Уравнение Любви

***
…Шквал вопросов и возражений, но скажу прямо: любовь – это эмоция. И даже в её высшей ипостаси сострадания. Возвышенная, духовная, уникальная, - и здесь её можно было бы назвать «чувством» или лучше – «благодатным чувством», - но всё же эмоция.  А что такое эмоция?  Это внутренний настрой, душевное переживание, состояние психики. И в этом последнем качестве, – особой вибрации, энергии, - оно, переживание, чрезвычайно близко ощущениям.   

Кстати, именно этим наш человек, русский (в широком смысле), и отличается от всех других народов мира, более прагматичных, меркантильных и даже – нередко рациональных и эгоистичных. Поэтому вопрос Любви имеет не проходное, а непреходящее значение, политическую и даже  геополитическую окраску или специфику. Это большой вопрос русского менталитета и мировоззрения.

Но вы спросите: душевные чувства всегда имеют полярности. Есть положительные: радость, умиротворение, есть отрицательные – печаль, страх, гнев. Разве наши зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные ощущения имеют полярности? Сами по себе – нет. Это просто раздражения рецепторов. Полярности возникают над некими комплексами зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых или тактильных ощущений. Это своеобразные мета-ощущения. Некая Ткань, созданная из этих ощущений (и всех сразу и в каждом ощущении в отдельности.)

Но при чём здесь Любовь и полярности? Да при том, что специфика любви, а я убеждён, что Это - «со-страдание и жалость к чистой и безвинной жертве», остро ощущается лишь на мрачном фоне и контрасте её «страданий и боли». Без которых нет самой «жертвы». Без которых нет страданий. Нет сострадания, а значит, - и нет любви. Женское понимание «любви» не беру в расчёт. Женщины – особые существа. А женское мировоззрение всегда должно рассматриваться в контексте главного её предназначения и смысла жизни – воспроизводства человеческого  потомства. Скажу лишь, что «любовь женщины к мужчине» - это странная смесь «заботы о Сыне с уважением, боязнью и ожиданием защиты со стороны Отца»…

Но вернёмся к ощущениям. Чтобы стало понятнее – приведу самый очевидный пример - слух. Слово это, как известно, имеет два значения.
 
1. Способность человека распознавать звуки.
2. Способность человека очень точно воспринимать и воспроизводить звуки – их частоту, а главное - комбинации этих звуков – музыку, песни, их характер и настроения.

Вы никогда не задавали себе вопрос, чем светлая, радостная мелодия отличается от грустной и печальной? Ведь и та, и другая – всего лишь комбинации звуков, то есть частот. Почему же одни комбинации звуков вызывают у нас грусть, нередко страх и ужас, а другие – радость и торжественность? 

Существуют музыкальные лады. Мажор и Минор. Говоря просто - это разные типы гармонии. (Кстати, есть ещё третий лад – целотоника, о котором нередко спорят теоретики музыки.) Есть главный резонанс звуков – интервал октава. Разница частот – 1 к 2. Именно удвоение и воспринимается нашим ухом как наиболее гармоничное созвучие. Но ведь есть частоты между этими удвоениями. Как их распределить в октаве. Сколько их должно быть, может быть, не восемь, а 16 или 12 ступеней?. А ещё сложнее – как двигаться по всем этим промежуточным частотам от начала главного интервала до его гармоничного и удвоенного завершения? Вот здесь и возникают мажор и минор. Их множество разновидностей также. Но основные – натуральный мажор и натуральный минор отличаются всего лишь частотой звука третьей ступени. Она у минора понижена на полтона. Всё. Этого достаточно, чтобы радость и торжественность превратились в свои противоположности – грусть и печаль. Я мог бы привлечь математический аппарат. Разобрать функции. Их производные. Выйти на основные константы. У мажора, минора и целотоники – они разные. Но надо ли? Ведь здесь речь идет о философии. Философии Любви.

Вывод здесь такой – сами по себе единичные звуки не несут особой и главное – полярной эмоциональной нагрузки. Последняя, которую можно назвать чувством, возникает из особых гармонических комбинаций этих звуков или частот. Таким образом, чувства, грубо говоря – это резонансы частот, то есть особые мета-ощущения, над-ощущения, или ещё проще – «ощущения ощущений». На этом феномене основана очень древняя профессия или призвание. А человечество приобрело еще одну составляющую своей общей Культуры - пантеон гениальных музыкантов и коллекцию их великих творений…
К слову сказать, слух рождает ещё одну уникальную для человечества разновидность метаощущений, или чувств. Это речь. Только гармоники здесь рождаются не из комбинации низких и высоких частот, как в музыке, а из комбинации фазовых и амплитудных особенностей звуковой волны одной частоты. Иными словами, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких гласных. И поэтому существуют поэты и писатели. Великие и не очень. Гениальные и посредственные.

