Эстрада Рок Песня

Понимание эстрады пришло ко мне из детства. В нашем доме у родителей всегда было много виниловых дисков, которые тогда назывались пластинки. В большинстве семей имелись патефоны, которые заводились специальной ручкой. Я помню в нашей семье два патефона, на один из которых я выменял у Мишки Игнатенко (†) боксерские перчатки.
Первые уроки игры на семиструнной гитаре нам преподал Серега Дмитриев (†). Впоследствии я и Серега Губанов освоили испанский строй, аккорды которого мне показал Генка Шведов, служивший потом в Кремле. Губанов наладил звучки и подключение к радиоле. В итоге мы смогли сносно-таки репетировать мои песни, которые не замедлили явиться в нашем репертуаре.
Долгие годы потом я не ходил без гитары. Когда в 1970-г. я приезжал на выходные из Питера, то брал инструмент и направлялся в свой старый двор, дабы развлекать товарищей песней. Мы исполняли тогдашний репертуар советской эстрады и даже танцевали под гитару.
После армии народ стал помаленьку жениться, а потому я был желанным музыкантом на свадьбах. Я знал все застольно-народные песни. Гитара сопровождала меня на турслеты, на базу отдыха в Заручье и в проч. поездки, которых было много.

История эстрады в городе Сланцы насчитывает много лет. Понятие Рок в мои годы еще не существовало, а потом, когда оно появилось в обиходе, то стало ругательным в советских СМИ. Помню, я пропустил какую-то критическую передачу о Битломании на Западе, транслировавшуюся по ЦТ. Ударным моментов в анонсе была фотография музыкантов, на которой Beatles были сняты с кругами от унитазов на шее. В то время тот же Тихон Хренников, глава всемогущего Союза композиторов СССР, разразился гневной статьей в отношении Владимира Высоцкого, песни которого мы постоянно слушали. Организовал записи Высоцкого Серега Дмитриев.
Мне довелось знать и видеть сланцевскую эстраду в 1960-е – 1980-е гг., когда я посещал танцевальные мероприятия в клубах и Домах культуры.

