Дьявол-дьявол!!!

Моему старшему сыну за полтинник, он 1961 года рождения, работает на заводе. Ко мне на дачу он приезжает по выходным, тут у него пчёлы, то есть небольшая пасека. Он любит насекомых , и не только , а всех тварей на земле.
Однажды , копаясь в огороде, я поймал небольшого крота и посадил его в ведро, ему немного земли и травы, подумав: - Завтра приедет Саша, вот обрадуется! Он приехал, вместо радости начал возмущаться: - Как ты мог, он же голодный, а чтобы питаться, он постоянно работает!Он взял ведро и отнёс крота на луг.

Купаясь в своей небольшой речке, я поймал однажды волоса. Это маленькая тварь тоньше миллиметра и диной около 20 сантиметров. Невооружённым глазом отличить где голова, а где хвост – невозможно. Я знал, что он опасен, неслышно впитывается в кровь человека и там живёт. Волоса я увидел впервые. Вот думаю, покажу Саше, что в реке у нас водятся волосы и чтобы купаясь он был осмотрителен. Волос плавал у меня в 3-х литровой стеклянной банке несколько дней. Каждый день я подливал воду, но движения волоса с каждым днём становились всё менее и менее медленными. Когда его увидел Саша, первое ,что он сказал: - Надо немедленно отнести его обратно, пусть живёт! Я начал возражать, что он опасен и пусть подыхает. На что он ответил: - Один Бог распоряжается, кому жить, а кому помирать.

Когда Саша был маленьким, я часто брал его в лес по ягоды или грибы, это его не интересовало. Он садился у какого-нибудь старого пня или муравейника и часами рассматривал этих мурашек, букашек и козявок. Идут бывало с речки с Серёжей, младшим сыном, обвешанные вокруг шеи ужами, чтобы нас с женой насмешить и попугать. Вот и теперь на днях, принёс из лесу большого жука. Жук действительно красив, весь перламутрового цвета, с усами длинней своего тела, закрученными спиралью на концах . Саша взял фотоаппарат и начал фотографировать его с разных сторон. Жук мне понравился, такого жука я увидел впервые.

Дома у нас, кроме аквариума, было много всякого живья. По его просьбе я из Москвы привозил всяких там хомяков и крыс. Однажды, собираясь на работу и одевая туфли, я одной ногой нащупал что-то живое. Вытащив ногу, я вскрикнул : - Дьявол-дьявол! Там сидела большая ящерица. Вспоминая этот случай ,дети часто смеялись надо мной, приговаривая : - Дьявол,дьявол ! Сам же я всегда брезгливо отношусь с пресмыкающимся.

И вот однажды , во время отпуска, я беру 7-летнего Сашу и еду в Москву. Останавливались мы у Толи Усова, моего друга детства. В Москве мы посетили Кремль, панораму Бородинской битвы и многое другое. Но главная цель моей поездки была показать Московский университет. Я мечтал, чтобы после школы именно в этот университет на какой-нибудь из естественных факультетов. Мы кружили около университета и я рассказывал ему о прелестях учёбы в этом главном храме науки нашей страны. За время хождения по Москве Саша так устал, что университет его уже совершенно не интересовал.

Назавтра он никуда не пошёл и набросился на литературу. У Толи было много детских книжек с красивыми картинками .В дальнейшем мы никогда не вспоминали ни о Москве, ни о университете. Он закончил Минский политехнический институт.
Было бы неверно думать, что у Саши на уме только одни букашки. Он прекрасно рисовал, но в кружок рисования при Дворце пионеров ходил немного, хотя делал успехи. Один из его рисунков был представлен на международную выставку детского рисунка в Германии, за что получил благодарственную грамоту.
Увлекался он и судомодельным творчеством. И даже ездил в Витебск с командой от дворца пионеров на соревнования от Гомельской области. Он самостоятельно серъёзно занимался электроникой, мастерил транзисторные радиоприёмники. Из Москвы я привозил по его просьбе различные детали для творчества: миниатюрные электромоторчики, работающие от батарейки, транзисторы, провода и другое.
Он очень любил музыку. У него был магнитофон, гитара, аккордеон. Учился он играть на аккордеоне в кружке при школе и многое уже прилично играл. Я любил слушать его игру, мне нравилось звучание аккордеона. Но вдруг он оставил это занятие. Я потом очень переживал. Учиться играть на аккордеоне была моя затея , и он ,видимо воспринял это как насилие.

Мне не раз приходилось слышать от знакомых: - Вот Степан научил сына пчеловодству, теперь и сам ест мёд и продаёт. Однажды Купчинов то ли в шутку,то ли всеръёз сказал: - Ты, Степан, самый богатый из нас человек – получаешь пенсию, рисуешь и продаёшь картины, и даже мёд. Я в шутку ответил : - Богатым сейчас быть престижно.Правда , французы в шутку говорят ,от богатства большие неудобства.

Я давно хотел завести пчёл. Мне с детства помнится, как звенит пчела, перелетая с одного цветка одуванчика на другой. С этой поры начиналась устойчивая тёплая погода и можно было бегать босиком. Пчёлы были нашего соседа Ляксея, я дружил с его младшим сыном Санькой и меня ,бывало, угощали мёдом. Это было блаженство и я думал: - Вот бы так всю жизнь!

И вот , в пенсионном возрасте я изучаю литературу о пчёлах, покупаю старый улей, а племянник Коля Иванов даёт мне хороший пчелиный отводок. По литературе я знал о пчёлах всё, или почти всё. Не знал только одного, что пчёлы большие воры и разбойники. В литературе про это писалось, но я не обратил на это серьёзного внимания. Однажды, от неумелого подкармливания сахарным сиропом, я пролил его во внутрь улья так, что он просачивался через входное отверстие улья , через леток. Вдруг, около улья начало летать множество пчёл, они сцепливались друг с другом, и сцепившись, падали на землю. Когда я спросил у одного начинающего пчеловода об этом, он сказал: - Это бывает, они как сцепятся, так и не расцепятся!
Так продолжалось почти с неделю, а потом мой улей стал совершенно пустым, вокруг валялись мёртвые пчёлы. Оказывается, разлитый сироп учуяли чужие пчёлы , прилетели, перебили всех моих пчёл и всё содержимое улья разграбили. Это был 1998 год.

На следующий год Саша договаривается с одним пчеловодом о покупке двух отводков ( это пчелиная семья, состоящая из молодых пчёл из разных ульев и молодой пчелиной маткой, или куколкой пчелиной матки). Мы едем к пчеловоду в деревню Валильевка. Смотрю я, как они отбирают и формируют отводки, и сын, как заправский пчеловод, разговаривает с хозяином на профессиональном языке.
С этого момента Саша взял всё в свои руки, и уже много лет занимается пчёлами, а я ему только помогаю : летом мастерю улья по его чертежам, а осенью подкармливаю пчёл сиропом и больше сироп не проливаю. У нас очень хорошие деревянные кормушки со стеклянной крышкой. Я никогда сына пчеловодству не учил, да он в этом и не нуждался. Сейчас я только любуюсь его работой. Иногда в холодную погоду он берёт в руку окоченевшую пчелу, не долетевшую с последним взятком до своего улья, дыханием отогревает её и садит на прилётную доску, приговаривая: - Иди ,глупенькая домой, ты же замёрзла.. А я смотрю на него и вспоминаю: - Дьявол-дьявол!

И вот сейчас, мы сидим в машине,он за рулём. Мы разъезжаем по просёлочным дорогам, выбирая место, где поставить пасеку. Но это всего лишь повод ,нам нравится сама прогулка и созерцания природы .


Рецензии