Поэт истины

             / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ОЧЕРК /

             При благоговейном упоминании имени великого русского поэта –классика Н.А.Некрасова  сразу вспоминается  хорошо известная «народная книга» из школьной учебной программы «Кому на Руси жить хорошо».Или знаменитая "Железная дорога". Потом, может быть,"Дедушка," декабристки и русские женщины, которых так любовно воспел пиит.
             И никому даже в голову не придёт, что Н.А.Некрасов  напрямую связан с художественным фильмом «Сватовство гусара». Режиссёр Светлана Дружинина.Она современным кинозрителям больше известна как постановщик исторических фильмов,а когда-то начинала актрисой.Особенно памятны её актёрские работы в кинолентах "За витриной универмага", "Дело было в Пенькове","Девчата".
             Гусары и Некрасов? Казалось бы, нельзя придумать или вообразить себе ничего более нелепого и глупого. Казалось бы,довольно очень странное и даже фривольное сочетание . Не так ли? Но  это только на первый поверхностный взгляд.
             Каких только чудес не бывает в жизни, тем более в искусстве. И одно из них, о котором я и хочу рассказать, – экранизация литературных произведений. Об одной из них, экранизации рассказа В.П.Астафьева «Сон о белых горах», я написал уже в художественном очерке «Ирония судьбы, или…Таёжная повесть».
              Сегодня- рассказ об экранизации шедевра русской драматургической классики.Шедевра на все времена,ИБО деньги и любовь составляют суть и основу всей человеческой истории - трагикомедии.
              Да, мы хорошо знаем Н.А.Некрасова прежде всего как поэта. Кстати, В.Г.Белинский заметил Некрасова и «в гроб сходя благословил» именно за стихотворение «В дороге», которое поэт прочитал Белинскому.У того от переживаний за героев засверкали от слёз глаза, он бросился к Некрасову. Обнял его и чуть не со слезами воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный.» Так, Н.А.Некрасов, с лёгкой руки литературного критика и публициста В.Г. Белинского, стал поэтом истины. К слову сказать, современники ставили Н.А.Некрасова даже выше А.С. Пушкина. На всю жизнь поэт сохранил дружбу с В.Г Белинским, так пророчески определившим великую поэтическую судьбу Н.А. Некрасова.
               Но моё повествование всё-таки не о поэзии. Надо подчеркнуть, что Н.А.Некрасов был одарённым человеком во многих областях деятельности. О его предпринимательско- издательской деятельности можно написать отдельную книгу, настолько он был по тем временам успешный предприниматель. При этом Некрасов хорошо известен и как успешный редактор журнала «Современник»…Именно Некрасову мы обязаны открытием такого литературного гения, как Ф.М.Достоевский. По определению самого Некрасова,- новый Гоголь!  Но мало кто знает о Н.А.Некрасове как о драматурге редкого сценического таланта.Во многом он даже был первопроходцем этого литературного жанра для широких народных масс.
                Им написано немало водевилей и пьес. «Как известно, Некрасов очень сурово относился к своему раннему творчеству, о чём свидетельствуют его автобиографические записи. Но если о прозе и рецензиях Некрасов всё же вспоминал, то о драматургии в его автобиографических записках нет ни строки; очевидно, он не считал её достойной даже упоминания. Однако нельзя недооценивать значение драматургии Некрасова в эволюции его творчества». И с этим справедливым утверждением трудно не согласиться. Мне тоже кажется, что Некрасов напрасно умалял и принижал свои личные достоинства и несомненные успехи в драматургии. И можно понять,почему он так излишне самокритично поступал.
               Известно, что водевиль считался и по сей день считается лёгким,даже несерьёзным жанром. И во многом он сам дал повод к такой негативной оценке, ибо основное место на сцене занимал только пустой, бессодержательный и развлекательный водевиль. Заслуга Некрасова заключается именно в том, что он не отрицал водевиля, как жанра театральной постановки, а наполнил его форму новым художественным, идейно – политическим, историческим и социально-психологическим содержанием. Едко высмеивая откровенные ремесленные поделки,он, как водевилист,одновременно начал создавать свой - новый русский сценический водевиль. Я бы сказал, образцово -показательный.И даже,не побоюсь этого слова,-идеальный.
                Водевиль, который органично соединял бы традиционную лёгкость, остроумные куплеты, забавный запутанный сюжет с более острым общественно- политическим и социальным содержанием. Таким образом, Некрасов приближал водевиль и театральные подмостки в целом к своеобразной общественной трибуне и академической кафедре, которые могли бы напрямую говорить с народными массами на доступном для них простом народном языке. И это было особенно важно, учитывая тот немаловажный факт, что большинство российского населения было вообще безграмотно, и театр оставался их единственным окном в большой мир государственной и мировой политической жизни, общественной жизни высшего света. В мир познания .Не случайно многие великие русские классики наряду с Некрасовым, а среди них Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький, постоянно обращались в своём творчестве к драматургии. А пьесы Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького вошли в золотой фонд не только российской, но и мировой  классической драматургии. А чеховская «Чайка» даже стала мировым символом русского театра и украшает занавес МХАТА. Она своего рода, как сегодня выражаются, бренд  Художественного театра, его талисман.
