О прозе А. Блока
Такие статьи как «Стихия и культура», «Ирония», « Три вопроса», «Вечера искусства», «Горький о Мессине», «Интеллигенция и революция» останутся в числе лучших публицистических произведений начала 20 века.
Весомы и значительны литературно-критические, литературно-философские сочинения: «О театре», «Солнце над Россией», «Крушение гуманизма», «О назначении поэта» и многие другие; рецензии на сборники стихов и на отдельные произведения поэтов современников.
Письма К.С.Станиславскому о России, В.В, Розанову о революции, письма к матери и жене, к Андрею Белому … являют собой высоко художественное творчество, прибавляют к облику поэта нечто новое, исключительно важное, самоценное.
Вопрос о прозе Блока затрагивался во всех монографиях о нём. Авторы большинства этих работ не проводили синтетическое исследование содержания и структуры статей поэта, кроме Д. Максимова, который выступил против поверхностного отношения к творчеству Блока. Максимов писал, что нельзя согласиться с Ю.Н. Тыняновым, считающим, будто проза «не принимает участия в создании образа Блока поэта и человека». «Столь же сомнительным кажется мнение Д.П. Мирского, утверждавшего, что «художественность» блоковской прозы «в конечном счёте, паразитична по отношению к стихам Блока».(А.Блок, Собр. Соч. т
Нет сомнения, Блок входит в русскую и мировую художественную культуру, прежде всего как поэт – автор стихотворений, поэм и драм, но темы – народа, интеллигенции наиболее отчётливо прозвучали в прозе. Всё-таки, как утверждает А. Шопенгауэр, всякий может хвалить на счёт собственного значения, всякий утверждая славу за другим деятелем своей родственной специальности, в сущности, отнимает её у себя.
Поэтому они не склонны к похвале и прославлению кого-либо, а к порицанию, так как они косвенным образом себя хвалят. Но чаще всего единодушно, как по уговору, у них отнимаются языки. Так разносторонне ещё в 19 веке Шопенгауэр рассматривает одну из тем актуальных и сегодня о литературной борьбе. («О критике, суждении, одобрении и о славе».)
«Зато всякий спешит засвидетельствовать своё одобрение удостоенному наградою, общепризнанному, чтобы казалось, будто образ его мышления и воззрения прославляемого родственен и однороден с его собственным» Бессмертны в веках эти устремления. Сотни подобных примеров наблюдаются сегодня!
О чём это я? – О том, что в пасмурную петербургскую ночь с 16 на 17 ноября 1880 года у Александры Андреевны, дочери ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова, родился сын Саша.
Следовательно, в следующем месяце исполнится 135 лет со Дня рождения поэта. Однако – никто ещё, нигде не обмолвился об этом и, возможно, не обмолвится добрым словом.
Получается – поэт сформировавшийся в обстановке напряжённой борьбы политических, философских и эстетических идей продолжает нести этот тяжкий груз борьбы – упорное и коварное молчание, известное под «техническим термином (Шопенгауэра) – игнорирования. Как бы я хотела ошибиться, или быть неправой.
Свидетельство о публикации №215102901078
Сергей Владимирович Жуков 16.09.2016 20:48 Заявить о нарушении
Екатерина Лукиан 18.09.2016 20:18 Заявить о нарушении