехала (тот же Владивосток был для неё куда как привлекательней)

Екатерина Малофеева   27.05.2017 21:01   Заявить о нарушении
Содержать притоны на приисках могли отдельные личности и надо ещё специально проверять - были они сахалинцами или нет? (у Бузина есть склонность к патетическим обобщениям, когда желаемое им, выдаётся за действительность) Торговлю на приисках тоже могли вести, но опять же это не могло быть массово. Но по любому, он пишет: ОСЕДЛОЕ население - бывшие сахалинцы. А рабочие на приисках - ПРИШЛОЕ население, в том числе и из русских.

Екатерина Малофеева   27.05.2017 21:46   Заявить о нарушении
Стереотипы относительно бывших каторжан были сформированы не революционерами, а задолго до них. И эти стереотипы во многом соответствовали действительности. Царские власти действительно пытались посадить отбывших срок бывших каторжан на землю, но, как правило, неудачно. Проведя много лет в отрыве от земледельческого труда, они, как правило, не желали к нему возвращаться (Это отмечали многие дореволюционные исследователи). Тем более, что условия на Сахалине и прилегающих районах привычным для них формам земледелия не благоприятствовали.
В районе Николаевска земледелие было возможно только в форме огородничества. Все продукты хлебопашества завозились сюда из более благоприятных для него мест, в основном из Амурской области и Маньчжурии. Сельский люд кормила здесь не земля, а река и недра (золотодобыча).
Возможно, большая часть бывших сахалинцев и не стала здесь торговцами или промышленниками. Та часть из них, что не занялась огородничеством или не пополнила собой местный уголовный мир, скорее всего вошла в состав здешнего "пролетариата", то есть рабочих на приисках и рыбалках.

Юрий Тарасов-Камчатский   28.05.2017 02:38   Заявить о нарушении
/Стереотипы относительно бывших каторжан были сформированы не революционерами, а задолго до них/ - правильно, "либеральной общественностью". То, что земли на Сахалине и вблизи Николаевска не могут приносить такие же показатели как на Волге, это им было как-то невдомёк, им показатели давай!;)

///И эти стереотипы во многом соответствовали действительности//???
///Царские власти действительно пытались посадить отбывших срок бывших каторжан на землю, но, как правило/???? //неудачно//. Проведя много лет в отрыве от земледельческого труда, они, как правило, не желали к нему возвращаться (Это отмечали многие дореволюционные исследователи)/// - перечислите "многих" (просто хочется конкретики - когда видишь фамилию автора очень многое становиться сразу понятно) Вы сейчас описываете ситуацию второй половины 19 века, когда край только осваивался. Те описываемые одиночки каторжане уже давно разбрелись и исчезли. Очень часто семьи прибывали на том же пароходе, что и везли осуждённого и он фактически сразу же выходил на поселение. Где тут крестьянский труд забудешь?
мои предки-из каторжан, были не единственными, которые прекрасно занимались сельским хозяйством на Сахалине.
Почитайте лучше Ювачёва (папу Даниила Хармса)

/Тем более, что условия на Сахалине и прилегающих районах привычным для них формам земледелия не благоприятствовали. В районе Николаевска земледелие было возможно только в форме огородничества. Все продукты хлебопашества завозились сюда из более благоприятных для него мест, в основном из Амурской области и Маньчжурии. Сельский люд кормила здесь не земля, а река и недра (золотодобыча)/ - а вот с этим соглашусь.
Поэтому разницы между занятиями сахалинцев и Вашими абстрактными "старожильческими сёлами" нет никакой.
/Возможно, большая часть бывших сахалинцев и не стала здесь торговцами или промышленниками. Та часть из них, что не занялась огородничеством или не пополнила собой местный уголовный мир, скорее всего вошла в состав здешнего "пролетариата", то есть рабочих на приисках и рыбалках/
- перечитайте книгу Птицына "воспоминания партизана. Николаевск в 1920", посмотрите Емельянова "Люди в аду" - что они - из старожилов этих мест, пишут о составе здешнего "пролетариата".

