Значение литературы сегодня. Геймер vs читатель?

От старшего поколения часто приходится слышать: «В наше время читали больше, а современной молодежи книги не нужны». Так ли это? И если так, то как следует к этому относиться?
Вероятно, доля истины в этом утверждении есть. В наше время двоечники не читают Майн Рида и Жюля Верна. На смену приключенческой литературе пришли другие развлечения. И в первую очередь это компьютерные игры и интернет. Сегодня каждый может почувствовать себя на месте капитана космического корабля («Mass Effect»), скитальца, сражающегося с древним злом («Skyrim»), героя или антигероя, путешествующего по миру, пережившему ядерную катастрофу («Fallout»). Можно стать правителем собственной державы или города в градостроительных и экономических стратегиях, можно переиграть итоги Второй мировой войны, можно прожить множество других жизней в линейке The Sims… Когда думаешь о том, сколько возможностей открывает современная игровая индустрия, вообще удивляешься тому, что кто-то сегодня еще читает книги! Ведь компьютерные игры дают то, что не дает никакая литература – возможность выбора. Ты принимаешь решения, от которых зависит развитие мира в игре. И все это сопровождается яркой картинкой, в то время как при чтении происходящее приходится представлять самому.
А ведь есть еще интернет, а значит возможность найти собеседника практически на любую тему. Интернет с доступом чуть ли не ко всем фильмам и сериалам, созданным человечеством. Даже бумажные энциклопедии как источник знаний во многом утратили свое значение в наши дни. Намного проще и быстрее найти информацию в интернете, тем более, что бумажные энциклопедии, как правило, предлагают одну точку зрения, а во Всемирной Паутине ты волей-неволей наталкиваешься на альтернативные. А значит, учишься сравнивать и анализировать.   
Все это так. И все же… все же есть еще что-то, о чем еще не было сказано.
Мне кажется, у самого лютого геймера глубоко внутри сидит тоска по книге. Не зря герои «Скайрима» и «Арканума» бродят по миру, оставляя за собой горы трупов и собирая книжные коллекции. Множество самых разных жанров реализовано в этих играх – те же энциклопедии, травники и лечебники, жизнеописания, путеводители, поэзия и проза. Я как-то пыталась собрать полную коллекцию книг в «Скайриме» - мне это так и не удалось. А ведь чтение книг занимает значительную часть игрового времени у Довакина, Драконорожденного (протагониста – Н. Ц.), больше, чем изготовление зелий или создание продвинутого оружия. Персонажи The Sims могут ходить в библиотеку, знакомиться там с другими «книжными червями» и выполнять мечту всей жизни «Профессиональный писатель». Во второй части «King’s Bounty» и «Космических рейнджерах» (что характерно, обе игры русские!) придется проходить длинные текстовые квесты.
Зачем все это? Да все просто на самом деле. Многие геймеры – заядлые читатели. Не все, разумеется. И да, большинство из них если читает, то не Пушкина и Толстого, а фантастику и современную литературу. Но это не столь важно на самом деле.
По современным РПГ и играм других жанров разбросано множество аллюзий и реминисценций, как на произведения киноискусства, так и на литературные шедевры. Невозможно в полной мере насладиться игрой в «Mass Effect», если вы не читали ни одной космической оперы. «Скайрим» - фэнтези в чистом виде. Шедевр «Wolf Among Us» - это пародия на нашу современность, это яд и боль наших дней, где сказочные герои становятся проститутками, не имеющие средств на заклятье, придающее человеческий облик, отправляются на ферму, где богатым наплевать на бедных, влачащих жалкое существование в трущобах, и каждый день, каждый час нужно делать выбор, в результате которого кто-то, но пострадает. Однако чтобы оценить всю красоту, все изящество этого шедевра, нужно быть знакомым с содержанием «Сонной лощины» В. Ирвинга и рассказами Э. По, ведь герои этих произведений станут и персонажами игры. Современные игры – это игры для взрослых, требующие большого культурного и в частности читательского багажа.
Нужно признать, литература сегодня утрачивает свое значение как магистральный вид искусства. Не всем суждено дорасти до того, чтобы стать настоящими читателями, и я не знаю, стоит ли расстраиваться по этому поводу. Но я знаю одно – та часть молодежи, что играет в РПГ и стратегии, это не только геймеры, но и читатели тоже. Если не в настоящем, то в будущем точно. Потому что личность растет… или деградирует. Это неизбежно.


Рецензии
Все движется по спирали, в СССР много читали, потом перестали, стали увлекаться музыкой, скоро музыка надоест и снова начнут читать. Литература возродится, как театр. То, что существует тысячи лет - никогда не умрет.

Олег Михайлишин   08.09.2019 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо за ваше мнение. Я думаю, что одно не исключает другого.

Наталья Царева   08.09.2019 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.