Немного о евреях

          Еврейскому народу несколько тысяч лет. Его выдающиеся дочери и сыновья внесли свой вклад в сокровищницу человеческой цивилизации. Гениальные евреи проявили себя в науке, экономике, политике и культуре, то есть во всех сферах человеческой деятельности.
          С самого начала хочу напомнить, что именно еврейский народ дал миру Моисея и Иисуса Назаретского. Именно еврейский народ вдохновил Пророка ислама. В разных религиях звучат слова: «Господь един». На человечество повлияли Вавилон, Китай, Греция, Египет, Индия, Римская империя. Соответственно, от них пришли формы правления, изобретения, философия, архитектура, мистицизм и государственность. Это общеизвестно. Еврейская цивилизация влияла на мир более глубоко и более длительно во времени.
          Мне хочется напомнить лишь некоторые имена российских евреев. И. Мечников, И. Левитан, С. Михоэлс, Ю. Харитон, Я. Зельдович, И. Бродский, М. Ботвинник, Л. Утесов, А. Райкин, С. Маршак, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Г. Козинцев, Ю. Райзман, А. Митта, Ю. Башмет, А. Макаревич, Г. Каспаров, Г. Волчек, И. Кобзон, М. Миль – это микроскопический список личностей, которые у всех на слуху. Поэтому и разъяснять, кто из них кто, не имеет смысла.
          История еврейского народа исследована специалистами всех цивилизованных стран, о евреях написаны сотни книг уважаемыми писателями, в том числе и российскими. О них писали такие авторитетные личности, как Н. Лесков, Н. Бердяев, В.Соловьев, Л.Толстой, В. Гроссман и многие другие. Ну, еще, например, Карл Маркс. Из великих названных он был только один антисемитом. Внук двух ортодоксальных раввинов, в раннем детстве крещеный еврей, говорил, что мирской основой еврейства являются практическая потребность и корысть, а еврейский культ есть торгашество; мирской бог – деньги. Конечно же, эти утверждения принадлежат антисемиту. И он, к сожалению, не единственный еврей-антиеврей.
          Мне хочется написать о еврействе российском с позиции обывателя и человека, имеющего непосредственное отношение к теме.
          Вспоминаю детство. Подростки говорили мне, дошкольнику: «Скажи кукуруза». Я говорил. Они велели повторить, я повторял. Рассказал об этом маме. Очевидно, она с ними разобралась, и больше разговоров о кукурузе не было. Я стал старше и узнал, что произношением этого слова определялось, еврей я или нет. Настоящий еврей в их понимании должен был картавить букву «р». Я не картавил, значит, со мной все в порядке. И еще это значит, что их родители говорили «с душком» или в любом случае с неуважением, обсуждая национальность отца.
          В шестнадцать лет я пошел получать паспорт. Заполнил анкету. В графе «национальность матери» написал «украинка». В графе «национальность отца» написал «еврей». В графе «национальность заявителя» написал «русский». Женщина в окошечке прочитала, добродушно посмеялась и разъяснила, что мне можно взять национальность либо матери, либо отца. Вернулся домой, вечером отец решил, что в паспорте я должен быть украинцем. Так всю жизнь, до отмены пятой графы в паспорте, я был украинцем. И это было сделано правильно, потому что проще было жить, расти по служебной лестнице: меньше вопросов задавали. Впрочем, такое решение было правильным еще вот почему. Родившись в семье украинки и еврея в русской среде, в атеистическом окружении при соответствующем воспитании, обучаясь в русской школе, впитывая русскую культуру, конечно, правильнее было бы по паспорту значиться русским. Но требовалась запись в паспорте по выбору одной из двух кровей, и так я стал украинцем.
          Сегодня я могу удивляться, а то и восхищаться прозорливостью отца. Он, конечно же, предвидел государственный антисемитизм, зная о еврейских погромах на Украине, а возможно, и помня их. Как коммунист, отвечающий всем требованиям партии, он относился к сионизму как к враждебному учению, а сторонников сионизма считал подрывниками устоев СССР. Из сегодняшней дали я понимаю, что он действительно так думал. Так думало большинство нашего народа, даже многие евреи. Только перебравшись в Москву, я узнал от своих новых друзей, что лидеры сионизма хотят всего лишь собрать евреев со всего света на своей исторической родине, в Палестине, для возрождения своего государства израильского, уничтоженного более двух тысяч лет назад. Иногда отец, что-то читая или что-то вспомнив, говорил мне о том, какими храбрыми воинами были древние евреи. А сейчас говорят, что евреи трусливые. Когда арабы, объединившись, вероломно напали на Израиль и были наголову разбиты евреями всего за шесть дней, отец, придя с работы домой, сказал: «Вот теперь не будут говорить, что евреи трусы и не боятся стрелять только из-за угла». В голосе слышалась сдержанная гордость, исходящая из уст непреклонного большевика. Я к этому отнесся спокойно, хотя был немало удивлен таким откровением. Добавлю, что во время второй мировой войны сто пятьдесят три еврея были удостоены звания Героя Советского Союза. Я никогда не скрывал своего полуеврейства, но и не афишировал. Скорее всего, поэтому не подвергался никогда никакому притеснению. Как-то мой друг-земляк Вадим Колесников включил радиоприемник. Сквозь шум, треск, писк я с трудом расслышал голос, вещающий об антисемитизме в нашей стране, даже о репрессиях, даже о тех евреях, которые открыто вступают в борьбу против притеснений, а их за это – в тюрьму на долгие годы. На престижную работу не брали, из особо секретных институтов изгоняли. Молодежь на военные факультеты вузов не принимали. Организовывалась переаттестация сотрудников, и от евреев освобождались как от не прошедших эту переаттестацию. Таких способов избавления было немало. Когда моему непосредственному начальнику задавали щекотливый национальный вопрос, он, смеясь, говорил: «У меня есть русский Аккерман и украинец Субботников, так что все в порядке».