"Окружное крестьянство, состоящее преимущественно из старожилов, в основном, было крепкое, зажиточное, так как природа щедро давала все возможности легкой жизни: в лесах было много пушнины, дичи, в реках – рыбы, хорошо оплачивались другие виды деревенских работ. Было много дешевой рабочей силы из китайцев и корейцев, которую эксплоотировали и в селах не меньше, чем в городе; при таких условиях руководящую роль в селах имели кулаки.
Все эти данные не содействовали успеху будущей революции, и жители г. Николаевска и окружающих деревень о ней, вероятно, и не думали. Но среди этого, хотя и богатого населения все же имелись люди, которые были связаны кой-какими нитями с революционными событиями 1905 г.: были ссыльные, были переселенцы из бунтовавших местностей бывшей императорской России, были и бежавшие от
преследований царской власти. Эти люди, хоть и понемногу, но семена революции раскидывали, и в подходящей почве эти семена давали ростки."
Это из Птицына.
Смотрим биографию самого Птицына - Птицын Сергей - псевдоним - "Степан Скворцов" - 1898 г.р. (22 года в 1920г.); родился в селе Сергеевском Нижн.амурского р-на, закончил 4-х классное училище в Николаевске;
отец - Александр Яковлевич Птицын; мать - Акулина Яковлевна (1879 г.р. в Корсаковке на Сахалине)- то есть он из "сахалинцев"
жена Мария Николаевна в девичестве Гноева (1904 г.р. Александровск сахалинский) - её отец ссыльный осетин Гноев Николай Александрович, мать Каролина Андреевна ( из под Вильно)
левый эсер (участник 1-го крестьянского Съезда 1918 г. в г. Свободном); назван среди членов подпольной молодёжной организации Владивостока (так же, как и Судаков); С 1910 г. учился и работал конторщиком, счетоводом, бухгалтером в Николаевске-на-Амуре. В декабре 1919 г. вступил в партизанский отряд Тряпицынабывший партизан отряда Тряпицына, в Николаевске-на-Амуре - ответственный секретарь на съезде, секретарь «суда 103-х» в Керби ; в советское время в предвоенные годы - работник Николаевского-на-Амуре отделения Государственного банка, заведующий Кербинской районной расчетной кассой
Знаменитые Люри (те самые, что “Товарищество Люри и Рубинштейна”) из сахалинских каторжан, Янковские - из каторжан, Дмитрий Гирев - из детей каторжан (получил образование, и престижную и хорошо оплачиваемую специальность электромеханика), посмотрите чем занимались сахалинские родственники Хакамады (я уже не говорю про своих..) это то, что сразу навскидку
Посмотрите биографии местных сахалинско-николаевских предпринимателей.

Напомню - каторга на Сахалине закрылась в 1905 году. Уже тем кто родился в 1906 году было в 1920 по 14 лет (как моей бабушке, родившейся на Сахалине в 1906 году и пережившую Николаевскую трагедию). Кто из каторжан пил - давно спился. А кто не пил и имел семью - жил крепко. Все кто здесь остался - в том числе и освободившись ранее 1905 года - уже давно освоились. Тогда ведь не жили в надежде на государство и на пенсию - не сравнивайте с положением сейчас.
Сейчас так с нуля подниматься не умеют.
Я всё время поражаюсь какие красивые храмы тогда строили на том же Сахалине эти малообразованные люди - нынешним архитекторам до них прыгать и прыгать.
Это были нравы действительно близкие первым американским переселенцам и наши были крепче.
Поманили всех красивой сказкой о "всеобщем царстве справедливости", теперь имеем, то что имеем.
Как там у Блока?

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!

