Миф о прощении...

             «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
                (Мат.6:12)

             «Бог велит людям прощать, но обществу предписывает наказывать»
                Луи Габриель Амбруаз де Бональд



 Близкий к оригиналу пересказ концовки к/ф «Догвилль», режиссёр Ларс фон Триер
http://kinogo.co/2530-dogvill-2003.html :


"-Ты решил, что ты бог, и можешь выносить людям вердикты…

-Но это ты высокомерна, ты выносишь людям вердикты.
-Я? Не я, а ты, папа…
-Ты не выносишь вердикты? Ты им симпатизируешь, симпатизируешь, насильнику, убийце… Во всем виноваты обстоятельства. Насильники и убийцы, по-твоему, только жертвы… А я называю их псами, если они готовы…, то остановить их можно плетью.
-Но псы не могут пойти против своей природы! Тогда почему мы не должны их прощать?
-Их можно обучить массе полезных вещей, при одном условии, если не прощать, когда природа берет в них верх.

-Я высокомерна, по-твоему, что хочу прощать людей?
- Ты высокомерна, потому что хочешь быть снисходительной к людям и прощать их за то, что они не могут достичь таких моральных высот, каких достигла ты. Есть ли большее высокомерие? Ты, моя дорогая дочь, оправдываешь людей тем, чем никогда бы не стала оправдывать свои поступки!
- А почему я не должна быть милосердной, почему?
-Ты можешь быть милосердной, если есть время, но ты не можешь отступать при этом от своих же собственных принципов. Они заслуживают за свои прегрешения те же наказания, что и ты!
- Они люди, отец!
-Разве человек не должен отвечать за свои поступки? Конечно, должен, но ты не даешь! Это и есть высокомерие. Я люблю тебя больше жизни, но я совсем не такой! Ээээ… я тебе все сказал…

-Я высокомерна, ты высокомерен, ты все сказал, уезжай.
-Без своей дочери?
-Да!
-Что ж, тебе решать… Говорят, у тебя здесь некоторые проблемы?
-Нет, нет, дома проблем больше…
-Я дам тебе время подумать, любимая моя, возможно ты передумаешь. Власть это не так уж плохо… Я уверен, что ты найдешь способ правильно ею распорядиться… Пройдись и подумай…

-Эти люди делают все, что в их силах, чтобы остаться людьми, не смотря на все трудности…
-Как скажешь, Грейс. Но достаточно ли их усилий? И насколько они тебя любят?

Грейс уже давно об этом думала… Она понимала, что после появления гангстеров, если ее не застрелят, ей придется принять предложение отца, вернуться, и войти в союз с ним и с и его бандой головорезов и преступников. Но ей не надо было долго гулять по городу и думать. Ведь разница между людьми, которых она знала дома, и с которыми встретилась в Догвилле, оказалась незначительна.

Грейс стала думать… Если бы она жила в одном из домов такого города, то как бы она смогла удержаться от того чтобы не поступать так же? А если она поступала бы также, то как она может и судить? Нужна власть, чтобы что-то изменить…чтобы восстановить поруганную здесь справедливость…ради тех, кто когда-то попадет в такой город, ради тысячи городов, ради самой Грейс…

Грейс вернулась в машину к отцу.
-Когда я могу получить власть, если вернусь к тебе?
-Прямо сейчас.
-Вместе с властью, я буду нести и ответственность…
-Для начала можешь застрелить пса и прибить его к стенке, иногда это помогает.
-О, нет, горожане перепугаются… И если кто-то опять попадет в их город все повторится… Вот для чего мне нужна власть, если ты не возражаешь, чтобы сделать меру немного выше… Есть город, без которого мир станет лучше… и это Догвилль.

-Всех расcтрелять, город сжечь.


Машина уже было тронулась с места… Послышался лай собаки… О, это чудо, после того, что в городе практически ничего не осталось, каким то образом уцелел загон с собакой по кличке Моисей. Гангстер хотел пристрелить собаку…
«Оставьте ее» – сказала подошедшая Грейс. «Наверно уже заметили зарево, кто-то приедет и освободит собаку. Моисей злится на то, что когда-то я украла у него кость».


