Сашёк-малышок и лесовичок-добрячок

Сашок-малышок.

Сказывают, что в дремучих уральских лесах жил злой леший по имени Голк. Боялись его все: и люди, и звери. Он мог любого превратить в свою вещицу, которая беспрекословно подчиняться ему станет: воровать еду, одежду и драгоценности. Любил леший обращать красивых девушек и женщин в уточек. Народ этих птиц не обижал, понимал, что не по своей воле они такими сделались…

У чистого ручья на солнечной поляне стоял дом, в котором жили глава семьи, Павел, его любимая жена, красавица Аннушка, и их сынок Сашенька. Мальчик был добрый, только росточка маленького, его так и называли — Сашок-малышок. Летом Павел пахал и сеял, зимой в тайге охотился, а Аннушка с сыном по хозяйству хлопотали, в лес по грибы и ягоды ходили. Бывало, собирают они ягоды, мальчик положит горсточку на пенёк или на листочек и приговаривает:
— Это — для лягушки-квакушки и для мышки-норушки, это —для зайки-побегайки и для белки-попрыгайки, это —для лисички-хитрички и синички-сестрички. А вот это для лесовичка-добрячка!
— Откуда ты знаешь, сынок, что лесовик добрый? — спрашивала мама. — Люди другое говорят.
— Он добрый, я это точно знаю. Лесовичок сердится, когда его не понимают, вот и проказничает.
С тех пор и Аннушка привечать лесовика стала. То хлеб на пенёк положит, то кружку молока поставит. 
Однажды после посевных работ решил Павел в город податься, пушнину сдать да провизии купить. И ещё(он это в тайне держал) на полученные деньги у городского лекаря капель для роста своему сыну Сашеньке приобрести. Оседлал коней, сложил меха, попрощался с домашними, а сыну наказал:
— Помогай матушке и будь для неё опорой и защитой. 
Пару недель прошло с тех пор, как отец в город уехал. Пошли как-то рано утром сын с матерью в лес за ягодами и грибами. Ягода спелая, крупнаяпоспела, быстро набрали полную берестяную корзинку. Грибы — один краше другого. Сняла Анна платок, сложила в него грибы, только решила края связать, как раздался громкий свист и душераздирающий крик:
— О-о-у! О-о-у! О-о-у!
Женщина сразу поняла, что скачет на своём огненном коне с рогами страшный леший Голк. Набросила она платок с грибами на сына и сказала: 
— Сиди тихо, не шевелись. А я за деревом спрячусь.
И присела, вот только золотистая коса за ствол зацепилась. Страшно, еле дышит. Увидел леший золотые локоны и остановил коня. Из ноздрей скакуна жар вырывается.
— Вижу, девица-красавица от меня прячется. Покажись, милая, не такой я страшный.
А сам в этот момент из жуткого, волосатого монстра в доброго молодца превратился, и конь под ним вроде как обычный, только глаза у обоих огнём горят. И сладким голосом промолвил:
—Стань, красавица, моей женой. Будешь в тереме жить — не тужить, среди роскоши и золота горя не знать.
— Никак не могу, не хочу и не буду. Я замужняя женщина, — ответила Аннушка.
Засверкали у лешего глаза пуще прежнего, волосы дыбом встали — рассвирепел:
— Последний раз спрашиваю. Не пойдёшь по добру — силой заставлю.
Выскочил из укрытия Сашенька и закричал громко:
— Убирайся, леший, отсюда, оставь мою матушку в покое!
— А это ещё что за грибок с ноготок? — удивился Голк. —Кыш с дороги!
И дунул так, что мальчика на несколько метров в сторону отбросило.
— Сама не пожелала, красавица, счастья своего, станешь теперь моей вещицей. Но не в человеческом облике, а уткой будешь мою волю выполнять, — сказал он громко. 
Только и успела матушка произнести: 
— Прощай, сынок! 
И улетела уточка, как привязанная, вслед за Голком.
Долго сидел Сашенька на пеньке и плакал, но слезами горю не поможешь. Собрался в дорогу, поклонился отчему дому и пошёл матушку выручать. Когда ещё отец из города вернётся? Долго он брёл по тропинке, по которой умчался леший на огненном коне, опалённая листва ему путь указывала. Вдруг видит: заяц мимо бежит.
— Зайка, а зайка, правильно ли я иду в логово Голка? 
— Правильно, правильно. Страшно мне: не произноси так громко его имени. Я впереди побегу и тебе дорогу укажу.
Добежал зайка до глухого леса, остановился и сказал:   
— Дальше, добрый мальчик, я тебе не могу помочь. Рад бы, но не знаю дороги.
— И на том спасибо, зайка!   
Идёт мальчик дальше. А вокруг деревья стоят высокие. Темно, страшно, глухо. Вдруг видит: белочка шишку из дупла выронила. Поднял её и говорит: 
— Белочка, вот твоя шишка. Подскажи, правильно ли я иду в лежбище лешего?   
— Т-с-с! Правильно. Не так громко. Страшно мне. Следуй за мной. А шишка тебе на дорогу.
Долго они шли по дремучему лесу. Уже сумерки опустились. Остановилась белочка и сказала:
— Всё, добрый мальчик, дальше я дороги не знаю. Уже темно. Отдохни немного, а утром и помощники найдутся.
— Благодарю тебя, белочка.
Расположился Сашенька тут же, у тропинки, на ночлег. Съел ломоть хлеба да орешек кедровых пощёлкал, укрылся кафтаном и задремал. Долго ли спал, нет ли, вдруг слышит: кто-то будит его.
— Э-хе-хе! Кто же это на самой тропинке спать укладывается? Негоже так: ни пройти ни проехать! Ах, это ты, Сашок-малышок. Притомился, милый? Что, к самому лешему собрался? Не боишься? Правильно, матушку выручать надо!
