Кланяться

                К Л А Н Я Т Ь С Я

Отец мой не кланялся, да и мне не велел.
Закон не глядит на поклон.
Дай справиться, потом будут кланяться.
Поклонившись, голова не отвалится.
К богачу ходили на поклон, да погнали вон.
Умному человеку не грех и поклониться.
Кланяйся не лаптю, а сапогу.
На порог Богу молится, да на пень кланяется.
Я ему кланяться не пойду.
За поклон не несут урон.
Плясал, плясал, да не поклонился.
Не надо хвалиться, придётся и поклониться.
Поклониться – голова не отвалиться.
Когда берёшь – чванься, а взял – кланяйся.



Если уж суждено кланяться, то кланяйся голове, а не ногам.
                Шолм – Алейхем

     Возле деревни произошла ещё одна встреча с крестьянами. Видимо, шла семья. Впереди шествовала девочка лет семи. За ней – родители. И рядом плёлся старик, шаркая рваными валенками. Родители же девчоночки были в лаптях и каком-то тряпье…
     Эта крестьянская семья поклонилась нам ещё более подобострастно. Причём девчоночка замешкалась с поклоном и только после материнского шлепка низко склонила свою головёнку.
     Я подошёл к крестьянам. И вдруг на их лицах явственно увидел смятение, робость и даже страх. Я сказал, что всего лишь простой работник совхоза и не дело так раболепно кланяться мне только потому, что я ношу господский костюм.
     Крестьяне понуро слушали меня. А старик, увидев, что я чем-то недоволен, торопливо сказал, приложившись губами к моей руке:
     - Уж ты не гневайся, барин, на серых мужиков.
     Я отшатнулся от старика. Крикнул:
     - А вам дедушка, совестно так поступать. Вот уже скоро год власть у рабочих и крестьян, а вы всё ещё лижите руки!
     Старик, надев шапку, ответил:
      - Не спорю, убрали господ с ихней земли. Живут они нынче по нашим избам. Да только кто его знает, как оно дальше получится.
                Михаил Зощенко «Как я пошёл сражаться за советскую власть».

Мне, друзья, пришлось узнать
В грозную годину,
Как родимая мать
Поклонилась сыну.
Поклонилась истово
И по-матерински,
Потому что выстоял,
Бился исполински…
             А. Прокофьев


Рецензии