Киевские цирюльники

       1. Образ киевского цирюльника позапрошлой эпохи многим знаком по пьесе М.   Старицкого «За двумя зайцами». Напомним, она была создана по мотивам  комедии  И. Нечуй-Левицкого «На Кожемяках». Именно так назывался район  Подола, где происходили основные события этой истории.
        Наш первый герой – Свирид Петрович Голохвастов,  собственною персоною.  Цирюльник из-за Канавы (речушка на Подоле, которую еще застало прошлое поколение).  Так  и хочется заявить вслед за Проней Прокоповной: «Не цилюрник, а паликмахтер!»
Представитель определенного слоя киевских обывателей. С характерной внешностью и колоритной лексикой.

         А еще был фильм  Виктора Иванова,  снятый вначале 60-х,  который  поначалу не выпускали в широкий прокат (за национальный колорит?  за простоту сюжета?) а в итоге, ставший культовым.  Ну и убедительный Олег Борисов в роли Голохвастова.  Помните?

                В неби канарэечка литайе
                И спивае прямо в горизонт.
                А мы пийдем выпьем,  погуляем,
                В цьому – все життя, и весь наш рэзон

        Автор умышленно сохранил лексику, присутствовавшую в фильме. Чтобы не утверждали ревнители слова, а суржик (можно «галантерейно» назвать его сленгом)  характерен для киевской окраины до сих пор. А язык, одежда и быт подольских персонажей – неотъемлемая часть многоликой украинской культуры.  Как там?  «Я  не за ваші магазини йшла... я вас любила». Собственно, эта финальная реплика «манерной» и недалекой Прони вызывает искреннее сочувствие и обращает легкую комедию в классическую драму…
         Интересно, что первые кадры фильма: «проходка» Свирида с друзьями  по Владимирской горке позволяет рассмотреть во всей красе Подол … 60-х.  Здесь и хрущевки с телеантеннами,  и здание элеватора,  и «Ракета»  на подводных крыльях.  А на некоторых копиях фильма навстречу героям попадается… пионер в галстуке. 

      Цирюльник  Голохвастов  остался в памяти народной, как реально существовавший человек.  Об этом напоминают бронзовые фигуры  любимых киногероев у Андреевской церкви.  Композиция изображает жениха, галантно опустившегося на одно колено, и  Проню, жеманно протягивающую  пухлую ручку.  У киевских пар сложилась традиция: приходить в день свадьбы к памятнику и давать клятву друг другу,  что женятся не за магазин (или  цирюльню),  а «по любови!»
        При всем гротеске образ неудачливого жениха остается притягательным.  Однажды автора посетила крамольная мысль: наш киевский цирюльник невероятно похож на героя… Макса Линдера.  А что? Изящные усики, пиджак с бутоньеркой, полосатые брючки, тросточка, цилиндр  – обязательные атрибуты тогдашнего щеголя.  Без разницы, по Монмартру он дефилирует или по Подолу.  Как там восклицает Проня:  «Який же гарний жених! Образований, модний, душка, чисто, як огірочок!».
 
        Собственно, даже в движения Голохвастова угадывается пластика немого кинематографа.   Ничего удивительного,   ленты   Макса Линдера  были  невероятно популярны в начале века,  и наш предприимчивый цирюльник вполне мог позаимствовать стиль у героя синематографа.    
        К сожалению, в отличие от персонажа Линдера (где после фильма «Женитьба Макса» последовал «Макс и теща») о дальнейшей судьбе Свирида Петровича ничего не известно. В 60-е сиквелы (даже успешных фильмов) снимали редко.  Биография Голохвастова могла сложиться как угодно, вплоть до эмиграции за океан. А что?  Именно в те годы складывалась структура студий Голливуда и формировали ее…  предприимчивые эмигранты из Восточной Европы – в прошлом торговцы, рекламисты и даже  парикмахеры…
 
      2. Автор готов биться  об заклад, что кроме Голохвастова,  многим знаком еще  однин киевский цирюльник. Заочно.  С этим персонажем картина «с точностью до наоборот». Т.е. реально живший в Киеве человек, представляется нам фольклорным героем.  Это – Соломон Скляр. Не припоминаете? Нет,  не на Подоле… Его цирюльня находилась  на Большой Бульварной (с 1919г.  и доныне – бульвар им. Шевченко). Не вспомнили?   А если напеть?

