Отчёт с HIM, The Rasmus, 25. X. 2015, Stadium Live

                На Луне есть Море Смита.
                На Земле есть Море херок...


...а точнее тех, кто когда-то ими был. Целую неделю до московского концерта мировых легенд лав-метал/рока HIM и THE RASMUS я гадал, какая же аудитория заполнит Stadium Live в этот осенний вечер: будут ли это всё те же школьницы в чёрных шапочках с маминой тушью на лице, или импозантные готессы с вырезами по самое здравствуйте, или же выросшие до состояния мам и пап когдатошние юные неформалы... Как оказалось, сбылся последний вариант: представительный восьмитысячник почти целиком кишел народом за 25 и 30, а где-то и за 40 — причём с детьми, которые сами уже давно покинули школьный возраст. Смотрелось это забавно, ностальгично и показательно: финские романтики попали в одну из тех фанатских волн, которые не возвращаются уже никогда.

Особенно меня и моих приятельниц удивило присутствие в зале брутальных мужчин, куда более органично вписавшихся бы в концерт каких-нибудь Amorphis; впрочем, это началось ещё тогда, когда я посетил торговый центр рядом с метро и услышал, как у одного из таких мужиков в качестве рингтона заиграла «Rip Out the Wings of a Butterfly» — после такого все стереотипы летят к чертям.

По приближении к точке шабаша приятное впечатление нарастало: полное отсутствие очереди перед входом, весёлые охранники, бесплатный приём сумок в гардеробе (редкость!),  драйвовая музыка из динамиков, знатная, порой даже слишком прохладная вентиляция зала — условия для посетителей были созданы просто замечательные, и ожидание первых гостей было наполнено лишь радостным волнением без всяких сопровождающих нервов. Поначалу тревожно немногочисленная публика к заявленным семи часам вечера покрывала не меньше 2/3 пространства «Стадиума»; и когда после дежурной 15-минутной задержки на сцену, оформленную в «полосатом» стиле последнего альбома, под звуки интро выскочили The Rasmus, оглушительным визгом их встречало уже не меньше двух — двух с половиной тысяч народу.

И с первой же ноты, с первого аккорда ребята дали понять, что достойны они на самом деле куда большего. Начав с мощной «First Day of My Life», Лаури сотоварищи сходу задали курс на тотальный «бест оф», лишь чуточку уделив внимание последним двум работам —  'Black Roses' и окончательно попсовому 'The Rasmus', а весь остальной сетлист собрав из суперхитов со столь любимых всеми эпохальных 'Dead Letters' и 'Hide from the Sun'. И, скажу я вам, весь сет «Расмусов» от них было совершенно невозможно оторваться. Лаури отрывался как ужаленный, прыгал на огромные боковые колонки, откуда его было видно из любой точки зала, носился по сцене взад и вперёд, ни на секунду не переставая петь, и вообще получал такой искренний кайф от происходящего, что заражал им даже на расстоянии двадцати-тридцати рядов — кстати, и звук на концерте был выстроен чудесно: до моего места рядом со звукарским загончиком доносилось всё, что было нужно. Но не Лаури единым творилось великолепие: второй, равнозначно интересной фигурой оказался басист Ээро, изначально поразивший меня своими бесконечными прыжками вместе с залом, которые явно невозможно было сдержать; а когда в середине исполнения песни «Immortal» Лаури под восторженные девичьи вопли взял акустическую гитару и стал наигрывать на ней соответствующий мотив, Ээро подошёл к микрофону и запел... чистейшим высоченным контртенором, моментально уделав (да простят меня фанаты) и Марко Хиеталу, и Вортекса из Dimmu Borgir. Несмотря на движущийся со сцены позитив, зал поначалу реагировал не очень-то весело; но всё изменилось, когда Юлёнен объявил проверенную временем «попрыгушку» «F-F-F-Falling» — тут уж у людей не оставалось ничего иного, как скакать и подпевать всем стадом, что продолжалось уже потом до самого конца. Нашлось в выступлении Rasmus место и протяжной балладе: благодаря потрясающей «живой» подаче трагичная «Funeral Song» прозвучала как дань разнообразию стиля, а не как ненужная и скучная концертная вещь; под льющиеся из динамиков струнные «заунывы» Apocalyptica и акустику Ээро вместе с Лаури её спели хором все, кто собрался в тот вечер. Всё та же акустика сопровождала Лаури на романтичной «Sail Away»; а перед финалом Ээро приготовил очередной сюрприз: подойдя к микрофону в полном одиночестве, он признался, что хотел бы исполнить что-нибудь на русском языке; но... «Весну» Трофима не ожидал никто!!! А что самое интересное — исполнена она была тем же самым уверенным двухтысячным хором, который только что пел финские рок-хиты. Ну а после Трофима, когда зазвучали электронные «пампушки» финальной песни... нет, не так — Финальной Песни (какой именно, напоминать не буду — я вас всё-таки уважаю!), всё вокруг превратилось в одно большое счастье; и глядя на сцену, на то, с какой любовью и отрывом Rasmus преподносят себя зрителю, невозможно было отделаться от мысли, что перед нами всё те же 15-летние ребята, которые встретились в академии Сибелиуса 21 год назад, а на голове у Лаури на месте чёрных ленточек всё ещё виднеются до боли знакомые чёрные перья.