Собака живет по - собачьи, т.е., по своей, собачьей, природе. Если эта природа кому-то не нравится, то ее ограничивают вольером, цепью, намордником… При этом собака не перестает быть собакой. Но от собаки и не требуется, чтобы она стала человеком. Поэтому собака, единственное существо, которое осталось в живых в Догвилле.

У человека же в наличие есть две природы. Грешит «животная» природа. Поэтому ее надо исправлять путем перевоспитания и владычества. Владычество(Быт.1:28) над страстями(животными) начинается на жертвеннике. И тогда уже не за что прощать…

«Омойтесь, очиститесь… перестаньте делать зло… Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю»(Ис.1:16,18)

 « Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив»(Ис.55:6)

«И очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня»(Иер.33:8)

 Но если не наступает владычество над материальной(животной природой), то прощать … зачем?

«Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа»(Ис.26:10)

«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе»(1Кор.5:11)

"Грех совершает насилие над природой. Так, вместо довольства природа предается ненасытности; вместо утоления жажды - пьянству; вместо брака - блуду; вместо правосудия - бесчеловечию; вместо любви - распутству; вместо страннолюбия - неразборчивости. Поэтому надо ограничивать природу, чтобы под управлением она не могла требовать больше надлежащего." Преподобный Ефрем Сирин.

 Прощай, не прощай «кожаную природу», ей от этого ничего не будет. Как она не принималась на небо, так и не примется. Ограничивай, не ограничивай заборами, цепью, намордником, собака от этого не перестает быть собакой. Так же и грешник, не перестает быть грешником ...но вывернется и  напишет кучу трактатов о том как "сидеть" на "золотой цепи".

«А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду»(Отк.22:15)

Тогда не трудно сделать вывод, что «животная» природа в человеке не может и не будет прощена. Она должна быть оставлена, как нечистота, перевоспитана как «корова», подчинена хозяину(духу), как домашние животные.

Но с другой стороны, мы живем в мире и спасаем свою душу. И прощая или не прощая виновного в чем-либо перед нами, мы делаем это для себя.

Прощая ближнего, мы прощаем себя за злость, непрощение... :

 во-первых, исходя из правила - «люби ближнего как самого себя» , мы должны любить в себе и в ближних внутреннее «я», желая и надеясь, что это божественное «я» раскроется в полной мере(если оно есть);

во-вторых, «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», потому что наша «животная» природа ничуть не лучше, чем эта же природа у других, и нагрешит не менее, если над ней не владычествовать;

в-третьих, самые мудрые, самые душевно здоровые люди в душе не прощают никого - ровно потому, что никого не обвиняют.

Прощение - это снятие претензий и обвинений, прекращение обид и злости... мир. А зачем начинать претензии и обвинения… войну? Зачем впадать в обиду и злость? Мудрые люди этого не делают, поэтому им не нужно никого прощать. А кто не достаточно мудр, то таковым надо прощать себя в лице ближнего.



"Своевременное избавление от гордыни - альтернатива неумению прощать" (Неизвестный автор)

Прощение – это освобождение себя от того негатива, с которым связано непрощение:

К/ф «Прощение амишей»
http://1kinobig.ru/drama/13742-proschenie-amishey-2010.html


«Посему принимайте друг друга , как и Христос принял вас в славу Божию»(Рим.15:7)

В этом вопросе опасно сводить все к чувствам, ибо:

"Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и разум, чтобы обуздывать ее нелепости" Уильям Шекспир


"Чувствительность человека к пустякам и безчувственность к существенному — какая страшная извращенность!" Блез Паскаль


«Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла»(Евр.5:14)



кажется, это связано  http://www.proza.ru/2016/03/14/697 

Продолжение http://www.proza.ru/2016/05/29/640 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.