Черновик письма фронтовому другу

Хисметов Фаткул Арифович

ЧЕРНОВИК ПИСЬМА ФРОНТОВОМУ ДРУГУ

Здравствуйте, Дорогой фронтовой друг Данило Павлович!
Я получил от Вас письмо, где Вы просите написать воспоминания о боевых действиях 22-й ОС бр. (бригады, прим. Ник.)
Я был направлен в бригаду в конце июня 1942 года к-ром (командиром, прим. Ник.) батареи ОИИТД. В этот период бригада находилась на формировании после выхода из боёв. Из рассказов сослуживцев мне стало известно, что бригада участвовала в боях Любаньской операции, где понесла большие потери.
Первым я встретил из ОИПТД техника л-нта (лейтенанта, прим. Ник.) Лысенко. Потом стали получать пополнение, но из прежнего состава в ОИПТД после формирования батарея была менее 30 человек. В 3-й батареи, которой командовал я, комиссаром был назначен ст. (старший) политрук Сулейманов Заки Нуриевич. Зам. (заместителем, прим. Ник.) по строевой л-т (лейтинант, прим. Ник.) Умерихин. После формирования наша бригада принимала активное участие в боях Синявинской наступательной операции в августе-сентябре 1942 года.
Наша ОИПТД в полном составе поддержала наступление стрелкового батальона. Бои были ожесточённые. Батальон потерял личный состав. 5 танков, которые поддержали наступление стр. б-на (стрелкового батальона, прим. Ник.), были подбиты. Наш дивизион оказался на переднем крае в р-не (районе, прим. Ник.) Чёрной речки под рабочим пос. 6 (рабочим посёлком номер 6, прим. Ник.). Там вели ожесточённые бои несколько дней. Немцы в день по несколько раз атаковали наши позиции. Но наш дивизион ни шагу не отступил. В это период дивизион был 3-х батарейного и 2-х ротного (рота ПТР) состава, личный состав до 150 человек. Немцам удалось занять наши три подбитых танка и установить там своих пулемёты. Это очень затруднило наше положение. Днём из траншей появляться стало невозможно.
К-р стр. б-на (командир стрелкового батальона, прим. Ник.) от обороны самоустранился и находился с группой из несколько человек в своём штабе, никаких боевых распоряжений не отдавал. Так мы не знали ни соседей, не имели чётких команд со стороны штаба дивизиона, несколько дней сражались на самом переднем краю этой наступательной операции. Связные, посылаемые штабом дивизиона, не достигали наших наблюдательных пунктов, они погибали. Их посылали днём. На переднем краю у нас ни разу никого из командования не было. Фактический командовать боями приходилось мне. Отважно действовали к-р (командир, прим. Ник) 2-й батареи л-т Слепченко, комиссары 2-й батареи т. Макаренко, 3-й батареи т. Сулейманов З. Н. (ныне полковник в отставке – адрес 660025 г. Красноярск, ул. Коммунальная 24, кв.12).
В этих боях погиб мой зам. по стр. л-т (заместитель по строевой лейтенант, прим. Ник) Умерехин.
Однажды утром дошёл до наших НП связной, и я получил письменный приказ к-ра (командира, прим. Ник.) дивизион: приказано было в 23.00 часа (числа не помню) сдать рубеж обороны такой-то части (№ не помню) и вывести дивизион в р-н (район, прим. Ник.) сосредоточения.
Но до 23.00 часов время было немного, а день был самым тяжёлым. Шесть раз немцы нас атаковали. В Последней шестой атаке с наступлением темноты они ворвались местами на наши позиции. Завязалась рукопашная схватка. Но и на этом раз мы вышли победителями. Контратакой отбросили их от наших рубежей.
Равно в 23.00 подошёл ко мне мл. л-нт (младший лейтенант, прим. Ник.) и сказал, что ему приказано принимать рубеж обороны. Я его ознакомил с обстановкой на местности. Приём и сдача рубежа обороны оформляли актом.
Я у мл. л-нта (лейтенант, прим. Ник.) спросил: «Сколько у него солдат и какое вооружение?» Он мне ответил: «11 солдат и два ручных пулемёта». После этого я понял, что судьба рубежа бороны решена, и о наступлении думать нечего.
Трудности ещё есть впереди. У нас конского состава не было, орудия надо на себе нести, расстояние более 10 км. Мы начали отходить, по пути я зашёл в штаб стр. б-на (стрелкового батальона, прим. Ник.), там находились 5 человек во главе к-ром б-на (командиром батальона, прим. Ник.). Я доложил ему обстановку, но он, вообще, был не в курсе дел и остался в своём штабе без войска и без рубежа обороны.
Отходили км 4, переходили через небольшие речки. По пути нас остановил один подп-к (подполковник, прим. Ник.) с пистолетом в руках и сообщил, что мы в окружении. Я ему показал приказ, и акт о сдаче обороны.
Он нам сказал: «Вам не выйти в р-н (районе, прим. Ник.) сосредоточения. Займите оборону, и ушёл от нас».
После этого у нас началось размышление: я, мой комиссар Сулейманов, к-р (командир, прим. Ник.) 2-й батареи и его комиссар Макаренко были за то, чтобы выполнить приказ до конца, а остальные к-ры (командиры, прим. Ник.) за то, чтобы остаться до утра, сориентироваться и выйти потом в р-н (район, прим. Ник.), указанный в приказе. Мы обнаружили лощину, которая немцами была не занята и не обстреливалась.
Мы шли вперёд, пули летели с обеих сторон, впереди нас, а потом над головой, но и немцы, и пули оказались сзади, так мы вывели две батареи из окружения, выполнили полностью приказ; об этом я доложил командованию. А те, которые остались там, об этом потом…
В час дня меня и к-ра (командира, прим. Ник.) 2-й батареи вызвал к себе к-р д-на (командир дивизиона, прим. Ник.) в штаб (около штаба бригады) и приказал тем же путём пройти через кольцо окружения и вывести оттуда остальных. Я назначался старшим. А где заместители, где нач. (начальник, прим. Ник.) штаба? С наступлением темноты мы пошли туда 28 человек из двух батарей и подкрепление фельдшер дивизиона. Тёмная ночь, дождь, но мы дошли до их (попавших в окружение, прим. Ник.). Положение их было не весьма хорошее. Одно орудие их оказалось в р-не (районе, прим. Ник.), занятом немцами. 8 человек потеряли убитыми, более 10 раненых (из них 8 тяжело). Орудие у немцев взяли кратковременной ночной атакой. Орудия, раненых и весь личный состав вывели из окружения.
Так кончились наши боевые действия в Синявинской наступательной операции.
22 ОСБр. была выведена из боёв, потом местные бои в р-не (районе, пим. Ник.) Кириши.
После Кириши бригада занимает оборону на берегу Ладожского озера от Новой Ладоги до Кобоно. Штаббригады в Новой Ладоге, штаб ОИПТД в Кивгода. Я со своей батареей на мысе д. (деревне, прим. Ник.) Чёрное, там же пулемётный батальон. Бригада при прорыве. После снятие блокады Ленинграда 22 Остр. Бригада расформирована. Я получил назначение в 125 ККСД к-р (командир, прим. Ник.) ИПТБ.
Вот и все, что у меня осталось в памяти. Многие детали – даты, места, фамилии забыты.

