Музеи Крыма. Балаклава

На фото: схема АПЛ "Щука"

Балаклава, Балаклава, берег левый, берег правый – сказал бы поэт Александр Твардовский. Большая бухта, в которую могут войти крупные корабли, но хорошо защищенная от морского влияния. Сейчас она заполнена яхтами и катерами, которые, с одной стороны,  соединяют плавучие мостки. С другой стороны бухты турист увидит огромное отверстие в скале. Когда-то это был самый засекреченный объект в СССР. Много было секретов в Советском Союзе, да и сейчас в России их немало. Один из самых-самых находился в этой скале. А сейчас туда может зайти любой желающий. Скажем, не просто зайти, но с группой в сопровождении экскурсовода, потому что в проходах можно и заплутать, ведь они проложены там на сотни метров. Наша группа прошла не менее двух километров. Зашла с одной стороны, вышла – с другой. Лет тридцать назад меня бы отправили в Сибирь, если б я проболтался. Но я и так из Сибири, да и времена сейчас иные. Года три назад видел по телевидению программу, где рассказывалось о человеке, который, как сталкер, проводил желающих в бывший секретный объект. В скале открывалась дверь, и корреспондент с опаской заходил вовнутрь, чтобы снять сюжет. Теперь гид объясняет туристам все секреты бывшей советской военной базы. Балаклава – район Севастополя. Украине эта ремонтная база подводных лодок была не нужна. Хотя Севастополь оставался российской военно-морской базой и всегда считал себя русским городом, однако это была территория Украины. Россия тоже переживала не лучшие времена. Так или иначе, объект, обошедшийся Советскому Союзу в несколько миллиардов рублей, остался бесхозным. История брошенных военных объектов была печальна: выламывали и уносили все, что можно сдать и получить выгоду. Здесь были вырезаны километры медных кабелей, сняты свинцовые двери в проходах коридоров и тоннелей, защищавшие от радиации персонал. Кое-что осталось, ведь делалось надежно. В строительстве объекта были задействованы лучшие специалисты Метростроя СССР, были сотворены ноу-хау (изобретения), которые до сих пор ни в одной стране мира не повторены. Представьте, что рядом взорвалась атомная бомба силой в несколько Хиросим. Объекту ничего бы не было. Вот так строили в Советском Союзе. Секретность была такая, что Штаты – главный противник СССР, даже не догадывались о подобной стройке. Гид рассказал, что Никита Хрущев решил выяснить, как выполняется график стройки. Начало 60-х годов прошлого века. Оказалось, что не хватает механизмов и специалистов, работа тормозится из-за сложностей проходки, ведь надо работать ниже уровня моря. Тогда по всему Союзу собрали нужных людей, создали строительное управление. Работа закипела и сроки стройки были выполнены. Вот что такое руководящая роль партии, первым секретарем которой был тогда Хрущев.  Когда объект начал действовать, бухта охранялась боевыми дельфинами. Впрочем, и сейчас, при необходимости, объект можно задействовать, потому что основные составляющие его остались пригодными: главные ворота с уникальным механизмом привода, проходы для подводных лодок. К сожалению, размер современных дизель-электрических подлодок увеличился, поэтому в таком виде объект использовать нельзя. Скорее, не к сожалению, а к удовольствию туристов, потому что взялись бы реставрировать. Кстати говоря,  в Севастополь уже прибыли три субмарины с северного флота.
Чем отличаются дизель-электрические лодки от атомных? Атомная может совершить кругосветку без дозаправки. Младшие ее собратья недавно тоже без дозаправки проделали путь из Балтики и Северного моря в Черное. Атомные лодки вооружены баллистическими ракетами, которые практически не сбиваемы и за несколько минут могут поразить цель на другом полушарии. У дизель-электрических, кроме обычных торпед,  имеются торпеды-ракеты, которые под водой могут пройти километры расстояния, затем взлететь и поразить цель на удалении сотен километров. И те и другие являются грозным оружием для врага. А врагов, которые понимают только язык силы, у нас хватает.
Пожалуй, этот музей в скале является единственным в стране, где можно узнать все, что только возможно, о подводном флоте. Вначале мы видим электрическую схему объекта, затем – описание организаций, строивших его. Группа направляется вдоль длинного коридора, на стене которого развешаны плакаты с общим видом, схемой и  описанием различных типов дизельных и атомных подводных лодок. Подобные данные невозможно было узнать в советские годы. Всё - от первых субмарин до ракетных крейсеров. Экскурсовод идет быстро, поэтому остановиться и прочесть, чтобы запомнить,  невозможно. Зато у меня с собой мой друг – фотоаппарат. Мне нужен плакат с наименованием атомной лодки проекта «Щука». В восьмидесятые годы мне довелось работать на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Завод производил АПЛ «Щука». О ней практически было неизвестно никому. Поэтому возникали курьезы. Когда в разговоре упоминал, что плавал на лодке «Щука», надо мной смеялись и говорили, что я выдумываю, так как «Щука» была только в годы войны. Говорят же: скажи правду, чтобы тебе не поверили. Действительно, дизельная лодка в годы ВОВ с таким именем была, даже есть фильм «Командир счастливой «Щуки». АПЛ «Щука» производилась в 70-80-е годы прошлого века и имела основную задачу: определение целей (целеуказание). Но на своем борту несла торпеды-ракеты с ядерным зарядом, которые выходили в подводном положении в воду, проходили скрытно некоторое расстояние, затем стартовали в воздух, как ракеты, и могли поразить крупную вражескую цель: допустим, авианосец или прибрежную военную базу. Я давал подписку о неразглашении полученных знаний, поэтому не распространялся на такую тему. Сегодня эта тема не запретная. То, что сегодня секретно, мы не узнаем да и нам это не нужно.  