***

            С Днем Рождения , читатель!

                Который…

 Выйдет за пределы бытия: до начала и после его конца.

Здравствуйте, дорогой читатель!

Этот текст хотелось бы представить в виде письма. Трудно представить в эпоху гипертекста и виртуальной реальности необходимость писать письма не знакомому человеку, а широкомыслящему читателю. Это своего рода писательский и философский перформанс. Сейчас стали модными художественные эксперименты в реальном пространстве. Художник , поэт, писатель, музыкант, философ могут выйти в город, на публику и представить свое отношение к пространству  и времени. Такой необычный выход, отличающийся от обыденного хождения по улице, должен пробудить интерес к искусству и философии обычного человека. Чем может побудить обычного человека к пониманию его мысли философ? Не внешним же видом. Скорее необычной подачей мысли. Каждый философ со своей позиции демонстрирует актуальное искусство и философию как искусство в заданный момент времени и в определенной точке. Художник может выстроить арт-объект, поэт продекламировать стихотворение, музыкант что-то сыграть на публику, а философ может начать сократовский диалог о вечном или конкретном. Если публика удалена в виртуальном пространстве, то это может быть монолог в виде письма, по типу письменного текста, что можно встретить в бумажном формате.

Это текстовое письмо может быть обращением к читающей публике, пусть даже она не представлена реально. Но если есть такая сегодня возможность сообщить, то почему бы не воспользоваться такой возможностью. В тексте и особенно виртуальном гипертексте можно соединить научные размышления и искусственный эксперимент. Почему бы не воспользоваться современными возможностями, чтобы вступить в сократовско - платоновскую коммуникацию с читателем. В новом необычном мире виртуальных и реальных представлений могут развиться самые неожиданные идеи. Не все готовы воспринимать такого типа общение и обобщения, мысли и идеи, возникающие таким образом. Но почему бы не воспользоваться новыми возможностями. Тем более, что ими пользуется как писатель, так и читатель. Это будет первый опыт выхода за границы привычного. Сознание постепенно будет привыкать к таким выходам, и тогда не будут казаться странными идеи о супермирах. Сама приставка «супер», то есть «сверх» так и не стала в русском языке привычной частью слова и ее не относят к классическим объектам в науке, культуре и искусстве, но она лучше всего подходит для представления объектов и явлений, которые находятся за пределами возможного привычного мира. Сверхмир не является невозможным явлением, он есть продолжение  возможного, только это возможное непривычно для обычного восприятия.

Выходя за свои пределы сознание читателя научится воспринимать, казавшееся необычным и несуществующим, привычным, хотя  и давно забытым коллективной памятью. Чтобы было легче понять новую идею, необходимо открыто рассказывать о шагах, которые проделаны и не предвзято отразить их в тексте.

Этот текст записывался и обрабатывался ровно год – от одного дня рождения до другого в этом году. Результат каждый может увидеть на своих экранах. Было записано около 200 страниц текста, 1,5 мегабайта информации и возник вопрос: зачем всё это проделано и кому это нужно? Наверное, многие задаются подобными вопросами после перехода определенной границы. Это не такие простые и бесполезные вопросы. Для многих они кажутся не столь важными, для кого-то наиболее важным является их личное время, для другого - объем информации, для третьих – количество страниц и насыщенность содержания , его сжатие и место в пространстве.

Целый год прошел в размышлениях и подборе материала, каждый день проходила работа по набору текста. Был небольшой период летом, когда нужно было остановиться и решить, что делать с наработанным. Осенью работа была возобновлена, и стало понятно, что ее не закончить в ближайшее время. Потребуется время, так как с углублением в тему расширяются горизонты для мысли. Многие места оказались сырыми, сразу стали видны участки текста, где разлита вода вместо смысла. Пока же приходится оставить всё так как есть и ответить на вопросы, заданные в самом начале.

Первоначальный ответ на поставленный вначале вопрос для читателя может быть разделен на две части: во-первых, конкретному человеку , интересующемуся философскими проблемами, всегда полезно задуматься о конечном, о пределах его существования, приготовиться выйти за эти пределы, как говорил Платон, приуготовить себя к смерти и подумать о том, что она готовит за пределами привычного земного существования.

Вторая часть ответа может быть обращена ко всем. Есть такого типа читатели, что не могут абстрагироваться от социума или от окружающей природы. Для них важно быть причастным ко всему сущему, ко всеобщему существованию, в частности к социальному бытию. Они при жизни хотят найти бессмертие в человеческих делах, в продолжении рода, в истории и т.п. Их не интересуют вопросы бессмертия души. Они считают, что может быть и души не существует. Для такого типа читателей философия является не личным делом каждого философа, а общей спасительной дисциплиной, с помощью которой можно построить идеальное общество, которое выживет в любой ситуации и будет процветающим, напоминая о прошлом. Поэтому им необходимо знать все угрозы, что встречаются на пути человечества. Эти угрозы являются их личными угрозами.

Платон во второй части своей жизни стал такого типа философом, создавая свое идеальное государство. Он и главного героя своих диалогов сделал таким же, хотя возможно всё было не так, как описано у Платона. От Аристотеля остаются те же впечатления после прочтения оставшихся от него и его учеников философских текстов. Будто они жили не для себя, а для других и думали не о своем существовании и его пределах, а обо всем космосе и существовании общества в нем.

Изучение социального инстинкта важно для социального философа, но оно мало  что дает философствующей душе при его соприкосновении с инобытием. Был период в дохристианской философской мысли, когда в Александрии и потом на арабском Востоке произошел поворот к личным переживаниям философов. Мыслители стали углубляться в себя. Тело и окружающий мир не брались в расчет. Постепенно стали полагаться не на богов, а на Единое, на единого Бога. Так была подготовлена почва для расцвета иудео-христианской философии, что родила христианскую и мусульманскую религии. 

Как найти ту грань, что соединит научный  и религиозный подход при познании мира и души?

Почти 2000 лет эти религии заполняли внутренние переживания мыслящих людей думами о христианских делах на Земле и спасения на небе. Формулой спасения за пределами бытия было строительство царства божьего на грешной земле. Появление науки и технологий стало воплощением этой христианской формулы в действительность. Но с развитием технологий и научными открытиями, человеческое  сознание оказалось перед ещё большими загадками бытия. Уже не так просто стало убедить себя и социум, что всё в руках Бога. Человечество начало понимать, что жизнь дана ему не в вечное пользование, что человечество может уничтожить само себя, а если не уничтожит, то фатальные опасности могут исходить из неизученного до конца микромира, а  ещё большие угрозы могут исходить из глубин космоса,  даже очень может быть и из его пределов.

