Эстония и эстонцы Гдовщины

Эстония – ближайшая к нам заграница, о которой новые поколения знают уже немного. В связи с этим считаю насущной необходимостью дать некоторые материалы об этой стране на своем сайте slanist.ru. На нем есть раздел о Нарве, которую на Руси называли Ругодивом . Со времени завоевания Эстонии Петром I за городом закрепилось официальное название «Нарва» (1704). Граница откатилась на запад.
Память о Петре до 1918 г. в Нарве сохранялась неукоснительно, но в годы Эстонской республики (1918 – 1940) стела на Ратушной площади, посвященная Петру, была демонтирована. Вместо нее близ Нарвского замка был установлен т.н. «шведский лев», напоминавший жителям о годах шведского владычества.
Не претендуя на полное освещение истории соседей, тем не менее, разрозненные характеристики их даю. В ближайшей к нам земле Идавирумаа большинство составляет русскоговорящее население. Это русские и двуязычные эстонцы, которых раньше называли двоеверцами. По некоторым сведениям в Нарве и округе этнические русские составляют до 90 % всего населени, административный же ресурс при этом в городе в большинстве эстонский. В стране, как и в Израиле осуществляются этнократические принципы правления, которые создают трудноразрешимые проблемы во внутренней и внешней политике .
История Нарвы с начала ее основания непредвзято описана в известной книге А.В. Петрова «Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности в связи с историей русского господства на Балтийском побережье. 1223 – 1900» (СПБ, 1911). Книгу несложно найти в Интернете. Общая история Ливонии отчасти дана в некоторых летописных источниках, напр., «Ливонская летопись Франца Ниеншендта, бывшего рижского бургомистра и королевского бургграфа». Летописные источники так же представлены в сети.
Не секрет, что в пограничных областях Эстонии и России население всегда было смешанным. Эстонцы до 1917 г. составляли в Гдовском уезде ок. 10 % населения. – Это очень существенная цифра. Последняя волна миграции населения из Эстляндии, Лифляндии и Остзейского края в Россию произошла в связи с отменой крепостного права (1861). Повсеместно помещики стали нанимать на сельскохозяйственные работы выходцев из Прибалтики, которые имели хорошие навыки обработки земли и были трудолюбивы . Прибалты переселялись с семьями и обустраивались на местах основательно, выкупая у местных землевладельцев землю, создавая в приграничных уездах отдельные хутора и хуторские агломерации (Подсосонье, Дехино, Долгая Мельница, Темницы). Хуторская система просуществовала в Гдовском уезде до времен коллективизации. В начальный период советской власти в Гдовском УКОМе существовал Эстонский отдел, который в 1930-е гг. был ликвидирован.

«Наряду с реорганизацией в 1938 г. национальных школ в советские, власти ликвидировали эстонскую полосу в газете «Гдовский колхозник». Аналогичная акция проводилась в газетах Кингисеппского, Лядского, Струго-Красненского, Волосовского и других районов. В это же время ликвидировали журнал на эстонском языке «Путь к коммунизму», эстонскую газету «Эдази», эстонское отделение в областном педучилище, финско-эстонское отделение в Ленинградской областной сельскохозяйственной школе им. С.М. Кирова, эстонское «издательство иностранных рабочих», эстонские драмколлективы и передвижные театры. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) облисполком должен был представить к 25.XII.1937 г. предложения о ликвидации национальных районов и сельсоветов. Предусматривалось реорганизовать их в обычные» .

В годы репрессий мужское население гдовских хуторов было уничтожено НКВД. Об этом геноциде у нас предпочитают не упоминать. Между тем, эстонская диаспора, разбросанная по всей России, прекрасно помнит факты репрессий. Многочисленные потомки хуторян живут сегодня в Сланцах и Сланцевском районе.


Рецензии