Андрей Абрикосов, и - легенда о коммунисте

        Десятки "ехидных" критических статей
были написаны о "коммунистической сути" ведущего
артиста советских Театра и Кино, Народного Артиста СССР,
Андрея Львовича Абрикосова - Лауреата Сталинской премии.
Андрей Львович действительно блистательно выполнял
поставленные эпохой, и - режиссёрами, задачи...
       Его советские офицеры были эталоном для подражания трёх
поколений молодёжи СССР, решивших посвятить себя защите
Социалистической Родины.
      А роли врагов Страны Советов - вызывали жгучую ненависть
и не поддельное презрение к образу кулака, вредителя, шпиона...
      ...Как-бы "походя" господа критики "горбачёвской закалки"
иногда вспоминали, что Андрей Львович - потомок "вымершего"
теперь "племени" купцов-меценатов, давших России не только
лучший в Европе шоколад и карамель, но и строивших школы,
родильные , да и Московскую Консерваторию...
     ...Родивший в Симферополе, прошедший не особо образованным
подростком Гражданскую войну на юге России, но в 1929 году
становится знаменитым на всё Советскую Россию киноактёром,
а впоследствии - "премьером" на лучших сценах Москвы...
    ...А о том, что это был далеко не самый "неслабый"
    Артист того - революционного, а значит - дерзкого
    и порою ( но только не в случае с Андреем ) самонадеянного
    поколения, говорит тот факт, что автор "Тихого Дона",
    на роль Григория Мелехова (этого Мученика Революции )
    в первой экранизации романа ( 1930 год, режиссёры И.Правов
    и О.Преображенская ) одобрил именного Его - совсем юного
    ( 23 года! ) вчерашнего слесаря и почти неопытного
    в "актёрском деле", а увлекающийся, но весьма
    "прагматичный" в работе Николай Охлопков, в своей
    первой постановке Шекспира, в роли Мавра не видел
    никого иного ( хотя работа над образом у Абрикосова,
    тогда - "единственного", шла очень проблемно ).

    Не менее успешными были Его дальнейшие работы
у Николая Охлопкова - и в "Аристократах", и в "Угрюм реке"
( в роли Прохора Громова ), в Его прославленном
Реалистическом .

    Художником-постановщиком этих знаковых для Страны
спектаклей, был подлинно "революционер от сценографии" -
"нарисовавший" множество других прекрасных спектаклей
у Охлопкова ( в частности, став главным художником Малого
 - экранизированную "Вассу Железнову"), несколько
прекрасных кинофильмов ( "Светлый путь" и "Особые гастроли",
а "заодно" - Московский Фестиваль Молодёжи и Студентов
1957 года ) - Борис Георгиевич Кноблок.

     В одном "приватном"  разговоре,
     известный кинематографист Борис Генрихович Вельшер
     мне "по секрету" поведал об одном интереснейшем
     "житейском эпизоде", прекрасно характеризующим
     Андрея Львовича, как хлебосольного хозяина
     и весьма "увлекающегося" Человека.
     Абрикосов-отец, после удачного съёмочного дня
     в "Секретаре обкома",возвращался домой в Высотку
     на площади Восстания вместе, с тогда ещё "периферийный",
     Владимиром Самойловым и Борисом Вельшером - молоденьким
     вторым режиссёром "Мосфильма" и дежурным администратором.
     Решили "отметить" свою хорошую работу прямо в 21-й "Волге",
     но при этом Андрей Львович совершенно упустил из внимания,
     что у Него в этот день - огромного значения, весьма
     "немаленькое", семейное торжество. Машина сделала
     три круга вокруг Высотки.
     Андрей Львович трижды "посещал"
     кабинет директора находящегося в доме "Гастронома",
     возвращаясь с пакетами.
     В итоге - было выпито три пол-литровочки медалированной
     "Столичной" и Андрей Львович попал под маленькую,
     но - "горячую ручку", своей супруги Александры Тихоновны,
     которая весь вечер ждала Его за накрытым столом
     со знаменитым на всю театрально-кинематографическую 
     Москву семейным "гвоздём программы" -
     запечённой в духовке уткой с яблоками.
     Удачный съёмочный день было решено
     отпраздновать ещё разочек - "капитально"...
     Вот так, в кругу коллег-друзей Абрикосов-отец,
     отметил 37-летие своего брака с Александрой Тихоновной -
     матушкой Григория Андреевича. А Владимир Самойлов
     выехал в Горький только утренним поездом
     ( на вечерний спектакль - не опоздал ).