The Rasmus ушли, оставив в душе чувство полного удовлетворения, и в зал стали стекаться те, кто пришёл непосредственно на главных героев вечера; к окончанию 20-минутного перерыва полны были все «випы» и все просветы, видневшиеся во время Rasmus. И вот на сцене появляется заветная хартаграмма, нарисованная на конструкции из комбиков, за барабанной установкой натягивают причудливо разукрашенный чёрно-белый задник, и несколько минут спустя перед зрителями предстаёт сам Его Инфернальное Величество со всей своей разношёрстной свитой. Пожалуй, время не властно над Вилле так же, как и над Лаури: чёрная шапочка и бутылка чего-то очень крепкого сопровождают его концерты неизменно уже два десятка лет, а бархатный голос с нереальным для рок-сцены диапазоном минимум в четыре октавы звучит вживую куда интереснее, чем в записи. Стоя перед аудиторией, Вало выделывал такие вокальные фортеля, что все сомнения в его нынешней форме отпали сами собой — это была сплошная импровизация на тему с использованием интервалов, которые и не снились фэну, привыкшему слушать HIM в записи. Так, на одном дыхании, были спеты все пятнадцать песен, одна за одной — большая редкость, надо сказать. А вот что касается визуальной составляющей, то тут всё не так радужно. После по-детски сумасшедших Rasmus смотреть на HIM было не столь увлекательно: ВВ стоял на одном месте, лишь изредка отходя назад, чтобы бережно уложить на комбик очередную преподнесённую хризантему, а потом возвращаясь в ту же самую точку; гитарист Линде был нем и серьёзен даже во время своих знаменитых соляков; и только басист Миге (и снова басист — видать, зря про них анекдоты ходят!) жёг не по-детски, изо всех сил тряся изрядно выросшей к настоящему моменту бородищей и неся в себе весь страстный «химовский» колорит. Конечно, нельзя не отметить и приятное глазу присутствие «живого» клавишника, выгодно отличающее ребят от Rasmus, однако весь их сет где-то в глубине души не остывала предательская мысль о том, что HIM приехали просто отработать свою программу. Безусловно, Вилле прекрасно понимает, что стоит ему лишь показать кончик носа и шепнуть одну букву в микрофон — и всё кругом потонет в женских духах, бешеном визге и летящих на сцену лифчиках (за время выступления Вилле их было сразу несколько). Да, рок-н-ролльной харизмы и таланта ему не занимать, и за ту же «Funeral of Hearts» я и сам готов его расцеловать, но в случае с HIM я был рад только знакомым песням — но не тому, что происходило на сцене. Толпа же принимала любимого героя более чем благосклонно; с особой радостью была принята «Wicked Game», благодаря которой пятнадцать лет назад школьницы узнали о существовании Криса Айзека, далее — не заявленная в сетлисте «When Love and Death Embrace», своим думовым настроением впервые напомнившая мне «Our Candle Melts Away» печальных To/Die/For, и, естественно, — развесёлый  кавер-бис «Rebel Yell», под который все плясали в едином порыве, несмотря на усталость после трёхчасового финского перфоманса.

Впрочем, это всё придирки и вкусовщина, так как большая разница между подачей двух команд не испортила волшебного впечатления от этого октябрьского дня: не каждый год (и даже не каждые пять лет, увы) видишь вживую своих героев, на которых рос всю юность и которые сформировали твой внутренний мир, к тому же отработали всё красиво и качественно; так что огромная благодарность организаторам и ещё более острая ностальгия не заставят себя ждать. Kiitos!

Антон 'Sirius' Кольцов.


Рецензии