Шаг за шагом. Ч42

      Было около шести часов утра. Секретарь сельской парторганизации ППР Тшебишева встал, направляясь умыться. В то время послышался стук в калитку.
      «Кого это так под утро принесло?» – подумал борода. Он накинул на плечи шинель и вышел в коридор. Сразу борода признал Симоновича, заулыбался.
      - Заходи! Что случилось? Ранний гость – счастливый день! И откуда ты такой? Здесь ночевал? – спросил секретарь.
      Борода пропустил Симоновича вперёд, а сам закрыл дверь на засов.
      - С Дрезденко! Ночевал там!
      - И успел сюда? Ноги молодые. Не то, что мои, и пяти километров не выдержат. Ты раздевайся. Кушать будешь? Не стесняйся! Сейчас молочко свежее будет. Вон старуха уже брякает на кухне, видно подоила уже. Скажу, что у нас гости, пусть на двоих готовит.
      - Это можно!
      - Подожди! Сейчас что-нибудь найдётся!
      Агент УБ достал из кармана наган, ожидая бороду, протёр пистолет платком и положил на стол.
      Вернулся борода, неся кувшин с молоком и хлеб.
      - Это всё что есть у меня! А завтрак будет попозже. На многое не рассчитывай. Нечем тебя и угостить. Вот дотянем до осени, и сало будет.
      - Хватит с меня и этого. Люди хлебом и водой сыты, а у меня молоко.
      Симонович с бородой принялись за завтрак. Агент много ходил, проголодался, ел не обращая внимания ни на что.
      Борода молча ел, изредка поглядывая на работник УБ, который ел очень азартно.
      - Эк тебя выхолостило. Ты что из голодного края явился? – не выдержал борода – Ещё молока поднести?
      - Пожалуй, хватит и этого, - сказал Симонович.
      - Оружие зачем бросил на столе?
      - А наган в кармане держал, вот и запылилось. Я его протёр, а теперь и в кобуру спрячу.
      - Видно, на горячем деле был? – спросил борода – Ты как чёрт тёмный весь.
      - Пришлось и в лужу вступить. Слякоть и грязь, она везде, фонарик перестал светить.
      - Ты у меня будешь или в Стрельцы уедешь?
      - Нет! У меня ещё дела важные. Надо быть на связи. К восьми надо звонок сделать.
      - Дак, иди в гмину. Я тебе дам ключ от кабинета, позвонишь. Там сторож сейчас есть.
      - Не в том дело. Я не хочу сейчас появляться там.
      - Понятно! Я сейчас пойду на работу, - сказал борода, набрасывая шинель – Что, кому, передать?
      - Дело вот в чём. По левой стороне улицы, напротив сельсовета во втором доме задержались двое подозрительных личностей. Надо проверить там ли они, а затем передать в УБ, что я у тебя, всё в порядке и жду смену. Если подозрительных нет, то сразу назад приходи. Вот как только проверить дом?
      - Не беспокойся! Отдыхай пока. Я сам в дом к хозяину зайду. Как раз и дело у меня к нему есть, а потом из молодёжи попрошу ребят следить. Можно прямо в кабинете сидеть и из окна наблюдать. Сам будешь следить?
      - Сейчас не буду появляться.
      Борода поднялся, накинул свою неизменную шинель, направился к выходу. На пороге его остановила жена.
      - Куда так рано?
      - Да вот – дела! Надо в Стрельцы перезвонить, вчера вечером забыл.
      - И кто в такую рань будет там сидеть у телефона? – без одобрения спросила жена бороды.
      - Как кто? Сам Пальчак, он же там и живёт.
      После ухода бороды, Симонович, чтобы не заснуть взялся за пересмотр книг и журналов, которые лежали то ли на комоде, то ли буфете непонятного цвета и фасона.  Взяв газету в руки, агент закурил, благо бороды не было, а при нём это запрещалось.
