Мой друг - мини повесть. 7. Тертые калачи

Начало  http://www.proza.ru/2015/10/28/2103

Нас, столичных проверяющих, в российской глубинке встречали, как правило, с любопытством. Такой прямо лютой ненависти не наблюдалось, как впрочем, и особого радушия, – в общем, все было спокойно.

Тем не менее, отвечая на вопрос сослуживцев «как все прошло?», мы с коллегой шутили «как всегда закидали тухлыми яйцами, хорошо хоть не страусиными».

Да-а-а-а, не думали мы тогда, что в каждой шутке есть доля шутки, а мысль материальна.

Та командировка была тяжелая, но плодотворная. Нам удалось не только собрать данные для отчета, выехать с проверкой на места и даже провести множество встреч, но и уделать в пух и прах «конкурентов». Если точнее, то это были не конкуренты, а коллеги из соседнего подразделения, они проверяли свое направление, мы пересеклись с ними совершенно случайно в одном районе.

Коллеги веля себя, мягко говоря, нагло. В область они прилетели еще в понедельник, с комфортом устроились в хорошей гостинице и, только начиная со вторника, начали выезжать на места. При этом по их требованию администрация предоставила им для разъездов машину. Расстояния от центра до районов были значительные, за неделю коллеги сделали всего три вылазки.
 
По поведению коллег мы сразу поняли, что к командировке они не готовились. Они плохо ориентировались в районах и не знали, где расположены проверяемые объекты, поэтому администрация, пользуясь случаем, занималась откровенным «очковтирательством».

Мы же, как обычно, запланировали восемь проверок, к вечеру четверга в кармане было семь. Я отзвонилась с отчетом маме Любе, а заодно и накляузничала на нерадивых коллег. Мама Люба рассвирепела и пообещала показать им «небо в алмазах». Командировка удалась!

«У меня сегодня радость – я успела сделать гадость», посмеялись мы с напарницей и отправились в кафе поужинать.

Эта командировка была у нас уже не первая. Мы набрались опыта, с одного взгляда вылавливали косяки и наперед знали, где надо копать. К счастью, регионы уже поняли, что находятся под пристальным контролем и перестали «химичить». Ну, по нашей программе точно. Они регулярно присылали данные, не срывали нам командировки и возили по нужным районам (была история, когда нашим коллегам показали не тот объект). Но на всякий случай мы в дороге всегда сверяли маршрут, по которому нас везли, с картой области.

Да уж, за время проверок мы стали настоящими тертыми калачами!

Мы ели вкуснейшие отбивные, запивали их красным вином и подсчитывали трофеи. Из этой командировки мы везли семь положительных заключений. Осталось проверить один объект. Но даже в случае одного отрицательного это было рекордом. Мы были лучшими инспекторами! На работе нас хвалили и ставили другим в пример. Завтра пятница, после обеда – домой. Ну, что могло быть прекраснее?

***

Утро пятницы не предвещало ничего плохого. Напротив, оно выдалось изумительным! Высокое синее небо, яркое летнее солнце, поющие в густой листве высоких деревьев птицы и красивые цветы на клумбе перед зданием районной администрации.

К обеду мы уже вернулись с объекта и направились на встречу к главе. Встреча прошла конструктивно, материалы нам предоставили. Восьмое заключение, последнее! – и тоже положительное! Это была победа! С такими результатами из командировок пока не возвращался никто! Наши крылья распахнулись до невероятных размеров, а мы сами не шли по земле, а парили в воздухе.

Осталось перекусить, и можно было отправляться в сторону аэропорта… Как вдруг глава предложил нам принять участие в местном собрании, посвященном вопросам развития района, с участием местной деловой элиты – крупных предпринимателей, фермеров и других уважаемых людей. Мы с легкостью согласились.

Актовый зал был уже полон, но стояла тишина. На сцене в виде большой буквы П были выстроены столы, места за ними пустовали. Обычно нас сразу приглашали в президиум, даже обижались, если мы отказывались. Поэтому к центральным местам мы уже шли на автомате. Но не сейчас.

Не знаю, каким чувством, но я вдруг поняла, что садиться за те столы нам не стоит, и мы скромно приземлились на места в первом ряду в зале. Через несколько минут в зал вошли человек пятнадцать мужчин, все мрачные и сосредоточенные. В полной тишине они заняли все места, ни одного пустого не осталось. Я представила, как бледно мы бы сейчас выглядели, если бы нас погнали с занятых мест, и мысленно перекрестилась.

Глава администрации произнес краткое вступительное слово, а затем… предоставил слово мне. Это было немного неожиданно, но, как ни в чем не бывало, я прошла за трибуну и начала речь. Представилась, поприветствовала присутствующих, вкратце рассказала о государственной поддержке по развитию сельских поселений, отметила хорошую работу районной администрации…

Не буду скромничать, язык у меня подвешен хорошо, к тому же после многочисленных выступлений я научилась «чувствовать» зал. Во время официальной вступительной части я обычно произносила первую маленькую шутку. Если люди начинали улыбаться, я продолжала речь уже на более дружеской ноте, если нет – возвращалась к официальному сдержанному тону.

Заканчивая официальную часть, я пошутила. Трибуна стояла боком, я видела и президиум, и людей в зале. Не улыбнулся ни один человек. Напротив, лица мужчин в президиуме стали еще мрачнее, а люди в зале, казалось, превратились в статуи.

«Понятно», подумала я, «предстоит серьезное районное совещание, инквизиции не до нас, надо сворачиваться».

