Железная мотивация

У нас в институте  была дурацкая  стипендиальная система (1967-1970 гг.). Если среднедушевой доход семьи превышал 20 рублей на человека, то стипендию не начисляли даже отличникам. Никаких премиальных фондов, никаких губернаторских или фондов спонсоров тогда не существовало. Эти 36 рублей были так нужны в студенческой жизни, но за время учебы я их ни разу не получила. Было очень обидно. Потом все отменили, но уже без меня.

В аттестате  об окончании 11-ти классов получилось три четверки. Наплыв абитуриентов вдвое выше, чем раньше, потому что выпускались одновременно  десятиклассники и последние одиннадцатиклассники. Очередная реформа образования закончилась.

Директор школы Ким Борис Андреевич вызвал папу на конфиденциальный разговор и предложил мне пересдать общую биологию и тогда получится серебряная медаль. Но папа человек принципиальный сказал, что если я достойна, то поступлю и без серебряной медали. Так и вышло. Проходной балл  в совокупности по трем экзаменационным предметам 12 (4,4,4), а я набрала 13 (4,4,5) и, конечно, конкурс аттестатов был в мою пользу. Поступила легко без репетиторов и особой подготовки.

Первый курс (общеобразовательные предметы) я училась  очень хорошо и значительно опережала эрудицией  девочек из глухих татарских деревень, которые поступили в институт по направлениям сельсоветов. Школьная база знаний позволяла почти не готовиться к семинарам. Учиться было легко и весело.

В сентябре после сельхозработ деканат собрал справки о среднем доходе на члена семьи и у меня получилось 90 рублей в среднем. У девочек из совхозов по 18-19 рублей. Стипендии я не получала никогда. Конечно, мотивация  хорошо учиться снизилась, а тут еще на втором курсе пошли спецпредметы. Нужна усидчивость и терпение. У банковских это должно быть в крови. А я разбалованная отличница! Зубрить казалось стыдным, а в лёт как в школе ловить знания уже не могла. У меня в зачетке появились даже тройки!

А девочки из  сел наоборот как привыкли зубрить лекции так и зубрили. Помню Зульфию Сагитову – упорная девчонка! Чего-нибудь спросит, уточнит в тексте  лекции, прочитает, а потом закроет глаза и сама себе пересказывает. Буквально учит наизусть как стихи! Конечно, у нее мотивация железная, потому что нельзя возвращаться в деревню с позором отчисленной за неуспеваемость. Вся деревня провожала,  читала письма, передавала продукты для нее. Председатель совхоза в редкие приезды в Казань по делам оставлял  на вахте общежития корзинку для нее.  Я тогда впервые отведала копченого гуся и пирог с калиной. Это песня!

К концу второго курса на четвертой экзаменационной сессии я завалила бухгалтерский учет.  Порядок учета малоценных и быстроизнашивающихся  предметов я так и не вспомнила. Сейчас эту экономическую категорию отменили, МБП перевели в оборотные средства. На каникулы я ушла с осенней пересдачей. Вот позорище! Родителям, конечно, не сказала как будто этого предмета и не было в семестре, но за ум взялась.

Так о чем я?  В СМИ проскользнула мысль о введении распределения после учебы в институте как было раньше. Будь добр, отработай три года там, где ты нужнее всего народу, где не хватает кадров. Государство потратило на твое обучение народные деньги. Долг платежом красен.

А если тебя специально послали учиться и ждут возвращения молодым специалистом? Вот это железная мотивация!
Глядишь через несколько лет исчезнет кадровый голод!
Предлагаю  эту инициативу поддержать!


Рецензии
Как же я с Вами согласна, Татьяна Викторовна!
Очень жаль, что нашему министерству образования до сих пор не приходила мысль возвратить то правило, которое существовало в СССР: отучился за счёт государства - будь добр отдай ему свой долг, отрабатывая там, где это государству нужнее всего.
Я тоже слышала о том, что этот вопрос начал подниматься.
А я уже давно возмущаюсь тем, что в нынешние времена часть нашей молодёжи, получая бесплатно (на бюджетной основе)образование в нашей стране, да ещё и получая стипендию все годы учёбы (конечно, если учатся хорошо), потом - уезжают заграницу и трудятся там на благо чужих стран.
Говорю об этом не по наслышке, сталкивалась с такими примерами и не один раз.
Хочешь жить за границей? Будь добр, отдай сначала свой долг Родине! А был бы закон об обязательной отработке, меньше бы и из страны молодёжь бежала.
Улыбнулась, когда читала о Ваших студенческих годах. Всё так знакомо!
А стипендия, она, конечно, очень стимулирует студента, заставляя его учиться добросовестно.
Правда, нынешняя стипендия так малА, до смешного, что хорошим "стимулятором"-то и не является.
Внучка -студентка, учится с отличием, а стипендия - 1500, всего-то, на проезд к институту и то на месяц не хватает. А в былые времена на "степуху" можно было очень скромно, но прожить почти месяц.
Спасибо за рассказ, который напомнил(лишний раз) о студенческих годах.

Людмила Калачева   27.11.2015 05:17     Заявить о нарушении
Рада, что наши мысли созвучны.

Калмыкова Татьяна Викторовна   28.11.2015 03:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.