Я училка

               
    
                Я – УЧИЛКА

В школе я работаю давно. Мой педагогическй  стаж – 40 лет. За это время со мной случалось множество курьёзных историй. Я вам хочу рассказать некоторые из них. Это свого рода небольшие юмористические зарисовки.



                ЗДРАВСТВУЙТЕ! МЕНЯ ЗОВУТ МАРЬЯ ИВАНОВНА!

Сразу после окончания школы я работала старшей пионервожатой, и с 17 лет все меня называли не иначе как Марья Ивановна.
На зимних каникулах меня отправили в Алуштинский лагерь для старшеклассников.
В поезде я ходила по вагонам, знакомилась с детьми.
- Здравствуйте, - говорила я – меня зовут Марья Ивановна.
- Очень приятно, - отвечали мне дети. – Игорь Николаевич! – Александр Петрович!
Некоторые из них были старше меня.  На следующий же день я побежала в парикмахерскую отрезать косу, но никто из парикмахеров не соглашался. Еле уговорила уложить волосы в букли. В то время это было модно, так ходили все тётеньки.
На следующий день я предстала перед своим отрядом в буклях, с накрашенными до неприличия губами, подведенными глазами и, вдобавок, с румянцем на щеках. И тут я поняла, что «красота – страшная сила». Даже начальник лагеря  называл меня не иначе как МарьяИвановна. Кстати, одну меня из всех 10 вожатых!
 

                НУ И ДЕТИ!

Каждый учитель должен уметь доходчиво и ясно объяснить тему урока, но это не всегда просто.  Помню: на практике подходит ко мне однокурсник и спрашивает:
- Ну как у тебя дети? Нормальные?  А мне такие тупые попались! Я им объясняю, объясняю… на третий раз и сам врубился, а до них никак не доходит! Ну, тупые!







НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Каждый учитель отвечает за жизнь и здоровье детей.   Особую ответственность за детей несёт учитель, отправляясь работать в пионерский лагерь.  Помню: в Алуште в первый же день нашего приезда мальчик во время игры в футбол поломал себе руку.  Тут же наложили гипс, заверив, что к концу смены мальчик будет в полном порядке.  Маме мы решили ничего не сообщать. К концу смены гипс сняли, кость срослась хорошо. Но мальчика было жалко: за
всю смену он ни разу по-настоящему не купался. Только заходил в воду по пояс.
В последний день мы разрешили Славе плавать вволю. Мальчик был счастлив. Мы тоже. Уже собираясь покинуть пляж, Славик попросил: « А можно я нырну? Разочек!»  « Ну давай», - разрешила я.  Из воды Слава вышел с окровавленной головой…
Домой он возвращался со следами гипса на руке и с повязкой на лбу.


НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА

 В обязанности классного руководителя входит посещение учащихся на дому. Но мы, в силу своей занятости, делаем это редко.  Но всё же в крайних случаях отправляемся «в гости».
Пришла я к одному двоечнику и хулигану. Мальчик  не только всех бил, но и постоянно употреблял в речи ненормативную лексику. В разговоре мама всё сокрушалась, почему у таких приличных родителей такой сын  - разгильдяй. «Поверьте мне, - говорила она, - Мы с мужем уважаемые люди. И в кого он такой уродился?! Наш папа не пьёт, не курит, не ругается».  В это время открылась дверь, из соседней комнаты на пороге нарисовался пьяный папа и, глядя на меня, спросил у жены: «А это что за б…. стоит?»
               

                ПАГУБНОЕ ВЛИЯНИЕ УЛИЦЫ

Аналогичная история произошла и в семье Славика.  К нему я отправилась, застукав его с сигаретой в руках. Нужно было срочно предпринимать какие-то меры. Ведь Славик учился всего лишь в пятом классе, а уже вовсю матюгался, сплёвывал через плечо, дёргал девчат за косички. Сама не знаю, почему, но он был моим любимчиком. Его мама мне тоже очень нравилась.  Мальчика нужно было срочно спасать, и после уроков я отправилась к нему домой.
Мама встретила меня очень приветливо. Узнав о поведении сына , огорчилась. Ей, явно, было не по себе. «Марья Ивановна, - уверяла меня она, - поверьте: у нас в семье никто не курит – ни я, ни папа. Это всё пагубное влияние улицы».
Но тут   двухлетняя  Лариса   на ломаном детском языке сказала: « И папа куит, и мама куит, и  Славик куит. Все куят »


НУ И ЧЕГО ВЫЗЫВАЛА?!

С этого времени я решила вызывать родителей только в школу. Но и тут не всё было гладко. Как-то вызвала папу Саши. ,  Мальчик со всеми конфликтовал, чуть что – пускал в ход кулаки. Папа пришёл в назначенный час. От него сильно несло перегаром. Глаз был подбит.               
 -  Что случилось? Опять подрался? - грозно спросил он, обращаясь к Саше. -  Не волнуйтесь, Марья Ивановна, я быстро с ним разберусь..
Не поверить его словам было невозможно.
- Да нет, всё в порядке, - поспешила заверить я.
- А как учится? Небось, двоек нахватал?
- Нормально.
- Ну и чего вызывала? Коза! – сказал грозно папа, сплюнул через плечо и ушёл.
- Спасибо, что не наябедничали, - произнёс перепуганный Саша, - а то бы мне влетело!!

МНЕ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЕМ.

В советское время проводились рейды по микрорайону. Обычно, отправлялись директор школы и классные руководители. Во время рейдов посещали так называемые неблагополучные семьи. На этот раз отправились к моему Егору. Дверь открыла мама.
- Маша, кто пришёл? – раздался мужской голос.
- Лежи…  Учительница.
- Маша, дай штаны! Мне нужно поговорить с Марьей Ивановной!
- Да угомонись ты, - с раздражением ответила жена.  Но  папа не успокаивался. Вновь послышался его голос:
- Маша, дай штаны! 
 Жена не отвечала. Послышались тяжёлые шаги.
- Ну, всё, Маша, я выхожу! Мне есть что показать учителю! Скрывать я ничего не буду!...
Я тут же выскочила из квартиры.


