Прощание с Комсомолкой

Признаюсь, что «проглотил» пять романов Александра Лапина из его цикла «Русский крест» всего за три дня.  Это практически побитие моего прежнего юношеского рекорда скорости прочтения книг другого Александра- великого Дюма с его бессмертными «Мушкетерами» и их продолжением.
Что же так захватывает в романах этого не столь модного как Борис Акунин, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин или новейший Захар Прилепин писателя?
Лично для меня ответ прост – Александр Лапин -  коллега по газетному цеху,  и творческий путь главного героя всех его романов репортера и публициста Александра Дубравина – это срез непростой судьбы постсоветской и далее российской журналистики.
Собственно отечественная журналистика, как бы горько это не прозвучало кончилась где-то на грани смены веков. Миллениум – это поминальная молитва как по настоящей журналистике, так и по той славной газете, которая задавала ей тон.
В  романах Александра Лапина она называется довольно безлико - «молодежная газета». Но все кто когда-то работал на улице «Правды, 24» знают, что самым  ярким изданием среди прочих партийных газет была «Комсомолка».

Самый знаменитый из «мовизмов» Валентина Катаева автобиографический роман «Алмазный мой венец» вызвал в свое время лихорадку узнаваний среди читающей аудитории. Пастернак. Есенин, Маяковский, Гумилев «расшифровывались» азартно. Но герои «Венца» - культовые поэты и прозаики, известные нескольким поколениям советских читателей. «Зашифрованные» же Лапиным журналисты «Комсомолки» будут легко узнаваемы лишь своими коллегами. А вот среди них - «иных уж нет, а те далече…».
Между тем в читательской аудитории романов Лапина сегодня очень много молодых читателей, для которых описанные в «Русском кресте» «золотые перья» «Комсомолки» - преданья старины седой.
Но те, кто еще остался в газетной обойме прекрасно знают, что большая часть персонажей Лапина нынче служит в «Российской газете»  (аналог советской «Правды»), возглавляемой Владиславом Фрониным. Возможно, это традиция. Сначала «Российской газетой» руководил бывший журналист «Комсомолки» Анатолий Юрков, потом ее экс-главный редактор Владислав Фронин ( в романах Лапина Владик Хромцов). Да и большая часть «золотых перьев» «Комсомолки» тоже перекочевала вслед за своим «главредом» в кабинеты главного российского официоза.
А вот наш герой «повествования в отмеренных сроках», как бы я обозначил  «Русский крест», – Александр Дубравин, как и некоторые его соратники ушел в «коммерсанты»,  оставив творчество ради благородной цели – спасения лучшей газеты страны.
Нужно знать и помнить то время, когда рушились гиганты центральной прессы, в одночасье оставшиеся без партийного финансирования и надежной крыши КПСС и ленинского комсомола. «Свобода приходит нагая!».  Мы были пьяны этой свободой говорить ПРАВДУ, свободой ТВОРИТЬ.
Но производство газеты это увы не только ТВОРЧЕСТВО. Это бумага, типографии, экспедирование и прочие прозаические вещи без обеспечения которых ДЕНЬГАМИ даже самое популярное издание обречено на банкротство.
Дубравин и его коллеги первыми поняли эти простые рыночные истины и вытащили родную «молодежную газету» из безнадеги 90-х,  превратили «Комсомолку» в успешный ныне медиа-холдинг.
А потом изменивший творчеству журналист-коммерсант Дубравин взял, да и ушел из газеты.
Куда?

В романной версии Дубравин решает уехать в провинцию и начать свое дело «с чистого листа», чтобы быть рядом с любимой женщиной и сыном.
А вот что побудило журналиста и издателя Александра Лапина покинуть уже сытую жизнь в мимикрировавшей к российским реалиям газеты со славным логотипом «Комсомольская правда» мне неведомо.
Возможно нашло прозрение, что благими намерениями зачастую бывает выстлана дорога в ад. Спасали газету,  в которой царил шукшинский принцип «нравственность есть правда», но в коммерческих потугах проглядели появление «драконов» отца бульварной прессы Уильяма Херста - имя которым «сенсация, секс и криминал».
Именно эти драконы подобно трем китам лежат в основе «рейтинговой» журналистики.  А «рейтинги» нынче ДОРОГО стоят.
Современная «Комсомолка» это качественный бульварный таблоид. Не совсем «желтуха», но с нравственностью там явно туговато. Как и с правдой. Получается, что нет уже комсомола, а правду сейчас толкуй как политическая конъюнктура диктует.
Только логотип и остался в этом ярком цветном таблоиде.