      «Как держится этот Борода, при такой болезни? – думал сотрудник УБ – Одни худые кости и жёлтая кожа. Тюрьма, оккупация, война сделали своё дело. Сколько ещё таких, кто перенёс это бремя? Теперь бы пожить себе спокойно, работать для благо народа, поднимать, строить социализм, - Симонович тяжело вздохнул – Такова жизнь! Живёшь, борешься, а потом и смерть. Но что же? Кто не родился, тому и не помирать. Всем туда дорога, хотя и не в одно время».
      В коридоре послышался стук и вошёл борода.
      - Вот и я, - весело сказал гминный секретарь – Всё в порядке. Говорил с Ежаком. Все на ногах, к обеду кого-нибудь пришлёт, а может и сам заявится. Там у них в Дрезденко дело дрянь. Следы там потерялись кого-то.
      - Спасибо! А теперь и скажи, кто живёт в этом доме, куда зашли эти двое в одежде лесников?
      - Там хозяйство маленькое. Занял какой-то человек, но не разводит ничего и не хозяйничает. У меня десяток пустых дворов. Мы гоняемся за прибывшими. Надо кому-то начинать хозяйничать, сторожить, жить. Приезжает такой человек, имя , фамилия, отчество и всё. Занимай облюбованный дом и живи, трудись. Когда приезжают члены партии, тогда другое дело. Всё честь честью. Заглянешь в анкету к нему, или пишешь в район, чтобы прислали дела на него с его первичной пошлой организации. Переселенцев я знаю снаружи, а что там внутри, не понятно. Этот с осени занял место себе, а сам и не трудится, только землицы прихватил, но толком не оформляется. У него и лошадь ломовая, с которой можно горы ворочать. Вот у меня и была причина к нему зайти. А эти лесники встали уже, один на кухне умывался, а второго я не видел.
      - Да! Плохо! Что за хозяин? Чем дышит? Какие отношения у него с пришлыми?
      - Нет! Ничего у меня нет на этого хозяина. Через час пойдут наши комсомольцы на дежурство. Я им подскажу последить и не упустить людей, если они в ночь попытаются уйти. А что за птицы такие к нам залетели?
      - Многого тебе рассказывать не стану. Эти двое имели встречу с резидентом опасным и опытным, которого вели с Кельц. А я по своей глупости его упустил, сейчас этих мне доверили. Они не спроста сюда пришли. Вспомни пожар лесопильный в прошлом году… Я себя не могу простить, как этот резидент меня вокруг пальца обвёл. Слушай! Ты мне помоги в этом. Самому мне нельзя им на глаза попадать, вдруг запомнили меня. Понял?
      - Да это дело не хитрое! Сейчас схожу к председателю ЗВМ, всё будет в порядке. За каждым их шагом будут следить комсомольцы. У меня своя головная боль. Хочу к мосту пройти, - продолжал борода – Половодье большое в этом году, льды спускаются. Ещё бы и дамбы проверить надо. При таком наплыве шлюз может не выдержать. Если где прорвёт, то может затопить всё Пшинотецко и всё правую сторону Нотеци до Грок. Там следят за мостом молодые активисты. Я за мост не волнуюсь, он новый высокий, а вот ледорезы слабоваты…
      - Я не против прогуляться! – ответил Симонович.
      В это время залаяла собака и сразу затихла.
      - Свой идёт! – сказал борода – Точно! Председатель ЗВМ! Видать с моста идёт.
      Председатель ЗВМ вошёл в столовую и присел к столу.
      - Откуда тебя несёт? – спросил борода.
      - На реку ходил. Вода прибывает, льдины идут. Похоже, за железнодорожным мостом у Кшижа взрывают. Льдины мелкие, но есть крупные иногда.
      - Нашему мосту угрозы нет? – беспокоясь, спросил борода.
      - Нет! Свободно вода несёт лёд, а некоторые большие льдины о ледорез бьются, ломаются. Лёд не толстый.
      - Пойдём, прогуляемся к мосту! – пригласил борода Симоновича – Надо посмотреть, определить будущее. Прибавляется вода или убавляется?
      Все втроём направились к мосту.