В дни моей молодости существовало несколько устойчивых ансамблей, которые сегодня назывались бы рок-группы. В них были свои лидеры, – хорошие и посредственные исполнители, – вокалисты, гитаристы, барабанщики и клавишники.
После ухода со сцены известной группы «Белые гитары» приоритет держала группа ДК СПЗ «Сланцы» под руководством Василия Чубука, который играл на клавишных инструментах. Замечательным вокалом в этой группе обладал Владимир Бойцов (†), проживавший последние годы на улице Горького. Он играл на ритм и соло гитаре. Именно им была предоставлена небольшая подборка фотографий для этого файла, включающая в себя снимки музыкантов конца 1960-х – 1970-х гг., и армейские снимки самого Владимира, касающиеся его участия в армейской самодеятельности.
Наряду с гитаристами в ДК СПЗ играли и т.н. «трубадуры», – «трубачи», – эстрадный оркестр ДК, включавший в себя духовую группу. Эти музыканты воспринимались танцующими с неудовольствием, поскольку они работали в старомодной манере 1950-х гг. Гитаристом в этом ансамбле, которого все знали, был некто Костя, отбывавший, по разговорам, срок с директором ДК Г.Л. Таубиным. Иногда трубадуры сопровождали пение каких-то певцов. Когда трубачи исполняли вальс, я обычно приглашал постоянных своих партнерш из знакомых девиц, которые умели кружиться по залу.
Чередование игры эстрадников и трубадуров обуславливалось специальным регламентом, который был вывешен на всеобщее обозрение.
Гитаристы и трубадуры в ДК располагались на балконе второго этажа, который нависал над танцзалом. Сегодня балкон почему-то убрали, а сцену разместили прямо в зале.
Все ансамбли города и их репертуар в 1970-е гг. просматривались и прослушивались комиссиями администрации города. – Это было «тарификацией» ансамблей.
Примечательно, что на входе в ДК висел стенд под названием «Они мешают нам отдыхать», где представлялись фотографии лиц, ведущих себя на танцах неприлично. Для привлечения в кабинет директора, уважаемого нами Геннадия Львовича Таубина, не обязательно надо было быть пьяным. Достаточно было танцевать… непристойно. Провинившихся дружинники выводили из зала, и фотограф в целях профилактики нарушений делал снимки задержанных. Раз с какой-то девицей арестовали и меня, когда мы сильно вихляли бедрами и размахивали руками. В комнате директора за девушку вступился кавалер, бывший милиционером, а я под шумок ретировался
Первые уроки пития пива получены мною в буфете этого ДК. Оно тогда стоило недорого. Крепкого спиртного во время танцев не продавали, однако, помнится, что шампанское и сухое вино в ДК имелись. Они, впрочем, были для нас сугубой роскошью. – Всех отпугивала общепитовская наценка, которую в Союзе не любили, почитая оскорблением.
Для пива существовали легендарные в СССР граненые кружки емкостью 0,25 и 0,5 литра. Отчаянные «пивцы» просиживали в буфете изрядную часть танцев. Был грешен и я.
Надо отметить, что в наше время на танцах существовала проблема билетов. Молодежи в городе было много, а поэтому, их приходилось покупать заранее. Особенно на балы, которые длились дольше обычного, иногда до часу ночи.
Трудно было попасть в клуб «Шахтер», где из-за тесноты танцевали спина к спине. В зале было невыносимо душно, и спасительная прохлада на улице была нам отрадой. Для выхода посетителям давались контрамарки.
Балы отличались от танцев и тем, что приурочивались к дням праздников и школьных каникул. Бывали балы по субботам. Они были для нас приоритетнее, чем танцы, особенно, балы на Новый год. Тогда клубы и ДК наряжали по-особому. Везде стояли елки, зажигалась веселая иллюминация, развешивались приличествующие картины на темы Деда Мороза и его братии.
Особенно отличался в этом смысле ДК СПЗ «Сланцы», где оформлением танцевального зала и других помещений много лет занимался талантливый художник-оформитель Август Васильевич Залешин, мой добрый знакомый, а в чем-то и учитель по части оформления. Он, бывший педагог сланцевских школ, учил черчению… еще моего отца!
В ДК ко всему, на Новый год сооружали легендарную горку, на которой катались на войлочных салазках. При этом веселья было вдосталь! На горках катались все, и дети, и взрослые. Дело в том, что на Новый год заводчане имели правило устраивать новогодние огоньки. В спортивном зале и в просторных холлах ставились столы, которые сервировались на усмотрение администрации. Для взрослых ограничений в еде и напитках не было. Дети со взрослыми в ДК Новый год не отмечали. Совместное гуляние в силу тогдашней морали было не принято. Система заботилась о нравственности молодого поколения, и это было правильно. Сегодняшние правители преуспели на ниве развращения молодежи. Поэтому Россию ждет незавидное будущее.
Лучшим музыкантом в городе в дни моей молодости считался Анатолий Смирнов, который возглавлял коллектив музыкантов Клуба «Шахтер», а затем ДК «Строитель». Причины перехода с одной точки в другую доподлинно я не знаю. Ансамбль носил гордое имя «Белые гитары».
ДК «Строитель», в просторечии «Стройка», существовал при поселке СПЗ «Сланцы», и в 1969 – нач. 1970 гг. благодаря группе А. Смирнова был популярен среди молодежи. Под его руководством ансамбль на высоком профессиональном уровне исполнял новинки советской, а иногда зарубежной эстрады. Запомнилась в их аранжировке одна из композиций польской группы «Скальды», в которой была партия трубы. Сам Смирнов работал на всех инструментах, в т.ч. на саксофоне.
В группе играли Виктор Крупенин, ритм-гитара, Александр Павлов – бас и Валентин Петров – ударные. Виктор до сих пор работает на Регенератном заводе художником. Саша долго возил директора завода – Ю.И. Белянина, а потом работал там же на большегрузных автомобилях. Валентин работает в ПТУ «Ленинградсланец» .
Анатолий Смирнов впоследствии отбывал срок. Жизнь его пошла под уклон, и, к сожалению, он совсем забросил занятия музыкой. Группа в отсутствии лидера быстро распалась, хотя, помнится. Анатолий с разными составами играл в ресторане «Алмаз» в Лучках.
