Андрей Абрикосов, и - легенда о коммунисте
были написаны о "коммунистической сути" ведущего
артиста советских Театра и Кино, Народного Артиста СССР,
Андрея Львовича Абрикосова - Лауреата Сталинской премии.
Андрей Львович действительно блистательно выполнял
поставленные эпохой, и - режиссёрами, задачи...
Его советские офицеры были эталоном для подражания трёх
поколений молодёжи СССР, решивших посвятить себя защите
Социалистической Родины.
А роли врагов Страны Советов - вызывали жгучую ненависть
и не поддельное презрение к образу кулака, вредителя, шпиона...
...Как-бы "походя" господа критики "горбачёвской закалки"
иногда вспоминали, что Андрей Львович - потомок "вымершего"
теперь "племени" купцов-меценатов, давших России не только
лучший в Европе шоколад и карамель, но и строивших школы,
родильные , да и Московскую Консерваторию...
...Родивший в Симферополе, прошедший не особо образованным
подростком Гражданскую войну на юге России, но в 1929 году
становится знаменитым на всё Советскую Россию киноактёром,
а впоследствии - "премьером" на лучших сценах Москвы...
...А о том, что это был далеко не самый "неслабый"
Артист того - революционного, а значит - дерзкого
и порою ( но только не в случае с Андреем ) самонадеянного
поколения, говорит тот факт, что автор "Тихого Дона",
на роль Григория Мелехова (этого Мученика Революции )
в первой экранизации романа ( 1930 год, режиссёры И.Правов
и О.Преображенская ) одобрил именного Его - совсем юного
( 23 года! ) вчерашнего слесаря и почти неопытного
в "актёрском деле", а увлекающийся, но весьма
"прагматичный" в работе Николай Охлопков, в своей
первой постановке Шекспира, в роли Мавра не видел
никого иного ( хотя работа над образом у Абрикосова,
тогда - "единственного", шла очень проблемно ).
Не менее успешными были Его дальнейшие работы
у Николая Охлопкова - и в "Аристократах", и в "Угрюм реке"
( в роли Прохора Громова ), в Его прославленном
Реалистическом .
Художником-постановщиком этих знаковых для Страны
спектаклей, был подлинно "революционер от сценографии" -
"нарисовавший" множество других прекрасных спектаклей
у Охлопкова ( в частности, став главным художником Малого
- экранизированную "Вассу Железнову"), несколько
прекрасных кинофильмов ( "Светлый путь" и "Особые гастроли",
а "заодно" - Московский Фестиваль Молодёжи и Студентов
1957 года ) - Борис Георгиевич Кноблок.
В одном "приватном" разговоре,
известный кинематографист Борис Генрихович Вельшер
мне "по секрету" поведал об одном интереснейшем
"житейском эпизоде", прекрасно характеризующим
Андрея Львовича, как хлебосольного хозяина
и весьма "увлекающегося" Человека.
Абрикосов-отец, после удачного съёмочного дня
в "Секретаре обкома",возвращался домой в Высотку
на площади Восстания вместе, с тогда ещё "периферийный",
Владимиром Самойловым и Борисом Вельшером - молоденьким
вторым режиссёром "Мосфильма" и дежурным администратором.
Решили "отметить" свою хорошую работу прямо в 21-й "Волге",
но при этом Андрей Львович совершенно упустил из внимания,
что у Него в этот день - огромного значения, весьма
"немаленькое", семейное торжество. Машина сделала
три круга вокруг Высотки.
Андрей Львович трижды "посещал"
кабинет директора находящегося в доме "Гастронома",
возвращаясь с пакетами.
В итоге - было выпито три пол-литровочки медалированной
"Столичной" и Андрей Львович попал под маленькую,
но - "горячую ручку", своей супруги Александры Тихоновны,
которая весь вечер ждала Его за накрытым столом
со знаменитым на всю театрально-кинематографическую
Москву семейным "гвоздём программы" -
запечённой в духовке уткой с яблоками.
Удачный съёмочный день было решено
отпраздновать ещё разочек - "капитально"...
Вот так, в кругу коллег-друзей Абрикосов-отец,
отметил 37-летие своего брака с Александрой Тихоновной -
матушкой Григория Андреевича. А Владимир Самойлов
выехал в Горький только утренним поездом
( на вечерний спектакль - не опоздал ).
