Каменный трон

http://kuzbass85.ru/2015/10/22/kamennyiy-tron/

Каменный трон
22 октября 2015 | Газета «Кузбасс»
Кемеровчанка, наследница большей части Европы, борется с роком
В Европе снова настоящее предъявляет претензии далёкому прошлому. В польские суды обратились потомки древней знати с требованием вернуть им отобранные владения в Западной Украине. Они говорят о прапрадедовой фабрике или усадьбе в потерянном вишенном тихом раю.
Всё серьезно. Родовая память поколений взбунтовалась…
Так же серьезно за попыткой исправить прошлое в маленьком кузбасском поселке Солнечном, в фельдшерском доме из двух половин (служебной и жилой), следит, ловя информацию по ТВ, Николай Радушко. Крестьянин, охранник, в прошлом – медик, не раз спасавший земляков с травмами и сам, если не успевала приехать из города «скорая», принимавший на руки новую горластую жизнь, желая ей счастья…
— По отцовской линии мы – Вишневецкие, — раскрывает семейную тайну – пришло время — Николай, называя знаменитую державную польскую фамилию. Владения этого рода историки считали не поместьем даже – латифундией, САМОЙ БОЛЬШОЙ не только в Украине и Польше, но и во всей Европе в те времена.
Но «ведет» прапра…внука Вишневецких назад, на 300 с лишним лет в прошлое, не желание наследства, не материальное и не слава предков. А лишь желание понять их дела и рок, коснувшийся потомков… Ведь одна из дочек Николая Олеся из-за редкого генетического заболевания, каменея, превращается в статую… Но она – настоящий воин и удивительная душа. И в борьбе с болезнью у нее нынче добавился шанс…
О подвигах,
о доблести и казнях
В XX веке, когда несколько раз с большой кровью перекраивалась карта Европы, в разных «ветках» рода Вишневецких не принято было даже упоминать прадедов.
Николай, советский школьник с западной границы СССР, спокойно учил параграф из учебника истории про восстание Хмельницкого (в 1648-1651 годах) против Речи Посполитой, уточняя: «против Польши?» Гордился тогда романтично, как все пионеры, героем, поднявшим восстание с мечтой стать частью России…
А когда вырос, в армии отслужил (в части при военном училище связи в Кемерове, где встретил девушку Валю, женился), вернулся уже с семьей домой в Пинск, поехал в гости к любимой прабабушке в Марьяновку. И та поведала давнюю историю…
— Она, Орися Вишневецкая, оказалось, княгиня, — объясняет Николай. — Иеремия Вишневецкий, ее предок, руководил подавлением восстания Хмельницкого. Был человеком уважаемым и любимым в войске польском.
Тогда Николай не придал этому рассказу особого значения, всё некогда было. А как прабабушка умерла, пожалел, что не расспросил подробнее. Но перерыл, прочитал потом немало об Иеремии (Ярёме), жившем в 1612-1651 годах. Собрал правду о польском главнокомандующем. Противоречивую, конечно. «Поляки считали одно, украинцы – другое… Так или иначе, воевал со знанием военного дела, и вообще руководил Иеремия жестко. Врагов казнил жестоко, приказывая в том числе на кол сажать». А деревни врагов — сжигать, получив прозвище Поджигателя…
…Еще в юности Иеремию (сироту без средств, замок у него отобрали) отправил дядя с двоюродными братьями за европейским лоском и латынью в Италию, Испанию, Голландию. Именно в Нидерландах Иеремия тайно изучил основы фортификации. И, по словам историков, успешно применял их потом в войнах. В его княжеской армии было до 20 тысяч вооруженных людей.
В 1641-м Иеремия стал старшим в роду и наследовал все земли Вишневецких. Правил по закону, изобретал народу льготы. К нему и бежали крестьяне. И через пять лет Иеремия имел аж 230 тысяч подданных. Про то время, про латифундию Иеремии, рассказал историк Михаил Грушевский. А польский ученый Александр Яблоновский назвал ее даже Заднепровской державой. Так Иеремия стремительно шел к престолу Речи Посполитой. Но польским королем его поставить не успели.
— Прабабушка рассказывала, Иеремия погиб в бою, — поясняет Николай. – Хотя легенд осталось много. В том числе о том, что Иеремию отравили. Но зато польским королем выбрали его сына Михаила.
Михаил Вишневецкий («Божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, инфлянтский, смоленский, северский, черниговский и прочее, прочее…») правил на троне всего четыре года и умер от язвы. Его тесть – австрийский император, носивший еще и титул императора Священной Римской империи германской нации, даровал роду Вишневецких титул принцев (князей) Священной Римской империи.
Впрочем, для мира было важнее другое. При правлении короля Михаила Вишневецкого (и его поражении на военном поприще) установился мир с Россией и с турками.
Прапрапра… клятва

В светлой комнате кемеровского интерната для инвалидов и престарелых тихо. Только скрипит, как перо, шариковая ручка, привязанная к длинной палочке. И хрупкая девушка, лежа на боку, пишет письмо.
Луч солнца золотит иконы над ее головой. 31-летняя Олеся Радушко не может проводить его взглядом, повернуть голову. Не может перекреститься, как все. Только мысленно. И ни разу в жизни не перекрестилась, как пришла подростком к вере, не успела. «Каменная» болезнь сковала ее за годы, заставив застыть статуей. (Мышцы костенеют, заменяясь на костную ткань, так внутри девушки растет второй скелет; эта болезнь — фибродисплазия оссифицирующая прогрессирующая, ФОП.) Только пальцы на застывшей левой руке еще движутся. И Олеся пишет стихи и письма, стучит палочкой по клавишам ноутбука, имея сотни друзей по миру.
…Про Олесю Радушко «Кузбасс» рассказал впервые два года назад. Как в двухлетнем возрасте попала она под пришедший с Чернобыля радиоактивный рыжий дождь. Как в четыре года у нее, здорового ребенка, после жуткой боли вдруг раз и навсегда окаменела шея, и семья, уже переехавшая жить в Кузбасс, бросилась с дочкой по врачам. Как в 12 лет перестали подниматься руки… Как в 20 она отпросилась у родителей, уже неподвижная, переехать жить в интернат, под присмотр врачей…
— Я много лет думал: дочке такое страшное выпало по судьбе… из-за деяний предков. Рок.
Иеремия ведь много народу сгубил, — с горечью говорит мне папа Олеси Николай. – Но тогда все враги точно так же жестоко расправлялись со всеми врагами… Время было такое…
«Роковая» версия, возможно, связана и с другим. С клятвой, которую, по преданиям, дала мать Иеремии. При основании православного монастыря в специальном акте княгиня Вишневецкая прокляла каждого, кто осмелится предать веру. А ее сын Иеремия в 19 лет перешел в католичество…
Рок это или нет, но средство, как уйти от негативного следа предков, Олеся нашла, слушая свою душу и сердце.

— Оно остановит болезнь. А сможет повернуть ее вспять?
— Нет, — говорит Олеся.
Но ее родные надеются.
Ведь, как оказалось, девиз древнего рода Вишневецких — «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет всё»). А любимая фраза Олеси по жизни: «Где истинная вера, там любовь…»
Лариса Максименко.


Рецензии