Екатерина Малофеева   30.05.2017 15:59   Заявить о нарушении
Возможно, моё утверждение про многих дореволюционных исследователей - действительно преувеличение. Но высказывания о частом нежелании бывших каторжан-сахалинцев работать на земле я в источниках встречал, и не раз. Эти высказывания я обычно не фиксировал, поскольку не ставил перед собой такой задачи. Но один случай выписал. Он касался основания деревни Угловая (теперь - часть городского округа Артёма в Приморье). Так высказался о каторжанах один из старожилов Артёма Б.Криволапов. Выписка эта процитирована мной в главе первой книги "Артём на заре своей истории", которая тоже опубликована здесь, на моей странице.
Семьи приезжали вместе с каторжанами, видимо, всё же не часто. Далековато ехать. Тех, кто всё же поехал, вряд ли можно назвать каторжанами. Как и тех, кто быстро вышел на поселение.
Разница между эвакуированными сахалинцами и местными крестьянами-старожилами всё же была. Большинство старожилов переселилось на нижний Амур в 50-е - 70-е годы 19-го века. К 1905 году почти все они уже хорошо приспособились к местным условиям и жили достаточно зажиточно. Сахалинцы же почти своё недвижимое имущество оставили в 1905-1906 годах на острове, а значит в большинстве своём приехали бедняками. За оставшиеся до революции 12-13 лет они вряд ли могли сравняться со старожилами по степени зажиточности (кроме купцов и промышленников, конечно).
Книги о Николаевске читать пока не планирую. Займусь ими когда буду работать над этой темой. Сейчас занят другой книгой.
Приведённые Вами фамилии никак не доказывают то, что большинство бывших каторжников-сахалинцев до революции стали зажиточными людьми. Нужно учитывать и то, кем перечисленные лица были до каторги. Яновский, например, был дворянином (польским шляхтичем) и, насколько помню, имел незаконченное высшее образование. Кем был Люри не знаю, но судя по фамилии - тоже не из крестьян. Птицин - не сахалинец и, тем более не бывший каторжник. Его отец тоже.
А то, что потомки многих бывших каторжан получили образование и ничем не отличаются от других - меня не удивляет. Почему должно быть иначе?

Юрий Тарасов-Камчатский   31.05.2017 15:03   Заявить о нарушении
Когда писал Криволапов об этом? Откуда он это знал? - с чужих слов? из книжек? личные впечатления?

/Выписка эта процитирована мной в главе первой книги "Артём на заре своей истории", которая тоже опубликована здесь, на моей странице./
Вы пишите что старожилы указывают среди первых поселенцев сахалинцев, но Вы их не находите в документах. Основная масса документов по Сахалину уничтожена в Николаевске (сначала документы хранились в Александровске, пока он был центром сахалинской области, а потом столичным городом стал Николаевск - и канцелярия с архивом переехала туда)
Кроме того, они могут быть значиться, быть "приписаны" к Сахалину, а фактически проживать на материке, или частично (например старшие дети мужского пола) - Вы сами об этом пишите

//Семьи приезжали вместе с каторжанами, видимо, всё же не часто. Далековато ехать.///

А чего не поехать, если на казённый счёт да пароходом? Не у всех, но многие. У Пилсудского есть описание, пути на Сахалин пароходом из Одессы и с указанием одновременной перевозки внизу в трюме осуждённых, вверху - семей. Да и когда приходили женские партии - их тут же "разбирали" и, таким образом, ни женщины каторжные работы фактически, не отрабатывали, и мужчины получали право перейти на поселение.
К примеру, за тем же названным у Вас, Галкиным поехала жена.
/Тех, кто всё же поехал, вряд ли можно назвать каторжанами. Как и тех, кто быстро вышел на поселение/ - однако называли, путая понятия "сахалинец" и "каторжанин"

/Разница между эвакуированными сахалинцами и местными крестьянами-старожилами всё же была. Большинство старожилов переселилось на нижний Амур в 50-е - 70-е годы 19-го века. К 1905 году почти все они уже хорошо приспособились к местным условиям и жили достаточно зажиточно. Сахалинцы же почти своё недвижимое имущество оставили в 1905-1906 годах на острове, а значит в большинстве своём приехали бедняками. За оставшиеся до революции 12-13 лет они вряд ли могли сравняться со старожилами по степени зажиточности (кроме купцов и промышленников, конечно)/.
То есть, если сахалинец, становился купцом или промышленником, то вы ему разрешаете богатеть :)
Люри - дальневосточные богатеи - посмотрите они есть в переписных карточках Чехова - начинали фактически с нуля.
Богатеет не тот, кто больше имеет, а тот кто больше крутиться. И Америка так же вставала на ноги и Австралия. Это то, что Лев Гумилёв называл "активным элементом" пассионарием". Чем больше активного элемента в обществе, тем быстрее развитие. Чем больше "потребителей" тем сильнее начинается тормоз.

//Книги о Николаевске читать пока не планирую. Займусь ими когда буду работать над этой темой. Сейчас занят другой книгой.// - забавно, что Вы при этом ссылаетесь на Бузина-Бича :) Ответ по смыслу: "что пристали? Не интересно мне это сейчас.."
//Приведённые Вами фамилии никак не доказывают то, что большинство бывших каторжников-сахалинцев до революции стали зажиточными людьми.///
а как они могут доказать, если Вы то, что не входит в Вашу схему читать отказываетесь и изучать не собираетесь?
Я не говорю про всех, а только про тех кто остался - и подчёркиваю - переселялись с Сахалина не только после 1905 года.

