Вместо масла

                В три трактора мы закончили к обеду полив поля люцерны.

             Получили новое задание, перебраться на поле кукурузы, которое засеяли после уборки рапса, здесь кукуруза подросла в пояс, и срочно требовала полива.

         Поля, разделённые лесополосами,  имели смешение и различную конфигурацию.

             Поле кукурузы, куда нам следовало перебраться, находилась западнее поля люцерны, их разделяла лесополоса и канальчик.

               Если южная сторона полей ограничивалась прямой дорогой, то северная сторона кукурузного поля дальше   люцернового метров на триста. 
              Почему после полива поля, поехали в объезд, логически понять не возможно, нам бы повернуть направо по дороге и в нескольких метрах за лесополосой начиналось поле кукурузы.

            Мы  поехали колонной по дороге на восток, это один километр, затем повернули на север, проехали ещё столько же, затем повернули на запад и уже ни куда не сворачивая,  двигались к полю кукурузы.

               Я оказался в одном тракторе с Анатолием, что он ремонтировал в тракторе на базе не понятно, поворачивал трактор направо также плохо,  как и прежде.

             Трактор Анатолия замыкал колону, впереди нас ехал трактор Григория, дорога перед лесополосой поворачивала вправо, мы же продолжали ехать прямо. 

         Впереди было препятствие в виде высокой насыпи для канальчика, это сюда я ночью приходил смотреть прорыв воды, а ещё несколькими годами раньше, с противоположной стороны приходили на корейскую бахчу, где своему товарищу в мешок наложили длинных арбузов.

            Анатолий остановил трактор, ожидали, когда впереди идущие трактора преодолеют препятствия.

          Со стороны смотрелось совсем не так как ощущалось это в кабине трактора, где я сидел.

               Настала наша очередь преодолевать препятствие, Анатолий включил рычагом одну из скоростей коробки передач, и мы покатили к подъёму насыпи, носовая часть трактора стал подниматься вверх, всё выше и выше. Впереди уже ничего не было видно, а передняя часть трактора всё задиралась вверх, уже прекрасно можно  рассмотреть пробку горловины залива воды.

           Спина плотно прижалась к спинке сиденья, и уже казалось, что трактор стал вертикально свечкой, и в переднее стекло виднелось только небо.

           Трактор натужно лез вверх, мне казалось ещё немного и мы завалимся назад.

             Но вот передняя часть трактора резко стала  опускаться, Анатолий выжал сцепление, мы закачались в тракторе, словно на гигантских весах.

                Когда трактор принял устойчивое горизонтальное положение, Анатолий слегка отпустил  муфту и нос трактора клюнул в канальчик, нас подбросило с сиденья, пришлось руками уцепиться  и упереться ногами, чтобы не вылететь со стеклом через переднее окно.

           Анатолий отпустил муфту, и трактор стал резко менять позицию, нас бросило обратно на сиденье и прижало к спинке.

           И снова я увидел чистое летнее небо, а дальше носовая часть резко стала падать вниз, я прекрасно почувствовал, как меня отрывает от сиденья и вскоре  макушкой головы почувствовал потолок кабины.

            Если сказать, что я не испугался, это будет не правдой, струхнул я да ещё как, сам не понял, как сообразил вытянуть вперёд ноги и упереться ими в переднюю часть кабины, а руки уцепились мёртвой хваткой за выпирающие детали кабины.

           Несколько покачиваний с небольшими  отрывами от сиденья и мы благополучно съехали вниз, перед нами открылось огромное поле зелёной кукурузы, что возможно и послужило нормализацией напряженной психики.

              Ну а дальше по отработанной схеме, расставили трактора вдоль канальчика, запустили установки и на два часа можно расслабиться.

            Вскоре столкнулись с проблемой грунта, на поле люцерны мы об этом даже не задумывались.

             К нам близко подъезжал заправщик, а трактора свободно переезжали с одного места на другое.

             Здесь получилось так, что суглинистый грунт пропитывался влагой и давал просадку под трактором, зависал трактор на днище и попытка тронуть с места, походила на детскую забаву  с черепахой, гусеницы вращались, а трактор оставался на месте, с той разницей, что начинал закапываться глубже.

            Такой грунт попадался местами, вот и получалось, повезёт или нет, хотя на вид поле везде было одинаковым.

            Пришлось с базы привезти толстенный трос, подцеплять застрявший трактор и вытаскивать из образовавшейся грязевой ямы.

          После на этом месте оставалось небольшое озерцо, в котором отстаивалась и прогревалась вода, а затем через несколько дней там можно было увидеть плавающих головастиков.

              Случаи бывали разные, вытаскивая один трактор, застревал и второй, приходилось освобождать из грязевого плена сначала один трактор затем второй, на это уходила уйма времени.

              Или двумя тракторами вытаскивать один, оставляя после себя глубокие ямы, огромные крыги грязи и земли.

            Теперь очень ценили, если удачно переезжали на новое место.

            Анатолий снова отогнал на ремонт свой трактор, а Алексей, Григорий и я, продолжали полив.

            После обеда на  воде увидели радужные круги от масла или солярки, решили выяснить, откуда они появились.

          Всё указывало на то, что причина в  тракторе Алексея.

         Я и Григорий уселись у канальчка, а Алексей стал обследовать свой трактор, когда заглянул под трактор, там увидел лужу масла под кабиной, Григорий посоветовал проверить масло в коробке передач, там оказалось пусто.

          Пришлось заглушить трактор, Григорий ушёл к своему трактору, а задумчивый Алексей подсел ко мне, размышлял, что делать дальше.

               А дальше, нужно затянуть открутившуюся пробку и по моему совету, а я решил немного подшутить над Алексеем, вместо масла залить воды из канальчика.

           Я даже не мог и представить, что Алексей купится на мою шутку.

          Тракторист машинист широкого профиля немного посидел со мной и побрёл к своему трактору.

            Через некоторое время подошёл Григорий и принёс весь запас масла в ведёрной маслёнке, как он её называл «шарманка».

              Если нужно было долить масло в трактор, Григорий такой процесс называл «слегка подшарманить».

            А свой трактор называл «Аркашка», относился к нему как к хорошему другу.

           Он понёс масло Алексею и вскоре появился из - за трактора,  на полном серьёзе обратился ко мне:
                - Шурик! Ты соображай, с кем шутишь! Лёха действительно заливает воду в коробку. Не доглядел бы я, и угробил бы Лёха коробку. 

             Коробку Лёха как раз и не угробил, а вот за дождевальной установкой не доглядел, вовремя не смазал подшипник насоса и тот вскоре со свистом  и скрежетом сгорел, к этому времени с базы вернулся Анатолий, а вот Алексей укатил на ремонт и уже больше с нами не участвовал в поливе.       
            
                Полив совхозных полей продолжался с успехом.



27 окт 2015 г.


Рецензии