Алмаз был истинно злачным местом, в которое ходили не все. Его «оккупировали» не лучшие представители лучинской молодежи. Там можно было попасть в драку или прийти после танца к пустому столу.
К середине 1970-х годов в «Алмазе» (в народе его иногда называли «Стеклорез») играли музыканты под руководством Льва Соколинского. Лева был выходец из интеллигентной еврейской семьи и жил во дворах на ул. Маяковского. Я часто бывал у него, поскольку, работая в Общепите, реконструировал «Алмаз» по своему проекту.
Ресторанная игра существенно отличается от игры на танцах. Здесь можно было работать, говоря по-питерски, за т.н. «карась», – денежные подачки со стороны посетителей. Игра никак не квотируется по репертуару. Иной шлягер по желанию клиента может было сыграть бессчетное количество раз.
В свое время музыканты от российского общепита боготворили таких композиторов, как Игорь Николаев. «Мельницу» Николаева, например, заказывали без конца. Так же популярны были песни Ю. Антонова. Люди, пришедшие из мест не столь отдаленных, заказывали «Мурку» и песни на родную тематику. Кавказ заказывал свое. Музыкант в ресторане должен быть универсален, и знать много песен разного содержания.  Музыкальная всеядность много вредила творчеству и, конечно, бичом музыкантов всегда был Бахус.
Соколинский закончил музыкальное училище, но применить свои знания в Сланцах не сумел. Сегодня он занимается строительством в д. Омут и мелким бизнесом.
К слову сказать, по моему проекту в 1977 году была реконструирована Пельменная на ул. Кирова. Теперь это сберкасса напротив Мебельного магазина. После реконструкции она стала называться кафе «Ассоль». Ее открытие произвело в городе небольшой фурор. – Билеты в раскупались загодя, однако, живой музыки там не было. Играла стереоустановка, включавшая в себя магнитофон «Ростов» и проигрыватель. Музыкальную политику кафе обеспечивал автор сих строк, но это уже отдельная история совсем для другого файла…
В клубе «Шахтер» одно время играла группа под управлением клавишника Владимира Бондаря. Состав был достаточно сильным. Ведущим солистом состава и барабанщиком был Александр Феофанов (Пифан). На соло-гитаре играл Алексадр Подсеканов (Подсекан) Клавишные, гитару и ударные вел Александр Плетцер. Впоследствии, после ухода из Группы Подсекана в коллектив пришел талантливый гитарист Александр Бабасов (Бабас). Его игру до сих пор можно услышать в кафе города (напр., в кафе «Омега»). На бас-гитаре обычно играл Геннадий Сайманов.
После отъезда из города В. Бондаря руководство ансамбля принял на себя А. Плетцер. Он сегодня активно занимается музыкой и много лет ведет кружок детской эстрады в Доме Пионеров (совр. Дом детского творчества).
Мне доводилось общаться с В. Бондарем, и даже переписываться, но недавно я узнал, что он умер в далеких северо-восточных краях. Подсекан живет в родном Билибино, на том же северо-востоке.
Хороший ансамбль в начале 1970-х годов был сформирован под руководством Леши Ли (Лучки), корейца по национальности. К сожалению, этот талантливый музыкант погиб при загадочных обстоятельствах в СА.
Его ансамбль одно время базировался и репетировал в клубе Сланцевского СЦЗ. Помню, как музыканты его команды выступали в ДК д. Попкова Гора, где собрали зал молодежи.
Эстрадного возвышения в клубе не было, а поэтому, лицезреть кумиров поклонники из-за толчеи практически не могли. По окончании танцев толпа подростков шла по дороге в Сижно, где пыталась попасть на автобус маршрута № 2.
Имелись группы и в клубах Б. Полей и пос. РТС. Их игру мне слышать не доводилось.
Приходилось бывать иногда в ДК «Горняков. С тамошними музыкантами общаться не пришлось. Класс их игры на тот момент был нескольколько ниже, чем в перечисленных коллективах.
Автор сих строк и сам был не чужд эстрады. В годы службы в СА мне доводилось участвовать в армейском эстрадном ансамбле на полуострове Рыбачий в качестве соло-ритм-гитары и вокалиста. Мною исполнялись песни из репертуара эстрадников той поры, например, «Портрет работы Пабло Пикассо», «Воскресенье, солнечный день». Особой популярностью в моем исполнении пользовалась дворово-бардовская песня «Дым сигареты с ментолом», которая сегодня стала популярной на весь Союз. Мы ее исполняли в роковой манере.
После армии довелось сотрудничать с ансамблем А. Плетцера и А. Ли. В доармейские годы я встречался на предмет реализации композиций с ансамблем из Суворовского училища в Ленинграде. Встречался и с музыкантами одной из ведущих групп города, которая играла 1970 г. в клубе на ул. Красной.
Увлечение музыкой со временем перешло в дискоманию. В 1975 г. я начал возить из Ленинграда диски западных групп. Так мною были впервые представлены диски новой волны: Smoyki», «Boney M», «Russos». Приоритетными для меня оставалось творчество групп старого рока, таких как «Led Zeppelin», «Dep Purple», «Queen», «Pink Floid» и др.
Это увлечение не прошло. И сегодня, живя в Москве, я иногда слушаю песни кумиров.
Русский рок меня не привлекает, поскольку музыкальная составляющая его слаба, а текстовая канва без социального наполнения не интересна.
Попса, заполонившая сегодня Россию, – это музыка, предназначенная для невзыскательной публики. Впрочем, и старые кумиры уже не вызывают сопереживания, что было раньше. Все в музыке есть обман, и все хорошо вовремя.
Сегодня грустно вспоминать былое, поскольку молодость давно в прошлом…


Рецензии
Владимир, спасибо.
Прочитал с интересом и чувством ностальгии. Сам играл на басу и клавишных в 70-е годы в рок-группе, увлекался и до сих пор продолжаю слушать старый добрый рок 60-80-х годов. Дома стоит трехэтажная консоль с синтезаторами, усилитель, микшер и иногда, когда тоскливо, я включаю всю эту фанаберию, сдвигаю несколько слайсеров, регулирую фильтр осциллятора, огибающую, и... улетаю в космос.
Если интересно - вот мои зарисовки по року: http://www.proza.ru/2012/04/01/231
С уважением,

Михаил Шуваев   29.10.2015 20:33     Заявить о нарушении
Глянем. У меня тут еще один очерк об одной группе образовался... Сланцы "Белые гитары". Чуть позже выложу...

Владимир Будько   29.10.2015 20:59   Заявить о нарушении