Чтобы выжить отдельному индивиду и всему человечеству сейчас как никогда необходимо познание внутренних и внешних опасностей и угроз. Что за ними стоит или кто, на чем они основаны и как их избежать? Об этом нужно было задуматься задолго до изобретения атомной бомбы, генной инженерии и полетов в космос.

Самое сложное для человеческого сознания выбрать ту точку, от которой можно оттолкнуться, чтобы начать отчет начала существования явления, вещи или их первоначального движения. Жизнь как особенное для сознания явление имеет начало, продолжение и конец - любая жизнь и жизнь вообще. Но где та точка, от которой может вести отчет общая жизнь или когда можно отделить жизнь индивида, отдельного существа?

 Отдельной жизни как таковой не существует. Есть жизнь связанная с другими жизнями, но отделенной она становится при появлении на свет. Для отдельной жизни отчет начинается после появления на свет индивидуума. Для такой жизни уже всё предопределено, так как индивидуум начинает жить в уже существующем потоке жизни. Даже до рождения уже существовали всеобщая жизнь и частная жизнь индивидуума в частности. Жизнь была в родителях, в их жизненных путях, которые пересеклись, и при столкновении родилось новое сочетание жизненных интересов и клеток. Клетки делились, множились в женском организме, проходя все стадии, что имели живые организмы в ходе эволюции, а потом новое уже готовое тело появлялось на свет.

Во всем дородовом потоке трудно выделить момент рождения именно человека. Как потом оказывается, что и после рождения организм продолжает формироваться вместе с развитием разума. Многие люди, как и многие другие живые существа, так никогда и не становятся разумными. У них остается неразвитой разумная их часть. Но это не значит, что они не люди. Эти люди имеют развитыми инстинкты выживания и продолжения рода. Они являются частью общества, которое имеет свой социальный инстинкт по выживанию. Для существования социального инстинкта не нужно, чтобы все члены сообщества были разумными. Наоборот, лучше выживет тот коллектив, в котором преобладают люди с развитыми природными инстинктами. Особенно необходим аппарат и системы, помогающие инстинкту размножения. Природный инстинкт дополняется социальным инстинктом выживания в обществе.

Разумность так же нужна в любом сообществе, особенно в наше технологическое время. Отдельные индивидуальные инстинкты необходимо стимулировать и сохранять, так как они отвечают за продолжение рода и развитие общества. Сейчас заметна тенденция, заключающаяся в том, что в наиболее разумных, цивилизованных сообществах падает рождаемость, увеличивается количество самоубийств. А менее разумные, меньше цивилизованные, более религиозные сообщества расширяют свои ареалы обитания, сколько бы не удерживали их принятые мировым сообществом границы и меры. Уже во всем земном масштабе формируется единый социальный организм со своим общественным инстинктом. В этом организме есть разумная часть, супермозг, а есть и отдельные члены, отвечающие за разные сферы жизни, за продолжение человеческого рода и выживание.

Пока этот организм схож в своем хаотическом существованием со стихиями огня, воды и воздуха, остающимся жить на земле. Этот организм создал себе в помощь продолжение в виде технической стихии. Но придет время, когда он при помощи новой искусственной стихии выйдет за пределы земного существования и отправится к другим планетам и звездам.

Тогда в пределах космоса социальная память напомнит о колыбели человечества, в которую новые люди не захотят вернуться. И тогда же будут созданы новые точки отчета для всего живого. Тогда человек будет рождаться не на Земле, возможно в искусственных резервуарах, развиваясь больше отведенных земной природой девяти месяцев. Да и обороты вокруг новой центральной звезды могут быть совсем другие, а значит, будет иной отчет времени. В этом новом потоке времени будут преобладать все те же инстинкты, но для социального выживания станет наиболее важен разум, а не чувства.

Если заглянуть ещё дальше за пределы привычного существования, то можно увидеть новые формы жизни, которые будут очень сильно отличаться от земных видов и форм. Разумная жизнь будет совершенно иной. Она может углубиться в микрокосм и узнает о том, что находится за границами макрокосмоса. И это будут реальные знания, а не фантазии на основе предположений и догадок. Возможно знания о сверхмикрокосмическом существовании будут более важны, чем знания о супермакрокосме. Может быть, наоборот,  всё  будет зависеть от того знания, куда уходит разумная жизнь после смерти. Если жизнь растворяется в высших сферах, что существуют за пределами привычного космического пространства, то разум устремится туда. А если разум после смерти тела растворяется за пределами микрокосма в виде мельчайших ещё не открытых частиц, то для разума важно будет узнать свое будущее существование в сверхмикрокосмическом пространстве.

Пока же разум укрепляется с помощью машин и технологий в привычном для него космосе. Медленно, шаг за шагом, разумный интеллект выстраивает прочную основу для выживания. Успеет ли разум создать почву для его продолжительной жизни до того , как существование на Земле станет невозможной? Этот вопрос является сейчас наиболее важным, так как на планете происходят неуправляемые катастрофические процессы. Да и космос изучен не полностью. Основная часть космоса не познана разумом и чувствами, отчего окружающее Землю пространство несет неуправляемую угрозу.

Угроза исходит уже и от созданных технологий на самой Земле. Существуют биологические угрозы, связанные с перенаселенностью землян. Они решаемы. Но, что будет завтра, когда не останется путей по доставке произведенных продуктов. Этих продуктов выживания просто может не хватить на всех. Войны – не лучшее решение по распределению продуктов выживания, но другого способа решения этой проблемы человечество пока ещё не нашло.

Война является старинным способом борьбы за жизненные ресурсы на ограниченной территории. Сейчас такой территорией стала вся поверхность Земли и малая часть космоса. Социальный инстинкт продолжает стремиться увеличить количество людей, чтобы часть общественного организма могла выжить в случае непредвидимой земной катастрофы. Разум следит за внеземными угрозами и опасностями, исходящими из микромира.

Разум торопится, пытаясь найти ответы как во внешнем космосе, так и внутри микрокосма.  До сих пор остаются актуальными древние вопросы о бытие и времени: откуда мы пришли и куда направляемся, когда появился разумный человек и что он может изменить вокруг себя к лучшему.

Любое явление можно увидеть в развитии: от начала и до его конца. Но что находится за пределами явления? Что находится за пределами вещи в пространстве ясно видно. Что же происходит за пределами временного существования вещи? Любая вещь как и явление или вещь как явление имеет начало и свой конец. Жизнь можно рассматривать как сложное явление в движении или развитии всеобщего бытия.

