Селёдку в газету не заворачивать!

(Записки журналиста)

Тому, кто видит в работе журналиста легкий труд, могу сказать, что это далеко не так. Легко тут не бывает никогда, а вот интересно бывает почти всегда.


Работа в газете, хотите вы этого или нет, основана на тесной взаимосвязи всех сотрудников редакции. Тут многое зависит от редактора, который может создать в коллективе товарищескую, творческую, иногда  почти семейную атмосферу.  А может и не создать.  Неплохо иметь дружеские отношения с журналистами других изданий. Бывает необходимость в их помощи, но лучше и надёжнее всё увидеть своими глазами, пощупать своими руками и сделать самому, поскольку подпись под материалом будет ни чья-нибудь, а ваша.


Для несведущего читателя поясню, что газета - это сложное конвеерное  производство, подчинённое жёстким временным рамкам. Журналисты пишут к определённому сроку статью, редактор проверяет материал на соответствие редакционной политике (или политике хозяина издания) и вносит свои правки. Затем материал поступает к верстальщикам, которые втискивают его в макет газеты. Далее  корректор вычитывает макет на предмет орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, если их не заметил журналист и пропустил редактор и только после этого готовые полосы утверждаются редактором и выводятся на пленку или диск. 


В установленный печатниками день и час макет должен попасть в типографию.
Готовый тираж из типографии  привозят  обратно редакцию, сортируют и развозят по пунктам реализации, куда газеты должны поступить для продажи тоже в строго определённый день.
Вот такая кухня, если кому-то это интересно и, возможно, откровение для  тех, кто считает, что тут все очень просто. Ко всему прочему, в нынешних экономических условиях это ещё и довольно затратная деятельность для редакционного бюджета. На стоимости газеты в киоске,  затраты на её производство не отобьёшь, поэтому и рекламы в газетах больше, чем хотелось бы.


В отличие от поэтов и писателей журналист должен быть в форме всегда. Это писатели и поэты могут сослаться на отсутствие вдохновения, а у журналиста такой привилегии нет и быть не может. Не для красоты же в одной из центральных газет, за спиной редактора  висел плакат с девизом: «Жив ты или помер, а заметку в номер».  Это закон, под которым  журналист, подписывается, сдавая свою трудовую книжку в отдел кадров любого СМИ. 


В отличие от федеральных и региональных средств массовой информации  в городских, как правило, нет специальных корреспондентов по таким направлениям  как  политика, экономика, спорт, искусство, медицина…  Корреспондент городской многотиражки должен быть готов писать на любую тему. Эрудиция – подскажет, соображение – позволит из массы информации выделить главное, опыт – даст возможность сделать качественный для читательской аудитории продукт. К любому интервью, если он не в теме, журналист должен подготовиться. Ведь вопросы задаются не из праздного любопытства, а для более полного раскрытия темы и человека. Дополнительные, в  ходе беседы вопросы показывают  интерес к делу, которым занимается человек,  и располагают его к разговору.


Человек, выбравший нелёгкий, но интересный труд журналиста должен помнить, что прежде чем научиться писать, необходимо научиться читать. И читать желательно не что попало,  а преимущественно классику. Классика на то и классика, что именно в ней словами (т.е. главным инструментом пишущего человека) наиболее точно и глубоко отражено все, что нас окружает, всё, что мы видим, чувствуем и что с нами происходит. Велик, богат и могуч русский язык, его надо знать, и желательно из проверенных временем классических «учебников». Если у журналиста в памяти большое количество такого инструментария,  ему проще будет донести до читателя свою мысль. И язык этот более понятен и интересен. Никогда не следует говорить с читателем нравоучительно и свысока. Пусть лучше читатель думает, что он умнее вас, тем более, что чаще всего так оно и есть.

Фото Ирины Алексеевой
2003г


Рецензии