          В 1980 году, зимой, ко мне в гости приехал двоюродный брат Слава. В те годы на месте нынешнего храма Христа Спасителя находился открытый бассейн «Москва». Это было очень привлекательное место, куда люди устремлялись, выстраивались в длинные очереди.
          Немосквичи не знали, что не так давно на этом месте стоял храм, да и не могли знать, забылось за давностью. Коммунистическая государственная власть взорвала его в 1937 году. Но поплавать в теплой водичке, когда на улице мороз 20 градусов, конечно, кайф. Своих друзей и родственников, приезжавших в гости, я водил в бассейн «Москва», это их впечатляло и запоминалось на многие годы. Вот я и повел своего свердловского родственника в бассейн. Заняли очередь в кассу для покупки входных билетов. Мы медленно продвигались к заветному окошечку, впереди нас стояли три школьника. В это время какой-то детина, отстраняя детей, попытался просунуть в кассу свою руку с зажатыми деньгами. Я сделал ему замечание, сказал, что негоже отбрасывать детей и лезть вне очереди. Он тупо поглядел на меня и проорал: «А ты молчи, жидовская морда!» Дальше произошло следующее. Я вцепился рукой в его ухо, оттащил от кассы и один раз врезал по физиономии, вложив в удар все свои 120 килограммов веса. Он рухнул. Кто-то к нему подбежал оказать помощь, и здесь сразу же появились дружинники. Это были студенты, среди них один еврей. Меня посадили в «Воронок», со мной сел мой гость, сделав вид, что он случайный свидетель. Сели и дружинники. Следует напомнить, что дружинники – это созданная в стране система, сменившая бригадмильцев. Так принудительно-добровольно граждане помогали милиции поддерживать порядок на улицах городов. За такие дежурства им увеличивали на два-три дня оплачиваемый отпуск. По-моему, такие прогулки-наблюдения по улицам городов были скорее полезны, чем неполезны, хотя и малоэффективны.
          Меня привезли в милицию и начали грубый допрос почти с приговором, который меня ожидает. Тот потерпевший оказался депутатом районного совета. Значит, я покалечил представителя власти, а это уже чревато… Мой гость-брат сказал, что он, житель Урала, возмущен и удивлен проявлением антисемитизма в самом центре государства. Дружинники тоже встали на мою сторону. Я осмелел, почувствовав поддержку, и потребовал вызвать начальника милиции, пригрозил, что сегодня же об этом инциденте будет знать западная пресса.
          Сработало! Начальник милиции появился. Напоминаю, что это была зима 1980 года. А уже летом должны состояться в Москве Олимпийские игры. Американцы блокируют Олимпиаду и агитируют к тому же другие страны. Причина: с одной стороны – ввод советских войск в Афганистан, с другой – дискриминация евреев и запрет на их выезд из СССР. Об этом информируют все так называемые вражьи голоса: «Би-Би-Си», «Голос Америки» и другие. Мир гудит вокруг Москвы, и главное требование: дать разрешение евреям покинуть родину, в которой они лишены свобод, и выпустить из тюрем евреев, уже ставших миру известными как правозащитники.
          Вот такая была обстановка в Москве, когда меня «замела» милиция. Начальник отделения был подчеркнуто вежлив, приветлив, очень долго со мной «дружески» беседовал с единственной целью – замять этот инцидент, как говорят, «спустить на тормозах». Ему это удалось сделать, тем более что мне самому не терпелось скорее унести ноги.
          Для убаюкивания мировой общественности, протестующей против притеснения евреев, в Москве было принято решение о создании еврейского театра-студии. Поручили этим заняться одному из московских режиссеров Якову Абрамовичу Губенко. Ему твердо пообещали выделить для театра помещение. Как только летом 1980 года Олимпиада прошла, обещания были забыты. Губенко буквально бился за получение здания. Он написал письма во все вышестоящие организации соответствующего просительного содержания. Не помогло. Тогда он написал Суслову – члену Политбюро ЦК КПСС и главному идеологу государства. Чиновники Московского отдела культуры и Министерство культуры начали обещать выделение здания. После смерти Суслова Губенко строчил письма, кричащие о непробиваемости начальников, которые не хотели выделять здание, другим членам Политбюро – Лигачеву и Зимянину.
          Мировая общественность все-таки додавила кремлевских старцев, и граждане России кинулись за границу. Сотни тысяч евреев вынуждены были покинуть Родину.