Каждое новое явление наш разум, наши чувства и сознание вычленяют из уже знакомого им устройства мира. Так для нас рождается новое явление. Это происходит подобно тому, как рождается новая жизнь. Вначале происходит подготовка места для рождения нового жизненного явления, потом появляются предпосылки и почва для нового. Часто эта подготовка называется любовью. Сама по себе любовь – не нова, но каждое развитие этого процесса уникально. Из уникального явления рождается новая необычная жизнь. Она появляется и занимает свое место. Так отдельная жизнь становится уникальным телом.

Все уникальные жизни сливаются в один жизненный поток, который и называется жизненным явлением. Уже такой поток нельзя называть вещью самой по себе, хотя и состоит эта всеобщая жизнь из отдельных овеществленных явлений. Жизненный поток выбивается из своих рамок с рождением каждой новой жизни, то есть он становится всегда новым с появлением или исчезновением жизненного явления. В этом заключается схожесть природных стихий с жизненным потоком, который мерами наполняется как океан и осушается, мерами воспламеняется и мерами затухает, увеличивая жизненный дух и его уменьшая.

Этот жизненный поток хорошо известен пока только на Земле, поэтому его течение можно проследить только на нашей планете. За пределами земного существования можно говорить о непродолжительной жизни. Можно фантазировать и предполагать то, как будет двигаться всем известный жизненный поток на других планетах и в иных галактиках. Пока же для жизни поставлен предел в пространстве и времени. За пределами жизненных рамок существует иное явление – безжизненное пространство бытия. В этом безжизненном пространстве также есть движение, есть стихии, есть столкновения и неживые вещи, но все они отличаются от чисто земных явлений, движений, столкновений и вещей.

Таким образом, живые существа могут выделять себя из безжизненного пространства бытия и находить себе место в жизненном потоке.  Место в жизни предполагает вычленение отдельной уникальной жизни из всеобщего жизненного потока и отдельное сознание выделяет вместе с собой отдельное тело. Это тело получает с рождения толчок и начинает свое движение. По ходу движения отдельного живого тела происходят столкновения как с такими же живыми телами, так и неживыми вещами и явлениями, с природными явлениями и социальными образованиями. В этом заключается уникальность отдельной жизни, существование отдельного тела. За пределами бытия тела существуют подобные ему тела и вещи, явления и стихии. Все они наполняют собой земное существование, являющееся частью космического порядка. О космическом беспорядке можно только предполагать, так как любой  хаос наш разум пытается упорядочить, изучив и найдя ему место в космосе. Подобное происходит и при написании этого текста.

Выходя за пределы чувственного мира наш рассудок пытается выжить в бесконечном хаосе. Если в земных условиях упорядочить вещи, стихии и разные явления можно при помощи разума, то чем дальше от нашей планеты, тем больше человеческое сознание начинает паниковать. Много неизвестного и непонятного окружает нас и нашу планету, подобно тому, как дитя с рождения окружает новый, непознанный  и многообразный мир. Новое тело вынуждено быстро адаптироваться, иначе оно не выживет. Его окружают заботой и помогают влиться в общий жизненный поток. Иное происходит с разумом, когда он выходит за пределы земного существования: начинаются попытки сравнить космические явления неземного существования с уже привычными формами бытия. Как тело может не выжить во враждебной, незнакомой и противоречивой среде, так и сознание путается при столкновении с необычными, необъяснимыми космическими явлениями. Как тело постепенно, шаг за шагом адаптируется в незнакомом окружении, так и сознание приспосабливается мало по малу в окружающем космосе. Ближайший космос уже изучен и не так враждебен для человека. Но проникают необычные части и волны из дальнего космоса, которые могут уничтожить жизнь, остановить жизненный поток. Поэтому наш разум вынужден изучать не только ближний, но и дальний космос, а также тот хаос, что может находиться за пределами чувственного и осознаваемого космоса. За пределами космоса существует неизведанное нам бытие. Ближе и яснее с этим неизвестным можно соприкоснуться в микрокосмическом пространстве. Но и за пределами микрокосма существует свой неизведанный мир хаоса, который пугает необычными болезнями и чудесными загадками. Пока разум продвинулся не так далеко. Он сделал только первые детские шаги в сторону микромира, но и они принесли много положительных средств для выживания и восторга для сознания.

Постепенно , шаг за шагом, мало по малу наше сознание углубится в микрокосм и выйдет за его пределы в так называемый сверхмикромир. То же самое произойдет с макрокосмосом, когда воображение сможет охватить весь космический порядок и выйдет за его пределы в сверхмакрокосмический мир, представляющийся нам небытием. Это сейчас для нас за пределами космоса хаос, сверхмакрокосмическая тьма, небытие, ничто, куда расширяется Вселенная, а скоро будет пролит свет и на эту область существования всего сущего.

Сверхмакромир будет частью нашего сознания и опять замаячит предел всего, за которым продолжит простираться пугающий новый мир. Может он будет похож на наш мир, а может он будет другим. Если он станет частью нашего сознания, то он будет частью нашего бытия, за пределами которого находится неизвестность подобная тому, как за пределами жизни находится смерть, как за пределами света существует тьма, за пределами познанного есть непонятное, за пределами холода есть тепло, за пределами бытия есть инобытие или ничто.

При взгляде на всеобщее бытие человеческое сознание не может одновременно созерцать всё сущее, в одно и то же мгновение видеть его временную и  пространственную сущность. Человеку приходится вычленять определенную область бытия, чтобы познать его сущность. Из всеобщего бытия вначале вычленяется сущее само по себе и оно связывается с категорией времени или категорией пространства. Уже при таком разделении, если рассматривается бытие с временной его функцией, то остается не рассмотренной пространственная сущность бытия, а при рассмотрении бытия с пространственной позиции, остается в стороне категория времени и всё , что с ней связано. При рассмотрении временной области остается в стороне пространственная составляющая бытия, если же рассматривается пространство бытия, то время проходит параллельно или рядом с бытием, происходит разделение всего сущего на бытие и время. При таком рассмотрении всего сущего бытия для сознания не остается места , чтобы углубляться в те области, что находятся за пределами бытия, как во временной, так и в пространственной области.

Философия с самого начала своего существования рассматривала самые глубинные проблемы, касающиеся всего сущего бытия. Одна из таких проблем касается первоначала сущего бытия. Каким сущее было в самом начале, что было первым толчком, когда всё началось, с какого первого элемента начался мир – подобные вопросы задавали себе первые философы, их задают до сих пор ученые и богословы. Философам всегда важно было знать то, что предшествовало бытию всего сущего. Но что же находится за пределами временного и пространственного бытия? На этот вопрос стоит ответить в наше время самым серьезным образом.

