Школа

В первый класс я пошёл в 1940 году.
Школа находилась в деревне Малое Бабино в километре от дома. Учительницей нашей была Полина Александровна Драпкина. Это была молоденькая изящная девушка с карими глазами и очень беленьким лицом, в отличии от наших загорелых односельчан. Мы с Толей Усовым ,моим соседом по дому, сидели на первой парте перед её столом и не сводили с неё глаз.

Помню, на первом уроке она рассказывала нам, как надо себя вести в школе и за её пределами. А если кто увидит что-нибудь плохое, то обязан об этом заявить. Кажется, что самое главное усвоили мы на первом уроке – так это «заявить». Утром каждого дня на первом уроке поднимался лес рук и каждый хотел «заявить»,то есть накляузничать. Заявления доходили порой до открытого неприличия. Я очень стыдился за своих товарищей ,а Полина Александровна краснела и закрывала лицо руками, и просила остановиться. Видимо она была совсем не рада тому ,чему научила. Что  имелось  ввиду под словом неприличие?   Оказывается , один ученик сообщил учительнице , что его товарищ такой-то сказал ему ,что Полина Александровна имеет половые отношения с директором школы.

В классе ,кроме пяти-шести человек ,остальные были явные балбесы. Например, ученик по фамилии Луша, шестой год сидел в первом классе, а начинал он учиться с моей сестрой Ольгой, она теперь была в шестом классе. Его бывало переведут во второй класс, а потом через месяц-два – обратно…

Лучше всех училась Надя Шакутина, и Полина Александровна всегда ставила её нам в пример. Это была светло-русая девочка с косичками, с миловидным лицом и в белом воротничке. Всем нам Надя очень нравилась.
К середине учебного года «заявления» прекратились, на заявителей стали «шикать». Мне запомнились уроки чистописания, где мы тщательно учились каллиграфически красиво писать буквы и отдельные слова. И сейчас, когда я встречаю неряшливый почерк, то всегда думаю : - Не было у них чистописания, неряшливый почерк - это неуважение к тому, кому ты пишешь. Уроки преподавались у нас на белорусской мове. Полина Александровна была родом и г. Орши и по воскресеньям уезжала к себе домой.

Позже, спустя много лет после войны я узнал, что она была расстреляна немцами, как еврейка. Мне везло. На моём пути встречалось очень много хороших учителей, но Полина Александровна была первой и незабываемой. Драматично сложилась и судьба нашей отличницы Нади Шакутиной. Всей многодетной семьёй она была угнана в Германию. Там , в Германии, погибла при бомбёжке её мать и дети сиротами вернулись на родину. Отец погиб на фронте. В Орше на одном из заводов она работала токарем, у неё двое сыновей, оба директора средних школ.
Об этом совсем недавно мне рассказала моя сестра Ольга, она тоже была угнана в Германию и историю Нади хорошо знала.


Рецензии