                К середине 1840 г.г. наступает коренной перелом в драматургическом творчестве Некрасова. Так, в течение всего 1843 года он вообще не обращается к драматургии, а в 1844 году написал всего лишь один оригинальный  водевиль «Петербургский ростовщик», который становится важным явлением во всём его драматургическом творчестве. Как отмечают исследователи, Некрасов создает пьесу, которую необходимо поставить в прямую зависимость с произведениями формирующейся в то время «натуральной школы».
                Любовная интрига в пьесе отодвинута как бы на второй план. По сути мало что осталось от традиционного водевиля, хотя определённые жанровые признаки всё же автором неизменно сохраняются.  «Петербургский ростовщик» знаменовал собой новый революционный этап не только в драматургии, но и в целом в творчестве Некрасова. Попутно следует отметить, что водевиль продолжает гоголевские традиции. Авторский замысел состоял в том, чтобы выпукло изобразить ростовщика как петербургский тип и как принадлежность социального быта столицы.
                Исследователи драматургического творчества Некрасова, предполагают, что водевиль «Петербургский ростовщик» был хорошо известен А.Н.Островскому. Об этом свидетельствуют и некоторые сюжетные совпадения с пьесой А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Да и  главным героем обеих пьес неизменно является всё тот же ростовщик. В связи с этим нельзя не упомянуть и о другом очень важном  художественном произведении классической литературы  - «Преступление и наказание». Правда, в роли петербургского ростовщика выступает уже старуха –процентщица, что делает этот образ ещё более необычным,зловещим и глубоким по содержанию. Не исключено, что её образ был навеян Ф.М.Достоевскому водевилем Н.А Некрасова, которого писатель очень уважал и очень высоко ценил. Об этом свидетельствует и речь знаменитого писателя на смерть поэта.
             Если по месту действия Достоевский специально ничего не изменил, также подчёркивая важность столицы в формирования общественно-экономического уклада жизни, то в образе ростовщика он шагнул далеко вперёд от своего литературного учителя. Учитывая,  что женщина у нас ассоциируется с матушкой-природой, матушкой церковью, с матерью-родиной, то образ приобретает некий символический  и даже несколько зловещий смысл. И то, что она в конечном итоге погибает именно от топора, тоже говорит о многом, тем более, когда справа налево то же слово топор читается как ропот. Роптать…Возроптать…Топтать всё живое на земле… Тварь ли я дрожащая, или право имею возроптать ,в лице старухи – процентщицы, на господствующую власть, которая от бога.Другими словами,возроптать на самого господа-бога.По тем временам очень даже смелый, если не революционный шаг в идейно-художественной и социально-политической мысли.
              Уже из названия водевиля ясно, что речь пойдет о деньгах, точнее об отношении к ним. А подходов здесь несколько. Первый:человек - мера всех вещей. Второй:деньги-мера всех вещей. Третий:любовь – мера всех вещей. Естественно, для главного героя водевиля петербургского ростовщика Лоскуткова деньги - мера всех вещей. И дочка для него становится вещью,  необыкновенным – живым – товаром, но всё равно товаром, красным товаром, как и картина, которую он старается  в течение водевиля как можно выгоднее сбыть предприимчивому покупателю. Точнее, облапошить наивного богатого покупателя. Таким образом, мы наглядно видим как живая душа превращается в мёртвую душу, которая не видит никакой разницы между товаром и товаропроизводителем.
                Но Н.А.Некрасов в образе  петербургского ростовщика  показывает нам ещё мелкого по коммерческим масштабам и разворотам  хищника – лавочника. Частного лавочника частной лавочки. Он больше смешон, чем страшен. А на его место со временем придут более страшные и матёрые  хищники – капиталисты. Они внедрят капиталистическое производство на основе частной собственности и эксплуатации человека человеком. Именно этим звериным и животным хищникам принадлежит заслуга в сращивании капитала и власти. Государственной власти. Именно они создадут действенный и эффективный механизм принуждения и насилия над обществом под названием государство. Именно они будут использовать искусство в целях духовного порабощения масс. Именно они заменят ростовщиков частными банками, методы действия которых будут даже не жёсткими, а жестокими. Как и подобает каменным джунглям. Очень хорошо это показано в фильме «Две бандитки». Так что ростовщик Лоскутков только цветочки, хотя ему первому пришла в голову такая хитроумная идея не давать деньги за невесту, как это и было на Руси, а, наоборот, брать за неё деньги и немалые.  Если у Винни- Пуха опилки в голове, то у Лоскуткова –  звонкие монеты. И вот уже вместо живого человека мы видим ходячий банкомат. Вот какой гимн будущему капиталистическому производству  поёт этот живой банкомат в фильме «Сватовство гусара», который снят по мотивам водевиля «Петербургский ростовщик». Автор слов Ю. Ким.
               
