Здесь был

(Записки журналиста)

Забыть, что 5 июля 2011 года Владимир Путин  провёл в Дубне заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, просто невозможно. Во-первых, интерес к персоне бывшего президента, правда,  на тот момент  в ранге  премьера. Во-вторых, что  было видно невооружённым взглядом, к приезду высокого гостя город просто преобразился. Было чисто, уютно, красиво и безопасно.

Вначале премьер посетил одну из лабораторий ОИЯИ, затем приехал в ДМС, осмотрел выставку. Меня, как снимающего журналиста, аккредитовали на заседание, которое проходило в  конференц-зале ДМС. 

Ждали премьера мы  довольно долго. С телевизионщиками  премьерского пула мы терпеливо переносили духоту, от которой не спасала даже вся включённая на полную мощность вентиляция  ДМС. На точках, с которых  предстояло вести съёмку совещания, мы установили камеры. Телевизионщики выставили свет, проверили звук. Эти ребята много поездили и повидали как у нас в стране, так и за её пределами. Кстати, они мне рассказали, что Путин почти  всегда опаздывает (задерживается?) к началу мероприятий. С удовольствием послушал рассказы коллег и ответил на их вопросы. Москвичей больше всего интересовала история Дубны. Время прошло, для меня по крайней мере, не впустую. Зашёл в зал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, поинтересовался, удобно ли мы устроились, имеются ли какие-либо пожелания.  Изнывающих от духоты журналистов интересовало только одно: скоро ли приедет Путин?


После двух с половиной часов ожидания потихоньку начали подтягиваться  участники заседания: Анатолий Сердюков, Вячеслав Володин, Андрей Фурсенко, Владимир Якунин, Виктор Христенко, Александр Новак, Алексей Мордашов, Михаил Прохоров, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук и директор ОИЯИ Виктор Матвеев, ректор МГУ Виктор Садовничий, Анатолий Чубайс, Александр Шохин, Борис Громов, Георгий Полтавченко и другие.
Согласно расставленным табличкам гости расселись по своим местам. Одни листали подготовленные к заседанию материалы, другие общались между собой. Борис Громов
обошёл круглый стол и тепло поздоровался со всеми участниками заседания, с некоторыми даже обнялся.


Путин вошёл стремительной походкой, поздоровался и сразу же открыл заседание. Я  включил видеокамеру. Свой доклад премьер сделал изредка обращаясь к шпаргалке. Прочитав, убрал бумажки в карман пиджака и предоставил слово коллегам.
Долгие, пространные  с  малопонятными научными терминами и потому скучные для непосвященных доклады сделали Ковальчук  и Матвеев. Я все это время снимал практически одного Путина  и, честно сказать, каждую минуту ожидал, что он либо прервет докладчиков или вот-вот зевнет. Но ни того и ни другого премьер не сделал.

Прямотой и деловым подходом отличалось выступление Алексея Мордашова. Он, терпеливо выслушав докладчиков, заметил, что ничего из сказанного по причине своего экономического образования не понял и поинтересовался,  когда и какой результат даст отечественной  экономике реализация мега-проектов? 
Кто-то из чиновников  Минфина попенял на расплывчатые формулировки в  финансовых документах по выделению средств на  эти проекты.
Андрей Фурсенко в своём докладе отметил, что участие России в международных  проектах оценивается примерно в 1,5 млрд. долларов. Причём носит оно ассиметричный характер, поскольку проекты реализуются на территориях зарубежных партнёров.

Итог заседания уже без бумажки подвёл Владимир Путин, предложив переориентировать  мега-проекты из «заморских» в отечественные. Премьер призвал научное сообщество ничего не делать «на уровне мировых стандартов», поскольку «это грозит вечным отставанием». Проще говоря, нашим учёным предлагалось поднять планку своих научных разработок выше самых высоких мировых достижений. 

На мой непросвещённый взгляд,  учёным явно не помешало бы освоить науку выбивания денег для своих проектов и делать это языком понятным не только в научных кругах.
Совещание стремительно началось вступительной речью премьера и стремительно закончилось его заключительным словом. Мне показалось, что у практичного Председателя правительства не возникло острого желания выделять деньги на то, что ему не до конца понятно. Он всегда казался мне человеком с хорошим чувством юмора, но в Дубне ему было явно не до шуток. В общем, исполнил данное в своё время обещание посетить наукоград, деньгами разбрасываться, как я понимаю, не стал, но и наотрез не отказал.

С народом на улице Путин не общался, да и скромно стоящего напротив  ДМС народу собралось всего ничего. Назвать народом стоящих у входа в ДМС руководителей городской администрации можно было с большой натяжкой.  Их, как и пишущих журналистов, в зал заседаний не пустили. 
Картинку заседания  выводили на монитор, установленный  на первом этаже.  Перед началом заседания пустили в зал фотокорров на протокольные 5 минут, за которые они успели сделать, наверное, по тысяче снимков – так часто мелькали вспышки и трещали затворы фотокамер.

Через некоторое после визита время, возле ДМС, почти там, где стоял кортеж Путина,  в асфальте образовалась глубокая яма. Её быстренько заделали. А зря. Провал можно было обнести забором и поставить памятный камень: «Здесь был политический тяжеловес»! А полученные от любопытных граждан деньги за осмотр провала,  можно было бы направить на реализацию мега-проектов.


2011г

Фото автора


Рецензии