В Японское море заказ добирался по Амуру в специальном боксе, затем проходил ходовые испытания. Если мы всплывали в нейтральных водах, то рядом обнаруживали катер без опознавательных знаков, идущий параллельным курсом. Так с заказа уже снимали акустические характеристики. Кто – неизвестно. Иногда под водой я слышал красивые звуки, которые периодически повторялись. Так как работал инженером-акустиком, то находился в рубке рядом с членом экипажа - акустиком. Я спрашивал, что это за звуки. Ответ был: видимо, некое морское животное. Когда мы стояли в надводном положении в бухте Ольги и ловили камбалу, то видели стремительно мчащуюся касатку. Это животное из семейства китообразных. Рыбы, нам известно, молчат. Кто мог издавать такие звуки? На мой вопрос все пожимали плечами. А звук длительностью около секунды повторялся, хотя и не так часто. Подходил Новый год. В советское время любую стройку сдавали к концу года. Испытания заказа тоже проводили в насыщенном режиме. 30-го декабря, не дождавшись завершения сдачи заказа, я отправился домой. Мама из Иркутска писала, что сильно соскучилась и хотела бы встретить Новый год вместе. Я был парнем холостым, легким на подъем. Собрался и – на самолет. Отгулов было столько, что можно было месяц отдыхать. Такие оказались новогодние каникулы. Отец выписывал тогда газету «Известия». В середине января прочел в газете заметку, что американская подводная лодка утопила японский сейнер в Японском море. Когда сейнер затонул, всплыла атомная лодка, затем на палубу вышли американцы. Посмотрели на тонущих моряков, поговорили между собой, задраили люки и погрузились, не обращая внимания на мольбы о помощи. К счастью моряков, их сигнал «SOS» вовремя был принят, часть из них сумели спасти. Узнав новость, я кое-как дождался обратного пути. На работе первым делом спросил: не случилось ли чего при сдаче заказа? Мне ответили, что случилось ЧП. Лодка находилась на перископной глубине, когда ее постиг неожиданный удар. Ее опрокинуло на один борт, как неваляшку, затем - на другой. Все, что было плохо закреплено, посыпалось. Жертв не было. Тут же продули цистерны и поднялись на поверхность. Море было тихое. Осмотрелись. В борту была дыра: семь на десять метров. Семьдесят квадратных метров. Корпус подводного крейсера состоит из двух оболочек: основного корпуса из титана, затем – укрепленного на нем легкого корпуса, менее стойкого – из стали, на который наклеен метровый слой резины – для бесшумности и обтекаемости. Был полностью снесен легкий корпус, а основной – выдержал удар. Что это было, никто не знал. Никаких предположений не высказывали. Пошли на базу – ремонтироваться. Так и встретили Новый год. Мама, позвав к себе на праздник, лишила меня такого интересного приключения.
Я сопоставил факты и сделал следующий вывод. Американская лодка, следящая за нашим заказом, была более бесшумная, хотя у «Щуки» были лучшие характеристики шумности среди советских собратьев. Поэтому заметить мы ее не смогли. Ребята из нашей группы говорили, что американцы нас превосходят по скрытности, но это было в 80-е годы, сейчас положение изменилось. Сигнал, который я слышал в акустической рубке, был с американской лодки. Так облучает радар самолеты высокочастотным сигналом с определенным периодом следования, чтобы на экране монитора получить отметку от цели. В воде только звуковой сигнал может распространяться с огромной скоростью (в три – четыре раза быстрее, чем в воздухе) и, отражаясь, давать информацию о подводном препятствии. Итак, американцы следили за нашим заказом и находились на определенном расстоянии. При мне на заказе неоднократно объявлялся режим «Тишина», когда ни одного звука, даже шороха, не должно прозвучать внутри корпуса. В этом режиме проверялось наличие звуков, которые могли бы выйти через корпус лодки: шум двигателя или какого-нибудь маховика. Главное достоинство подводных кораблей заключается не только в скорости, но и малой шумности. Итак, наш заказ завис на перископной глубине и затих. Американцы потеряли его из виду. Возможно, облучать не решились, чтобы не выдать себя. Лодка их на скорости врезалась рубкой в борт нашего заказа (пока корабль не перешел от корабелов в ведомство, он называется заказом). Сами американцы, разумеется, догадались, в чем дело. Если бы они всплыли на нашей территории, то был бы международный скандал. Так же, в подводном положении, они продолжили свое движение, чтобы выйти в нейтральные воды. Так как перископ был разбит, то двигаться приходилось вслепую. Когда на их пути попался японский сейнер, то пришлось всплыть. На горизонте они сориентировались, где находятся, и скорректировали движение на Окинаву, где до сих пор стоит американская военно-морская база.
«…Когда усталая подлодка из глубины идет домой…». После возвращения с моря группа инженеров из сдаточной команды посещает местный ресторан. Есть традиция: «промыть» себя после работы на атомной лодке. У каждого есть индивидуальный дозиметр, но дозу радиации, полученную возле реактора, никто не узнает. Дозиметры сдаются в особый отдел после возвращения. Все знают, что радиация выводится алкоголем. Это выяснила наша разведка, когда американцы закупили большую партию сухого вина в Молдавии. Проследив путь партии вина, стало понятно, что оно используется для подводников, работающих на атомных субмаринах. Норма сухого вина (около 100 мл в сутки) выдается и на нашем подводном флоте. Пока сдаточная команда очищается, музыкальный ансамбль многократно исполняет песню об усталой подлодке... Так было в советское время, когда в ресторанах звучала живая музыка.
Вот что вспоминается, когда экскурсия идет по бетонированному проходу в скале. Наконец появляется плакат с наименованием АПЛ «Щука». Так и хочется сказать «неверующему Фоме», спорившему со мной когда-то: «Вот, гляди, «Щука» - атомная лодка - АПЛ». Не только подводные лодки представлены на экспозиции.
Крейсеры надводные можно изучить по макетам в застекленных коробах.
Здесь же в нишах - манекены водолазов в гидрокостюмах…
В конце экскурсии желающие фотографируются рядом с подводной лодкой-малюткой, на память о Балаклаве.

