Если мяса много добывать- его не будет

АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ

                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ ЕНИСЕЯ


             ЕСЛИ МЯСА МНОГО ДОБЫВАТЬ- ЕГО НЕ БУДЕТ

 Лежит на Алтае маленькая страна у самого неба, Тофалария.
Приехала наша знакомая с Алтая и рассказала про удивительный такой алтайский народ - тофы. Добираться туда в горы трудно, идти долго и далеко. Лететь туда надо на вертушке.


Тофы себя называют лесными людьми. Вся жизнь у тофов идет по лесному закону. Живут они строго. Прежде всего у тафаларов их северные олени. Ничего тафалары без оленя не делают. На охоту и то оленя седлают.


У деревни протекает река. Ходил у бабушки внук на речку, на рыбалку. Вернулся и несет шесть огромных рыбин. Бабушка нахмурилась и говорит внуку, мол, зачем ты столько взял? Нам столько не надо. Природа прогневается на нас и рыбы не будет. Иди и верни в реку четыре рыбы. А они были еще живые. И очень здоровые. Взял внук четыре рыбы и вернулся к реке. Выпустил он там серебристых рыб и они уплыли.
А мы с бабушкой начали готовить обед.


И что же оказалось? Хватило на всех с лихвою. Одну рыбину пожарили и все наелись. А другую засолили и тоже получилось много. Рыбы были прямо огромные. Так тофы рыбачат. Еще и умеют из рыбьих шкур мастерить. Шьют из шкуры больших тайменей одежду и получается  у них прекрасные плащи на сырую погоду. Они не промокают.
Пекут хлеб свой таежный они без посуды. Для теста применяют кусок бересты. А выпекают лепешку укладывая ее прямо в раскаленный сухой песок. И ничего. Если все правильно сделать, то ни одна песчинка к хлебу не пристанет. Можно есть.
И охота у тофа интересная. Со зверями  тофы по-своему обращаются.
Отправился однажды их знакомый тоф добывать оленя. Выследил рогатого бычка и застрелил. Поблагодарил мать-природу и взялся за острый широкий нож. Начал прекрасного оленя разделывать.



Вдруг из леса шорох пошел. Раздался рев недовольный. Выходит на тофа здоровый медведь и хочет отобрать у него добычу. Заспорил тоф с медведем. Начали бороться человек со зверем. Подрались.
Долго бились они у оленя. Изорвал медведь страшными когтями на тофе всю крепкую одежду в клочья. Но тоф изловчился и хорошо набил медведю морду. Отступил возмущенный медведь. Взял тоф у оленя прекрасную лучшую вырезку и взвалив на плечи ушел. Поделил добычу и медведю и человеку.


А я, приезжая, возьми и спроси его, мол, а что же ты ружьем не воспользовался. Ну и убил бы медведя. Опасно же так ходить. Ведь зверь мог тебя растерзать.
-Однако,- отвечает тофалар, я за одной тушей приходил, мне бы от двоих зверей вырезку никак не унести. Охотился я только на оленя. Медведя убивать не хотел. Значит, пришлось медведя просто побить. К тому же медведь имел большое право. По вере тофов, медведь - царь зверей. Он сам хозяин всего леса и может вмешаться в любую охоту. Просто ждать царь не захотел. Но ведь ему и так много еды оставалось. Пришлось бить ему морду.

Если мяса много добывать, его совсем не будет. Возьми себе, сколько унесешь и довольно.


Другой бы злой человек на месте тофа положил бы обоих рядком под березой. Посчитал бы лишнего зверя за удачу и сразу убил.   
Про шаманов у нас много неправды говорят. Что они напиваются пьяные и в таком виде пляшут. Настоящий шаман далек от огненной воды.


Настоящий шаман у тофаларов всеми уважаемый человек. Для него у каждого жилища тофов висит особый ящичек с полочками. Собирают тофы в этот ящик разные лесные травы для шамана. И кладут каждую травку на ее полочку. Если шаману срочно нужны сушеные травы, он идет по деревне и берет их из ящичков. И применяет для своего вдохновения, сжигает в священном костре.


  Обладает шаман особым талантом, особым даром. Если шаман будет в плохом настроении, если кто-то им недоволен, шаман не сможет камлать. Не придет к шаману вдохновение. И останутся люди безо всякой помощи в глухой тайге.
Поэтому шамана все хвалят и даже думают о нем только хорошее. Нельзя даже думать о шамане плохо. Потому, что у тофов слово и дело равно.


Что плохое подумать, что ударить -все одно и тоже. Шаман от твоих мыслей заболеет. Говорить он с духами не сможет, не придет к нему вдохновение. Злые слова очень вредны. Они не только ранят душу шамана, на и отнимают у него талант. Уносят тонкое вдохновение. Поэтому когда приходит нужда, все лесные люди собираются и прежде всего начинают хвалить шамана. И говорят, мол, какой ты Удэгэй  красивый, да какой ты хороший, да как правильно все делаешь.
Только тогда начинает шаман искать дорогу к предкам.


