В поисках утёвской мадонны

Учёный Политеха всю жизнь  разыскивает иконы  талантливого  живописца - калеки
«2 июля 1885 года сию икону написал зубами в селе Утёвка крестьянин Григорий Журавлёв, безрукий и безногий», - такую надпись на иконе, найденной в 1963 году в селе Пурачин, около Тузлы тогдашней Югославии обнаружил сербский историк живописи Здравко Каймакович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви. Запросил Государственный архив СССР, там дали подтверждение: Григорий Журавлёв – уроженец Самарской области.
Доктор технических наук, профессор СамГТУ Александр Малиновский всю жизнь посвятил поиску работ утёвского иконописца.  Недавно вышло 5 издание его книги «Радостная встреча». Каждая страница «журавлёвской темы» - итог колоссальной работы  в столичных и местных архивах по воссозданию обстоятельств жизни  народного художника. В настоящее время благодаря сотруднику Политеха  известно около 100 икон Журавлёва.
На пепелище
 А началось всё  с рассказов о Журавлёве деда Малиновского,  Ивана Дмитриевича Рябцева.
- Дед застал его живым. Мне тогда было 12 лет, и эти рассказы поразили меня, - рассказывает Александр Станиславович. -  Я понимал, каким мужественным был этот человек, который не милостыню под забором просил, а работал, творил. Случай в истории  уникальный.
вначале 70-х годов даже немногие старожилы Утёвки знали, что местную церковь, занятую под зернохранилище, расписывал богомаз Григорий Журавлёв, живший неподалёку, и, как говорили старушки, похороненный тут же, в ограде.
Изначально я искал сведения о Журавлёве не для книги.  Мои намерения были просты: обойти утёвцев, которые знают или помнят что-либо о Григории Журавлёве, побывать в церкви, которую он расписывал, поговорить с прихожанами. И собрав материал, постараться закрепить его в своих записках конкретные имена, события. Мне важно было найти факты, пока они не распылились, не исчезли, поговорить со свидетелями, пока те живы. Начал я свои поиски ещё в 60- е годы, будучи студентом. Окружающие на меня смотрели с опаской - это ведь было время воинствующего атеизма. Даже если иконы и хранились в музеях, то их прятали глубоко в запасниках. Рассказ второго после деда человека, который видел Григория Журавлёва, я записал на магнитофон. Тогда же мне удалось обнаружить и единственную его фотографию, на которой художник снят со своим братом, и его икону «Млекопитательница».  Разузнал, что Журавлёв своим искусством рисования славился на всю округу. О нём были наслышаны даже в Первопрестольной. Бытует легенда, что он был приглашен  Николаем во дворец, где писал портрет царской семьи по заказу царя. На обратном пути из Петербурга Григорий Николаевич попал к циркачам. Они возили его полгода по России. Показывали публике как диковинку. еле вырвался….. От Николая П  творец икон получил упряжь, тарантас, лошадь и пожизненную пенсию в 25 рублей в месяц.  Он пользовался милостью  и самарского губернатора. Любили его и  односельчане.
 Толчком  для написания книги послужила такая история. В середине 80-х годов, когда очередной раз я приехал в Утёвку, вдруг увидел, что храм Святой Троицы стоит без креста. Оказалось, местные жители просили администрацию открыть храм, а те, напротив, своротили крест – нет креста, стало быть, и храма нет. Местные атеисты, наверное, думали, что всё затихнет. Чтобы остановить дальнейшее разрушение храма и обратить внимание общественности на эту ситуацию, я написал книгу, которая  вышла под названием «На пепелище». И люди своими силами начали восстанавливать храм. Под впечатлением той радости от изменений, которые пришли в нашу жизнь, я выпустил второе издание книги под названием «Радостная встреча». В ней приводился список ещё двенадцати икон художника.
Божьим промыслом
 Поиск каждой иконы – своего рода расследование, основанное на встречах с разными людьми, с работой в архивах. После очередного выхода нового издания «Радостной встречи» растёт список икон художника, расширяется география поисков. Всё более и более читателей подключаются к розыску икон. В  1992 году об иконе Журавлёва Малиновскому написали из Троице-Сергиевской Лавры,  в церковно-археологическом кабинете которой  до сих хранится образ  «Святой Лев - папа римский»   выполненный самарским художником. В 1999 году самарскому епархиальному музею икону «Кирилл и Мефодий» подарил служитель одной из русских церквей в Казахстане. В 2005 году обнаружилась копия справки о смерти художника – 15 февраля 1916 года.
Порой кажется, что находки случайные, но Александр Станиславович считает -  что божий промысел его ведёт. Так, два года назад он решил написать книгу о самарском губернаторе Александре Свербееве. Работая в российском государственном архиве литературы и искусства с дневниками десятого самарского губернатора,   вдруг обнаружил сразу четыре письма Григория Журавлёва! В  декабре 1880 года мастер пишет губернатору, что посылает вместе с отцом  семь икон, выполненных по его заказу. В другом, датированном 1884 годом, обращается к цесаревичу Николаю, с просьбой принять специально написанную для него икону Николая Чудотворца.
–  Итак, теперь мы доподлинно знаем ещё о нескольких работах иконописца, -  рассуждает о важности находки Малиновский. - Причём большая часть из них выполнена мастером на золоте. И совсем недавно мы нашли одну.