Очень плодотворно работал
с Андреем Абрикосовым Сергей Эзенштейн.
Его воевода Гаврила Алексич в "Александре Невском" -
роль далеко не "второго плана", - глубоко символична.
Он - умудрённый воин, эталон воинского долга, не только
спасает Героя Средневековой Руси - юного князя Александра
Невского, но и буквально "из под носа" уводит невесту
у своего кинематографического "соперника" - Николая
Охлопкова в роли несколько "анархиствующего" Васьки Буслая.
В гениальнейшем "фильме на века", единственным нравственно
достойным "противовесом" Ивану Грозному-Николаю Черкасову,
является именно Митрополит Филипп-Андрей Абрикосов.
Не случайно, что до выявления всей подлинной
"актёрской мощи" Олега Ивановича Янковского, ни советские,
ни потом - российские режиссёры не решались на экранизацию,
исторически сверхсложной, "Эпохи Предсмутной".
В их "артистической обойме" не находилось Артистов,
способных на работу над такими противоречиво-героическими
характерами: Иван Грозный, князь Курбский, Малюта Скуратов,
Митрополит Филипп.
К сожалению с приходом "новой исторической реалии"
порядком подзабыта прекрасная работа Андрея Львовиче
в заглавной роли фильма "Степан Разин", исторически очень
реалистично снятого Иваном Правовым и Ольгой Преображенской
в тоже весьма "смутном" 1939 году.
На съёмках этого замечательного фильма, частично проходивших
в дельте красавицы Волги, Андрей Абрикосов очень опасно заболел
( скорее всего - брюшным тифом ), но мастерство медиков и могучий
молодой организм победили смертельную болезнь.
Видеть "вживую" работ Абрикосова-старшего
мне почти не посчастливилось, но люди, вкусу которых
я не могу не доверят - старшее поколение вахтанговцев,
Б.Г.Кноблок, человек безукоризненного вкуса, сценограф
и многогранный художник, сама одна из талантливейших
"Вахтанговских детей", прекрасный литератор - друг
детства и юности Григория Абрикосова - Анна Владимировна
Масс, да и моя матушка - обучавшаяся танцу у Ирмы, приёмной
дочери Айседоры Дункан и танцевавшая у Всеволода Мейерхольда
и в Московской Оперетте в 30-40 годы, хорошо знавшая именно
"театрального" Андрея Львовича в тех лет.
Все они не один раз говорили мне, что в те годы,
в театральной Москве равных Ему было не более 7-9 человек -
Михаил Царёв, два Бориса - Ливанов и Бабочкин, оба Николая -
Мордвинов и Хмелёв, Алексей Дикий, Игорь Ильинский
( в лучших своих работах ) и Николай Павлович
Охолопков - всё более уходивший в режиссуру.
Долгие годы поклонники вахтанговского
Театра вспоминали о величии трагедии Его Жана Вальжана
в "Отверженных" Виктора Гюго. Особенно -
после французского кинофильма с Жаном Габеном...
Невольно сравнивали работы этих великих Мастеров.
Спорящие обычно соглашались, что "сравнивать" - бесполезно:
одно дело - "белый" киноэкран, а иное -
живая театральная Сцена...
Я не буду дальше продолжать эту мысль -
Вы всё отлично понимаете, что нельзя сравнивать
игру двух великих Артистов, что любое такое
"сравнивание" - удел или профессиональных критиков,
или - дилетантов...
В Ленинграде - подлинные Титаны советских
Театра и Кино - Николай Константинович Черкасов
и Бруно Артурович Фрейндлих.
...Отмечу, что имеются определённые доказательства
того, что Лауреат Сталинской Премии -
Народный Артист СССР Андрей Львович Абрикосов
немало способствовал прекращению преследования
своего дяди-хирурга по делу "Кремлёвских врачей-убийц".
Да и мой матушке, когда нас вернули
со "сталинского курорта" в заброшенной
поморской деревеньке Волоковая,
Он одним своим звонком помог решить проблему
с её трудоустройством в тогдашнем
Центральном Театре Транспорта, а впоследствии -
в Малом Театре.
В 1970 году, когда я готовился к "срочной"
на Черноморском Флоте, Андрей Львович
согласился стать моим "крёстным"...
"Чудны Дела Твои, Господи!"
P.S. Так-что - не будем путать, дилетантски,
"актёрскую маску" и человеческую личность...
Свидетельство о публикации №215102901538