Классика на пути времён

       Правила русского языка, значительное влияние на формирование которого оказало творчество отечественных классиков, к началу XXI века претерпели ряд изменений. Среди них наиболее заметны трансформации норм грамматики.

       Как известно, в настоящее время сочетание имён существительных и имён прилагательных с глаголом «руководить» предполагает их применение в форме творительного падежа. Например: «руководить (кем?) молодым человеком».
       Но тот факт, что исконное правило подразумевало форму винительного падежа (то есть, такую же, как для употребления с глаголом «водить»), становится очевидным при прочтении следующего предложения из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» [1]:
       
      «Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе» [1, 158].

       Впрочем, на сегодняшний день от подобных доказательств лингвистической изменчивости не свободны даже произведения основоположника литературного русского языка – Александра Сергеевича Пушкина. Изучая роман «Арап Петра Великого» [2], несложно заметить одну своеобразную синтаксическую конструкцию:
 
      «На другой день Пётр по своему обещанию разбудил Ибрагима и поздравил его капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображенского полка, в коей он сам был капитаном» [2, 189].
 
       Чтобы в наши дни понять смысл словосочетания «поздравил капитан-лейтенантом», необходимо дополнить его новыми зависимыми словами, изменив при этом падежную форму исходного: «поздравил с присвоением чина капитан-лейтенанта».
       Стоит отметить, что уже «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля [3], относящийся ко второй половине XIX века, указывает на существование конструкции «поздравить (с чем?)» [3, 495].
       Из вышеизложенного следует вывод, во-первых, о давности произошедшей трансформации, во-вторых, о специфичности изменившегося правила. Вероятнее всего, современниками Александра Пушкина оборот «поздравить (кем?)» действительно употреблялся в сугубо узком значении «поздравить (с чем?) присвоением чина (какого?)». Теперь определяемом нами скорее интуитивно.

       Кроме того, в ходе знакомства с рассматриваемым романом можно выявить трансформацию нормы употребления причастия «испуганная» с именем существительным (в роли зависимого слова):
 
      «Напрасно графиня, испуганная исступлению его страсти, хотела противуставить ей увещания дружбы и советы благоразумия» [2, 182].
 
       Зависимое слово использовано в дательном падеже [испуганная (чему?) исступлению], в то время как сейчас словосочетания означенного вида отличает применение имени существительного в творительном падеже [испуганная (чем?) исступлением].
 
       Таковые и многие иные изменения правил, описание коих опущено ради сохранения удобоваримого объёма статьи, характеризуют русский язык как живую систему, существующую в постоянном движении.
 
       Однако, неизменной остаётся ценность изящества и художественной простоты формы, присущих трудам классиков. Самобытное раскрытие данных традиций в совершенствующихся стилях русских авторов по сей день свидетельствует о вневременной актуальности классической литературной школы.

       2010

       * * *
       Картина М. Зичи видна при авторизации.

       Источники:

       1. Толстой Л.Н. «Война и мир» // Собрание сочинений в 12 томах. – М. : Художественная литература, 1976. – Том 4.

       2. Пушкин А.С. «Арап Петра Великого» // Собрание сочинений в 3 томах. – М. : Художественная литература, 1985. – Том 3.
 
       3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – М. : Эксмо, 2010.


Рецензии
Благодарю за хорошую короткую статью!
Приглашаю в наш питерский литературно-исторический журнал
С уважением
Диана

Мост Будущее   11.02.2025 09:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Диана, за отзывы и приглашение.
С уважением,

Дамион Рудский   11.02.2025 11:01   Заявить о нарушении
Хорошо оживляет Дамион Рудский наше сирое существование буржуазной классикой крепостнической России!!!

Николай Павлов Юрьевский   16.02.2025 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.