Размышления о романе Территория Олега Куваева

Размышления о романе «Территория»  Олега Куваева

Эссе

Поводом для написания этого эссе послужил кинофильм «Территория» вышелший несколько раз по разным программам телевидения. ГОСПОДИ! Хотелось молится, что этот эпохальный шедевр наконец то дошел до массового зрителя. Фильм и особенно сам роман это русская песня сказка-классика (сказка не в смысле выдуманных событий, а в смысле художественного качества), при всех его недостатках. Надо низко поклонится создателям кинофильма щедро поделившихся с нами своим талантом. Конечно эта версия фильма не свободна от недостатков. Многим больше нравиться киноверсия советских времен с Донатосом Банионисом, но на мой взгляд, то сглаженная социалистическо-марксистская версия, где "русская" тема, а она в романе главный расовый подтекст, убрана совершенно. А в романе главное действующее лицо это русский народ, Имперец по расовому Духу, и очень верно отражена расовая имперская не конфронтационная суть Общего Дела Русского Мiра.

 Эта маленькая книжечка роман «Территория» появилась и пропала из поля зрения в семидесятых годах XX века. Но чем то она зацепила, зацепила чем то таким, что уже не отпускало. У Олега Куваева выходил еще сборник повестей «Азовский вариант» и еще что то, повести хорошие, но до художественного уровня романа они не дотягивают, за исключением повести о розовой чайке. Куваев достаточно разносторонний писатель, но речь сейчас не об этом. Благожелательные Критики называли и хвалили роман, получивший премию, как лучший роман о рабочем классе,  хвалили по разному, в том числе и называли книгу романом поколения. Но оценки не отмечали главное, что то такое, что присутствовало в романе явно, воотче, но то что лежало за областью обычного  понимания.

Я достаточно молодой и задорный человек, в середине 80-х ехал из Сочи в Краснодар в поезде. Здесь в поезде я попал в одно купе с огромным бородаты мужчиной, в новых рабочих ботинках, которые, как я понял, не были случайной частью туалета. Разговорившись с ним, я узнал, что это магаданец, журналист из Магадана и едет из Сочи в Магадан  домой. Тогда недавняя, во второй половине восьмидесятых, еще на слуху смерть Куваева оставалась зарубкой в памяти. Разговор сам собой, как то зашел на эту тему. Куваев наш местный гений и он необычайно проницательный, литературно одаренный человек и писатель из геологов, с несокрушимой убедительностью убеждал меня попутчик. Автора,  Куваева несколько раз заставляли переписывать роман, по разным причинам, и  здесь мой собеседник становился немногословен. Вызывать на предельную откровенность человека, с которым ты едва знаком, было неудобно, и хотя разговор, как то сам собой перешел на другие темы, но остался в памяти. Потом я сам убедился, что в более поздних изданиях (первое издание романа "Территория" у меня это «Художественная Литература» 1975 год, второе издательство «Удмуртия» 1979 год, прямо так две даты), многие фамилии и сюжет частично отличаются от поздних изданий.      

Обращаясь самому роману мы видим в нем проявление исконных чисто расовых черт русского народа его стержня Великороссов (к примеру Баклаков вятский)

Роман это песня о нелегкой судьбе простого русского люда, чувствующего свое  предназначание и место в жизни Империи и не теряющего своих государственнообразующихых качеств, Народа, как Организующей Силы и вдохновителя движущих сил Империи, его массового подвижничества и  одновременно с этим геополитическая эпопея его государственной судьбы. Именно это является главным достоинством романа «Территория».

Одновременно показана неблаговидная роль паразитов жирующих в таких процессах (это типаж) на народном теле России, как  действующего жулья грабителей из либерального клана, так и способность их моментально могущих трансформироваться в любые воровско-бандитские структуры. Не зря Куваева не раз заставляли переписывать роман, в котором он по простоте душевной показал и вывел реальных персонажей (в якобы в реальном положительном виде), всевозможное потенциальное и реальное жулье и всевозможных проходимцев.

Олег Куваев хотел это или не хотел показал неизживную до наших времен порочную "советскую" организацию социального общества в России времен социализма-марксизма. А Нам с Вами, строителям Империи, передал завет строить будущее общество не имеющее в основе таких воровских схем и скрытых марксистских пороков.

А литературные достоинства романа Куваева «Террритория» никуда не уйдут, роман, это прежде всего, хорошая добротная русская литература.


Рецензии