     Очень плодотворно работал
с Андреем Абрикосовым Сергей Эзенштейн.
     Его воевода Гаврила Алексич в "Александре Невском" -
роль далеко не "второго плана", - глубоко символична.
Он - умудрённый воин, эталон воинского долга, не только
спасает Героя Средневековой Руси - юного князя Александра
Невского, но и буквально "из под носа" уводит невесту
у своего кинематографического "соперника" - Николая
Охлопкова в роли несколько "анархиствующего" Васьки Буслая.
     В гениальнейшем "фильме на века", единственным нравственно
достойным "противовесом" Ивану Грозному-Николаю Черкасову,
является именно Митрополит Филипп-Андрей Абрикосов.

     Не случайно, что до выявления всей подлинной
"актёрской мощи" Олега Ивановича Янковского, ни советские,
ни потом - российские режиссёры не решались на экранизацию,
исторически сверхсложной, "Эпохи Предсмутной".
     В их "артистической обойме" не находилось Артистов,
способных на работу над такими противоречиво-героическими
характерами: Иван Грозный, князь Курбский, Малюта Скуратов,
Митрополит Филипп.

     К сожалению с приходом "новой исторической реалии"
порядком подзабыта прекрасная работа Андрея Львовиче
в заглавной роли фильма "Степан Разин", исторически очень
реалистично снятого Иваном Правовым и Ольгой Преображенской
в тоже весьма "смутном" 1939 году.
    На съёмках этого замечательного фильма, частично проходивших
в дельте красавицы Волги, Андрей Абрикосов очень опасно заболел
( скорее всего - брюшным тифом ), но мастерство медиков и могучий
молодой организм победили смертельную болезнь.

     Видеть "вживую" работ Абрикосова-старшего
мне почти не посчастливилось, но люди, вкусу которых
я не могу не доверят - старшее поколение вахтанговцев,
Б.Г.Кноблок, человек безукоризненного вкуса, сценограф
и многогранный художник, сама одна из талантливейших
"Вахтанговских детей", прекрасный литератор - друг
детства и юности Григория Абрикосова - Анна Владимировна
Масс, да и моя матушка - обучавшаяся танцу у Ирмы, приёмной
дочери Айседоры Дункан и танцевавшая у Всеволода Мейерхольда
и в Московской Оперетте в 30-40 годы, хорошо знавшая именно
"театрального" Андрея Львовича в тех лет.
Все они не один раз говорили мне, что в те годы,
в театральной Москве равных Ему было не более 7-9 человек -
Михаил Царёв, два Бориса - Ливанов и Бабочкин, оба Николая -
Мордвинов и Хмелёв, Алексей Дикий, Игорь Ильинский
( в лучших своих работах ) и Николай Павлович
Охолопков - всё более уходивший в режиссуру.

      Долгие годы поклонники вахтанговского
     Театра вспоминали о величии трагедии Его Жана Вальжана
     в "Отверженных" Виктора Гюго. Особенно -
     после французского кинофильма с Жаном Габеном...
     Невольно сравнивали работы этих великих Мастеров.
     Спорящие обычно соглашались, что "сравнивать" - бесполезно:
     одно дело - "белый" киноэкран, а иное -
     живая театральная Сцена...
     Я не буду дальше продолжать эту мысль -
     Вы всё отлично понимаете, что нельзя сравнивать
     игру двух великих Артистов, что любое такое
     "сравнивание" - удел или профессиональных критиков,
     или - дилетантов...

     В Ленинграде - подлинные Титаны советских
     Театра и Кино - Николай Константинович Черкасов
     и Бруно Артурович Фрейндлих.

       ...Отмечу, что имеются определённые доказательства
     того, что Лауреат Сталинской Премии -
     Народный Артист СССР Андрей Львович Абрикосов
     немало способствовал прекращению преследования
     своего дяди-хирурга по делу "Кремлёвских врачей-убийц".
     Да и мой матушке, когда нас вернули
     со "сталинского курорта" в заброшенной
     поморской деревеньке Волоковая,
     Он одним своим звонком помог решить проблему
     с её трудоустройством в тогдашнем   
     Центральном Театре Транспорта, а впоследствии -
     в Малом Театре.
     В 1970 году, когда я готовился к "срочной"
     на Черноморском Флоте, Андрей Львович
     согласился стать моим "крёстным"...
     "Чудны Дела Твои, Господи!"
 
      P.S. Так-что - не будем путать, дилетантски,
              "актёрскую маску" и человеческую личность...


Рецензии