Пространство и время являются неразделимыми категориями философского сознания, поэтому когда рассматривается первоначало мира, то предполагается связь начала с пространственно-временным континуумом. До начала мира не было пространства и времени, а значит, не было сущего, бытия и их существования. Если не было таких категорий как пространство и время, то разум не может опираться на разумную основу, частью которой являются категории разума. Но если предположить, что до начала бытия было пространство и время иного свойства, то можно выйти за пределы привычной мысли и ее ограничения.

После Аристотеля греческие и христианские мыслители разделяли всеобщее бытие на материальное и духовное. Другим способом деления сущего было разделение его на бытие и сознание, единое и многое и т.д. Предполагалось, что за пределами бытия есть особая сущность, доступная только человеческому разуму. Ее называли духом, абсолютом, душой мира, подобной человеческой душе. Получалось, что за пределами всеобщего бытия находится духовная сущность, которая недостижима для тела, но ее можно постичь с помощью разума. Если разум является сущностью человека, то и духовная область может быть связана только с человеческим бытием.
 
Человеческий разум так устроен, что он хочет вычленить из иррационального и бесконечного мира кусок ограниченного бытия, устроив в нем  порядок  по своему усмотрению. Но чувства говорят, что мир хаотичен и безграничен. То, что чувствам кажется правильным, для разума становится ошибкой и искажением при посредстве органов телесных рецепторов. 

Многие тысячи лет солнце поднималось в одной части Земли и опускалось в другой, что наталкивало на мысль об обращении Солнца вокруг Земли. Так и считали многие тысячи лет, пока не появились разумные доводы и доказательства обратного. Разумный подход победил веру в то, что предполагалось чувствами. Сейчас почти все разумные существа понимают, что Земля вращается вокруг Солнца. Разум придумывает многие теории, подкрепляя их опытным знанием. Если вычленить движение из общего изменения вокруг, то существуют тела , которые движутся в пространстве. Пространство связано со временем, а значит тела изменяются во времени. Но это представление возможно только в замкнутом земном пространстве, ибо тела и частицы движутся всегда вместе с движением Земли вокруг Солнца и Солнца вокруг центра галактики. Существует вечное движение всего во всем. Вычленить какое-то устойчивое состояние или тело в природе можно в относительном покое или при столкновении одного явления с другим. По сути, тело  - это момент столкновения, при котором изменяется всё вокруг, подстраиваясь под новое развитие событий. Если взять камень, что падает с горы, то сам по себе он является набором движущихся частиц, находящихся в постоянном столкновении друг с другом, но вместе они двигаются вниз к большому камню, разбиваясь о который, частицы разделяются на несколько групп подобных частиц, образуя тем самым новые устойчивые сочетания, которые продолжают движение внизу вместе с большим каменным телом. Происходит постоянное микро и макродвижение на Земле и в космосе.

Человек как живое существо также находится постоянно в движении, от зарождения и до смерти. Все части и клетки постоянно двигаются. Это движение продолжается при разложении тела. Тело человека подобно другим телам, что постоянно двигаются от одного столкновения с миром к другому. Внутри тела живые частицы или клетки живут, развиваются и умирают в столкновении с другими частицами и телесными частями.

Живое и неживое находится в постоянном движении.  Но что находится за пределами движения? Этот вопрос подобен другим предельным вопросам о границах бытия всего сущего. И есть ли вообще эти границы. Для нашего сознания такие границы есть, так как если их не будет, то разум не сможет существовать сам по себе и во всеобщем бесконечном хаосе. Да и за границами хаоса может быть то или иное существование, схожее с нашими движениями и столкновениями.

Существуют и такие движения, что можно только предполагать. Они выходят за пределы чувственной и разумной вселенной. Эти изменения можно уловить с помощью новых приборов. Так, даже в земных условиях долго не могли зафиксировать мельчайшие частицы , прилетающие из далекого космоса и уже после их открытия, а также с изучением магнитных и иных волн, появилась возможность открытия новых космических и самых коротких микроволн. Оказалось, что вселенная устроена ещё сложнее, чем предполагали физики.

За гранью физического мира существует большой сверхмикромир  и есть сверхмакромир, которые совпадают в объеме, но не в пространственно-временном континууме. Такое открытие было сделано в последние несколько десятков лет, так как до этого для философов и современных физиков существовал единственный мир, называемый с древности сущим миром или бытием, за границей которого ничего не было. Этот мир стал доступен при помощи электронных микроскопов и телескопов.

То, что было за гранью бытия,  по традиции называлось ничто, небытием, несущим инобытием, несуществующим миром. Сейчас же наступает такое время, когда сознание приходит к пониманию, что за границами известного бытия существует как бы продолжение в виде супербытия, которое можно разделить на сверхмикромир и сверхмакромир. 

Границы физической вселенной связаны с определенным временем, называемым первоначалом, большим взрывом и т.п. Но что стоит за границами этого первоначала. Если это была сверхплотная точка, которая разлетелась в нашу вселенную, то кто ее туда поставил, и почему она превратилась во множество движений и столкновений частиц и волн. Существуют ли такие же сверхточки за границами нашей вселенной? Есть ли что-то подобное в микромире? Это вопросы , на которые сейчас стоит ответить.

В древности не важно было знать как устроен микромир. По теории Демокрита, весь наш мир состоит из атомов и пустоты. Атомы являются мельчайшими и неделимыми частицами, за пределами существования которых ничего не может быть. В последнее столетие наука продвинулась очень далеко в деле изучения и познания микромира. Стало понятно, что в микромире существует жизнь и она очень устойчива, очень опасна. Её угрозы даже более опасны, чем простые угрозы, исходящие из окружающей природы. То же самое можно сказать и о макрокосмосе. Проникая дальше, разум начинает понимать, что темная материя и неизученный космос таит угрозы. Как когда-то для первобытного сознания опасен был темный лес, так на наше  сознание угрожающе смотрит бесконечный космос.

Развиваются нанотехнологии и всем понятно, что без микроисследований нам не обойтись при развитии технического прогресса. Но что стоит за этим исследуемым микромиром самых мельчайших частиц? Параллельно встает подобный же вопрос и о макромире.

После исследований космоса сверхмощными электронными телескопами появилось множество данных, которые говорят, что вселенная устроена не так механистично как предполагали в древности и в новое время. На первый взгляд для человеческого ума и практики не важно знать, что находится за пределами нашего бытия. Для большинства людей не нужны знания о самом близком космическом теле, им хватит мифологических представлений и религиозно – поэтических объяснений. В таких объяснениях мир устроен правильно, хорошо и красиво. Существует добро и зло, свет и тьма, время и пространство, материя и дух, а то, что за их пределами является абсолютным духовным миром. Надо всем этим стоит верховное существо – бог, который создал мир и руководит его движением и развитием до сих пор.

