Тибетский монах

Эффективность манипуляции тем выше, чем более задействована первичная заинтересованность ее объекта. Как-то рассказывали о том, как, потакая низменным шкодным инстинктам, эффективно справилась с проблемой загрязнения придомовой территории администрация одного из городских районов. Поначалу задача всем казалась неразрешимой - ежедневно из окон внутреннего двора студенческой общаги бодрые студенты втихоря бросали разнообразные продукты своей жизнедеятельности, чтобы не утруждать себя малопривлекательным дежурным процессом выноса ведра к неблизкому, в общем, контейнеру.
Уговоры, приказы и штрафы помогали слабо - бутылки и пакеты роняли и швыряли с завидным постоянством, что, в конце концов, породило кучи и залежи малопривлекательных отходов, с которыми устал бороться местный отчаявшийся дворник.
И все это продолжалось вплоть до момента, когда главе административного района не пришла в голову гениальная мысль - вместо того, чтобы достичь сомнительных успехов запретительными мерами, взять и разрешить и даже более того - лично санкционировать, как говориться, "идя навстречу пожеланиям" эту уже привычную и действительно очень быструю и удобную эвакуацию мусора из жилых помещений общежития. Для этих целей по центру окруженного корпусами со всех четырех сторон двора были нарисованы в виде мишеней несколько концентрических кругов с цифрами, где, как и положено, целью было "яблочко" - тот самый мусорный, открытый всем броскам, контейнер, мимо которого теперь промахивались только самые бестолковые и неловкие студенты, которые, впрочем, под руководством своих товарищей, быстро совершенствовали мастерство своих  бросков.
Эффект манипуляции кратно возрастает, когда она нанизывается на естественное чувство благодарности, имеющей для любой личности директивный характер.
Именно в эти железные объятия попал один мой приятель, в своих туристических странствиях по Китаю заглянувший по случаю на подворье тибетского храма. По выходу из этого богоугодного заведения его догнала тощая, но шустрая фигура монаха. Монах лучезарно улыбался, любезно предлагая принять в дар любой из нашейных сияющих медных
фишек, изображающих местных волшебных идолов. Отбиться от настойчивого буддиста не было никакой возможности, да и, честно говоря, от этого потока обаяния отбиваться не очень-то и хотелось. Пару небольших шедевров, единственно для того, чтобы, наконец, избавиться от севшего на плечи неугомонного дарителя, мой приятель благосклонно принял. А дальше началось самое интересное: монах, непрерывно кланяясь, поначалу приотстал, а потом вдруг ускорил шаг и приблизился к объекту своего прежнего внимания . В руках теперь он держал уже не медные цацки, а явившуюся из-под мышки  раскрытую, солидно переплетенную "амбарную книгу", где мой приятель имел удовольствие прочитать, что некий мистер Джонсон отстегнул в фонд местного тибетского храма десять полновесных баксов. Не отставали от него и другие, сочувствующие храму лица - список был сплошняком заполнен ими на несколько страниц. Мой френд понял - дарить надо было обязательно, без этого никак! Почесав репу, он нехотя достал из бумажника пять долларов, на что монах энергично запротестовал, показывая заскорузлым пальцем графу, где стройно красовались убедительным столбиком американские червонцы.
Помня, как все начиналось, приятель решительно вынул из кармана оба дареных амулета, однако, наглый монах, упорствуя, тут же отстранился и замахал руками, упорно показывая издали на имеющуюся отчетную ведомость и тогда его оппонент, убедившись, что попал, хотел было сунуть всю эту жуткую галантерею обратно дарителю в какой-нибудь его карман, тем самым восстановив с ним и с миром гармонию отношений, но как бы ни так! Карманы на рыжем обтерханом балахоне предусмотрительно отсутствовали, а голову вместе с необходимой для надева цепочек шеей хитрый китайский буддист каждый раз ловко уворачивал, а бросить святые реликвии на грязные камни дороги было страшно и совсем не по понятиям. Испытывая острый стресс, приятель, наконец, сделал то, что от него и требовалось всеми этими стремными и безвыходными обстоятельствами - неприлично и не к месту матерясь, он, наконец, сунул свои кровные десять баксов в давно с готовностью протянутую руку разом приблизившегося гада.
Гораздо изящнее проявил свой талант манипуляции некий американский писатель, написавший толстый любовный роман, поначалу прочно застрявший, в связи с малоизвестностью данного автора, на полках книжных магазинов штата. И не то чтобы роман был слабым и бесталанным, нет, здесь было все, что требовалось пиплу - тайные интриги, ахи и вздохи, сладкие любовные сцены, лютые потери и сопутствующие им переживания, счастливый хэппи-энд... Роман был ничем не хуже, но, однако, ничем и не лучше множества подобных иных, среди которых островами среди планктона возвышались бестселлеры литературных знаменитостей, в число которых наш автор, увы, не входил. И, тем не менее, новоиспеченный литератор сделал свой личный очень правильный шаг в верном направлении.
 "Одинокий мужчина средних лет, миллионер, владелец преуспевающего бизнеса желает обзавестись семьей и в этих целях ищет женщину своей мечты, похожую на главную героиню романа..." А далее, как вы уже догадались, тысячи незамужних и заинтригованных женщин, заглядывающих на соответствующую страницу объявлений, имели возможность, прочитав название романа, сравнить себя с той самой героиней. И всего то требовалось заглянуть за указанной книжкой в ближайший книжный магазин, автором которого, естественно, и был наш предприимчивый писатель.
Любопытную историю, демонстрирующую железный эффект манипуляциий, рассказал в одном из своих интервью известный режиссер Юрий Мамин:
" ...Знаете, как строили Исаакиевский собор? Его возводил несчастный сброд, который не очень хотел это делать, а нужно было разобрать огромные залежи песка. И тогда в каждый кубометр был положен золотой, после чего строителям сказали: " Разбирайте завалы, но поспешите - в песке зарыты золотые монеты. Кто быстрей управится - тому золото и достанется. " В два дня работа была сделана. Рвению рабочих на стройплощадке можно было только позавидовать. Соломоново решение. Изобретено не у нас - так делали еще древние римляне. "


Рецензии