ВОТ ЭТО ПОХОД!

Главное в любом походе, конечно же, еда. Её дети берут с собой в неограниченном количестве. Так было и с моим 9-Б. Мы всю неделю собирались в лес. Погода стояла прекрасная. И надо же такому случиться: в воскресенье с утра полил дождь. Ни о каком лесе не могло быть и речи,                                но к школе надо было подойти. И, несмотря на уговоры мужа, я накинула дождевик и помчалась: а вдруг какой-то ребёнок будет ждать.


Как же я ошибалась! На школьном крылечке стояли почти ВСЕ с огромными рюкзаками за спиной. Дождь всё усиливался, и, наконец, хлынул ливень. Но уходить никто не собирался. Напротив, подошла ещё одна мамаша со своим чадом, и  на мой вопрос: почему пришли, ответила просто: « Не могла удержать. Я же знаю, что Вы их сейчас всех разгоните».  Стало ясно: так думали все родители.  Но разогнать одной всех – дело непростое.               
Дети стояли молча и смотрели на меня.
- А знаете что, - сказала я, подмигнув детям, - Идёмте в кабинет, представим, что мы в лесу. Накроем стол, попоём песни.
Так мы и сделали, даже устроили дискотеку.   Еды хватило до самого вечера. Мы ели, танцевали, пели. А за окнами бушевал дождь.
На выпускном мы вспоминали этот поход. Дети  мне говорили:
- А помните, как мы в девятом классе ходили в лес?  Здорово было! Вот это поход!

А ДАВАЙТЕ…

Но самая необычная экскурсия была у меня с 9-Г.  Этот класс я взяла «под дулом автомата». Куда-то их вывозить, кому-то показывать было невозможно. И вот,  когда все классы отправились в театры, музеи, я повезла своих в детскую колонию.               
При входе на территорию у нас забрали все вещи и телефоны. Как-то сразу стало не по себе. Затем нам показали карцер в подвале. Стало жутко. Потом завели в учебные кабинеты, спальни, организовали встречу с колонистами. Впечатление было удручающее. При выходе из колонии я провела классный час. Вывела перед строем всех своих «героев», а Александр Васильевич объявил, кому какой срок грозит; припугнул, что оформит на них документы.
Сердце оборвалось, когда подняла голову: из зарешеченных окон  на нас, не отрываясь, смотрели колонисты.
Всю ночь я не могла уснуть: перед глазами вставали то карцер, то решётки. Страшно мучилась, что подвергла детей такому стрессу. Даже в школу идти на следующий день было стыдно. Но как только я вошла в класс, дети меня обступили и с сияющими лицами предложили: « Марья Ивановна, а давайте поедем в женскую колонию. Там ещё прикольней!».
               

ЯБЛОЧКО

Дети всегда меня удивляли своей оригинальностью.
Готовились мы в пионерлагере к смотру художественной самодеятельности. Как всегда, нужно было выставить песню, танец, показать массовость.  И тут Дима говорит:
- Я придумал! Давайте так: мы с пацанами  будем «Яблочко» плясать,  а девки пусть стоят и поют «Яблоки на снегу». Ну, как?!
- Гениально! – ответила я. Три в одном.



НЕРВНАЯ РАБОТА

Вывели меня как-то детки из равновесия, и  я в сердцах им сказала:
- Вы мне все нервы вымотали. Знала бы, что работа такая нервная, ни в жизнь не пошла бы в пединститут.
- С чего Вы взяли, что она у вас нервная? – удивился Славик, - Знали бы Вы, какая у моей мамы нервная работа!
- И где же она у тебя работает? – в свою очередь удивилась я.
- Где – где.  На мясокомбинате. Там, пока колбасу через проходную пронесёшь, столько нервов потратишь! А Вам-то чего нервничать? Вы же домой только наши тетради носите.

  ПОЕЗДКА ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

В период перестройки в моду вошли поездки по святым местам. Дабы не отстать от моды, и я со своим восьмым классом отправилась в Святогорский монастырь. Нас заранее предупредили, что на девочках должна быть одежда, закрывающая ноги и плечи,  платочек. За мальчиков как-то никто ничего не сказал и многие пришли в бриджах.               
         