Здесь и православным есть чему поучиться. Как говориться, хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Хвалите люди, если хотите, чтобы помог. Чтобы пришло вдохновение. И нельзя никого осуждать, нельзя гневаться на священников и людей одаренных и вдохновенных.

Люди собираются, хвалят шамана и ждут ответа.
Однажды в деревне случилось воровство. Виновника привели  к шаману и попросили решить, что с ним делать. А это вор был не просто вор, а просто хищник. Воровал уже в десятый раз.


  Люди похвалили шамана и он уединился возле костра. В костре сжигались благовония и разные особые вещи.
Как он потом рассказывал, нашло на него вдохновение. Он перешел в мир предков. Там шаман поднялся на высокую гору и в красивом месте увидел своего деда. Дед жил в шалаше на священной горе.

Когда шаман подошел к шалашу по тропе, дед его уже ждал у шалаша. Дед радостно приветствовал его и расспросил, с чем гость пришел.
-Я должен решить судьбу еще не старого человека,- сказал шаман предку. Спросил у него внук шаман, что делать с вором, как людям поступить?


Седой великий дед отвечал;»Скажи вору, чтобы он пошел в лес и там умер!»
Возвратился внук из мира духов, очнулся, встал и вышел к народу. Подвели вора к нему. Перед лицом всего племени шаман объявил двуногому хищнику волю предков; «Иди в лес и умри!»


 Все лесные люди очень удивились. Но когда вор пошел в лес, оттуда он уже не вернулся. Любопытные, пошедшие по его следам, нашли вора  сидящим на пеньке и мертвым. Так исполнился суд предков.


Не смели ослушаться. Да и вор мог бы по лесу идти, идти да и выйти к жилью и жить. А он взял и умер. Плохому человеку не надо жить.


Недавно приехали большие люди из каменного города и сказали, что для отстрела тофы должны выкупить бумажные разрешения. Но тофы -охотники ответили, мол,  а  за чем нам бумажки? Мы и без этого жили охотились и еще проживем. Зачем нам стрелять по бумажке? Мы от века так охотились.


Очень недовольные уехали начальники, что ни одного бумажного разрешения у нас, у тофов,  не продали.
Тофалары  не пользовались лекарствами, знали все травы. Все для себя делали из природы. Изобильно растет в окрестностях деревни черемша. Которую не только солят на зиму, но сушат. С сушеной черемшой готовят зимой супы и приправы. Растет в горах дикий китайский лимонник. Делают с лимонником чаи.


  Деревня вся из долгожителей. Старики готовятся к смерти начиная только с восьмидесяти лет. Возраст для смерти - сто лет.
Однажды одному старику стало плохо. Но это был очень хороший старик.
Вызвали ему на помощь врачей с вертушкой. Врачи сказали, что тело изношено и лечению не подлежит. Короче говоря, они вернулись, улетели из деревни. Дедушка так и остался.


Шаман сказал, когда его спросили;»Да не трогайте вы его, не трогайте, не лечите, все пройдет само». Несчастье случилось после того, как он попробовал заморскую огненную воду, этот спирт. Ему даже пробовать нельзя. Вот так. Но шаман добавил, мол, ты уже несколько лет жизни потерял. Из за того, что просто попробовал это зелье.


  Через неделю все прошло. После встречи с врачами старый тоф еще прожил семнадцать лет. И вел здоровую, трезвую жизнь. А умер в возрасте около ста лет. 
Всего тофов осталось в мире шестьсот человек.


Однажды вместе с вертушкой из Усть -Удинска отправили пятьсот литров спирта и прислали священника. Искушение и благодать. Выбирай, что хочешь. А смертельная мера спирта всего два литра. Помощь из Аргентины. Чтобы мы все передохли.
Священник пошел по избам. Разговаривал с лесными людьми, в том числе и с шаманом. И он разрешил и сказал, что боги, которым молятся старики, такие же как православные святые.


А из молодежи отец собрал общину, которая построила часовню. Там он проводит службы и иногда по делам уезжает в Усть-Удинск.
Когда его спросили, священника, а как же мол эти? А как же вы относитесь к тому, что охотники носят ожерелья из зубов барса? Не медведя, хотя их много, а именно барса.


И он сказал, что по вере православной каждый человек не должен закапывать свой талант. Если у них есть талант охотника, то пусть они и будут охотниками. Оказалось, что многие боги у нас совпадают. Шаман знает ангелов и Великую Мать. Только у них Великую Мать называют Мать Метелица. Потому что Она владеет снегом. И считается, что снег, который подает на землю во время метели, самый плодородный. От него все растет.


  Так вот священник вместе с шаманом борются с винопитием.
Природа , Господь подает и у нас в таком краю, где цинга. Растет черемша и они ее сушеную ежедневно кладут в суп. А мне соленая черемша так не нравилась. Острая очень. Как то по другому ее нужно готовить. Вот и оказалось, что ее сушат. И сушеная она почти как чеснок и очень полезная.

   
Живет на Алтае прекрасный народ. Тофы - Лесные Люди. Берегут тофалары Мать- Природу и часто говорят;»Если много мяса добыть - его совсем не будет».


Рецензии