/// Нужно учитывать и то, кем перечисленные лица были до каторги. Яновский, например, был дворянином (польским шляхтичем) и, насколько помню, имел незаконченное высшее образование. Кем был Люри не знаю, но судя по фамилии - тоже не из крестьян///.
И что? На сахалине с образованием было достаточно ссыльно-каторжных - поляки, евреи - почти все имели образование. И русских с образованием было много.
Некоторые, с образованием, заводили фермы. Мы же уже с Вами говорили об особенностях сельского-хозяйства на ДВ.
Здесь больше играли роль смекалка, предпреимчивость, чем наработанные стереотипы хозяйствования - они как раз мешали.

//Птицин - не сахалинец и, тем более не бывший каторжник. Его отец тоже.// - а по Вашему сахалинцы это только те, кто после 1905 года на материк переселился? Если мать из каторжанок и жена из семьи ссыльно-каторжных - это уже не в счёт?

//А то, что потомки многих бывших каторжан получили образование и ничем не отличаются от других - меня не удивляет. Почему должно быть иначе?// - хоть это хорошо. А то, по Вашему они ведь такие дикие, ленивые, работать не хотят, только пьянствовать приучены...

При том, что документов по сахалинскому архиву сохранилось мало (спасибо Тряпицыну), я вижу, что Вы с таким ценным источником, как сахалинские переписные карточки Чехова не работали.

А почему?
Сахалинский архив проделал громадную работу и прекрасно издал их. Карточки расшифрованы, даны дополнительные архивные комментарии, удобно искать, так как кроме подворной описи в конце дан алфавит всех переписанных Чеховым жителей.

Тогда бы Вы
а) нашли информацию по сахалинскому прошлому части жителей Угловое
б) Вам было бы понятнее то, о чём я Вам говорю.

Я живу за тысячи километров от Вас на другом конце страны на территории, которая даже не граничит со всей остальной страной - в Калининграде.
"Чеховскую перепись" не высылают даже по МБА, сканировать её не возможно - она большая. Но мне всё-таки переслали с Дальнего Востока сканы алфавита, и Александровского поста.

И я пользуясь только тем, что имею сходу Вам нашла того же Попова, о котором, по Вашим словам, у Вас нет сведений о его сахалинском прошлом

Михаил Петрович Попов в 1890 (когда Чехов проводил перепись) был хозяином своего дома в селение Корсаковское Александровского округа за № 22 по казенной подворной описи. К этому времени он был поселенец. На тот момент ему было 43 года Вероисповедания - Православного. Родился на Кавказе (из казаков?)
Год прибытия на Сахалин: 1878; неграмотен, жена приехала с ним.
пособия от казны не получает
Пригодилась бы и для Лаврентия Галкина.
Если бы Вы их сличили, то обнаружили,
что в 1890 Лаврентий Галкин был хозяином ОЧЕНЬ большого дома в Александровске под №199, который частично сдавал в наём.

Часть семьи у него проживала здесь в Александровске (жена с маленькими детьми уже рождёнными на Сахалине - 4-х летней Марьей и годовалым Василием. Причём указано, что жена приехала на Сахалин в 1885 году), а старшие дети, по-видимому уже на материке - они в этом доме не значатся.
Но зато!!!
в качестве жильцов перечислена куча народа:
как то - семья из 4-х человек, где муж - поселенец Николай Максимов, который женился уже здесь, на Сахалине. Он православный, а она католичка :) с 4х летней дочерью и с 8-летним сыном (он в семье единственный грамотный);

так же у него в доме проживают два одиноких армянина - Семён Печенжио и Гандил Арутинов, за которыми жёны не поехали. Первый грамотный, второй - нет;

четыре (!!!) одиноких грамотных поселенца;
и двое каторжных холостяков - один из которых из Питербурга и работает в Александровске писарем, а второй неграмотный крестьянин из Гродно.

Вот о чём я Вам и говорила.
Это ваши люди, о которых Вы писали, из Углового - типичные сахалинцы, осваивавшие этот край.

Екатерина Малофеева   02.06.2017 17:49   Заявить о нарушении