Только рожденье и смерть, только звезды и зерна

                "Только рожденье и смерть, только звезды и зерна
                В мой кругозор проникают и дышат просторно"
                (с) Юнна Мориц

                Вместо предисловия

Конец октября, 1955 год, окраина Чернигова. Последняя остановка. Вечер. Маленький, но уже смышленый Володя, девяти лет, наблюдает процессию ряженых, тянущуюся из деревни Коты. Извилистые улочки, хатки, крытые соломой и камышом. Тогда эта деревня была такой. Сегодня деревни больше нет. Вместо нее - один из районов Чернигова, немножко криминальный. Но так и зовется по сю пору «на Котах», «Коты». Мальчик наблюдает гулянье. Ряженая ребятня в тряпках, кто с рогами на голове, кто-то вымазанный углём, кто-то с «причиндалами» из картошки, морковки на поясе, в масках и паклей, вместо волос. Один из них держал в руке палку, на которую была насажена тыквенная «голова» с прорезанной рожицей и горящей свечой внутри.
Каким чудом этот старый обряд, прошел к нам через века, войны, угасая и теплясь угольками то там, то здесь… Память о котором среди нас не сохранилась.


Эта зарисовка – воспоминания того самого Володи, живого свидетеля тех событий.
Пройду стороной мимо невежества. И постараюсь донести хотя бы немного важного для тех, кому хотя бы «просто интересно».

Как бы мы, люди, не называли это время: Днем Мертвых, Хэллоуин, Сауин, Самхэйн, или Дмитриевым днем – суть этого времени с давних времен почти не изменилась. И, давайте договоримся, мы с вами никогда не станем нарочно путать события и маркетинговые кампании, зарабатывающие на событиях. Это все равно что судить о городе по его проституткам.

Мне очень хочется отослать всех читателей к чудесным сказкам, например, Анны Мурадовой, нашего, русскоязычного специалиста, которая исследовала и исследует язык и древний бретонский фольклор. Почитайте про Анку. Работы Мурадовой есть на русском языке, они в открытом доступе, я не буду на этом останавливаться. В МГУ, например, у нас работают замечательные специалисты, кельтологи, которые не мало расскажут вам об этом времени и о кануне Сауина. Расскажут так, как вам не расскажут и сами жители британских островов, откуда, якобы, пришел этот праздник. На самом же деле, это не совсем такой уж и праздник. И он еще старше, чем многие себе представляют. Сколько вы думаете ему лет? Двести? Четыреста? Две тысячи? Думаю, что никто не даст ответ. Я не могу дать такой ответ. Он, определенно, старше христианства. Но на сколько старше – ответить сложно. И изначально возник он, все-таки, на континентальной части материка. Справляли его на европейской части, той, в которую входят современная Германия и Франция. И на, условно, «славянской», восточно-европейской территории. Возможно, и в Сибири, откуда очень давно ушли далекие предки первых американских индейцев. Едва ли, кто-то умышленно занимался хронологическим фиксированием и описанием истории этого действа. Едва ли кто-то последовательно собрал всю информацию о том, у каких народов в какое время существовали дни поклонения умершим. Такие дни были и у ацтеков, и у древних жителей Иберии, и у древних римлян.

Отношения человека к смерти. Помните, знаменитая Пляска Смерти, Макабр, который мы встречаем в работах Дюрера, или, повсеместно, в готических соборах южной Германии, в Историческом музее Берна? А эта бойкая торговля на кладбище, рядом с оссуариями? Кладбище, которое на несколько часов превращалось в рынок. И это не я говорю, это вам рассказывает Филипп Арьес в своей работе "Человек перед лицом смерти". А почему бы и нет? В конце-концов, вы же покупаете у старушек рядом с кладбищем эти цветы смерти: бархатцы, анютины глазки.. Покупаете их, даже не задумываясь, почему именно эти цветы. Потом сажаете на могилках. Вы устилаете последний путь человека ветками ели. Они с древнейших времен, у разных народов символизируют связь с другим миром.

Сколько забыто.
Я нарочно сделала отступление.

Я бы назвала эти дни временем, периодом, в который люди чествовали, поминали, и предавали значение определенным темам. Обращались к теме ушедших в другой мир близких, родных, предков. Которые на несколько дней присоединялись к своим близким, чтобы снова, на небольшое время, быть рядом. Откуда же здесь веселье? Часто, люди неправильно растолковывают бурное веселье в эти дни. Это веселье было продиктовано желанием отпугнуть нечисть и злых духов. Так как ткань мира в это время тонка, и вместе с духами предков в мир приходят и другие духи, не всегда добрые, не всегда с добрыми намерениями. Последних старались как-то отпугнуть. Духи, в равной степени, как и люди, могут быть напуганы и убраться восвояси, если их хорошенько попугать. Свои предки не испугаются. Свои-своих узнают.

Это время – часть фольклора многих народов. Многих старых, допереселенческих, и многих новых, смешанных народов, появившихся в эпоху географических открытий и мореплаваний. Оно досталось нам в наследство от старших. Кто-то сберег эти традиции. Где-то эти традиции стерли войны и голод. Где-то эту традицию поглотило христианство. Но оно и в христианстве выжило. Христианство не могло открыто бороться со всеми традициями. И шло на хитрость: к древним праздникам приурочивали, якобы, некие свои даты и события. В той форме, в которой День Мертвых существует в Мексике, или до недавнего времени, сохранялся где-то на территории бывшего Советского Союза, он существовал под христианским протекторатом. Но проводился по языческой форме. Как и описано здесь в предисловии.