При входе на территорию монастыря стояли казаки с шашками и со всей строгостью рассматривали одеяние каждого. Троих мальчиков не пропустили, хотя они опускали бриджи как можно ниже, а носки натягивали как можно выше. Всё было тщетно.
Не могла же я оставить своих мальчиков за воротами! Отправилась за               
 разрешением к настоятелю. Но где его искать? Рядом на клумбе трудились монахи.  А как к ним обратиться? Граждане? Товарищи? Молодые люди? Ребята? Вроде не то… . И тут меня осенило:
- Мир вам,- поклонившись, начала я, - Братья, не подскажете ли, где найти настоятеля?
Монахи заулыбались, и один из них сказал:
- Отец Дмитрий только что выехал.
- Прекрасно, -  подумала я про себя и решительно направилась к казакам.
- Отец Дмитрий велел пропустить детей. Они не несут в себе никакого греха. – очень убедительно сказала я. Казаки переглянулись, но всё же пропустили всех нас.
После всех проведённых экскурсий мы направились в церковь. При входе монашка продавала свечи.
- Надо купить, - со знанием дела сказал Влад.
Купили все, но что с ними делать никто не знал. Решили зажечь. В зал зашли с горящими свечами. Эффект был поразительный! Батюшка даже перестал читать молитву, что-то шепнул дьякону, и тот направился в нашу сторону. Чтобы не попасть впросак, мы начали креститься и кланяться. Но это только усугубило наше положение. Дьякон с перекошенным от гнева лицом буквально вытолкал нас за двери.
- Что-то мы не то сделали,- многозначительно сказал Богдан.
- Говорил вам, придурки, надо было с молитвой зайти, – со знанием дела произнёс Влад.
- Ладно, хватит вам, - закончила разговор Настя, - Марья Ивановна, идёмте в пещеры. Там прикольнее!
- Идёмте! Что ещё остаётся, - упавшим голосом произнесла я.
Выстояли очередь, купили билеты и вслед за экскурсоводом спустились в пещеры. Было холодно и сыро. Вот где понадобились свечи!
Как-то так получилось, что мы отстали от группы. Как на грех, у всех погасли свечи, горела одна моя. Дети притихли и шли, держась друг за друга, стараясь не отстать от учителя. Наконец подошли к келье. От неё дорога разветвлялась. Я растерялась:
- Господи, куда же дальше идти?
- Идите сюда! – раздался сильный мужской голос откуда-то сверху. Я подняла голову. Прямо передо мной висела большая икона с изображением Иисуса Христа.
- Куда, Господи? – спросила я со страхом.
- Идите сюда! – ещё громче повторил незнакомый голос.
Дети начали креститься. Кто-то затянул молитву. Егор даже встал на колени.
 - Куда «сюда», Господи? Направо или налево? Со слезами на глазах спрашивала я.
- Идите сюда, к выходу. Видите, впереди просвет,- отчётливо сказал монах, подходя к нам.               
- Что, заблудились? Давайте, выведу.
Выйдя из пещер, мы  не могли удержаться от смеха. Нас успокоил только грозный вид казаков с шашками.



ВОСПИТАНИЕ ПО МАКАРЕНКО
 
Детям свойственно идти наперекор всем запретам и указам. Таким «независимым» был мой 9-Б. На первом же классном часе я им рассказала  о бережном отношении к школьному имуществу. Особенно говорила о партах: им достаётся больше всего – тут рисуют, объясняются в любви, передают приветы учителям…
Я использовала всё своё красноречие; мне казалось, что меня поняли.  Но я ошиблась. После их ухода на второй парте красовалась надпись: « Кто не хочет учиться, рисуй паровозики». На четвёртой - просто и кратко: «Лох»
Сразу стало ясно: бесед в процессе воспитания будет недостаточно. Без сюрпризов я не обойдусь. И долго ждать не пришлось.
…Директор частенько делал облавы на курильщиков. Узнав об очередной, я поспешила предупредить своих, пригрозив им отчислением. Но героям море по колено. На большой перемене, не нарушая графика, ребята отправились в туалет  на перекур. Директор тоже, не нарушая своего графика, пошёл туда же. И встреча состоялась. А так как она была уже не первой, директор, не выдержав их наглости, отдал им личные дела.
Бледные, опустив головы, «герои» стояли у моего стола.
- Марья Ивановна, - начал первым Стас,- нас исключили из школы.
- Правильно сделали.- спокойно ответила я. – Сколько же можно.
- И что мы скажем родителям?
- Правду!
 - Нас же прибьют!
- И правильно сделают. – ещё раз повторила я.
- И что, ничего нельзя сделать?
- Ничего! – твёрдо ответила я.
- Тогда прощайте, - трагически произнёс Стас.
- Прощайте, - спокойно ответила я.
После 7-го урока ко мне в кабинет забежал весь класс.
- Читайте! – выпалил Слава, протягивая записку.
Я развернула тетрадный листок, на котором красной пастой было написано:  «Посмертное послание. Марья Ивановна, простите нас, если сможете. Ребята, не поминайте нас лихом». Внизу стояли  четыре подписи.
Надо было идти к родителям. «Ждите меня здесь» - уже на ходу выпалила я детям и с тяжёлым сердцем направилась к Петровым. И папа, и мама были дома. Прочитав, мама побежала пить валерьянку, а папа взял куртку и со
 словами: «Я ему устрою предсмертное послание» - вышел из квартиры. Мы с мамой всплакнули и решили идти домой к Стасу.  Обычно они сбегали с уроков вместе и отсиживались у него.
- Стасик, это ты? – раздался мамин голос из зала.               
- Нет, Ирина Николаевна, это я, Марья Ивановна.
- Что, опять что-то натворил? Ведь только вчера папа его весь день воспитывал. Что опять, МарьяИвановна?
Вместо ответа я молча протянула записку. Реакция мамы была непредсказуемой. Она стала угрожать мне тюремным заключением, даже назвала срок: 10 лет! Этой печальной новостью я решила поделиться с директором, и со слезами на глазах отправилась к нему в кабинет.
- Не реви. Сядем вместе! – приободрил меня директор. Иди домой суши сухари, а я скажу своей, пусть начинает варить борщ.
- Шутите?!
- Иди! Тебя класс по всей школе ищет. Отправь всех домой - спокойно сказал директор.
Какое «домой»! Все рвались на поиски. Первым делом отправились на карьер. На берегу ни обуви, ни одежды не было.
- А может, они одетые утопились,- предположил Саша.
- Не, я кино смотрел. Всегда раздеваются.
- Так холодно же – не унимался Саша.
- Ну, хватит! – не выдержала я, - Пошли на посёлок.
Разбились на группы, стали ходить по дворам, кричали до хрипоты. Всё безрезультатно. В 10 вечера отправила всех по домам. Ещё раз зашла  к Петровым – никто не появлялся.
Позвонила домой мужу, попросила помочь в поиске. Ходили до 12 ночи. Уставшие, измученные, потерявшие всякую надежду, подошли к дому. И тут, у самого подъезда, стояли мои мальчики.
- Марья Ивановна, отведите нас домой, пожалуйста, - понурив голову , сквозь слёзы попросил Стас.
- Что, сами дорогу не знаете?- со злостью спросила я.
- Нас же родители прибьют!
- Правильно сделают! – твёрдо ответила я.
- Ну, Марья Ивановна! Ну, мы больше не будем, - с раскаянием  бубнили мальчики.
- Ну, если не будете, пошли – смягчилась наконец я.
К первому зашли к Коле. Папа дал торжественное обещание, что простит сыну его выходку. Но стоило нам выйти за дверь, как раздался плач и папин крик: «Убью гада»
 