Но не тут-то было. Из президиума вдруг раздались голоса. Я в это время говорила и не расслышала сказанное, уловила только далеко не дружелюбные интонации… Я замолчала, и тут началось!

Инквизиторы начали комментировать каждое мое слово. Делали они это нарочито грубо, специально стараясь задеть. Основные их претензии сводились к тому, что власть ничего не делает для простых людей. А те крохи, которые перепадают их району – ничтожно малы для развития. Никто и не думал с ними спорить. Я и сама не довольна политикой партии и правительства. Но вот только претензии были не по адресу.

Уверена, что если бы на встречу приехал губернатор, они прикусили бы свои языки и побоялись даже квакнуть. Президент и вовсе замочил бы всех недовольных в сортире. Но перед ними были две женщины – сорока с небольшим и двадцати с небольшим лет. Сильная половина человечества района в количестве 15 штук (именно штук, а не людей, и тем более не мужчин) решила отыграться на нас. Причем перейдя на личности.

Чего мы только не услышали! И про зажравшуюся Москву, и про всех гадов москвичей, естественно поголовно миллионеров и тоже зажравшихся, и конкретно про себя, двух городских фифочек, ни хрена не знающих о жизни.

После какой-то моей фразы один из инквизиторов обратился к своему соседу, причем так громко, что его услышали даже сидящие в зале, «Эти городские, наверное, думают, что у нас коровы стоят в стойле в бигудях (именно в бигудях!) и с накрашенными глазами».

Это был самый любезный комментарий в наш адрес, можно сказать, комплимент.

Огрызаться в ответ я не могла, оправдываться мне было не в чем, поэтому я, хоть и была возмущена, тем не менее, вежливо отвечала на их откровенное хамство общими фразами. От волнения у меня пересохло в горле, я ежесекундно облизывала губы, говорить стало труднее. Воды на трибуне не было.
 
Дай Бог здоровья той женщине, которая мне ее поднесла.

Изо всех сил стараясь держаться спокойно, чтобы никто не увидел, как дрожат заледеневшие руки, я сделала пару маленьких глотков, закончила речь и вернулась на свое место в первом ряду.

Инквизиция продолжала обсуждение сказанного. Статуи в зале сидели, не шевелясь.
В завершение обсуждения помощник главы, прыщавый молодой мужчина с жиденькими волосиками, подвел итог.

«Наши предприниматели и фермеры», он обвел рукой инквизиторов «сделали для района больше, чем вы» и посмотрел на нас.

В нас, двух женщинах, инквизиция увидела все Правительство Российской Федерации и выразила свое недовольство!

Стало очень смешно, но я сдержанно ответила «Мы передадим ваши замечания своему руководству», а потом продолжила «Если у вас возникнут какие-либо вопросы, жалобы, предложения, вы можете звонить…» и продиктовала рабочий телефон нашего подразделения.

Вдруг один из президиума громко и нагло произнес «И домашний свой продиктуй, а то в Москву приеду, где остановлюсь?»

Это был явный перебор и последняя капля в чаше моего терпения.

Вежливо улыбаясь, я подняла правую руку, сжала ее в кулак и выкинула вверх один палец. При этом боковым зрением увидела, как вздрогнула и еще больше напряглась и без того неподвижная и бледная напарница. Как потом она мне призналась, мысль у нее была одна - я показала наглецу «фак».

Вы тоже так подумали, уважаемый читатель? Ну, что вы! Я не могла так поступить! Я же очень воспитанный человек!

Вежливо улыбаясь, я подняла правую руку, сжала ее в кулак и выкинула вверх один палец – безымянный с обручальным кольцом, и громко сказала нахалу «Я замужем».

Инквизиция замерла. И они, и все в зале прекрасно поняли, что это был за жест. Последнее слово стало моим! Я их послала!

***

На негнущихся ногах мы с напарницей вышли из здания администрации. Мы не видели ни синего неба, ни летних цветов и не чувствовали жары. Мы крепко сцепились ледяными руками и перевели дух.

– Вот это встреча, – еле слышно прошептала коллега.

– Да уж, похлеще, чем в отеле с дальнобойщиками, – прошелестела я пересохшими губами.

– Я чувствовала себя куском мяса в клетке с тиграми, – призналась она.

– И я тоже.

– Когда ты показала им палец, я не сразу поняла, что безымянный, думала средний, – сбивчиво прошептала она, – и думала, они на нас набросятся и порвут, даже стала оглядываться в поисках выхода, представила, как встанем спина к спине и будем отбиваться.

Двадцатилетняя девчонка оказалась настоящим боевым товарищем! Безумно испугавшись, она не думала только о себе!

***

Название района, где мы были, в переводе обозначает «Хлеб» или «Калач». С тех пор это слово для нас нарицательное и определяет степень сложности.

– Как дела на работе? – спрашивает меня коллега.

– Не Калач, – небрежно отвечаю я или наоборот сокрушенно качаю головой, – Калач, однако.

Ну а себя с тех пор мы заслуженно называем «Тертыми Калачами»!


Рецензии
Говорят, что руководству живётся легко просто: их все должны слушать слышать. На примере Вашего рассказа понятно, что бывают ситуации, из которых трудно выпутаться.Рассказ жизненный, однако перебор личных местоимений. Они утяжеляют рассказ. С уважением!

Геннадий Леликов   27.08.2016 08:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Геннадий!
Рассказ перечитаю, может что и поправлю.
С уважением и благодарностью,
Наталья

Наталья Петрова 7   29.08.2016 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.