                Эт-то школа Соломона Скляра, 
                Школа бальных танцев –  вам говорят!
                Две шаги налево, две шаги направо
                Шаг вперед и две назад.

      Имя Соломон присутствует во всех версиях песенки, а вот фамилия… «Пляра» поет Борис  Моисеев;  «Фляра», «Кляра», «Шкляра», «Пьяра» вторят ему другие исполнители шлягера,  вплоть до звездного хора Турецкого. А все потому,  что записывали слова на слух.  Не удивительно, у этой «народной» песни множество куплетов, версий и  вариантов.  К тому же,  некоторые сборники записывают ее в «одесские»,  возможно благодаря характерной интонации.
      Хочется определенно заявить: «Это неприлично, вам говорят».  Песня и главный герой родом из Киева.  Доказательства?  Автор собственноручно обнаружил в Архиве периодики скромное рекламное объявление,  что  неоднократно появлялось в «Киъвских въдомостях» и других местных газетах. Там значилось:  «Соломон Скляр. Школа бальных танцев» ул. Б. Бульварная».  Перечень  «предметов» невелик: вальс, фурлана, танго;  ну и Ту-Степъ (именно в таком написании).   
      Вспомнился старый анекдот:  Если бы я был царь, – говорил один персонаж, – то жил бы по-царски. Только…  еще бы немножечко шил».  Вот и наш Соломон Скляр став  царем танцкласса,  еще и «немножечко брил».  Танцы-шманцы,  но надежная профессия в руках не помешает (так,  наверное, считала его мама).  Мастерство цирюльника востребовано  во все века,  во всех странах, при всех формах правления…
      Между тем, эта Школа Соломона Скляра пользовалась популярностью. Принимали всех: без оглядки на вероисповедание, социальный статус, возраст  и … комплекцию. Плата была умеренной.  Причем брадобрей-балетмейстер не нагружал народ «позициями» и сложными па. Здесь просто танцевали, приобщались к музыке и хорошим манерам. А еще – знакомились. Непросто в те времена было найти место, где вполне пристойно «Дамы приглашают кавалеров»,  у которых «Там де галстук – там пирод».
      По слухам,  сам маэстро Скляр не слишком поднаторел в хореографии.  Он предпочитал управлять  обучением со стороны при помощи реплик, которые и стали основой популярной песни.
      По непроверенным данным, Соломон Скляр вовремя отбыл за океан. Создал ли там Школу танцев? Об этом история умалчивает… 

        3.  Третий наш персонаж реален на 100%.  Жил  и творил этот колоритный киевский цирюльник относительно недавно,   в 70-е.  Может,  кто помнит?  «Миша с парикмахерской на Ленина». (Популярный мастер  с пониманием относился к имени без отчества).  Попасть к Мише можно было только по блату, автора  к нему после окончания 9-го класса торжественно привел отец.  Внешне  Миша (при усах и роскошной шевелюре) походил на композитора Яна Френкеля (чем выделялся среди часто лысоватых представителей профессии). Сходства добавляло то, что «в процессе» он напевал куплеты из модного тогда кино «Корона российской империи».

                Мы решили перебраться за кордон,
                Чтобы жизнью наслаждаться, миль пардон,
                Чтобы с ветреной кокеткой пить вино,
                А с блондинкой иль с брюнеткой – всё равно.

          Трудно тогда было предположить, что эти незамысловатые строчки станут программой для Михаила и еще множества киевлян!   
          Но,  случилось это много позже, а пока заведение на Ленина –  процветало.   На чем базировалась популярность Миши? Считаете,  мастер пользовал киевскую партийную элиту?  Берите повыше…  К  нему захаживали футболисты «Динамо»! 