Примерно то же было у Саши и Виталика.
Мама Стаса была непреклонной в своём решении посадить меня за решётку.
  - Да, мама, мы сами во всём виноваты, - неожиданно стал защищать меня Стасик. – Марья Ивановна даже предупредила, что будет рейд, а мы всё равно пошли, чтоб похвастаться перед всеми.
-Нет, Стасик, это она во всём виновата. – не унималась мама.
- Да, мама, мы уже всех в школе «достали».
- Это она нас достала! Чуть что – звонок, вызов в школу – не на шутку разошлась мама.
- Да, Марья Ивановна ещё не всё тебе про меня рассказывает! Я такое вытворяю! Меня давно уже пора турнуть из школы. – защищал меня Стас.
- Стасик, сыночек, она во всём виновата! Она чуть не довела тебя до самоубийства! -  патетически без конца повторяла мама, целуя сына.
Я решила не нарушать идиллию и молча вышла за дверь.
На следующее утро все мамы, папы и их чада стояли в кабинете директора школы.
- Она же педагог! Как же Макаренко справлялся со своими воспитанниками?! - не унималась мама Стаса.
- Макаренко в таких случаях хорошенько отхаживал поленом. Прочитайте «Педагогическую поэму» - не выдержала я – он сначала из них дурь выбивал, а потом воспитывал!
- Так как воспитывать будем? По Макаренко или по-обычному?- ехидно спросил директор.
- По Макаренко, - гневно глядя на Колю, твердо ответил его папа.
- По Макаренко.- повторил за ним папа Виталика.
- А что, хороший метод! Будем пробовать. Да, Санёк? -съязвил папа Романова.
- Ну, Стасик, готовься и ты, - потирая руки, наконец-то принял решение и папа Стаса.
- А что, я и не против. Давно пора! – с облегчением произнёс Стас.


                СЮРПРИЗ

Классного руководителя всегда нужно знать в лицо. С мамами в этом вопросе всё в порядке. А вот папы… .
Как-то ремонтировали мы кабинет.  Я вызвала  родителей: нужно было помыть окна и залакировать парты. Только начали – мне звонок из дома: у сына поднялась температура. Родители отправили меня домой, заверив, что всё будет нормально. Поздно вечером раздался звонок:
- Марья Ивановна, приходите. Сюрприз!
Захожу в класс. Смотрю: на стенах новые обои. Два незнакомых мне папы, сияя, спрашивают:
- Ну, как обои, Марья Ивановна?! Сюрприз! Нравятся?
- А вы, собственно, чьи папы? - спросила я настороженно.
- Артёма Прохорова и Даши Прокопенко, - уже растерянно ответили родители.
 - Всё понятно, - теперь уже спокойно сказала  я, - они учатся в 6-Б, а мы 6-А.
- Говорил же я тебе, придурок, что нашу учительницу не Марья Ивановна зовут, а Галина Ивановна.
- Ну, да, Галина Ивановна хвасталась намедни, что родители готовят ей сюрприз – немного с издёвкой закончила я наш разговор.



         РАССЕЯННЫЙ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ

Все, наверное, помнят это стихотворение Маршака. Так вот оно как раз об учениках. Что только они ни забывают: пенал, учебники, шапки, куртки, рукавицы, но чаще всего, конечно, дневник под партой. Само собой, они забывают записать или выполнить домашнее задание, выучить стих, написать сочинение.
К их «забыванию» мы уже давно привыкли, но одна потеря меня удивила. Провела я как-то 6 уроков, сижу, заполняю журнал. Тут в класс заходит Егор. Видит меня, вздыхает с облегчением и говорит:
- Уф, хорошо, что Вы ещё не ушли. Я у Вас тут свой портфель забыл. Прихожу домой, а мамка говорит: « Где твой портфель?»
- Ну, я быстро назад, в школу. Хорошо, что успел.
 - И что, ты шёл всю дорогу домой и не заметил, что без портфеля?
- Не, Вы же зашли к нам на последний урок и объявили, что математичка заболела, завтра первых двух уроков не будет. Я так обрадовался, что и забыл про всё.
- Передай  всем: поставили замену, завтра приходите на первый урок.
- Да Вы что! Так же не честно, - чуть не заплакал Егор. Ушёл, хлопнув дверью, и опять оставил портфель.



Но нужно сказать, что и мы, учителя, далеко от своих подопечных не ушли. Чаще всего мы теряем очки, и на вопрос: «Дети, вы не видели, куда я  свои очки положила?» дети хором отвечают: « Они у Вас на голове, МарьяИвановна!»
Иногда после дежурства забываешь снять повязку с руки, идёшь по улице с надписью «дежурный учитель» и никак не поймёшь, почему на тебя все оглядываются.
Одна учительница забыла снять бигуди с затылка, да так и зашла в школу. Другая надела новую кофточку и весь день ходила с этикеткой. Рекорд побила молодая «англичанка»: она зашла в учительскую, сняла пальто, и тут все ахнули: – она забыла…  надеть юбку!  «Чемпионом по забыванию» у нас была пожилая «украинка»: у неё был склероз. Мы ей посоветовали:
- Галина Ивановна, купите таблетки от склероза и пейте.
- Да есть они у меня, - смущённо ответила она – Я их пить забываю!.. Склероз …!