В древности существовало примерно такое же объяснение. Оно было и в последующие две – три тысячи лет. Но во все времена были люди, которые хотели выйти за пределы, за границы таких простых представлений. В древности их называли философами, физиками, потом появились астрологи и алхимики, которым уже необходимо стало выходить за границы обыденных и религиозных представлений о мире при помощи особого опыта и приспособлений. Астрологи изучали внешние космические движения и тела, а алхимики углубились внутрь вещества. Астрологами и алхимиками двигали прикладные интересы. Но где-то в глубине сознания каждого отдельного ученого вставал вопрос: что находится за пределами познаваемой области бытия?

В древности существовала философская теория о пределе и беспредельном, но она не связывалась с материальным пространством и временем. Как и современные ученые, древние мыслители останавливались на границе уже существующего мира и не переступали ее, считая, что до образования сущего бытия ничего не было и если было, то оно никак не касалось человеческого бытия и его опыта. И после исчезновения сущего в целом ничего не будет. Поэтому об этом рассуждать не имело смысла. Наука и научный опыт, разум и чувства держатся именно на этом пограничном фундаменте. Не будет размышлений о том, на чем стоит сущее бытие, и что за его пределами, не будет самого сознания.

Все физические тела находятся в движении и сталкиваются друг с другом, создавая новые движения и столкновения. Это положение о всеобщем движении никак не зависит от того, что вселенная бесконечна, что нет ограничения движения и покоя. Нашим чувствам хотелось бы представить покой в движении или когда тело как бы не двигается, но это иллюзия, подобная той, что Солнце обращается вокруг Земли. Это только кажется, что есть покой, что движения нет, всё едино и неделимо. Такой мир не может быть принят нашим разумом, ибо движение всё-таки есть как на обычном, так на макро  и микроуровне. Частицы и планеты движутся по устойчивым или определенным траекториям. В некотором смысле их движение аналогично друг другу. Пока ничего неизвестно о движении за пределами макро и микромира, но скорее всего оно есть, оно просто другое, хотя его уже сейчас можно назвать супермакроизменением и сверхмикродвижением. Эти категории громоздки и на первый взгляд бесполезны, но когда-то и понятие об атомах было излишним. Эти сверхизменения аналогичны нашим привычным движениям и изменениям, что видит разум и чувства.

В бесконечном мире разум может вычленить конечное бытие, которое объясняется по- разному, исходя из той или иной теории.  Лучшей теорией будет та, которая говорит о бесконечном движении в бесконечном мире покоя и столкновений.   

В конце – концов, все приходят к одному и тому же выводу насчет земного существования и смерти. Так устроена природа отношений реальности, сознания и слова. Начиная рассуждать о философских предельных проблемах, сознание с помощью слов находит одни и те же ответы, перед ним вырисовываются одинаковые контуры устройства мира. Сознание использует один и тот же инструмент – человеческий язык, чтобы с его помощью открыть тайны бытия. Этот инструмент может добраться только до того, чтобы снять поверхностные покрывала. Снять верхние покровы с тайн могут сами органы чувств, но человек устроен так, что прочувствованное он хочет сделать своим с помощью своего же языка, с помощью привычных ему и его сознанию слов. Сама природа подталкивает сознание использовать язык, чтобы не пользоваться только чувствами и разумом. Не обязательно обжигаться каждый раз, чтобы знать и чтобы передать знание об опасности существуют слова. Эти слова передают  знание о том, что огонь обжигает кожу и причиняет боль, разрушая целостность организма. Слова стали первым шагом от инстинктивной жизни в хаотической природе к разумному существованию в космосе. Но было  время, когда не было слов и языка.

Вначале человек научился называть опасные для себя моменты, потом фиксировать и передавать опытные знания другим людям, которые не прошли ещё через подобную опасность. Слова стали хорошим средством для передачи накопленных знаний и опыта. Разные знания обобщались, из них складывались абстрактные конструкции, которые становились постепенно разумными теориями о сущем и существовании, о движении и столкновениях в мире.

Таким образом, слова стали продолжением органов чувств и началом для разумных рассуждений о мире. Человек видел уже не просто дерево и листья на нем, а несколько деревьев и называл окружающую природу лесом. Как такового нет ни дерева, ни леса, а есть человек, его сознание и окружающая реальность, облаченная в слова. Лес и деревья, ствол и ветви существуют только на словах. Слова становятся инструментом по разделению мира на части, с помощью них можно рассуждать , разъединять и собирать мир в единое целое. С помощью слов и философских понятий можно выйти за пределы привычного мира. Есть уже не просто место, где можно жить, охотиться и собирать растения для пищи, а существует пространство, в котором происходят события, одни из них следуют за другими, подобно тому, как проходит день и начинается ночь, а потом всё повторяется. Постепенно сознание приходит к понятию времени, а за ним и к категории пространства. Потом следует открытие других категорий и понятий. Так выстраивается новый абстрактный мир. За пределами реального мира   начинает существовать абсолютный мир. Его можно постичь сверхопытным путем. В этом мире не существует времени как такового, а есть категория времени.

Время с самого начала  связывалось с реальными солнечными и лунными циклами, оно не было связано с повседневными делами и окружающей обстановкой. Время текло вместе с движением Солнца и Луны. В первобытном сознании Солнце и Луна двигались вечно и ни с кем не сталкивались. Столкновение с Солнцем грозило любому объекту в солнечной системе гибелью. Так солнце стало божеством для первобытного сознания. Это божество всем заправляет, рождает и дает энергию, жизнь и смерть. Все подчиняются воле Солнца: пространство, люди, вещи, деревья , Земля и даже время. Постепенно и Луна была обожествлена в поэзии и религии. Время, как важный фактор жизни, непосредственно ставили в зависимость от солнечных и лунных циклов. Частная и общественная жизнь стали подстраивать  под эти циклы.

Природные явления связываются со временем года. Появляется четыре основных времени года, что складываются в круглый год, когда Земля оборачивается вокруг Солнца. Сотни оборотов вокруг центрального светила и года складываются в века, а потом тысячелетия и миллионы лет. Для первобытного человеческого сознания важны были только его сто лет жизни, так как существовал реальный опыт, на основе которого складывалось абстрактное представление, что,  как и другим живым существам, человеку положена ограниченная жизнь. Важен именно этот период. Важно также то, что первобытное сознание стало выставлять границы для существования. Всё, что находится за пределами жизненного отрезка, является выдумкой и существует в воображении проживающего свой век человека. Так была установлена связь слова с иррациональным движением в природе и разумным устройством бытия.