           В парикмахерской (салоне красоты,  как обозначили бы объект в наши дни) дело было поставлено серьезно:  записываться к мастеру приходилось за неделю. Он даже обзавелся вторым номером… парикмахерского расчета – для мытья волос и прочих подготовительных процедур.  В результате, в кармашек его ослепительно-белого халата исправно отправлялись рубли, а то и трешки,  и  это без оплаты в кассу.   Заметим,  что модельная стрижка стоила от полтинника до рубля, а  «треха» была суммой, которую одалживали до зарплаты. 
          Мастер Миша работал быстро,  сопровождая стрижку короткими историями из серии:  «Когда в последний раз заходил Биба», «Йожефович (это о Сабо) мне и говорит…»;  «Заходил младший Мунтян,  они с братом очень похожи…».   
 
           Мне он решил сделать  прическу как у Веремеева, чтобы меньше с ней возиться. Я носил подлиннее, но стоически терпел:  шутка ли такой фасон носил популярный динамовский полузащитник.  Клиенты слушали Мишу как завороженные и исправно платили «за бренд».  Недаром говорят,  что парикмахеры (да еще бармены) отличные психологи.
           На этом можно было поставить точку, но… Спустя несколько лет мой друг,  мастер спорта по гимнастике, пригласил в особенную баню (слово «сауна» было не в ходу) которую облюбовали спортсмены. Народ там парился известный, с лицами (и фигурами) знакомыми по газетам и телевидению. Были и братья Мунтян – гимнаст и футболист. Учитывая демократизм обстановки,  я, с веником наперевес направился к Владимиру Мунтяну…  За автографом?  Чем и, главное,  на чем его ставить!  Вынырнув из клубящегося пара, я с юношеской прямотой  заявил,  что стригусь  у того же мастера, что и динамовцы.    Владимир Семенович удивился: 
      – Нас обычно стригут на базе, там кабинет, свой хороший мастер...
      – А как же Миша из  парикмахерской   на Ленина? 
      – Не знаю такого…  И, глядя на мое растерянное лицо, добавил, – разве кто-то  из ребят заходил подровняться.
       Мое разочарование было неподдельным. Сколько заработал хитроумный брадобрей Миша на нехитрой презентации,  пиаре  и паблисити!  Впрочем, в совковые времена такие слова были практически неизвестны. Они пришли к нам много позже вместе с «тлетворным влиянием запада».

       Интересно, какие байки придумал  Михаил, чтобы сделать себе рекламу, оказавшись … там, за океаном? Наверное, заявил, что приходилось причесывать… Гагарина или  «ровнять брови» Брежневу (ну, кого из наших там еще знают?) Ссылка на известных людей работает безотказно.  Как у нас, так и у них…

        P.S. Автору случилось встретить в Инете  похожую историю. Правда, из мира музыки.  Однажды известный пианист Падеревский оказался  в небольшом американском городке. Прогуливаясь, он увидел на неказистом домике скромную табличку: «Мисс Джонс учит игре на рояле. Урок – один доллар». Сама педагог, в это время  неуклюже исполняла ноктюрн Шопена.  Падеревский вошел, молча сменил  даму за роялем и виртуозно сыграл ноктюрн.  На следующий день,  маэстро,  остановившись возле знакомого дома,  увидел другую вывеску:  «Мисс Джонс. Ученица великого Падеревского. Урок – пять долларов».


Рецензии
Спасибо Юрий! Очень интересная историческая киевская заметка! Спасибо вам!

Нейта   28.10.2015 18:13     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, что читали. Не отпирайтесь, не только этот рассказ.)) Нейта, Нейта... Из королевства Тинкер?

Юрий Симонов 2   29.10.2015 12:26   Заявить о нарушении
Конечно не только :)
Если вам интересно происхождение моего ника, то это из фанфика "Закованный огнем" по мультфильму "Как приручить дракона". Один из немногих неплохих фанфиков среди 99% дерьма. Там есть дракон Ночная фурия по имени Нейта. Просто понравилось :) Вот если интересно: http://ficbook.net/readfic/1482416

Нейта   29.10.2015 17:16   Заявить о нарушении