Кладбище

                К Л А Д Б И Щ Е

Тишина, как на кладбище.
Кладбище – это земля освящённая прахом похороненных в ней людей.
О самом главном вопросе покойники молчат.
На кладбище не бывает чудес.
Тот, кто умён, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь.
Кладбище – это место нахождения жизни и смерти.
Каждая могила – это своя история.
Земля без устройства и на кладбище не годится.
Каков в колыбельку – таков в могилку.
О культуре нации можно судить по тому, каково отношение к умершим.
Погост, да не прост, а для избранных.
Не кладбище все могилы вряд.
На погосте мёртвые лежат, а живые гостят.
Именно на кладбище разительней чувствуешь жажду жизни.
Пока живой – не ленись, на кладбище отлежишься.
Культуру нации можно определить по кладбищу.
Без родной могилы и город не Родина.
От родных могил не уезжают.
И на старом кладбище поют соловьи.
Кладбище – это не место сохранения трупов, а место ожидания воскресения.


ПОВЕРЬЕ:
Уронить личную вещь в могилу – это очень дурной знак.


Вороны на кустах,
Как символы державы.
Летите на блины Ивана поминать
И всех, кто лёг в крестах
И в звёздах, и без славы
В сырую землю-мать.
И нам не миновать…
         Лариса Воротинцева «На старом кладбище»

     Новую, зарождающуюся в Казахстане традицию комментирует представитель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате кази Ратбек-хаджи Нысанбаев: «У мусульманина четыре долга перед покойным. Омыть тело. Обернуть его в простую белую материю. Сотворить прощальную молитву, предать тело земле. Можно обнести могилу невысокой саманной или каменной оградой, но не железной или бетонной, ибо пророк Мухаммед сказал, что со временем могила правоверного должна сравняться с землёй. Внутри ограды разрешается посадить дерево, но сооружать что-то над могилой мусульманина шариат не разрешает. Известные нам мавзолеи над могилами святых мудрецов построены через много лет после их смерти, когда стало ясно, что люди по-прежнему помнят их благочестивые дела».

     …Так или иначе, все дороги проложены по заброшенным кладбищам. По забытым и затоптанным.
     Сёла и города стоят на могилках – на древних или недавних. Только вот у пыли придорожной и камней бесформенных нет о том для нас памяти, а окна домов наших – не в пример домишку бабки Тодосьи Лютихи – не смотрят, пусть и вприщурку – верхними стёклами через забор – на заросли кладбища. Мы и не помним, что у нас под ногами. Да и не о нас речь…
                Олег Слепынин «Лютиха»

Я посетил твоё кладбище,
Подруга трудных, трудных дней!
И образ твой светлей и чище
Рисуется душе моей.
               Н.А. Некрасов

…Не твоя ль это могила
Смотрит сиротой?
Крест свалился, вся размыта
Дождевой водой.

По краям её крапива
Жгучая растёт,
А зимой над нею вьюга
Плачет и поёт…
                И.З. Суриков «Доля бедняка»    1866 г.

Могильный холм. Вон там она лежит…
Пойди поклоном старую обрадуй.
Скамейка, крест да деревце дрожит
Над ветхой покосившейся оградой.
О, если б воскресали мертвецы!
Воздать за всё: за слёзы, за мученья!
Вовеки мне не будет излеченья
От бесконечной боли за неё…
                Леонид Завальнюк «Память»

     - Вслушайтесь: клад-би-ще! А?
     Он толкнул меня плечом и объяснил, понизив голос:
     - Клады бы искать надо здесь! Клады разума, сокровища поучений. А что я нахожу-с? Обида и позор. Всем – обида! «Вси в житии крест яко ярем вземшии» обижены нами, и за это будете обижены вы, буду обижен я. Помните: «крест яко ярем» - а? Значит, признано, что жизнь – трудна и тяжела? Почтите же достойно отживших – они ради вас несли при жизни бремя и ярем, - ради вас! А эти, там, не понимают!
     Он махнул шляпой, и по тропе, по кресту над могилой мелькнула, унеслась к городу маленькая, как птица, тень.
     Надув красные щёки, пошевелив усами, искоса поглядывая на меня молодым глазом, поручик продолжал:
     - Вы думаете, полуумный старик, не более того? Нет, молодой человек, нет-с! Перед вами человек, который оценил жизнь. Посмотрите, разве это памятники? Что они напоминают вам и мне? Ничего. Это не памятники, а – паспорта, свидетельства, выданные человеческой глупостью самой себе. Под сим крестом – Мария, под сим – Дарья, Алексей, Евсей, все – рабы божии и – никаких особых примет! Это – безобразие, здесь людей, отживших трудную жизнь, лишили прижизненного образа, а его необходимо сохранить в поучение мне и вам. Образ жизни всякого человека – поучителен; могила часто интереснее романа, да-с! Вы – понимаете меня?
     - Не совсем…
     Он шумно вздохнул.
     - А это просто понять. Прежде всего я – не раб божий, но – человек, разумно исполняющий все добрые заветы его в меру моих сил. И никто – даже сам бог – не вправе требовать от меня свыше того, что я могу дать. Так?
      Я согласно наклонил голову.
     - Ага? – воскликнул поручик. – То-то-с!
                М.Горький «Кладбище» 