                ВЫПУСКНЫЕ

На выпускных вечерах учителя так волнуются, что порой забывают имена своих родных учеников. Как правило, одного – двух. Но я умудрилась забыть весь класс. Вывожу детей на сцену, подхожу к микрофону, и вдруг… забыла. Первыми шли Саша П – школьная знаменитость и Марина С – первая красавица. Смотрю на них:  знаю, знаю – и молчу.
Первым не выдержал Саша и тихонько подсказал. Я машинально повторила. То же произошло и со второй парой. Дальше мне подсказывал весь зал.  Когда таким образом прошёл весь класс, на сцену вышла организатор и торжественно произнесла: «Классный руководитель - … и вдруг растерянно посмотрела на меня. И тут весь зал громко, хором: « Марья Ивановна!»               


                МОЙ ПЛЕМЯННИК

В садике Илья заметно отличался от всех остальных. Уже на второй день он заявил воспитательнице, что если она будет кричать на него, то «приедет папка» и раздавит её своим автобусом.   
В школе на угрозу учительницы рассказать родителям о «его похождениях», первоклассник Илья, не смутившись, заявил: « Ну, так и что? И я про твои всё знаю».
Главной проблемой Ильи было неразборчивое, неграмотное письмо. И я решила на летних каникулах  забрать Илюху к себе хотя бы на пару недель и пописать с ним диктанты. Но заставить его писать было не так-то просто: нужна была мотивация. И я её нашла.



Недалеко от нас находились песчаные карьеры, пруд, лес. Мы договорились каждый день ходить купаться, но только после написания диктантов. А так как и писать диктанты, и ходить купаться предстояло с Максимом, который всего на год старше, Илья согласился с радостью.
На следующее утро в половине шестого Илья стоял около моей кровати уже умытый, одетый, готовый писать не только диктант, но и сочинение. Нужно было «ловить момент». Я быстро встала, зашла в комнату Максима. Мальчики сидели с ручками в руках перед раскрытыми тетрадками.
Начала диктовать. Илья писал старательно и даже усердно. Дописав последнее слово, сказал:
- Фух, наконец-то, - и стал собираться на пруд.
Я проверила написанное. Ошибок было очень много. « Илья, иди-ка сюда! - окликнула я его – Давай-ка поработаем над ошибками.»
- Э нет! – спокойно сказал Илья – Диктант я написал? Написал! А за ошибки мы не договаривались!
    

                КОГО БОЛЬШЕ УВАЖАЮТ.

Каждый учитель хочет, чтобы его в школе уважали больше всех.  В пятой школе  у нас с Валентиной Фёдоровной  был один кабинет на двоих. После очередной генеральной уборки Валентина Фёдоровна зашла в учительскую и, преисполненная гордости сообщила:
- Ты знаешь, Маша, меня ученики всё-таки больше уважают.
- Это почему же? – возмутилась я.
- Да сегодня мыла парты с детьми. Про тебя пишут «Машка дура», а про меня – «Валентина Фёдоровна дурочка» Всё же больше уважают.
               

                ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег -  всегда праздник, особенно для мальчишек. Они выстраиваются у ворот школы и закидывают девчат снежками. Проходу не дают никому, ну а девчат ещё и «намыливают».
Девчата кричат, вырываются, обзывают мальчишек «дураками». А потом идут рядом с подругой и с гордостью, захлёбываясь от восторга, говорят:
- Представляешь, этот придурок меня «намылил»! Вот ненормальный!
И каждый понимает, что первое объяснение в любви состоялось.
Именно во время первого снега произошло моё личное знакомство с завгороно. Дежурила я со своим любимым 11-Г по школе. Уже на линейке все стояли с блестящими глазами.
- Снег идёт. Сегодня «мылим»!!! – торжественно огласил план действий Стас.
- Вы хотя бы конца уроков дождитесь, - сдерживала я их порыв.


На последнем уроке писали контрольную. Все удивительно быстро справились с заданием и за целых 10 минут до конца урока  высыпали на улицу с красными повязками и бейджиками на груди.
И надобно ж было такому случиться, что в самый разгар снежной баталии в школьный двор зашёл завгороно. Глядя на моих орлов, он не удержался  и, не подумав, бросил в них снежком. Дети решили, что «дяденька свой»  и вступили с ним в перестрелку. Когда завгороно был весь в снегу, мои решили сразить дяденьку  наповал и с криком «мылим» набросились на него.
А я в это время ходила по школе и проверяла посты, но стояли одни девочки. Ни одного мальчишки на месте не было. Сразу почуяла что-то неладное  и выбежала на крыльцо. Слава Богу, я успела вовремя: завгороно ещё стоял на ногах и отчаянно отбивался от моих хлопцев, но силы были неравные.
Мой крик остановил всех. Услышав слово «завгороно», Стас крикнул:
- Сваливаем!
- Стоять! – скомандовал Александр Борисович. - У вас дежурные всех так встречают?
-  У нас всегда порядок. Просто мы так первый снег встречаем.
- Ладно, ребята, - сказал им завгороно, махнув рукой. Спасибо, что не намылили. Ну а теперь на посты. А Вы, Марья Ивановна, идёмте со мной!