Но мы несколько отошли от романной линии. Точнее от замысла создателя «Русского креста».
Сам Александр Лапин явно не собирался рассказать нам подлинную историю «Комсомольской правды» в ее минуты роковые.
Главный герой пяти его романов, составляющих цикл «Русский крест», - это время.
Полвека нашей жизни, которые проживают друзья из далекого казахского села Жемчужное.
Русские, немец и казах – советские школьники. Потом студенты и курсанты. Потом журналист, охотовед, чекист из «Альфы»  и комсомольский аппаратчик.
Сюжетные линии в этом романном пространстве порою напоминают броуновское движение. Герои то стакиваются в различных ситуациях, то расходятся, чтобы неожиданно снова столкнуться.
Взросление и возмужание героев приходятся на излет «застоя» и пьянящие первые годы «перестройки», которую протрезвевший народ переименует в «катастройку».
На их глазах рухнет Советский Союз, начнется парад суверенитетов и русские люди, окажутся по признанию нынешнего российского президента «самой разделенной нацией».
Лапин очень ярко описывает выдавливание русского населения из независимого Казахстана, а сколько исходов русских случилось в те годы на всем постсоветском пространстве.
К сожалению, эти трагические страницы новейшей нашей истории далеко не магистральная тема современной русской прозы.

Как говорил Наполеон: «каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл». Продолжая эту максиму могу с уверенностью сказать, что каждый журналист таит в недрах своего компьютера наброски прозы. Не у всех эти наброски превращаются в роман, но, как правило, художественная проза вчерашних репортеров – живая, динамичная, нервная.
Александр Лапин написал пять романов с открытым финалом. Его проза это – живая жизнь в которой публицистика тесно переплелась с беллетристикой, а его герои не какие-то абстрактные фигуры, а обычные люди, которые смеются и плачут, любят и ненавидят, пьют и занимаются любовью, но при этом всегда остаются людьми. Даже на войне, даже в тех пограничных ситуациях, когда так легко потерять свою сущность.
Александр Лапин ушел из журналистики в бизнес.
Но бизнес лишь средство. А цель – литература. К сожалению, наша действительность такова, что писательским трудом сегодня не прокормиться, если только ты не вписался в модный мэйнстрим, если следуешь своей дорогой, сторонясь брендов и трендов. Вот и получается: для тела – бизнес, для души – роман.
Пятый роман Лапина «Волчьи песни» оставляет читателя с досадным ощущением незавершенности сюжетных  линий. Как бы на самом интересном месте, как бы на распутье.
И читатель вправе ждать новых романов цикла.
Ведь крестный путь героев Лапина продолжается.
И точку ставить рано.


Рецензии
"Комсомолка"? Как же, знаем. Знаем, что был в ней такой Василий Песков, знаменитый-знаменитый.
Помню в Баку лев, которого держали (вместе с пантерой и еще какой-то подобной милой живностью) в обычной городской квартире, наконец, насмерть порвал сына хозяев (хорошо, что хоть не чужого сына). Вышеуказанный В.П. сообщил, что "Комсомолка" еще за десять лет до этого писала, мол, нельзя так делать. А потом десять лет помалкивала в тряпочку. Хотя В. Притула и утверждает, что «…самым ярким изданием среди прочих партийных газет была «Комсомолка» …». Такая вот яркость … Воистину, «… производство газеты это, увы, не только ТВОРЧЕСТВО» (цитата не точна: я поставил запятые, пропущенные автором вопреки правилам).
В целом же похвалы романов коллеги, которыми фонтанирует автор данной статьи, напоминают действия, описываемые известными словами: подошел, лизнул, понравилось, еще раз лизнул. Конечно, я могу быть неправ, возможно, автор сознательно хотел сделать этим романам антирекламу. В таком случае я могу лишь поздравить его с успехом и пожелать ему подставить еще кого-нибудь из коллег. Они этого заслужили.

Василий Капров   02.11.2015 20:00     Заявить о нарушении