Для человека существует его личное пространство, называемое телом. Всё, что за его пределами, также находится за гранью реальности,  как и время, выходящее за живое мгновение. Но нужно жить, выживать в природном окружении вместе с другими такими же разумными существами, поэтому пространство, а потом и время расширяются. Человек познает другого человека, существующего в его личном пространстве, узнает всё, что существует вокруг и до чего могут дотянуться чувства. Вытягивая свое пространство до социального и природного, человек становится общественным животным. Появляется понятие социального и естественного времени существования, которые можно фиксировать в истории, астрономии и других науках. Во всех отношениях с окружением и внутренними переживаниями человеку помогает язык. Язык становится внутренним божеством подобным внешним богам , таким как Солнце и Луна. Светила связаны с внешними природными процессами и даже руководят ими, а язык влияет на внутренние, земные и социальные изменения.

Солнце –это внешний космический огонь, подобный земному огню. В нашей Вселенной всем заправляет огонь, как считал ещё Гераклит. Стихия огня разжигает и  гасит конфликты тогда, когда враг получает горячую еду и воду, вместо смертельной мести. Огонь переносит злость врага на его голову и начинается борьба добра со злом внутри человека. Добро побеждает зло при помощи огня. Чаще бывает наоборот. Можно зажечь огонь добра только одной доброй искрой, а можно, бросив спичку, разжечь пожар, увеличивая мировое зло. Огонь с древности выделяется среди природных стихий. Он очень важен для выживания индивида и общества. Язык и огонь обожествляются так же как Луна и Солнце.

Письмо о мифопоэтическом уподоблении языка огню.

Язык можно уподобить огню, что хранится в человеке. Одна искра и человек вспыхивает. Яркое слово может согреть, а может и сжечь. Слово как и огонь может зажечь. Всё начинается с малой искры, что человек находит в себе и бросает в мир. Из внутренних искр возгорается внешнее пламя, которое далеко, заметно и касается многих. Одних тепло слов греет, другие накаляются и горят. Слова словно дрова могут служить доброму делу, согревая, а могут стать причиной пожара в душе и окружении. Всё в человеческом обществе начинается с языковой игры со словом.  Всё начинается со слова. Это слово вначале было у Бога и  оно было Богом, как записано в Новом Завете. Потом оно перешло к людям, чтобы их согреть и зажечь, чтобы быть добром и злом, чтобы быть познанным и познаваемым, чтобы познавать мир и заблуждаться .

Божественное слово стало жить вместе с людьми. Однако, люди себя ставят выше бога. Они обладают таким сильным средством, что могут надеяться на себя. Тогда Бог смешал языки, разрушив башню из слов, что вела к божественному могуществу.

Сейчас люди воплощают могущество языка в оружие, машины и механизмы. Но всеми техническими приспособлениями люди могут воспользоваться только против таких же людей. И все тысячелетия при помощи слов идет борьба языков, то есть война народов, говорящих на разных языках. Люди забывают о божественном даре, который доступен всем после их рождения. Этот подарок должен служить правде, добру и Богу, а не борьбе с ними.

Когда люди придут к тому, что нужно говорить друг с другом с оглядкой на то, что их слышит Бог, тогда многие распри закончатся. Ибо всё начинается со слова, невзначай брошенного в мир как  горящая спичка. Из этого слова как из искры возгорается пожар, который охватывает многие народы и страны . Этот пожар раздора может длиться, тлея и полыхая, многие года и даже века. С одного неправильного или непонятого слова начинается вечная война народов. Потом уже придумываются другие причины теми же словами. Но всё начинается с вспыхнувших однажды слов в душах враждующих людей.

Вначале слово было у Бога, теперь оно у человека. Нужно обращаться со словом осторожно, ибо словом можно убить, а можно и лечить. Люди получили слово и превратили его в оружие против таких же людей обладающих словом. Побеждает не язык, а то, что воплощено с помощью  языка в материальную форму. Но это временная победа, так как остается язык, который является началом любой распри. Даже уничтоженный полностью народ с его мертвым языком продолжает воевать уже внутри страны победителя. Победитель возвышает себя в языке, в литературе и поэзии, но не всегда произведения достигают именно того эффекта, что предполагается. Появляются критики и скептики. Они вспоминают ту войну и победу как варварство, убийство другой цивилизации и культуры побежденного народа. Опять начинается долгий вековой спор в языке. Вначале на словах, а потом на деле распря распространяется внутри стана победителя. И уже внутри страны вспыхивает бой. А это шаг к бесконечной войне, к вечному пожару. И этот пожар не потушить одними словами. Тут требуется кровь и новые жертвы. Это подтверждает слова Гераклита о вечном огне, что заправляет всем в мире, он мерами вспыхивает и затухает, он разделяет и соединяет народы в одну цивилизацию. Язык  - это плавильный котел , в котором смешиваются разные взгляды на жизнь и культуру, на быт и искусство. Из языка как из котла выплескивается металл и идеи.

Огонь может быть земной, что греет и сжигает, но он может быть космическим вне Земли, может быть электрическим и радиоактивным. Это всё проявления огня. И языковой огонь является одним из проявлений древнего понятия огня. Слово может быть водой и в языке это слышно, когда говорят, что человек разводит воду при разговоре, что он толчет ступу в воде и т.п. Слово может быть воздушным и прозрачным как утренняя заря, когда проявляет свои новые свойства в поэзии. Но слово может быть тяжеловесным как земля, когда давит на человеческий слух, как камень на тело. Все эти образы говорят только об одном, что слово вечно как природные стихии и оно вечно как Бог. Без слов немыслимо человечество как невозможен один мыслящий человек. Не будет слов и не станет разумной цивилизации. Существуют попытки отдельных людей обходиться без внешних и даже внутренних проявлений слов, но все они выводят человека за границы общественного существования. Человек без слова – это либо зверь, либо бог, если перефразировать Аристотеля.

Можно уничтожить народ и вместе с ним его язык, но не уничтожить слово, ибо оно от Бога и уйдет вместе с ним.  Если останется только один народ и все будут говорить на одном языке, но и тогда внутри этого народа будут происходить распри, если будет забыто божественность слова. Люди могут говорить друг с другом, не обращая внимания на Бога, который дает им слово, но это пустой разговор. Слово теряет смысл , если не обращено к Богу. Слово и Бог едины для человека.

Слова, что обращены к Богу, легки и прозрачны как утренняя заря. Они могут быть тяжелы как надгробный камень и тягучи как вода. Слова вспыхивают как искры в ночи, они необычны как электрический свет и молния. Они понятны самому пишущему и они ясны для читающего написанное. Только Бог может быть посредником при передаче слов. Почему то многие считают посредником книгу, ибо она передает слова и мысли от автора к читателю. Даже Библия как книга о Боге и бытие не может быть прямым посредником, так как слова проходят через земной материал.