      Компания дошла до поворота, где находился ресторан. Симонович издалека заметил машину, которая вынырнула из-за поворота.
      - Наконец-то! – сказал молодой агент – Вы идите к мосту, а я со сменщиком к вам доеду.
      Борода с председателем ЗВМ зашли на мост. Там они поглядели на измеритель уровня воды, закачали головами.
      - Прибавляет! За час четыре сантиметра! – сказал борода – Может прорвать. Я за свой участок не беспокоюсь. У меня там вал выше моста, да фашину в пучках приготовили. А вот в низовьях у товарищей может и не так спокойно.
      - Ты им звонил? – спросил председатель.
      - Когда? Мы только вышли из дому. Да там, в сельсоветах никого и нет до восьми.
      По реке плыли мелкие и средние куски льда, то сталкиваясь, то расходясь. Лёд и сам крошился и таял. Вдалеке к мосту плыл большой кусок льда. Его заметил борода.
      - Большие куски попадают. Как – бы не трухнуло мост.
      - Ничего! Лёд хрупкий, его на ледорезе поломает.
      - Эти треугольные куски залезут в ледорез. Мелкие куски накопятся, получится затор.
      - Это возможно! Давай посмотрим, что выйдет. В случае затора, вызовем дружину с лесопилки. Они прихватят багры, пешни, и справятся.
      Льдина, между тем, спокойно плыла, прокручиваясь в воде. Её перед мостом подхватило быстрым течением. На пути был ледорез. Льдина поскользила по железной конструкции.
      - Сейчас и посмотрим! – проговорил председатель ЗВМ.
      Льдина ударилась о железную неровность, раскололась. Одна часть отлетела к бетонной свае и ударила по опоре моста. Мост задрожал. Вторая половина льдины спокойно проплыла под мостом.
      - Ох! – вздохнул борода – Благополучно прошла. И откуда они ещё идут? Два дня шли льдины, а потом и тишина была. Дежурных я снял вчера. А сегодня опять пошёл ледоход.
      - Это с верховий! Там, видно, поднялась вода и поотрывало льды последние с берегов. На ночь можно и сюда дежурных направить, - сказал председатель молодёжной организации.
      - Придётся! Всё будет вернее. Вот ещё что, - сказал борода, поразмыслив – Я пойду в сельсовет, а ты пройди к директору завода. Пусть даст пару шустрых пожарников с баграми на мост.
     До сельсовета борода зашёл к себе, чтобы встретиться с Ежаком, который сам прибыл на смену Симоновича. Он застал агентов УБ за каким-то тревожным разговором, оба были чем-то недовольны. По видимому разговор их касался неудач по службе. Борода, не подавая виду, снял шинель и прошёл на кухню, чтобы подать завтрак. Жена бороды как раз сливала воду с картофеля, а в глубоких тарелках было разлито квашеное молоко, хорошо заправленное сметаной.
      - Вот и хорошо! – сказал борода – Позавтракаем и по делам!
      Вернувшись в столовую, борода грузно присел на диван, посмотрел на работников УБ.
      - Что вы надулись как пузыри? Проголодались, вот и сердитые! Сейчас! Вот и старуха уже завтрак тащит!..
      Борода ещё хотел что-то сказать, но кашель перебил его.
      …- Гости у нас сегодня дорогие, старуха!
      - Ты думал, я не знаю? Знаю когда пришёл, знаю, что ты уходил два раза, и поздно пришёл. Встаёшь раньше петухов. Ты себя убьешь раньше времени заботами и делами.
      - Так, видно, судьбой уготовано, - усмехаясь, сказал борода – Но я к этому по-другому отношусь. Если бы я не работал этими делами, то давно бы слёг. Сопреть можно без дела. Это моё лекарство душевное и физическое. Когда у меня работы много, тогда мне легче переносить немоготу. В этом труде я проводил всю жизнь. Ещё мальчуганом я под одеждой разносил нелегальную литературу. Это были призывы бороться с капитализмом, панами, помещиками и их прихлебаями. Годы ушли. А теперь, когда трудовой народ получил свободу, мне куда? Уйти в тень? В этот момент мне надо помогать. Иначе смерть мне. Я не прощу себе бездействие. Ты мне такого не говори.