С обонянием – проще всего. Есть запахи благоуханные и зловонные. Чем не полярности?! Но в основе их восприятия те же метаощущения. Элементарными, ещё не поляризованными запахами, скорее всего, являются запахи химических элементов, главным образом – газов. Но вы скажете: запах хлора, серы фосфора – это одно. А вот запах оксидов азота или озона – совсем другое. Да. Но сказать что из них лучше или хуже мы не можем. Они просто разные.

Со зрением – сложнее. Но и здесь существуют метаощущения.  Сочетание «оранжевого на зелёном» – вызывающая, шокирующая, частично ядовитая, и даже - немного сумасшедшая комбинация. А вот обратная комбинация почему-то рождает в душе совсем другие эмоции.  «Желтое на фиолетовом» - это грусть, печаль, но и вера в победу добра! «Красное на зелёном» - очень тревожное сочетание. Может, оттого, что на подсознании оно ассоциируется у человека с «кровью на траве». И вообще, тут надо особо сказать, что все сочетания цветов, по-видимому, имеют под собой природную основу. Посмотрите, «желтое на чёрном» - это же комплекс осы или шмеля. Тревожный, опасный, с болевыми последствиями. «Жёлтое на фиолетовом» - комплекс полной Луны на ночном небе с надеждой на скорое наступление утра. «Оранжевое на зелёном» - комплекс ядовитой жабы, рептилии или  гада. Но меня опять спросят: если эти метаощущения связаны с древнейшими опасностями или обстоятельствами социальной, коллективной жизни человеческих общностей, которые могли быть в прошлом вербализованы и культурно оформлены в соответствующие правила и целеуказания, а потом воспитаны в подрастающих поколениях – не являются ли они искусственными? Утилитарными требованиями самой жизни, своеобразной системой техники безопасности? Не соглашусь с этой позицией. Шмелей, ос и колорадских жуков боятся большинство совсем ещё юных птиц или даже домашних животных, понаблюдайте, для которых зрение – существенный канал связи с внешним миром. Они никогда не ели ос прежде. И им никогда об этом не «сообщали» их родители. Но почему же малые птенцы их боятся почему они вызывают у них тревогу при самой первой встрече? Всё потому же – дисгармоничные сочетания цветов объективны. Они существуют вне их осознавания живыми существами. В основе их, как ни странно – физика и математика. А значит, никакой социальной составляющей в первоначальном восприятии индивидуумом этих сочетаний нет. Она появляется потом. А первоначальное восприятие связано с первой сигнальной системой. Является её биофизической надстройкой. Уверен, такое чувство как любовь – свойственна животным, высшим животным и особенно – домашним животным.

Случай. Одинокий мужчина после работы в конце недели крепко выпил, пришёл в свою однокомнатную, оставшуюся ему после развода с женой и размены бывшей квартиру и, закурив, - уснул на диване. Тривиально. Проснулся весь в дыму и смраде - кто-то визжит, сидит на нём и рвёт когтями его грудь. Оказалось – пожар, а страшный шум устроила его кошка Мурка. Вы скажете: "…животное просто боролось за жизнь. Инстинкт самосохранения."  И ошибётесь.  Первый этаж. Вечно открытая форточка. И кошка прекрасно пользовалась этим выходом множество раз ранее. Что же побудило её так необычно разбудить хозяина, а не бежать из квартиры, куда глаза глядят? Сложное животное чувство благодарности и привязанности к хозяину, который попал в беду и которое чрезвычайно похоже на человеческую Любовь.

О том, что у африканских слонов есть особая традиция раз в год приходить на слоновье кладбище и подолгу собирать кости предков в кучи, бережно переворачивать и обнюхивать их – знают многие. Но то, что в глазах слонов при этом проступают слёзы – поражает воображение даже самых закоренелых скептиков…

Случай, рассказанный известным нашим натуралистом-писателем В. Песковым просто переворачивает каждую чувствующую и честную перед собой душу. Умер одинокий мужчина-пенсионер. Как потом оказалось – от сердечного приступа. Несколько дней труп пролежал на диване. Пока собака, его постоянный и верный домашний друг, не подняла страшный вой на весь подъезд. Вызвали МЧС, милицию, скорую. Взломали дверь. Труп увезли в морг. Собака убежала. Говорят, её видели около морга. Потом – скромные похороны. После которых собака осталась у могилы своего хозяина. Журналист случайно увидел её через неделю после похорон. «Друг человека» лежал на свежей могиле хозяина, грустно, через прищуренные глаза он смотрел на проходящих мимо людей, а вокруг него было море конфет, печенья, пирожков и даже колбасок, кусков тушёнки и сосисок. Видимо, собаку прикармливали люди от доброты душевной. Но она не притрагивалась к пище. И наотрез отказалась покинуть свой последний в её жизни "пост". Чувство Долга и Любви для мудрого животного оказалось выше пресловутого инстинкта самосохранения. Говорили, что вскоре она умерла…

Постойте-постойте, опять скажете вы. Но ведь только что утверждалось, что  в основе духовных добродетелей и благодатей лежат сухие математические константы? К чему же вся эта лирика? Не принижает ли всё это Любовь или Веру или Надежду?