Да не где-нибудь, а в фондах Эрмитажа! На обратной стороне иконы – надпись, которой никто из сотрудников музея не придавал значения «Из архива цесаревича».   Музейщики обратили внимание на особенность, с которой изображён лик святого, - тревогу на лице. Здесь Журавлёв отступил от традиции.
- Я размышляю об этом в последнем издании книги «Радостная встреча». В России тревожная обстановка.  Роковые, трагические события, накануне которых Цесаревич принимал корону империи. Убит Александр II. В дневниках Николая Романова есть запись о том, что он страшится того момента, когда станет царем… Как важна была ему стойкость и жертвенность в служении своему народу, так характерная для Николая Чудотворца. Что было в иконе Журавлёва?  Думал ли об этом двадцатишестилетний художник из далёкого заволжского села, писавший икону для будущего самодержца или простодушно беспокоился о молитвенном призвании святого, имя которого носил Цесаревич? полагаю, что, несомненно, думал….
Крестьянская Мадонна
 В последнем издании книги  Малиновский написал об обнаруженных в архивах Свербеева письмах. Там упоминаются Кузьма Данилов, Михаил Хмелёв, Василий Попов, возможно, ученики художника. Может быть, прочитав записки писателя, родственники учеников иконописца откликнутся?  Ведь пока так и  не нашлась самая знаменитая икона Журавлёва «Утёвская мадонна». Она известна только по фотографиям.
-   У этой иконы – особая история. В 60-х годах я увидел её фотографию, тогда же узнал, что в народе её называют «Утёвская мадонна». На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах – чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности, но всё же она воспринимается как икона. в этом слиянии канонизированного и простого, осознанно или нет, заложена как мне показалось, позиция обострённо чувствующей  жизнь души. «Утёвская мадонна» хранилась в доме одной из жительниц Утевки Подусовой. В 1964 году мы с приятелем сфотографировали ее на чёрно-белую пленку. В цветном изображении почти никто икону не видел. В конце 80-х годов я приехал в Утёвку, чтобы сфотографировать икону, но нас в дом не пустили родственники. Помню отчаянную горечь в душе.  Знаю, что многие хотят увидеть эту икону, и ничего не могу сделать.  Когда вернулся в село, женщины уже не было в живых, а икона исчезла. Сказали, что все иконы забрали родственники из Самары, но адреса их у новых обитателей дома нет.  Лет десять назад на площади Куйбышева была выставка фотографий Виктора Пылявского – храмы, снятые с параплана. В журнале отзывов я нашёл такую запись: «У моей дочери Лены есть одна из работ Журавлева – икона с Мадонной в крестьянском головном уборе. Живём мы с ней в Самаре недалеко от места выставки». Ни телефона, ни адреса… Пытаюсь найти этого человека – пока ничего не получается…
На сегодня Малиновскому удалось найти  местонахождение почти 100 икон живописца. Самые последние находки это   «Избранные святые»  - в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Ещё одна,  «Спас нерукотворный», хранится в женском монастыре  города Галич в Костромской области. Недавно обнаружилась ещё одна икона, написанная мастером для иконостаса  Самарского кафедрального собора. Она с родины живописца и не уезжала - находится в храме Вознесения Христова в Кинель-Черкассах. Видимо, когда храм рушили, кто-то из верующих земляков, сумел вынести образ.
 Что ждёт учёного и писателя впереди?» Напряжённые поиски, работа над очередным романом, повестью? А  как же научно-исследовательские труды? Ведь Малиновский – учёный. В этом году он  закончил рукопись книги «Нефтехимия Самарской области: годы, люди, производства». Она посвящена этапам становления и развития химии и нефтехимии в нашем крае, начиная со времени Петра Великого, а точнее с момента возникновения первой спичечной фабрики у нас (в ту пору производство спичек относилось к ведомству химии) и до работы таких гигантов как ОАО «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук».
- Материал накопился сам по себе. Мне повезло, в своё время слушать лекции по органической химии, которые читал доктор химических наук, профессор Николай Иванович Путохин, - кстати, один из организаторов в Самаре химико-технологического института, вошедшего в 1933 в качестве факультета в состав Средневолжского индустриального института. Путохин был первым заведующим и основателем кафедры «Органическая химия». И на заводе, куда я прибыл работать, было, у кого учиться. Мне довелось трудиться с Владимиром Поповым, ставшим потом замминистра нефтехимической промышленности СССР.
А итогом сбора материалов про Журавлёва стало открытие музея в его родном селе Утёвка, и экспозиций в Нефтегорском краеведческом и  Самарском епархиальном музеях.
Светлана ЕРЕМЕНКО, журналист АиФ-Самара.
Александр Малиновский родился в 1944 году в Утёвке Нефтегорского района. Окончил химико-технологический факультета самарского Технического университета. Прошёл путь от рабочего до руководителя крупных нефтехимических предприятий. Профессор СамГТУ. Д.т.н. Заслуженный изобретатель России. Заслуженный инженер России. академик Российской инженерной академии
Член союза писателей России. Награждён Почетным знаком «За труд во благо земли Самарской». Автор 20 книг, лауреат четырёх Всероссийских литературных премий.
фото в интернете полно. Важно: Утевскую мадонну брать без вербочки  - она просто стояла перед иконой, когда делали фото.


Рецензии