Чтобы немного утолить любопытство, у Рея Бредбери есть «Канун всех святых», где он упоминает остров Жаницио. Остров действительно существует. Почитайте, что там происходит в конце октября – начале ноября. Когда будите набирать название, набирайте Janizio island.
А как это происходило на восточно-европейской части материка? Возможно, возможно, меня упрекнут коллеги, почему я обращаюсь к художественному материалу сейчас. Но, дорогие мои, этот художественный материал так ценен. Это те самые крупицы, которые у нас остались, за очень малым фактологическим материалом. И содержания этих «художеств» как немые свидетели тех событий. Если они упомянуты, описаны, значит, они жили. Читайте «Дикую Охоту короля Стаха» белорусского писателя Владимира Короткевича. Там дана глубокая и точная отсылка к этому времени. Тёмному во всех смыслах.

Все остальное… При желании вы найдете.

А теперь, что же, все-таки, за процессия ряженых случилась тогда, в 1955 году, на Котах? Дмитриев день. Еще это время звали Осенние Деды.

А дальше, позвольте, я просто оставлю здесь собранную информацию из разных источников. Ее вы можете найти и сами, с помощью поисковика. Но, если хотите, здесь вы тоже сможете прочесть.

Просто оставлю это здесь.

Цитаты и информация из разных источников, автором которых я не являюсь:

«Дмитриев день (Большие Осенины, Дмитрий Солунский) — по народному календарю символизировал окончательный приход осени. Особенно почитается суббота, предшествующая Дмитриеву дню или выпадающая на него, когда справляют поминки-тризны по усопшим предкам. В церковной традиции — это день памяти святого Димитрия Солунского, отмечаемый православными 26 октября (8 ноября)».
 
«Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали.
Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода».

«Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Ходили поклониться иконе с изображением св. Георгия и св. Димитрия.
Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот — начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых».


Поговорки и присказки, связанные с этим временем

- Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
- Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются».
- На дедовой неделе и родители вздохнут.
- Живы родители — почитай, а умерли – поминай.
- Деды; не знали беды;, а внуки познали муки.
- Покойника не поминай лихом, а добром — как хочешь.
- Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
- Без пива, да без вина — и не поминки.
- Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
- Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает.
- Добром поминай, зло забывай.
- Русский человек без родни не живёт.
- Мужик своей роднёю крепок.
- Велико поле, да не родимое.
- Дмитриева суббота — кутейникам работа.
- Пей, не жалей — поминай веселей.
- С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
- В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (ярославск.).
- С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.
- Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.
- На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель — всей зимушке-зиме быть с теплинами.
- На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.
- На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
- До Дмитра дівка хитра, а після Михайла — хоч за попихала» (укр.).
- До Дмитра девка хитра, а после Дмитра ещё хитрее (вышед замуж)»,
- Да Дзiмiтра баба хiтра, па Дзiмiтры — мужчыны хiтры» (белорус.).

Приметы, связанные с этим временем

- Если на Дмитрия оттеплеет, то и всей матушке-зиме быть с теплинами.
- Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу, а Дмитриев день по голу (без снега) — и Святая по тому.
- Дмитрий на снегу — весна поздняя. Дмитриев день по голу — Святая тёплая»
- Покровская суббота наголе, и Дмитриева наголе (т.е. без снега, пермск.).
- Между Покрова и Родительской субботы зима не становится.
- Дмитриев день поголу (без снега), святая (Пасха) — тёплая.
- Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу.
- Пастухи отпаслись, снег выпал.

Славянские обряды
 
«У восточных славян Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов.

Гальковский Н. М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам. Можно предположить, что это происходило накануне Дмитриева дня, как пограничного между летней и зимней половиной года.

Дмитриев день считался началом полугодия, называемого у сербов «митровско» (дмитриевское) и продолжающегося до Юрьева дня 23 апреля (6 мая), который открывал второе, джурджевско (юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят.

Дмитриев день был началом зимы, отсюда пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл к нам святой Дмитрий на белом коне». В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». В одной народной сказке оба святых — близнецы-братья. За святым Дмитрием — старшинство. Он ездит верхом на огненном коне и является властелином зимы. По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из неё сыпался первый снег.

В некоторых горных районах центральной части Болгарии этот день называют «полезником» — так называют гостя, который первым перешагнул порог дома. Если он человек добрый и зажиточный, то и будущий год уродится богатым.

У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днем, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев день в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев день обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи курбан, посещали «сборы» в соседних селах.

По древней традиции, суббота перед этим праздником посвящается поминовению родителей. День поминовения установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. «Живы родители — почитай, умерли — поминай».

Следующий за Дмитриевом днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев день совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27 октября (9 ноября) , в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев день связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо».


Рецензии
А в этом году именно на субботу приходится...

Владимир Сальников   28.10.2015 11:09     Заявить о нарушении
Верно подметили..

Наталья Помеловская   02.11.2015 02:02   Заявить о нарушении