               
                БУЙНАЯ ФАНТАЗИЯ

Ни для кого не секрет, что у детей буйная фантазия. Порой их воображение зашкаливает. Даже самое незначительное событие они готовы представить в самых ярких и невероятных красках. Особой фантазией отличался 6 – А.
Захожу в класс, и дети наперебой начинают рассказывать:
- Марья Ивановна, У нас тут такое случилось, пока Вас не было, - начала староста.
- У нас тут такое! – подхватили все.
- Что случилось? – с испугом спросила я.
- Петрова случайно села на Иванова, и он попал ей ручкой в глаз…
- И тогда она толкнула Тимура, тот упал на Валеру и стукнулся головой…
- Обо что стукнулся?? – с ужасом спросила я.
- О глаз Маркова, – торжественно произнёс Денис.
- Где они все?
- В медпункте!  За ними уже, наверное, «скорая» приехала!
- Что с глазом Маркова?  - быстро спросила я.
- Вот такой синяк! – с важностью объявил Егор.
- Ты видел? Ему вообще, наверное, глаз выбило, - многозначительно произнёс Петров.
- Как выбило? – растерянно спросила я.
- Так выбило! Он ещё рукой закрывался, - с округлёнными от ужаса глазами заявил Сергей.
У меня стало бешено колотиться сердце. За урок три инвалида!
В эту минуту открылась дверь, и в кабинет вошла Петрова, живая и невредимая.
- Тебя что, уже отпустили? – с удивлением спросили дети.
- Откуда?
- Из больницы!
- Придурки! Меня никто и не забирал.
- А  Маркова с Ивановым забрали?
-Дверь отворилась и на пороге нарисовались Марков и Иванов.
Валера был в полном порядке: оба глаза на месте, даже синяка не было.  Дети были явно разочарованы. Зато Иванов не подкачал!  На лбу красовалась огромная шишка.
- Мы же Вам говорили - тут  ТАКОЕ было!!!


СОРЕВНОВАНИЯ

В школе проходит очень много соревнований. Самое значительное – сбор макулатуры. Дети тащат всё, что возможно и невозможно. Чтобы победить, бегают по магазинам, по рынку, стучатся в двери домов,  порою тащат груз, превышающий собственный вес. Если принесли 20 кг, то кричат, что принесли все 100, а их обдурили. Ревностно следят за таблицей сбора макулатуры.               
               
Мой класс на протяжении всей кампании шёл впереди. Сбор заканчивался 31.10 в 14.00. И вот, когда мы утратили всякую бдительность, 7-В уже после подсчёта результатов неожиданно принёс целых 50 кг! А так как погрузка ещё не закончилась, макулатуру у них приняли. Таким образом, они нас обогнали на целых 20 кг.
Дети до хрипоты кричали, что это нечестно. Один из детей позвонил своему папе и, захлёбываясь от обиды, сообщил о страшной трагедии и несправедливости. Мы проиграли.
Папа отреагировал мгновенно. В своей конторе собрал все бумаги, как потом выяснилось, среди них были и нужные, и  рванул в пункт приёма.  Когда подъехала груженая машина из школы, папа торжественно вручил организатору квитанцию, где было указано, что 31.10 ровно в 14.00 7-А класс сдал 40 кг макулатуры. Организатору ничего не оставалось делать, как засчитать нам эти килограммы.
  01.11 вся школа толпилась у сводной таблицы, которую возглавлял мой 7-А класс.
 

ПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ

Самое нудное в работе учителя – проверка тетрадей. Она отнимает уйму времени и сил. Если ещё учесть, что дети пишут  неразборчиво и безграмотно, то это вообще катастрофа.



Помню, в первый год моего учительства ребёнок написал в сочинении: «Мизбратом». Я никак не могла понять написанное и обратилась к Елене Ивановне, учителю с 30-летним стажем. И она тут же, не моргнув глазом, прочла: «Мы с братом». Со временем и я так же лихо могла прочесть любую запись.
Был у меня один ученик, Андрей. Он писал так неразборчиво, что порой и сам не мог понять написанное. И вот тогда я проявляла свой «талант». « Ну, Вы даёте! – восхищался Андрей, - И как это у Вас получается?!»
Обычно тетради проверяешь поздно вечером. В тот злополучный день я, как обычно, написала все конспекты, проверила 2 партии тетрадей и со спокойной совестью легла наконец-то спать. И вдруг, засыпая, вспомнила: «Тетради 8-А не проверены!».  Часы показывали 12. идти за стол не было никаких сил. Не долго думая, я включила ночник и начала проверку прямо  лёжа в  постели.  Проверенные тетради машинально складывала рядом. А рядом лежал муж. И вот, когда ему уже стало трудно дышать под грузом всех тетрадей, он захрапел, перевернулся, и все тетради посыпались на пол.
Муж со злостью вскочил с дивана, схватил тетради, выбежал на балкон и выбросил всю партию с пятого этажа. Со слезами на глазах  я выскочила на улицу собирать тетради. Через пять минут рядом стоял муж и помогал мне складывать их  аккуратно в стопочку.

               
              «ТЫ КАК С УЧИТЕЛЕМ РАЗГОВАРИВАЕШЬ?!»

Учитель, без преувеличения, работает 24 часа в сутки. И даже, придя домой, никак не может отойти от школы. Однажды сижу я дома и,  как обычно, проверяю тетради. Тут входит мой муж и начинает со мной о чём-то спорить. Я ему слово, он мне десять! В конце я не выдержала и, не отрываясь от тетрадей, выдала: «Ты как с учителем разговариваешь? Дневник на стол! В угол! И завтра без родителей не появляйся!»


                ВЫСТУПЛЕНИЯ

 Дети очень любят выступать на сцене. А когда объявляется конкурс, их вообще невозможно остановить. Они готовы репетировать и днём и ночью. В нашей школе самым зрелищным конкурсом всегда считалась аэробика.
У меня в классе танцевали все! По мере приближения конкурса дети, несмотря на мои запреты, вносили в танец всё новые и новые трюки. И, наконец, номер стал «смертельным».  Все ликовали – мы победим!!!
И вот, когда до конкурса оставалось 3 дня, разразился скандал.