          Вот тогда, через два года после Олимпиады, режиссер Губенко Я.А. получил на Варшавском шоссе кинотеатр «Луч», перестроил его и создал еврейский театр-студию.
          Позднее, уже без него, театр получил название и теперь известен как «Шалом».
          Еще один пример. Мой приятель Александр Холодный работал заместителем начальника республиканского Главка. Он был русский с еврейским отчеством. Это значит, что при переводе в Москву из большого южного города его еврейский след был кем-то пропущен, не замечен. А вот когда руководитель уже союзного Главка хотел сделать его своим заместителем, то кадры ЦК КПСС не оплошали: бдительный кадровик узрел еврейское отчество. Но пасаран!
          Когда я работал управляющим трестом «Росбашняспецстрой», мне позвонил начальник Главка, с которым у меня были отношения не только деловые, официальные, но и неформальные, доверительные. Он говорит: «У тебя в аппарате много евреев. Слишком много». Я это не принял всерьез и спросил, сколько же их должно быть. И он пояснил, что процентная численность евреев в тресте должна равняться процентной численности евреев в СССР. Мне стало ясно, что он не шутит и что ему уже указали на этот нетерпимый факт, потому что лично ему – нормальному здравомыслящему человеку – был совершенно безразличен национальный состав моего коллектива. Я это принял к сведению, евреев больше не принимал, так как не было вакансий, но и ни одного не уволил: своих сотрудников подбирал не по национальному признаку, а исключительно по профессиональным и деловым качествам. Разговор этот состоялся не в сталинско-хрущевское и не в брежневское время, на дворе был 1988 год, уже вовсю шла перестройка, а еврейский вопрос так и оставался открытым.
          Я знал, что евреев притесняли всегда и в старой России, и в СССР. Всем известны погромы, когда их просто грабили и убивали без суда и следствия. Сталинские репрессии и сфабрикованное дело врачей как повод для массового переселения евреев на восток – это все было на моей памяти. Еще в 1934 году была создана еврейская автономная область, и евреев погнали туда, а многие и сами поехали. Сегодня еврейская область значится на Дальнем Востоке, только евреев там нет.
          А вот что рассказал президент Федерации российских еврейских общин Александр Борода 24 августа 2010 года. В Советском Союзе проживало 4,5 миллиона евреев. Сегодня по переписи их 270 тысяч. Но с ассимилированными и полукровными – около миллиона. Многие вернулись и имеют свой бизнес, оставаясь гражданами одновременно двух стран. Национальные традиции, язык, менталитет местечек утрачены. Идиш сохранился у хасидов США. В России нет среды для идиша. Государственного антисемитизма сейчас нет. А вот региональный есть, и это относится в первую очередь к Южному Федеральному округу.
          И все же евреи изучают Тору в поисках истины и духовного смысла жизни. В России восстанавливаются уничтоженные синагоги, строятся новые. Только в Москве их сейчас шесть. Открыты культурные центры. Еврейская община очень медленно, но все-таки возрождается. Когда царское правительство решало вопрос о целесообразности сохранения черты оседлости, оно поручило известному писателю Н.С. Лескову тщательно изучить еврейский вопрос. В его добросовестности и объективности сомнений не было. И Лесков делает выводы. Сначала думали, что евреи опасны для христианской веры. Однако очень скоро стало ясно, что это есть «самая очевидная и самая несомненная неосновательность». Это была первая причина опасности евреев. Вторая причина – «защищать крещеных простолюдинов от обмана, к которому еврейство представляется охочим и весьма способным». Однако факт такой «эксплуатации» евреями православных может утверждаться «только теми, кто имеет очень сговорчивую совесть».
          Говорят, что евреи любят деньги. Лесков пишет: «… это в известной мере справедливо. Но попросим указать нам того, кто денег не любит. Злато есть кумир не исключительно еврейский, а всеобщий». Лесков протестует против обвинения евреев в том, что они спаивают русский народ. Он утверждает, что пьянство на Руси было развито задолго до появления там евреев. Более того, уровень пьянства в тех губерниях, где не живут евреи, выше, чем в черте их оседлости. Вот такие выводы сделал Н.С. Лесков, выполняя поручение царского правительства.
          Спустя полвека в защиту евреев выступил русский интеллигент Н. Бердяев. Он говорил, что о евреях «нужно судить по пророкам и апостолам, а не по еврейским ростовщикам».
          В конце 19 века знаменитый русский философ В.С. Соловьев писал: «Беда не в евреях и не в деньгах, а в господстве и всевластии денег, а это всевластие создано не евреями. Не евреи поставили целью своей экономической деятельности наживу и обогащение, не евреи отделили экономическую область от религиозно-нравственной. Просвещенная Европа установила в социальной экономии безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет евреям за то, что они следуют этим принципам. Дела евреев не хуже наших, и не нам их обвинять!»