Вот мы и завершили,
Скорбный вытерев пот,
Самую в этой жизни
Горькую из работ.
Ласково подравняли
Холмик ещё живой,
Траурные скрижали
Расправили под звездой.
Кончили труд унылый.
Замерли в стороне…
Ещё на одну могилу
Стала земля родней.
           В. Белкин

     За верхнем порядком хат бурел просторный выгон – царство коз, телят, подсвинков, индеек. В конце выгона, подступая вплотную к шляху, раскинулось кладбище – малая слобода, в которую уходят на вечное поселение. До недавнего заброшенное, бесприютное, ископыченное крупной и малой скотиной, с разбитыми камнями надгробий, с вывороченными крестами, с осевшими заподлицо могильными холмиками, оно являло собой разор и запустение.
     Но председатель артели «Дружба», единого хозяйства для всей слободы, Алексей Кравец созвал правленцев, пригласил на пораду депутатов сельсовета, гневно говорил о попрании памяти народной, о преступном нехозяйском отношении к прошлому села. И решено было восстановить и обозначить каждую могилу, обнести территорию гробков земляным валом, выкосить заросли чертополоха и буркуна, посадить деревья. Он кивал в сторону Ольгино – бывшей немецкой колонии, говорил о тогдашней ухоженности места погребений, о памятниках и надгробиях, о мраморе с золотыми литерами, говорил о бездумном разорении мёртвого города, о том, что надгробия из полированного камня каким-то чудом перекочевали к бригадным колодцам и, перевёрнутые, служат корытами для водопоя. И ещё говорил Кравец о том, что пора бы на площадке перед зданием музея имени Полины Осипенко, поставить мемориальный памятник: высокие плиты с высоченными на них именами воинов-новоспасовцев, отдавших свою жизнь за свободу и независимость родного государства в борьбе с германским фашизмом. Кто топчет могилы своих дедов и отцов – тот  попирает сапогом собственную душу!
                Михаил Годенко «Потаённое судно»

     Брожу по кладбищу. Как здесь покойно! Да и как же иначе? Ведь здесь убежище, упокоение от земной суеты. А хоры птичек пением своим навевают на вас святую грусть; а зеленеющая трава на могилах, скрывающих бренные остатки, ласкает ваш взор и говорит о жизни среди тления. Вы выносите отсюда одни чистые, одни святые впечатления.

Тих сон ваш и мирен, усопшие братья!
Ничего не смущает ваш вечный покой…
Земля приняла вас в родные объятья
И скрыла навеки от злобы людской.

Не страшны вам больше тревоги, волненья:
Вы прах отряхнули – и к жизни иной,
На крыльях надежды, в обитель спасенья,
К творцу воспарили бессмертной душой.

Там ждёт вас награда. Слеза покаянья
Вам вновь возвратила утраченный рай.
Мы верим: не вечны земные страданья,
И нового с вами достигнем свиданья
И дольному скажем: «навеки прощай!»
             «Загробная жизнь» (Размышление)

     - Что это такое?
     - Кладбище слонов, - ответил Казиль.
     - Итак, эти чудовищные останки…
     - Их скелеты…
     - Но почему их так много именно в этом месте?
     - В давние времена слонов в Индии было значительно больше, чем сейчас. По видимому Перавасский лес. В котором мы находились сегодня, был наводнён ими. В ту эпоху, я говорю о времени, в котором жили наши прадеды, в долинах, находящихся перед вашими глазами, никогда не появлялся человек. Нужно сказать, господин, что инстинкт слона достигает почти человеческого ума. Они так же скромны в любви, как и в смерти… Они прячутся, чтобы любить и прячутся, чтобы умереть. Чувствуя приближение смерти, слоны приходили в эту долину, ложились и больше не вставали.
     - Действительно, - заметил Джордж, - я припоминаю, что когда-то читал в истории подобный рассказ о нравах этих толстокожих великанов. Но объясни мне, Казиль, каким образом проникали они сюда, если со всех сторон это место закрыто непроходимыми скалами?
     - В конце долины, господин, находится узкий проход, напоминающий ущелье, как бы высеченное топором гиганта между гранитными стенами.
     - А эта разрисованная статуя, представляющая такой странный контраст с гигантскими скелетами?
     - Это статуя бога Шивы.
     - Каким образом она попала сюда?
     - В нашей религии, мой господин, кладбище слонов считается священным. Когда обнаружили это кладбище, брамины и факиры поспешили поставить статую; во время полнолуния они приходят преклониться перед этим изваянием и петь псалмы.
     - Это, должно быть, странное и любопытное зрелище!..
                Ксавье де Монтепен «Месть Шивы»


Рецензии