 Я всего лишь на один день поехала в Днепропетровск защищать курсовую. Своих же предупредила: « Без меня никаких репетиций! Сидеть на уроках!»  Защитилась успешно, а вот дома меня ожидал сюрприз. Только зашла в квартиру, раздался звонок. Звонила председатель родительского комитета: «Марья Ивановна, у нас большая неприятность». В голове закрутились самые страшные мысли: «Кто-то покалечился!»  кровь застыла в жилах…
- Говорите, - потребовала я.
- Наши дети ушли с уроков, и теперь класс снимают с выступления.
От сердца сразу отлегло.
- Дети все живы – здоровы? – на всякий случай переспросила я.
- Да  с детьми всё в порядке. Вам выговор объявляют.
- Ничего страшного. Переживу.
- Марья  Ивановна, а что с выступлением? Готовились же целый месяц!
- Что-нибудь придумаем.
Не успела положить трубку – раздался ещё один звонок, теперь уже от детей.
- Марья Ивановна, мы тут такое натворили, - чуть ли не плача говорила Настя. – Сможете к нам придти?
- А где вы?
- Мы все в школе.
Даже не попив чая, побежала к ним. На крыльце школы стоял весь класс.
Настя начала сбивчиво рассказывать, что они опоздали на урок, их не пустили, и тогда они  отправились за костюмами. При выходе из школы их встретил директор, и теперь класс снимают с выступления.
- Но это ещё не всё – продолжил Виталик, - завтра мы вместе с Вами на 7.30 должны быть в кабинете директора.      
-Марья Ивановна, миленькая, помогите, - со слезами на глазах упрашивали дети. – Пусть нам поставят «2» за поведение, но не снимают с  выступления!
Мне ничего не оставалось, как пообещать что-то придумать.
Дети тут же преобразились:
- Идём репетировать, - скомандовала Настя.
- Стоп! Вас же не допускают к конкурсу, - напомнила я.
- Допустят! – прокричали они в ответ.

Уныние сменилось воодушевлением. Репетировали допоздна,  домой пришла в  23.30.
- Где была? – мрачно спросил муж.
- На репетиции. В школе.
- Странные у тебя репетиции. И школа уж слишком странная, - как-то с  подозрением продолжал муж.
- Ты же знаешь: все школы странные, а все учителя тем более,  успокоила я мужа.



На следующее утро ровно в 7.30 у дверей кабинета директора стоял весь класс и активисты – родители.
- Ничего, Марья Ивановна, отстоим и Вас, и детей, - уверяли меня мамы и папы. – получим всё, что полагается, а выступать будем!

Директор вынес свой вердикт:
- Выступать будете, но вне конкурса.
- Нам не нужны места! Нам главное – выступить! – ликовали дети.
После разбирательства ко мне подошёл директор, пожал руку и с восхищением сказал:
- Вот это класс! Молодцы! Но, сама понимаешь, наказать надо…
  Выступление прошло «на ура», весь зал нам аплодировал стоя. И всё равно мы победили: получили приз зрительских симпатий.


                ПОСЕЩЕНИЕ НА ДОМУ

Чтобы не было никаких казусов, на собрании предупредила родителей, что буду посещать всех на дому с целью оказания педагогической помощи в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения. И даже согласовала с ними график посещений.
К первому отправилась к Петрову. Встречали меня очень радушно. Мама для чего-то стала мне показывать всю квартиру. Когда подошли к серванту, вздохнула и печально сказала:
- Тут у меня, Марья Ивановна, стоял редчайший хрусталь. Решила перетереть к Вашему приходу и половину перебила.
Мне стало неловко, и я поспешила побыстрее уйти.
Отправилась к Иванову: он жил рядышком. Мама сразу повела меня на кухню и предложила выпить чаю. Когда разливала чай, вздохнув, сказала:
-Так хотела выставить сюда чешский сервиз, но протирала к Вашему приходу и разбила…               
               
На следующее утро, зайдя в класс, я сразу же объявила детям, что, к сожалению, у меня совершенно нет времени продолжать знакомство с родителями «на дому». Все вздохнули с облегчением, а я подумала: это же сколько я сервизов сохранила!..



ДЕВОЧКА ХОРОШАЯ…

Ученики бывают разные: умные и не очень. Но говорить родителям об умственных способностях их детей надо крайне осторожно.
Училась у нас в школе одна девочка – Оля, хотя трудно сказать, что она училась. На уроках она даже не писала, сидела красилась, пускала по всему классу записочки, часто просилась в туалет, вечно что-то роняла и лезла под парту искать. Терпеть её было невозможно.
Молодая англичанка как-то не выдержала и назвала её дурой. Через пять минут мама уже стояла в кабинете директора и требовала от учителя объяснений, извинений, увольнений…  Учитель был хороший.  На подмогу директор вызвал меня и, подмигивая, спросил:
- Как у Вас ведёт себя Оля?
И я, не моргнув глазом, сказала то, что так хотела услышать мама:
- Оля – девочка очень способная, воспитанная, но иногда ведёт себя, как дурочка.
- Вот, вот,- прорвало маму, - и дома так же ведёт себя, как дура. Сил нет. Дура и всё!
На этом конфликт был исчерпан.
- Гениально, - пожимая мне руку, промолвила англичанка, - Гениально! И как это у Вас получилось?!



ДЕТИ ПИШУТ

Что только дети не пишут! Иногда такие шедевры выдают, что диву даёшься!
Особенно в этом преуспевают пятиклассники. Так, при изучении темы «Орфограммы в корне слова», они проявляют чудеса сообразительности. Слово «робкий» проверяют словом «работящий»,  доблестный – добрый, известный – известь,  ненастный – ненависть,  лестный – лес.
По-своему определяют лексические значения слов. Чопорный человек – тот, который чепурится. Кровельщик – кровопийца. Свинцовые пули – пули, сделанные из сала свиньи. Ежовые рукавицы – сделаны из шкуры ежа.
               
  Очень своеобразно некоторые подбирают синонимы к словам. Так , один мальчик написал: горе – море – сере. Другой мыслил более конкретно. Счастье – конфеты, шоколад, печенье.
               
