АБС Обитаемый остров 61-68

61. Стругацкие тоже задали вопрос «что делать?» Является ли он основной темой?

Нет. главным образом потому, что в этом мире ничего уже и не сделаешь с унынием и гневливостью мира, куда попал Максим.  Это такая страна, еа границе которой можно было бы поставить столб с надписью: «Всякий, входящий сюда, будет бороться с гневом и унынием». Такой своеобразный ад первого-второго кругов.

62. Вавилонская башня и образ чужака в глазах инопланетянина.

Гайсравнил Маесима с башней, но что правильного в мире, в котором верят в каких-то «Огненосных Творцов»? Унылый спор—разве не признак это Вавилонской башни. Поэтому и образ чужака такой приземлённый и унизительный, а в армии это проявляется ещё сильнее.  Здесь не помнят ни Бога, ни его заповедей, и поэтому есть смешение языков—линкос, воровской, хонтийский (дать потом сслыки) Именно поэтому ещё упоминается математика—как тот лучший язык, который существует на планете Максима (куда он попал).

63.  Лермонтовское «Я не могу понять, что значит отдыхать» и Гай Гаал.

Почему Гай не может понять, что значит отдыхать? У него очень сильная ответственность в выполнении приказов; мир Гая полон уныния и беспокойства.

64. Правильность и верность.

В словах «отпусти мою пуговицу и застегни свою»--проявление личности армейца-капрала. Это и правда не было красивым (слова «Ты не человек, который умеет красиво говорить» Максима).  Слова авторов говорят, что одинаковость и скучность—это плохо, но при этом связанное с этим понятие может быть очень верно. Правильно—это хорошо, потому что оно сосуществует с хорошим ; верность—это не очень хорошо, потому что сосуществуетс  плохим.  Правильность поэтому выше верности и трактуется как духовно оправданная, тогда как второе душевно оправданное, но не материальное, по-другому, умственно, логически оправданное.

65. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Поэтому считание себя здоровым Гая погибельно. Максим не считал свои действия нездоровыми, так же, как и Гай. Понимают они нужду во враче, когда приходят пункты устранения несогласия—сначала в виде монолога Гая, затем в виде диалога Гая с Максимом. Закономерно, что Максим начинал диалог и так же продолжает его—первым..


66. В произведении нет святых людей.

Это ясно и по именам—один Максим носит имя, у которого был аналог святого. Гай и Рада—какие-то языческие имена, всякие Зерембеш и Тоот—и вовсе фантастические. Вот такой центон:
«Гнев с уныньем там видел Максим,
Он не станет им волю давать;
В этом мире нельзя быть святым,
Но о святости можно мечтать».

67. Более продвинутая цивилизация и возможные следствия из этого:

1) Возможно более раннее возникновение мира.
2) Возможно, что Жизнь развивалась быстрее, чем на Земле.

68. В этом мире знают, что такое добро, или нет?

1) В начале произведения инопланетянин согласился примирячться, так же как и родственники Рады в ресторане.
2) Забота к герою—оказана Нолу и Радой.
3) К герою выказывают уважение—например, Гай в своих размышлениях.
Поэтому в этом мире отчасти знают, что такое добро.


Рецензии