Владивосток и Балаклава,
Везде – соленая вода,
Объединяет честь и слава
Российский флот наш  – навсегда!

В Японском море, в Черном море
На мачтах реет русский флаг,
Нам принести разбой и горе -
И не мечтай, коварный враг!

Врагу понятна только сила,
Мы для него смогли создать
Такую бомбу, чтоб гвоздила
Того, кто лезет к нам опять!

Покой наш охраняет «Тополь» -
Всех террористов усмирит!
И город русский – Севастополь
Встал на границе, как гранит!

Пусть и зарплата маловата,
И пенсия трещит по швам -
Мы знаем, что от супостата
Вреда не будет больше нам!

Есть в Черном море Балаклава,
Как назидание врагам.
Морскому флоту – честь и слава,
И слава – русским морякам!


Примечание: сегодня  по каналу «Звезда» идет фильм «Командир счастливой «Щуки».


Рецензии
Спасибо - интересно,познавательно. Только вот разделить такой настрой автора:

Пусть и зарплата маловата,
И пенсия трещит по швам -
Мы знаем, что от супостата
Вреда не будет больше нам!

как-то не получается. Автор, видимо, еще не знает, как жить на пенсию, "которая трещит по швам". Возможно, когда придется, и уверенности в том, что благодаря обнищанию народа страна становится сильнее, поубавится...

Татьяна Картамышева   08.11.2015 06:50     Заявить о нарушении
После ВОВ народ жил с убеждением: "Только б не было войны!". Но победители жили хуже побежденных, хотя должно было быть наоборот. Сегодня чиновники и олигархи наживаются на стране. Например, пенсия у некоего губернатора около 700 тысяч рублей, кроме зарплаты. У него она трещит по швам, вернее, кошелек. Тощий кошелек по швам не разойдется. Но война нам не нужна. Будет еще хуже.

Анатолий Просняков   08.11.2015 12:50   Заявить о нарушении
Спасибо за мнение, но у нас традиционно народ несет все тяготы. Что же делать?
Жить не сможем мы иначе -
Заготавливать самим
Фрукты-овощи на даче,
Если кушать захотим.

Анатолий Просняков   08.11.2015 13:18   Заявить о нарушении