Шесть секретов жены писателя

Представительница поколения шестидесятых годов XIX века, ценившего независимость выше всего, Анна Григорьевна (1846-1918), в девичестве Сниткина, посвятила себя любимому человеку, Федору Михайловичу  Достоевскому. Став женой, она всю жизнь была его ангелом-хранителем и музой. Без ее участия вряд ли увидели бы свет многие его романы. «Она была единственной из женщин, которая поняла меня!» – говорил он. 

Крупицу золота можно найти, крупицу времени - никогда

Идея независимости - самая дорогая идея Анны. Она понимает, что по-настоящему независимыми нас делает только просвещение, поэтому не теряет времени даром. Шестилетний курс первой женской столичной гимназии (Мариинской) заканчивает с большой серебряной медалью, учится на Педагогических курсах, усиленно штудирует новую науку - стенографию. И осуществляет свою заветную мечту - получает работу. Первая из группы. Отказавшись от развлечений, работает допоздна и помогает написать Достоевскому роман «Игрок» в невиданно короткие сроки, за 26 дней. Чем спасает его от долговой ямы.

Правда кривду выведет

После свадьбы Анна живет в окружении враждебно настроенных родственников Достоевского. Они, живущие за его счет, обременяют ее ежедневными продолжительными посещениями, строят коварные козни, стараются испортить ее отношения с мужем, наговаривают на нее и постоянно обвиняют в неспособности вести хозяйство. Пасынок упрекает в том, что из-за нее приступы эпилепсии у Федора Михайловича участились, и, когда никто не слышит, угрожает разделаться с ней. Она страдает, но, чтобы не навредить здоровью мужа и не помешать его работе, терпит и скрывает все до тех пор, пока он не узнает об этом сам.

Семейное счастье дороже денег

Они оба понимают - чтобы спасти любовь, необходимо хоть на два-три месяца уединиться, лучше уехать за границу. Но денег нет, и она, двадцатилетняя, жертвует всем своим приданым. С молотка уходят ее любимый рояль, прелестная мебель, золотые и серебряные вещи, выигрышные билеты и даже шубы. И не зря! За границей познается настоящее семейное счастье, болезнь Федора Михайловича отступает, с помощью Анны Григорьевны он изживает мучительную страсть к игре в рулетку (проиграл даже ее свадебный подарок: дорогую брошь и серьги с бриллиантами и рубинами), пишет романы «Идиот» и «Бесы». У них появляются трое детей. И в Россию они возвращаются аж через четыре с половиной года.

Не бойся постареть телом, страшись постареть душой

Достоевского смущают и разница в возрасте, и моложавость жены. Анна Григорьевна смеется и уверяет, что скоро постареет. И правда, обладая той уступчивостью, которая необходима в каждом добром супружестве, особенно в браке с таким больным и раздражительным, каким часто, вследствие болезни, бывает ее муж, она старается в нарядах и в разговорах быть настолько солидной, что разница скоро исчезает. Но ни энергии, ни интереса ко всему окружающему она не утрачивает до последних дней.

Не давши слова, крепись, а дал – держись

Даже и рядом с таким умнейшим и опытным, как ее муж, человеком она остается натурой редкой в своей цельности. С первого и до последнего дня их супружеской жизни слова ее не расходятся с делом. Так, вступившись как-то за честь женщин, по мнению мужа неспособных долго и упорно добиваться намеченной цели, она дала слово собирать марки. Специально не тратится, но благодаря родным, друзьям и знакомым в коллекции ее появляются совершенно редкие марки. И хоть сам виновник называет это пристрастие слабостью, занятие это она не оставляет более пятидесяти лет.

Под лежачий камень и вода не течет

Анна Григорьевна успешно справляется с хозяйством, воспитывает детей, следит за здоровьем мужа, помогает ему в литературной работе, оберегает  от назойливых людей, но жизнь семьи омрачена постоянными долгами - книгоиздатели платят Достоевскому вдвое-втрое меньше, чем другим известным писателям, кроме того, Федор Михайлович выплачивает долги брата после его кончины. Чтобы выправить положение, она смело берет бухгалтерию и книгоиздание в свои руки. В назидание другим лихо урезонивает немецкого купца Гинтерштейна, обманом (как и многие) разжившегося распиской у доверчивого Достоевского и пугавшего описать его имущество. Она заставляет работать по правилам кредиторов. Изданные ею «Бесы» вместо предложенных издателями 500 рублей «авторских» принесли семье 4000 рублей! Это вызывает у всех изумление, ведь никому из писателей еще не удавалось самим наладить печатание и распространение книг с прибылью. Она успешно торгует книгами для провинции. Рассчитывается с долгами мужа. И после его кончины еще 38 лет издает книги сама.


Рецензии