Эскизы храма

 

В свое время, в 1997 – 1998 гг., церковный староста храма во имя Казанской иконы Божией Матери Владимир Щугарев обратился ко мне с просьбой сделать эскизы церкви для г. Сланцы. Храм первоначально предполагалось строить на берегу р. Плюссы, в правобережье, севернее Кировского моста.
Впоследствии решили, что имеющаяся там территория мала, и возводить небольшой храм в этом месте городу нецелесообразно. Кроме того, работе по возведению храма на берегу мешали бы тепловые коммуникации, идущие в город от котельной Регенератного завода.
Впоследствии меня неоднократно посещал тогдашний студент СПБ Духовной семинарии Алексей Гришанов, уроженец нашего города. Сегодня он – настоятель старого польск;го храма и часовни во имя Преп. Серафима Саровского в 11 квартале, которую освятили в помещении бывшей Молочной кухни.
В этой кухне раньше готовили молочные смеси для подрастающего поколения. Детских молочных смесей в СССР в продаже практически не было, и их в жидком виде производили по мере надобности в специализированном заведении. Молодые родители по заведенному обычаю посещали ту кухню.
Очевидно, уже тогда церковные власти Епархии прочили А. Гришанова в строители нашего храма.
По вопросу строительства были встречи в Администрации города, которую возглавлял в то время Я.Я. Богданов. В результате контактов духовных и светских представителей было принято окончательное решение возводить храм на Северной окраине, в створе главной магистрали – ул. Кирова. Это потребовало исполнения очередной партии фор-эскизов, дабы определить новую концепцию на новом месте, которое позволяло делать предварительные наработки с размахом. Первичные эскизы были отложены за ненадобностью, а новые идеи в свете новых возможностей не заставили себя ждать.
Прежде всего, я решил, что в этом месте со временем реально выстроить храмовый комплекс, включающий в себя дополнительно Церковно-приходскую школу, паломнический центр, гараж, мастерские и автономную котельную. Под храм должна была отойти и значительная благоустроенная территория. Со временем так и будет. – Это повсеместная практика.
Эскизы были соответствующим образом пересмотрены. Далее к профессиональной разработке и макетированию приступил авторский коллектив Сланцевского Отдела архитектуры под руководством А. Гертова. Гертовым с коллегами были изготовлены необходимые чертежи, рисунки акварелью и даже макет храма, имевшие, впрочем, характер предварительных разработок.
Алексей Гришанов суммировал все наработки (мои в том числе) и передал их в одну из архитектурных мастерских С.-Петербурга, где был выработан окончательный проект. Согласно ему в городе в течение ряда лет ведется масштабное строительство.
Поименование храма во имя Преп. Серафима Саровского было произведено по церковным канонам и, к сожалению, не наследовало местную традицию местности Поля, где церковь исстари на протяжении веков строили во имя Св. Николая Угодника и Чудотворца.
В ходе предварительного рассмотрения вопросов строительства в редакции газеты «Знамя труда» состоялось совещание по вопросу о месте на Северной окраине. Непосредственно рядом с предполагавшимся пятном застройки расположен воинский мемориал, где в разное время были захоронены тысячи солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь же расположены два могильника, в которых покоятся солдаты Вермахта, погибшие и умершие на территории г. Сланцы и Сланцевского района . Очевидно, что одно немецкое кладбище было сформировано немецким командованием непосредственно в годы оккупации. Массового своза останков немецких солдат с территории района, очевидно, никогда не производилось, хотя есть единичные свидетельства такой работы в деревнях.
Второе кладбище пленных немецких солдат сформировано уже советскими властями. – После окончания войны в городе Сланцы на ул. Кирова в доме № 20 находился лагерь немецких военнопленных. Умерших в нем немцев, очевидно, хоронили на Северной окраине. Вместе с тем, известны захоронения немецких солдат и военнопленных в других местах города. – Несколько военнопленных было захоронено вблизи поселка Горноспасательного взвода. По воспоминаниям жителей его – немцы работали на восстановлении шахты № 2. Некое немецкое кладбище находилось на территории СПЗ «Сланцы» (западная часть цеха «Коксик»). Есть свидетельство краеведа Б. Павлова еще об одном немецком захоронении на территории города, однако, локализовать его с его слов сложно.
Немецкая сторона обращалась в Администрацию г. Сланцы по вопросу установки памятников на немецких кладбищах Северной окраины, Однако, в то время положительного решения по этому вопросу принято не было.
Сегодня видимых следов захоронений солдат Вермахта на Северной окраине нет. В послевоенное время кресты и могильные насыпи были снесены, а могилы подвергались несанкционированному вскрытию и разграблению со стороны любителей наживы.
В моем собрании сохранились только некоторые эскизы храма, исполненные мной в процессе выработки концепции. Главная часть работ была взята А. Гришановым в С.-Петербург для творческих нужд архитекторов, и, видимо, безвозвратно утеряна.


Рецензии