Не менее интересны устные ответы учащихся. Составляем цепочку слов на орфограмму «ы –и после ц».  Улицы, скворцы, молодцы, борцы, огурцы…
Тут тянет руку Игорь и выдаёт: помидоры!
- Причём тут помидоры? – спрашиваю я.
- Ну, потому что огурцы.
Нечто подобное произошло и при изучении темы «О – ё  после шипящих в корне». Отвечает пятиклассница:
- В корне после шипящих слышим о пишем ё, исключения: капюшон, крыжовник, боржоми и …
- Продолжай!
- И Моршинская!
Грамматические игры также частенько заканчиваются казусом. Так, при изучении темы «Большие буквы в именах собственных» провожу игру в города.
Первый город называю я. Москва. Америка – продолжают дети. Разъясняю ошибку,   начинаем ещё раз. Донецк. Канада. Результат тот же.  Но я упорно продолжаю: «Днепропетровск. – Кремль!»
- При чём здесь Кремль? – уже, не сдержавшись, кричу я.
- А Вы разве не знаете, город такой есть в Москве!
 
Да что там пятый! Десятый порой такое выдаёт, что диву даёшься! Так, при изучении биографии Оноре де Бальзака один мальчик  в тетради написал: «Анурез де Бальзак», второй Маркеса обозвал Маркизом.
Ниже привожу отрывки из сочинений.
… Чтобы сделать карьеру, Ж Сорель пользовался женщинами. …
… Когда Гобсек спускался в метро, из его кармана выпал злотый.
… Т. Ларина подчинила себе высшее советское общество.
… Татьяна открыла в Петербурге «Модный дом», где стала «настоящей  законодательницей мод и ведущей моделью».
… День Онегина был скучен и однообразен. Вставал за полдень, потом гулял по АТБ, обедал всегда в ресторане. После ресторана обязательно заезжал домой, чтобы сходить в уборную, просиживал там целый час и только потом отправлялся на бал. …
… Робин Гуд жил на необитаемом острове, грабил богатых, и всё отдавал бедным. …

Но непревзойдённым остаётся  «Письмо к  В. Шекспиру». Привожу некоторые отрывки из него.
… Здравствуйте, В. Шекспир. Ну, как Вы там поживаете? Как Ваше здоровье? Какая у Вас там погода? Встретите Гамлета, передайте ему от меня привет. … До свиданья, Жду встречи с Вами. Может быть, скоро увидимся. Целую. Всего Вам хорошего! Отдыхайте! Вы и так уже много написали.               
А чего стоят разговоры учеников! Говорят две восьмиклассницы:
- Я иду, а он на меня секёт и секёт, секёт и секёт.
- Ну, а ты?
- Ну, я тоже на него как секанУ!   
               
               
Из разговора  двух пятиклассников:
- Представляешь, были мы вчера в гостях. Так папа маму приревновал к дяде Серёже.
- А сколько лет твоей маме?
- Да уже целых 35!
- Ого!  Какая тут может быть любовь? Ведь они только ради нас и живут!
- Ну. Вот у нас  любовь в пятом классе!

  Урок литературы – это вообще благодатная почва для фантазии детей. Кто читал роман Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», наверняка,
 помнит описание внешности Д. Сенда. Автор, чтобы подчеркнуть хваткость, быстроту и стремительность своего героя, пишет: « Казалось, что у него было две правые руки и две левые ноги».
Начинаю урок в 6-А с вопроса:
- Ребята, что вас особенно  поразило в облике Дика Сенда?
- Внешность! У него было две правые руки и две левые ноги!
Из сочинения пятиклассницы «Моя родословная»
Я родилась от мамы, мама от бабушки, бабушка от прабабушки,
А дальше я не помню.

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА

Всем известно, что когда-то мы были самой читающей нацией в мире. Но время меняется, меняются и вкусы. Дети в 21-м веке читают совершенно не то, что читали их сверстники в веке 20-м. и теперь, когда проводишь в конце года урок внеклассного чтения «Моя любимая книга», становится страшно.
Выбор детей обескураживает. Чего только стоят одни названия: «Честный убийца»,  «Вампиры», «Вор в законе», «Убить всех», Ведьмы и вампиры»,  «Извращенец» …  Самой безобидной оказывается книга  «Ужастики». Всё остальное – сплошной ужас.


ВСТРЕЧА С ВЫПУСКНИКАМИ 

Самым волнительным днём для учителя является встреча с выпускниками. И когда приближается первая пятница февраля, уже не думаешь ни о чём, всю неделю живёшь только воспоминаниями.
И вот пятница! Кабинет открыт для всех.
Заходят молодые,  весёлые. И, глядя на них, понимаешь: «А ведь не зря столько лет отдано школе!»               
В 2012-м году из-за сильных морозов все школы города закрыли, но, как известно, традиции сильнее морозов. И вот ровно в 18.00 (именно в это время и начинается вечер) вваливает ко мне  мой любимый 11-Г и прямо с порога                начинают петь гимн класса. Только вместо строчек: « Команда молодости нашей, команда без которой нам не жить»  поют: «Учитель молодости нашей, учитель, без которого не жить!».
Они уходят, и ты единственный раз  за весь год чувствуешь гордость за свою профессию и думаешь « Чёрт возьми, а ведь училка – это звучит гордо!».


Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…

За сорок лет педагогической деятельности я выпустила не менее тысячи учеников, поэтому в микрорайоне меня многие знают.
Стою я как-то в очереди в банкомат в аккурат перед дверьми в АТБ. Выходят и заходят в магазин ученики, выпускники, родители, и все сгибаются в поклоне и с почтением произносят: «Здравствуйте, Марья Ивановна!»  Когда приветствие повторилось в двадцатый раз, стоящие в очереди вдруг расступились: «Проходите, Марья Ивановна!».
Вот тут-то я и поняла весь сокровенный смысл строк Пушкина: « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». 




 

               

 


 



 
 







               
                22               
                ОГЛАВЛЕНИЕ


Рецензии