Нет-нет. Совсем нет. Ведь великие математические константы не выдуманы человеком. Они естественны, природны и лежат в основе мироздания. На них зиждется Мир. Через них существует все многообразие форм живой и неживой материи. Разве эта всеобщность, потрясающая объективность и универсальность не возвышают Любовь и все наши другие духовные чувства?

Вдумайтесь, люди: было бы значительно хуже для всех нас, если бы Любовь, Со-страдание, Печаль и Радость, Откровение и Исповедь, Грусть, Слёзы Умиления и великое Чувство Самопожертвования на поверку оказались бы простыми субъективными выдумками мечтающих неудачников, бреднями социальных идиотов и навязчивыми идеями сумасшедших шизиков – будущих клиентов психиатров. Это не так! Любовь имманентна Вселенной и является её уникальным движущим началом. Она объективна и математически обоснована через законы гармонии. Скажу больше - совсем не Константы определяют духовные чувства человека. Последние существуют объективно в окружающем нас мире в сочетании частот волн, соотношении размеров объектов и расстояний между ними, сочетании временных промежутков, аттракторов Вселенной, в самой ткани Мироздания. Но в человеке они преломляются особым образом и влияют на всю его деятельность. Более того, сами Константы являются «добрыми и злыми», «светлыми и тёмными», «радостными и грустными».

И что, опять спросите вы, - существует «Константа Любви»?

Да, это так. Она существует. И она побуждает Мироздание проходить свой Путь. Она мотивирует Мир. И «подталкивает» Вселенную кружиться вокруг Любви. Это и есть тот самый Перводвигатель и тот самый Первотолчок, с которого всё началось.

Аромат любви. Формула любви. И даже – Константа любви. Но что такое «Уравнение Любви»?

Трудный вопрос. Любовь всегда возникает на базе и изначальном ощущении Надежды – торжественного умиротворяющего, возвышенного чувства. Нет в душе Надежды - не будет и Любви. С другой стороны – Любовь является мощной базой для Веры человека, его непреклонной несгибаемой силы воли и убеждённости в своих действиях. Но почему тогда Вера третична Надежде и Любви?  Почему без них она слаба, непрочна и несостоятельна? Потому что только все вместе они - триада, треугольник, который, как известно, - жёсткая фигура. Его невозможно изменить, взявшись за стороны, в отличие от квадрата. У треугольника нет центра симметрии. Вера, основанная на Любви и стремящаяся к Надежде – это и есть часть Уравнения. Точно такой же его частью будет и Надежда, основанная на Вере и стремящаяся к Любви. В совокупности же все эти три части великой Триады и будут Уравнением, которое кратко можно назвать «Уравнением Любви». Оттого, что любовь - это высшая метаэмоция, её очень трудно рационально разложить на части и проанализировать. Попытаюсь.

ЛЮБОВЬ ЕСТЬ НАДЕЖДА ПОДЕЛЁННАЯ НА ВЕРУ. В одном лишь аспекте направления вращения триады чувств.

Одна оговорка. Это Уравнение Любви с позиции Защитника. А есть ещё и вторая его сторона: «Уравнение Любви с позиции Жертвы». Но об этом в другой раз,  в «Культе Любви».
***

Ник Иванов. 29 октября. 2015г.


Рецензии
Благодарю .Было интересно .
вы написали об уравнении любви, посмотрите на формулу любви! Приглашаю -

http://www.proza.ru/2015/03/07/879

Др. Бог русов Велес, встречая пришедшего в иной мир, спрашивает его: Любил ли ты на Земле? Познал ли ты Радость?
Что такое радость? радость - это счастье.
Счастье - любить и быть любимым, без этого жизнь теряет смысл. Быть словно частью другого, тогда и быть с-частью!Верность, забота, доброта, у-частие -основа Счастья-радости, смысла жизни.
Счастье как воздух, к нему так привыкаешь - им порой дышишь , и не замечаешь.С улыбкой!

Валентина Анисимова   05.11.2015 20:17     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Валентина, за светлый и прочувствованный отклик! Всё, что Вы написали - полностью согласен.
С уважением,

Ник Иванов   06.11.2015 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.