Письмо о новых и старых формах книг.

Это электронные технологии, то есть воплощение человеческой мысли в материал. С помощью этого мертвого материала человек передает мысли другим людям. Электронное слово также мертво как и напечатанное в традиционной книге. В бумажном издании также воплощаются определенные технологии по изготовлению из дерева бумаги.

Как изготавливается бумага? Берется дерево и с помощью необходимых манипуляций из него изготавливается бумага, на которой печатаются слова. Для электронного текста не нужно губить деревья, однако слово на экране нисколько не живее слова, запечатленного на бумаге. В этом можно увидеть явно различие между огненным, то есть исходящим из огня словом и чисто материальным, сделанным из земного материала и воплощенным в него словом. Слово , исходящее из электронной книжки, совсем другое, чем слово , написанное на земном материале - на доске, на дереве, , на коре , на бумаге. Эти слова по-разному зажигают человека, они каждый по-своему  проникают в глаза и его душу. Казалось бы , различие небольшое, одно слово светится неземным светом, другое впитано в материал и отражается с помощью уже солнечного света. Но этот зазор увеличивает расстояние между человеком и божественным словом. Электронная книга – полностью человеческая технология, которая может обходиться без Бога , без его вмешательства в процесс работы. Обычная и привычная всем книга появилась на свет примерно также в свое время. Человек научился воплощать слова в письменный материал, потом его усовершенствовал и сделал печатную книгу. Но всё -же книга ближе к земной природе, а электроника – к огненной. Поэтому печатные слова имеют земную, естественную основу, тогда как электронные слова как бы сверхъестественны, искусственны по своей сути. Слова в электронной книге не воплощены напрямую в земном огне. Это возможно сделать, сжигая слова из палок. В электронике употребляется огонь иного типа. Он ещё не космический, но он уже не привычный земной огонь. Для людей почти всей христианской эпохи , до изобретения электронных машин, такой тип огня являлся чудом, воплощенным в земной материал. И слова , отраженные в этом электронном огне также являются чудесными, необычными. Это совсем другие слова. Они по-иному воплощаются и воспринимаются. Христианские деятели стараются не обращать внимания паствы на то, что слова, написанные в Библии сейчас горят, словно огонь, а не просто напечатаны на бумаге и отражаются с помощью естественного или искусственного света. Когда слова были написаны впервые рукой человека, священнослужители должны были бить тревогу, ибо уже не Бог говорил через человека, а человек мог взять слова у Бога и заговорил сам в тексте. В самом начале написанное и выбитое в камне слово было у жрецов, потом были выучены писцы для воплощения слова в письменный материал, а далее письменное слово стало доступно всем. Бог остался в стороне наблюдать за развитием написанного слова. И оно привело к созданию машин и электронных механизмов.

Очень тяжелым был переход от написанной рукой книги к напечатанному на станке произведению. Судьба слова была передана машине. Но такое слово и его жизнь можно было жестко контролировать, за ним можно было следить и за ним стало возможно следовать. Появились всякого рода цензоры и контролирующие органы от церквей и общества. С укреплением роли светского государства, оно стало по-своему следить за тем, что нужно печатать . До сих пор печатное слово под неусыпным контролем. Но вот появляется новый тип светящихся слов, которыми трудно руководить государственным и даже общественно-идеологическим структурам. Печатное слово постепенно выходит из под контроля определенного круга людей из церкви и государственных структур. А с появлением электронной техники и интернет сетей государство и общество вообще теряет контроль над распространением слов. Если за чисто земной печатью можно было уследить, то за электронным, огненным в своей основе словом уследить почти невозможно. С изобретением и развитием интернета слова повисают в воздухе, они витают вокруг нас. Это разные слова, но всё же это те же божественные слова, что были вначале.

Всё-таки слова на бумаге и на экране есть лишь слова для памяти. Такие же слова существуют внутри человека, в его долговременной и кратковременной памяти. Поэтому наш мозг в отношении хранения нужной языковой информации служит лучше, чем электронная или бумажная книга. Большие объемы мозг не может сохранить. Для этого и придуманы электронные хранилища. У электронной памяти гораздо большие объемы, чем у человека, однако человеческая память до сих пор быстрее любой оперативной электронной памяти. Можно настроить электронную оперативную память на определенную операцию и тогда человек проигрывает. Несколько оперативных операций также могут производиться машиной быстрее. Но весь процесс может быть запечатлен и воплощен только при помощи человека или сообщества людей.

Преимущества машин видны для многих видов деятельности, но они мертвы для Бога. Если они мертвы для Бога, то могут быть опасны для человека. Ведь мертвое порождает смерть и смертельную опасность. Опасность заключается в том, что язык говорит и показывает нам, что всё в мире предопределено. Ничего нельзя изменить в мире предопределенности.

Всё как будто говорит о том, что всё предопределено. Начинается всё в определенный момент. Всё начинается с рождения космоса  или с большого взрыва, по одной из теорий. Эти и другие предложения говорят, что есть начало и есть продолжение процесса. Язык указывает на несвободу всего материального. Есть иллюзорная свобода в языке, но и она заключается в противоречиях. Свободу в языке можно найти в противопоставлении добра и зла, света и тьмы, свободы и рабства. Выйти за пределы предопределенности самого языка невозможно. Язык сам по себе ставит рамки, так как если не будет правил в языке, то язык превращается в бессмысленный шум, сходный с шумом моря или буйством огня , или хотя бы будет похож на шум леса. В целом информационный общественный шум можно уподобить шуму леса или шуму прибоя, если не прислушиваться к отдельным звукам. В этом язык ничем не отличается от производимого природой звукового шума. Наша планета шумит , уподобляясь человечеству или наоборот, цивилизация стала подражать планетарному шуму и усилила его.

Когда-то очень давно в прошлом человек захотел отделиться от природы. Или как записано  в Библии, Адам и Ева были изгнаны из рая и попали в природный хаос, в адскую многоголосицу. И тут необходимость заставила людей с помощью слов наводить порядок вокруг, упорядочивать сам язык, чтобы он не был бессмысленным и сходным с природными криками и шумами. Человек постепенно с помощью языка стал налаживать жизнь вокруг себя. Вначале он построил убежище для своей семьи, потом огородил его от других и враждебной природы. Дальше поступили таким же образом другие люди и их семьи. Таким образом, были созданы селения и заселены города. Каждый город поклонялся  своему божеству.