          И наконец, наш современник, писатель Василий Гроссман говорит, что антисемитизм дает представление об исторической судьбе и пути евреев. Историческая судьба евреев складывается своеобразно, особо. Первая особенность еврейского национального меньшинства в том, что оно тесно сплелось со многими вопросами мировой политической и религиозной жизни. Вторая особенность в том, что евреи живут во всех странах мира. Третья состоит в том, что евреи «не отбрасываются на общественную периферию, а стремятся проявить себя в развитии идеологических и производительных сил». И четвертая особенность еврейского меньшинства заключается в том, что, несмотря на принудительную и нередко добровольную ассимиляцию, растворение в коренном населении страны – все же евреи сохранили свое, национальное в языке, религии и быте. «Антисемитизм – мерило религиозных предрассудков, тлеющих в низах, а также выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих страданий. В евреях, а не в государственном и общественном устройстве видят невежественные люди источник своих бедствий».
          Наша пропагандистская машина талдычит о равноправии наций. Но разве от хорошей жизни евреи покинули бы свою Родину? Люди устали от кремлевского вранья, а при нынешних правителях уже и не ждут правды. Я имею в виду ту незначительную часть общества, которая не приемлет политику, ставшую антинародной.
          А подавляющее число российских граждан одурманены телевидением, прессой, которая вновь становится советской, способной к зомбированию и превращению россиян в унылую, терпеливую, безвольную массу малообразованных и спивающихся людей.
          У нас всегда национальная политика была либо антинациональной, либо никакой. И сегодня она не лучше. Может быть, что-то и делается правильное, полезное в этой части, но результат на сегодняшний день плачевный: и союзные республики разбежались, и автономные бурлят. Один Северный Кавказ чего стоит! Возвращаясь к теме, хочу сказать, что советские евреи утратили свою национальную солидарность, стеснялись своей национальности, своих родителей. Они забыли или нарушили библейскую заповедь: «Чти отца твоего и мать твою». В смешанных браках детям давали любую национальность, лишь бы не еврейскую. После каждой переписи населения численность евреев уменьшалась. Конечно, главная вина лежит на власти. Это она создала такие жизненные условия для нации, разбросанной по огромной территории бывшей советской империи. Евреи не знали ни религии, ни культуры, ни обычаев, ни истории. Не знали ничего, что делает человека евреем. Поэтому их ничто не тянуло в Израиль: ни зов крови, ни манна небесная. Они поехали не в землю обетованную, они просто бежали из СССР. Оставили жилье, друзей, Родину, могилы предков. Их приняли и помогли встать в полный рост США, Канада, Германия, Австрия, Италия, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. Антисемита нельзя убедить в том, что евреи – обыкновенные люди или даже хорошие. Это уже стало предрассудком. «А предрассудки не имеют разумных оснований, и их нельзя опровергнуть разумными доводами», – утверждает английский философ Ф. Бэкон. Приведу замечательные слова Н.С. Лескова: «Для христиан и для евреев есть одна строго и гениально начертанная линия, равно обязательная для тех и других. Все, что равняется по этой линии, есть безгрешно, безвинно и неосудительно. Все, что держится ниже этой линии, находится в падении. Вверх над этой чертой нравственности начинается область возвышенного  и святого. Зигзаги, которые образуют человеческие уклонения от линии нравственности, чрезвычайно разнообразны, но сама линия начертана ясно и с поражающей прямизной. Чертеж этот мы имеем в десяти заповедях, данных на Синае через Моисея. По ним доселе судится человек и по ним же будет судим до века».
          Итак, две тысячи лет тому назад было стерто с лица земли государство Израиль. Его граждан разметали по всей планете с надеждой на полное уничтожение. Их пытались ассимилировать и истребить. Не только пытались, но и делали это. Только во Второй мировой войне немцы уничтожили шесть миллионов евреев. В конце концов, евреи возродили свое государство и потихоньку собираются. Как же это понимать и чем объяснить такую «непотопляемость»? Знаменитый философ и общественный деятель 20 века Бертран Рассел это объясняет так: «От других народов евреев отличала непреклонная национальная гордость. Все другие народы, будучи завоеваны, смирялись как внутренне, так и внешне. Одни евреи сохраняли веру в свое собственное превосходство. Они переносили преследования и оказывали сопротивление с подлинным героизмом…» Вот так.
          Мне немало лет, но как человек неравнодушный, а тем более небезразличный к тому, что делается в моем доме, я хочу смены лидеров власти. Нет сил слышать десять лет кряду их правильные лозунги и обещания, превратившиеся в бессовестную болтовню. Надеюсь, нынешних кагэбэшников и все еще смердящих коммунистов заменят молодые современные личности, которые смогут дать стране демократию и политическую свободу.
          Только тогда будет возможен старт на улучшение национальной политики и на равноправие всех российских народов, в том числе и оставшихся в стране евреев.