Протёр мальчик спросонья глаза, видит: перед ним маленький седой старичок стоит. И ни чуточки не сердится. Не испугался Сашок и спрашивает:
—Лесовичок-добрячок, верно ли я иду? Не подскажешь, как одолеть злого лешего? Он матушку в свою прислужницу, вещицу-уточку, превратил, необходимо из неволи её вызволить.
— Одолеть самого Голка почти невозможно. Но проучить необходимо. Почему ж не помочь тебе, добрый молодец? Помогу, обязательно помогу! 
— Да какой я добрый молодец, дедушка, ростом я совсем маленький, — тихо произнёс мальчик.
— Будешь им, коль на такое дело решиться не побоялся. Слушай меня внимательно! Живёт леший в тёмной пещере на Чёрной горе. Место это мрачное, жуткое. А подневольные уточки, его вещицы, у той горы в глубоком озере плавают. Тебе надо незаметно к озеру подойти и их накормить волшебной ягодой. Чтобы зайти дальше, придётся невидимым стать. Для этого нужно цветущий папоротник найти и его пыльцой себе пятки посыпать. А цветок потом в Чёрное озеро сбросить. Давай-ка, дружок, поспеши. Сегодня как раз ночь на Ивана Купалу — папоротник раз в год цветёт, до полуночи немного времени осталось. Позови мышку-норушку, она и поможет заветный цветочек отыскать. Главное — не сдавайся, как бы страшно ни было. Верь в себя, и всё обязательно получится. Да возьми туесок с ягодой. Там, на дне, камешек-тумпас прозрачный лежит. Особенный он: в огне не горит и от нечисти оберегает. Как уточки обратно в девиц превращаться станут, прискачет на своём огненном коне леший Голк, ты подойди к нему совсем близко и брось в него этот самый камушек. А последнюю ягодку сам съешь, не позабудь. Поспеши, паренёк, поспеши-и-и-и!
Исчез лесовик, как не бывало. Прошёл мальчик несколько шагов; темно, ничего не видно.
— Мышка-норушка, не взыщи за просьбу, помоги цветочек папоротника найти!
Только он это произнёс, просветлело в лесу, яркая луна выкатила на небосклон.
— Помогу тебе, добрый мальчик, не забыла, как ты моих деток сладкой ягодой подкармливал. Ступай за мной, нам надо торопиться, — сказала мышка. И побежала впереди,  дорогу указывая.
Они быстро добрались до небольшой полянки. Остановилась мышка и говорит:
— Смотри внимательно и найдёшь заветный цветочек. Только не испугайся: эти владения филин охраняет. Он кричать, прогонять тебя станет, но ты не робей. Дождись полуночи, сорви цветочек и спрячь его за пазухой. А мне туда нельзя. Удачи тебе!
Поблагодарил мальчик мышку и вышел на поляну. Заухал, закричал филин, закружил совсем низко. Но не испугался Сашок. Вдруг засверкала поляна, на ней, словно звёздочки, засияли распустившиеся цветочки папоротника, — видимо, полночь наступила. А филин всё над головой вьётся, крыльями машет. Сорвал мальчик цветочек, спрятал на груди, побежал дальше. Только к рассвету добрался он до Чёрной горы.
Сел Сашок у края леса, решил осмотреться и с духом собраться. Видит: лисичка бежит.
— А я вот мимо бегу, может, чем помогу? — спросила она.
Рассказал ей мальчик о своём деле, а она в ответ:       
— Ты, главное, не бойся. Мы лешего обманем. Я позову своих братьев и сестёр, да ещё птичек кликнем, все разом налетим, он и растеряется. К берегу коротким путём тебя лягушка-квакушка выведет.   
Тут же прискакала лягушка. Два раза квакнула и произнесла:
— Доставай свой цветочек и делай так, как учил лесовик.
Опылил Сашок себе пяточки и стал невидимым. Дошли друзья до берега озера, достал мальчик туесок и стал раскидывать в разные стороны волшебные ягоды. Налетели вещицы-уточки и принялись клевать угощение. Как три ягодки съедят — так в девиц-красавиц превращаются.
Вдруг зашумело, засвистело всё вокруг. Птицы грозной стаей в небе летают, лисы со всех сторон лают и пищат. Жуть да и только! Выскочил из пещеры свирепый Голк, сразу и не сообразил, в чём дело. Подбежал к нему совсем близко мальчик, не испугался и бросил прозрачный камушек тумпас прямо в лешего. Сполз злодей ужом шипучим со спины коня своего, а тот и в беленького телёночка превратился. Перестали квакать лягушки, тявкать лисы и кричать птицы. Все радуются, обнимаются. Подбежал сын к матери, кричит: 
— Матушка, как я рад тебя видеть!   
— Где ты, сынок? Где ты, освободитель мой! — запричитала женщина, разыскивая сына, слыша только его голос.
Вспомнил Сашок-малышок про последнюю ягоду, съел её, бросил в воду цвет папоротника и превратился в красивого, высокого юношу. А вокруг всё зазеленело, зацвели цветы, запели птицы, озеро заплескалось прозрачной водой. Сколько было вокруг радости и счастья! 
С тех пор ту Чёрную гору Красной зовут, а озеро — Девичьим. На его берегу отстроено добротное село Александровка, в котором живёт добрый молодец, богатырь Александр, а с ним его родители Павел да Анна и многие другие счастливые семьи. А кварцевую друзу, или горный хрусталь, что в старину называли тумпасом, во всех местных семьях почитают и хранят, как оберег — дар земли уральской!




 
    


Рецензии