Египетское многобожие, а потом выделенное из него единобожие отдельной общины иудеев и христиан держалось на противопоставлении в языке природным стихиям внешней реальности. Христиане совместно с иудеями уже около 20 веков ведут борьбу с природой, со своей внутренней злой природой и внешней , несущей смерть космической жестокой реальностью. Уже в древности философы заметили, что природа несет в себе предопределенность, а в обществе существует свобода от действий природы. И в обществе есть предопределенность в виде судьбы, но ее можно обойти или события можно отодвинуть или изменить.

Предопределение было особенно понятно древним. Чтобы успокоить свое бессилие греки относили зависимость от судьбы к своим богам. Боги всем заправляют и от них зависит судьба человека. Все шаги от рождения и до смерти зависимы от богов. Есть боги, которые берегут человека в определенных обстоятельствах, другие боги следят за удовольствиями и страданиями, а также смертью и выживанием. Есть боги, что определяют судьбу полностью. Можно быть свободным только тогда, когда знаешь свою судьбу и то, когда придет час смерти.

Но уже в древности стали возникать философские теории о том, что от богов ничего не зависит в жизни человека. Боги живут на Олимпе и смотрят на людскую суету. Они направляют стихии, следят за справедливыми отношениями между вещами и наказывают оступившихся. Самым радикальным отношением к предопределенности и судьбе, независимой от божественной воли, было выражено в произведениях первых атомистов и механиков.

 В Греции были самые разные отношения к богам и самые разные религиозные течения, которые были уничтожены христианами, иудеями и мусульманами в последующие эпохи. Механика как наука была возрождена в полную силу только через 17 веков. С помощью механизмов велись войны и они употреблялись в хозяйстве, но всё продолжало зависеть от вновь выдуманных  богов: иудейского (яхве, которого нельзя было называть), христианского (триединого – духа, материи и тела) и мусульманского(аллаха единого бога в исламе и его пророка Мухаммеда). Люди не могли жить без религии, им нужно было надеется на что-то в этой жизни и после смерти.

Механики замечали строгие причинно-следственные связи в жизни и особенно в отношениях между вещами. Если взять металл и положить в воду, то он покрывается ржавчиной. Вслед за механиками сомневаться в предопределенности стали алхимики. Алхимики ещё относились к богам природы как к определенной силе, которую они не могут узнать, но эта сила стояла в одном ряду с самими вещами и значит ими можно руководить. Алхимики изобретали разные заклинания и тайные знаки, чтобы привлечь в свои реакции темные неизвестные им силы. Они хотели контролировать весь процесс химической реакции и тогда они предполагали создать философский камень, способный оживлять мертвых и создавать золото из обычного металла.

С развитием химии и смежных наук, отпала необходимость обращаться с заклинаниями к богам. Химик мог молиться в быту и верить в кого угодно в семейной жизни, но в научных экспериментах можно было полагаться только на себя, свои знания и химическую предопределенность. Можно говорить, что религиозная предопределенность сменяется механической и химической предопределенностью во взгляде на мир и отношения между вещами. Если бог есть, то он не вмешивается в земные дела, как было уже замечено когда-то греками. Когда появилась электронная теория и вычислительная техника, то возникла необходимость в модернизации теории предопределенности. Новая теория предполагает, что мир пронизан предопределенностью от микромира и до макромира. Однако, в микромире не все закономерности изучены и не всё известно в связях микрообъектов, также как и в макромире космических тел. Тут может прийти на помощь такие теории как теория супермикромира вместе с теорией супермакромира. Две теории расширяют границы обычного мира, выходя за уже познанные грани микро и макромира. Эти теории сливаются в одну, которая помогает постичь мир предопределенности.

Письмо о теории существования разума.

Существует много разных теорий существования разума. Уже в древности стали выделять рядом с природными стихиями духовные субстанции – ум, беспредельность, душа и т.п. Все эти субстанции исходили от человека и без него не могли быть постигнуты. Центр, отвечающий за познание духовных субстанций, был назван разумом. Этот чисто человеческий субстрат охватывал жизнь одного человека и всего социума вместе с его окружением. Если чувства отвечали за настоящую жизнь, за ориентацию в пространстве, а рассудок за прошлый опыт и прошедшее время, то разуму была предоставлена функция планирования и предугадывания будущего. Разум отвечал за то, что ещё не случилось, но могло бы произойти. То есть разум на основе духовных предпосылок выстраивал теорию будущей жизни индивидуума и социума, природы и космоса. Предполагалось, что только разум может знать будущее наиболее точно на основе интеллектуальной интуиции и существующего опытного знания. Именно на основе теории разумного развития появилась такое интеллектуальное явление как философия. Следует различать религиозные взгляды на будущую загробную жизнь и философские теории будущего. Религия появилась из мифологического восприятия мира и она создавала такой же миф о мире. Философия опиралась на логосное мышление, то есть на такое мышление, которым руководил разум, а не чувства и рассудок.

Если посмотреть на историческое учение с позиции твердого разума, то вся история есть лишь произвольный набор фактов, документов и рассказов на их основе. Для философии, для разума истории как науки не существует. История обращена в прошлое время, которого уже не существует. История занимается несуществующим. Разум это хорошо видит. Но и настоящее преходяще. Преходяще всё то, что доступно чувствам. Только будущее ещё не прошло и оно достойно самого пристального внимания разума. Каким будет мир в ближайшем и далеком будущем, - вот главный вопрос разумной философии. Ответ на данный вопрос решает и проблему настоящего выживания. Разум на основе рассудочного опыта и чувственного восприятия выстраивает тактику и стратегию выживания для отдельного человека, для сообщества и для всего социума в окружающей природе и космосе. Без разумного руководства человеку и человечеству оставалось бы надеяться и уповать на индивидуальный и социальные инстинкты, которые вплетены в природу. Разум отходит от естественных установок, от телесных потребностей и устремляет свое внимание за пределы телесного , материального мира. Для разума историей является то, что предшествует привычному нам бытию, то есть то, что начинается до начала существования разумной жизни.

До появления разума как такового не было понятия и представления о нем. Можно сказать мифо - поэтическими словами Библии, что до начала времен дух витал над бездной хаоса. И вот появился разум. Он разделил все стихии: воздух от воды, воду от тверди земной, землю от огня, огонь же от воздуха. Так началось разумное существование стихийного мира, в котором появились планеты и звезды, темная и светлая материя, свет и тьма. На Земле были созданы благоприятные сочетания стихийных элементов, что стало основой для создания жизни, живых существ , человека и особой природы существования. В религиозных текстах процессом воспроизводства руководит верховное существо.
Продолжение следует.


Рецензии