                Мне внушал папаша с детства, не жалея отчих сил:
                Деньги всё- и цель, и средство, помни это, сукин сын!...
               
                Ох, вы деньги, деньги, деньги , рублики,
                Франки, фунты стерлинги да тугрики.
                Ох, день-день-деньжата-деньги,  денежки,
                Слаще пряника, милее девушки,
                Все ищут ответа, загадка жизни в чём,
                А мне плевать на это, я знаю, что почём…
            
                Все ищут ответа –быть или не быть,
                Плевал я на Гамлета, раз не умеет жить…
      
                Все ищут ответа – где главный идеал?
                Пока ответа нету – копите капитал.
             
           Выгодную  для петербургского ростовщика коммерческую сделку по продаже невесты жениху – гусару, то есть будущему собственному зятю, разрушает новый- третий подход  к  деньгам. Любовь – мера всех вещей. Любовь, о которой ростовщик, в силу своих низких животных инстинктов, не имеет никакого представления и понятия. Любовь, которую он никогда не испытывал, не чувствовал, не воспевал, потому что банкомату, даже и живому,  всё равно неведомы такие возвышенные чувства, как лирика. Эстетические чувства.
            Любовь, преодолев на своём пути все трудности, испытания и преграды, расставленные хитрым и алчным ростовщиком, в конечном итоге побеждает. Не зря в опере «Кармен» поётся о том, что любовь сильнее всех законов.  И всесильная любовь не просто побеждает, но и  соединяет воедино два любящих сердца:Налимова и Лизы,дочери ростовщика.
            Гусар на то и гусар. Он,как и солдат из сказки, выйдет из любого самого сложного и ,казалось бы,безвыходного положения. И здесь гусар,естественно, нашёл выход из самой затруднительной и запутанной ситуации. Сватовство он умело превратил в шутовство и плутовство, в шуточную постановку – представление, использовав их в качестве  действенного орудия  в борьбе с непомерной, неразумной жадностью к деньгам будущего тестя, который жил по принципу:
            
                Все ищут ответа – где главный идеал?
                Пока ответа нету – копите капитал.

              Как говорится в народе, на всякого мудреца довольно простоты. И на старуху, правда, не процентщицу, но тоже  бывает проруха.   
              А всё потому, что  не надо всё-таки путать любовно-романтический идеал и капитал,хотя они и рифмуются рифмоплётами.Именно об этом различии и свидетельствует гениальный русский водевиль Н.А.Некрасова «Петербургский ростовщик» и талантливый советский игровой фильм С.Дружининой «Сватовство гусара».
              А с чем дружить:с деньгами или с любовью?каждый из нас выбирает самостоятельно.И расплачивается за свой индивидуальный выбор тоже самостоятельно.
              А пока ответа нету - копите "материнский капитал"!   
               


Рецензии
Оригинальное исследование. Браво!

Владимир Байков   28.10.2015 06:59     Заявить о нарушении