Рецензии
А для того, чтобы "всего лишь собраться на собственной земле" не применули устроить Дер-Ясинскую резню.

Какая нафиг "непреклонная национальная гордость", когда ваш отец посоветовал вам стать украинцем, окститесь!

У Лескова почитайте хотя бы "Ракушанский меламед". И апологическую статейку о еврействе не он написал, а Гессен выдумал его авторство. В декабре 1888 года Лесков пишет К.А.Греве: "Я в моей жизни знал двух-трёх евреев высокой пробы, но согласен с вашею супругою, что процент дурных людей в еврействе очень велик".
Двух-трёх, понимаете ли?

Есть у меня в библиотеке книжка "100 знаменитых евреев". Это всеохватно, в мировом масштабе выполненная подборочка. Так там, даже больше, чем у вас: кроме великого Кобзона, и Жванецкий, и Шифрин, и прочая...
Так, дорогой мой, именно так питают вкусной пищей антисемитов, наподобие меня.

Вот, не забыли в книжице и про Дизраели, хотя и знали, что он выкрест. А про Брафмана забыли.И про Богрова, дедушку убийцы Столыпина не вспомнили. Так, именно так выглядят ваши "демократия и свободы": ложь сатанинская.

И что за гадость это ваше сетование на "равноправие... оставшихся в стране евреев"! Уже более века прошло, как ваши пристные отменили черту оседлости, а вы всё ноете и ноете.

Ладно, тема долгая. Как закончить?

Не думайте, что я являю собою вид какого-то рептильного антисемита. Просто эти ваши каноны опостыли уже, раздражают именно своей непререкаемостью, хотя рыльце ваше всегда в пушку.

Глеб Тропин   15.12.2023 23:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.