С боевым приветом к Вам Хисметов Фаткул Арифович. 10.07.87.
 
   
ЧЕРНОВИК ПЛАНА ТЕЗИСОВ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОБЗОРНОЙ СТАТЬИ, ОБЗОР ПОЛОЖЕНИЯ ПОД ЛЕНИНГРАДОМ

 Обзор положение под Ленинградом.
- 8-го сентября блокада сухопутная.
- Планы немецкого командования и их провал.

Зимние бои
- Любаньская операция 2-я, 52-я, 59-я армии.
- Положение под Мясным бором.

Синявинская наступательная операция.
- Силы и средства сторон: 8-я армия, ЧСК, 2-я Ударная армия - 1СД одна СБ.
- Задача фронтов.
- Начало операции.
- Контратаки Манштейна.
- Результаты.

Операция по прорыву блокады.
- УН «Искра»
- Положение фронтов
   Л.Ф. (Ленинградский фронт, прим. Ник.) : 42-я, 55-я, 67-я, 23-я армии, 55 стр Б.
   Приморская опер. Группа.
   Балтийский флот (вице адмирал Трибуи)
   13 Воз А.
- В Ф (Волховский фронт, прим. Ник.) 300 км от Ладожского до Ильмень.
От Н. Ладож. Какнала до Гаиталова 4 ОД 2-я Ударная армия
- Задача фронтов 8 декабря директива Ставки.
- Подготовка операции.
   Положение Ленинграда и меры по обеспечению (38830 ч. 1587 т.)
- Силы и средства.
   2-я Ударная Армия (Романовский, Кузнецов)
   12 СД, 2 сб и ЛБ, 4 т бр 2100 ор. (орудий, прим. Ник.) и мин. Около 300 танков, 450     самолётов.
   67-я армия (Духанов) 7 СД 6 с. л бр. 3 т. бр. (танковых бригады, прим. Ник.) 1900 ор. И   минном. (миномётов, прим. Ник.) около 200 танков, 450 самолётов.
   88 к.к. пушки Бал. Флота.
- Противник (18 армия – 26 ПД ) с Севера 4 ф. дивизии.
   От Л. Озера до Мги оборонялся 5 Пд (10-12 т. ч.) 700 ор. (0рудий, прим. Ник.) и мин. 50 танк.
- Обеспеченность БК 1,5 – 2 стр ор.
                3-4 Д. 3 арт.
         2 заправки     5-6 армейских
- Партийная политическая работа:
   Принято в партию 27858 человек.
   Клятва л.с. (личного состава, прим. Ник.)  ВФ (Волховский фронт, прим. Ник.)
   «Наступил долгожданный час. Мы идём к тебе многострадальный Ленинград… Мы будем идти вперёд и только вперёд. Среди нас не будет трусов и малодушных. Мы будем равняться по вашей доблести и мужеству, дорогие ленинградцы, другого пути у нас нет. Смерть или победа! Мы клянёмся тебе Ленинград: только победа».
- Утром 12 декабря 9.30 арт. подготовка В Ф (Волховского фронта, прим. Ник.)  - 1 ч. 45. Л Ф (Ленинградский фронт, прим. Ник.) - 2 ч. 20 м.
- Положение к исх. (исходу, прим. Ник.) 14.01
- Утром 18.01 блокада была прорвана.
- 9000 с. Вылетов 15500 к к. СН
-  136 СД (Симоняк), 327 СД(п-к Поляков)
- Утром 7 февраля прибыл 1-й поезд в Ленинград
- О героизме говорил генерал Мерецков. 


Рецензии