Спасибо, товарищ капитан!

  Иногда случаются события, которые сохраняются в памяти на всю жизнь. Небольшие, незначительные детали со временем, конечно, забываются, но суть остаётся. Об одном из таких случаев я и хочу рассказать.
  Было это весной далёкого 2002-го года. Работал я тогда на Южно-Уральской железной дороге. Младший брат служил в армии. В инженерных войсках, в городе Белёве Тульской области. Подошло время моего очередного отпуска, и, как железнодорожник, я выписал требование на бесплатный проезд на поезде. От станции "Челябинск" до станции "Тула", через станцию "Москва". Туда и обратно.
  До Тулы поехал "прямым" поездом - не через Москву. От Тулы до Белёва ещё часа полтора ехал автобусом. Нашёл воинскую часть, нашёл брата. Время было уже вечернее, и подполковник, заместитель командира части по работе с личным составом, предложил мне на выбор: переночевать в части, или в гостинице "Белёв", находящейся неподалёку. Я выбрал гостиницу. Оплатил проживание, взял квитанцию, в номере бросил её на стол и забыл о ней.
  Утром пошёл в воинскую часть. Брата отпустили в увольнение на целый день. Мы погуляли с ним по городу, по-братски пообщались, узнали, что на следующее утро от Белёва до Москвы идёт прямой автобус. Вечером мы попрощались, и брат пошёл в часть, а я - в гостиницу. Рано утром я встал и стал собираться в путь. Тут попалась на глаза квитанция, лежащая на столе. Я несколько секунд смотрел на неё, думая: "Зачем она мне?" Отчитываться мне было не перед кем: жены тогда ещё  не было, командировочные мне никто бы не оплатил, потому что это была не командировка... Хотел было выбросить эту квитанцию в ведро, но словно что-то остановило меня. Машинально свернул квитанцию, сунул её в карман куртки и забыл.
  Автобус "Белёв - Москва" прибыл в пункт назначения. Остановился в районе станции метро "Юго-Западная". Я вышел, оглянулся по сторонам, спросил у случайного прохожего: "Как пройти к станции метро?" Тот пожал плечами - видимо, тоже был не местный. Я снова оглянулся по сторонам и пошёл, "куда глаза глядят".
  Вдруг, откуда ни возьмись, прямо передо мной возникли трое, тогда ещё - милиционеров. Патруль. Невысокого роста капитан, сержант, по комплекции похожий на Арнольда Шварценеггера и молодой рядовой. Сержант быстро представился, попросил у меня документы и, обернувшись к капитану, указал на меня и громко сказал:
 - Товарищ капитан! Это же тот мужчина!
  Я с недоумением смотрел на происходящее. Пока я пытался понять, как, когда и почему оказался именно "тем мужчиной", сержант передал взятые у меня документы капитану. Тот принялся спокойно изучать их.
 - Корнилов Юрий Алексеевич? - спросил он.
 - Да. - ответил я.
 - Проживаете в Челябинске?
 - Да.
 - А здесь что делаете?
  Я не успел ответить, так как в разговор вмешался могучий сержант, который громко повторил:
 - Товарищ капитан, это - тот мужчина!
  Я перевёл удивлённый взгляд с капитана на сержанта, затем - обратно. Капитан был абсолютно спокоен. Казалось, он не видел огромного сержанта и не слышал его эмоционального утверждения. Зато начал волноваться я: шутка ли - попасть под подозрение милиции в другом городе?
 - Я... я возвращаюсь домой, в Челябинск... - ответил я.
 - А что Вы так волнуетесь? - капитан был не только спокойным, но и внимательным.
 - Да как же не волноваться? - ответил я, - Приезжий, один, в другом городе, да ещё и под подозрением у милиции!
  И я на мгновение снова перевёл взгляд на сержанта. Тот смотрел на меня с явным подозрением. Но спокойствие капитана и на меня подействовало успокаивающе. Он продолжал:
 - А откуда Вы возвращаетесь в Челябинск?
 - Из города Белёва Тульской области. Приехал оттуда на автобусе. - и я указал на автостанцию.
 - А туда как приехали?
 - На поезде. Там, под обложкой паспорта, есть железнодорожное требование и билет, по которому я ехал.
  Капитан открыл первую страницу паспорта, вынул из-под обложки требование и билет. Внимательно изучил их и вставил на место.
 - А с какой целью Вы были в Белёве?
  Я ожидал очередного выпада со стороны сержанта. Но тот, на удивление, промолчал.
 - Я навещал брата, который там служит. - ответил я капитану.
 - В каких войсках?
 - В инженерных.
 - Номер части?
  Я назвал. Спокойный взгляд капитана стал добрее. Возможно, он знал эту воинскую часть.
 - Как долго Вы там находились?
 - Почти двое суток.
 - А где там останавливались?
 - В гостинице "Белёв".
 - А есть из гостиницы... - и капитан пальцами двух рук нарисовал в воздухе четырёхугольник.
  И тут меня словно посетило просветление, озарение, вдохновение, или, скорее, всё это, вместе взятое! Моё настроение буквально взлетело, когда я вспомнил, что этот самый "четырёхугольник" лежит сейчас не в ведре гостиницы "Белёв", а в кармане моей куртки! Я вынул свёрнутую бумажку, развернул её и протянул капитану:
 - Пожалуйста!
  Он внимательно изучил её, снова свернул, вложил в мой паспорт и протянул его мне:
 - Всё в порядке! Обычная проверка документов. Приносим наши извинения за причинённое беспокойство.
  Сержант молчал, поняв, что я - не "тот". Рядовой за всё время не проронил ни слова.
 - Надеюсь, в сумке у Вас гранат нет? - с улыбкой спросил капитан.
 - Нет, товарищ капитан! Еда, одежда, бутылка шампанского, которую хотел выпить с проводницами. Но они отказались выпивать на работе!
  Я вынул бутылку шампанского и показал капитану. Он снова улыбнулся:
 - Ничего, она Вам ещё в дороге пригодится! До Челябинска - путь не близкий!
  Он указал мне, как пройти к станции метро и пожелал счастливого пути. Всё, что я тогда смог сказать человеку, фактически спасшему меня от явного недоразумения с возможными непредсказуемыми для меня последствиями, это:
 - Спасибо, товарищ капитан!            


Рецензии