      - Мне жаль тебя. Я думала, что ты мог поправиться немного, если бы работал меньше.
      - Вот осенью и поеду в Закопане на курорт. Там отдохну, подлечусь.
      Жена с недоверием взглянула на бороду. Она понимала, что получится, как в прошлом году. Уже и документы были на руках бороды, чтобы ехать в лечебницу, но он и отпуска не взял. Жена подумала, что и в этом году будет так же. Она решила припугнуть мужа.
      - Я говорила с Пальчаком. Они решили направить тебя в лечебницу строгим этапом.
      - Ха! Ха! Ловко! Очень ловко. Этот номер не провернёшь! Ну да ладно. Подавай остальное, да будем завтракать. Словами сыт не будешь. Боги живут духом, а наши чрева человеческие требуют пищи.
      За завтраком все молчали. Картофель с простоквашей было самым лучшим завтраком на то время. Из чего можно было готовить? Мелкий рогатый скот и птица только разводились.
      После завтрака борода с Ежаком пошли в сельсовет, а Симонович отправился к мосту.
      Весь день шли наблюдения за мнимыми лесниками, но ничего особенного не было выявлено. Во второй половине дня, один из лесников вышел из дома и направился в ресторан. Ежак кивнул бороде и стал выходить из кабинета.
      - Да и я до дому пойду, - сказал борода – Приходи ужинать!
      - Будет время, приду! – ответил Ежак.
      В сельсовете уже не осталось сотрудников. В общей канцелярии сидел сторож, только пришедший на дежурство, да уборщица подметала пол.
      - Ну вот! День трудовой кончился! А ты смотри в оба! – обратился борода к сторожу – А то будет как в Старом Курове, заберутся и унесут.
      Борода припомнил, как в Старом Курове воры забрали несколько мешков одежды, присланной для бедного населения. Ходили слухи, что войт Матушевский попросту пропил все вещи.
      У калитки бороду нагнал комсомолец, который рассказал, что один из лесников находится в ресторане.
      - Знаем! Ты вот иди на мост к Симоновичу. Держите с ним связь, да передай ему зайти покушать. А то ещё и  не ясно, что может быть сегодня за дело.
      Комсомолец ушёл, а у ресторана повстречал лесника, который шёл к дому с пакетом под мышкой.
      «Наверное, водку с закуской понёс» - промелькнула мысль у комсомольца.
      Активист ЗВМ повернул направо и заметил фигуру Симоновича, который стоял на мосту и смотрел в воду. На другой стороне моста копошились двое пожарников с баграми. Агент УБ наблюдал за льдинами, которые проплывали под мостом. Вода стояла на одном уровне. Симонович задумался и не заметил подходящего комсомольца.
      - Секретарь просил вас идти обедать! – сказал активист ЗВМ – Лесник вернулся из ресторана и что-то нёс в пакете! Вы идите, а я подежурю, доложу, если что.
      Симонович ушёл, а комсомолец подошёл к пожарникам, чтобы перекинуться парой фраз. Оказалось, что пожарники тоже собирались уходить домой.
      - Нам нечего тут делать! Вода стоит на одном уровне, а лёд не большой.
      Забрав багры, все пошли с моста.
      - Ночью заморозок будет! – сказал один из пожарных – Что-то горизонт мне не нравится. Нам бы дождик нужен, а то кругом жёлто всё, как будто и не весна.
      - Да! Враз бы всё зазеленело, - ответил другой.
      - Зайдём к директору доложим, что нечего делать на мосту.
      - Зайдём! Что это УБ к нам повадились?
      - А кто его знает! У них свои дела. Каждый при своём. Мы пожары тушим, а они по своему делу. Каждому своё. Может, и следят за кем. Народ разный приезжает, уезжает. Кочуют кто куда. Свобода!

Продолжение следует...


Рецензии