Жаль только, жить в эту пору прекрасную...
Но... «эра технического прогресса» (который за один только ХХ век шагнул вперед дальше, чем за все предыдущие века) имеет и оборотную сторону медали: старение и падение этого мира развивается столь же пропорционально. И надежд на «сбыточность» здравых слов Андрея Кончаловского (тем более – на понимание моей аргументации) судя по нынешним вектору и состоянию той же РПЦ практически нет...
И, тем не менее...
***
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ:
— Сближение христианских в своих основах России и Европы неизбежно, несмотря на временные политические трудности, потому что общего гораздо больше, чем различий, особенно в условиях нарастающих попыток пересмотра ценностей и вызовов извне христианской цивилизации.
— Общность в наших христианских базисах – наиболее важная вещь, которая обещает нам неизбежность очень тесного союза, неизбежность соединения Европы с Россией. Потому что эти христианские ценности подвергаются сегодня эрозии, под воздействием глобальных вызовов извне и внутренних изменений.
По его словам, разница в догматах православия и католицизма не столь важна, как то, что объединяет нашу цивилизацию (европейскую, христианскую). «У нас гораздо больше общего, и общие враги. Я смотрю оптимистично: конвергенция неизбежна, это просто вопрос времени», — уверен режиссер.
***
Приятно, конечно, «совпасть» с уважаемым мной человеком)
Приведу свои мысли, созвучные с Кончаловским:
— Сегодня многие подзабыли, что Католическая Церковь все больше утрачивает свой прежний (в отдельные исторические отрезки времени – просто огромный) вес в Европе. Своеобразный «статус–кво» между влиянием на общество Церкви и государства на Западе давно нарушен в пользу последнего. Даже несмотря на продекларированный и официально закрепленный статус независимости Ватикана.
— Какой вопрос ни приведи в качестве примера – взрывоопасные события на Востоке, легализация однополых браков – и т.д, голос Папы от имени католиков уже, увы, далеко не так весом, как прежде. К нему внешне прислушиваются «сильные мира сего», произносят в ответ правильные слова, и… продолжают поступать в соответствии с личными волей и разумением.
— Именно в этой связи со всем вышесказанным Католическая Церковь на данном историческом этапе еще острее, чем ранее, нуждается в полноценном взаимодействии с Русской Православной Церковью. Впрочем, эта необходимость – взаимная...
— Митрополит Иларион был неоднократно критикуем так называемым «консервативным крылом» РПЦ за наведение дружественных мостов с католиками и Папой. Тот самый знаменитый раскол 154 года (разделение Церкви на Восточную и Западную), известные догматические противоречия – все это никак не отменяет одного простого факта:
не обращаясь к сугубо богословским противоречиям, но апеллируя к идеям общечеловеческих взаимоотношений и просто здравого смысла, можно определенно сказать: когда братья или сестры из одной большой семьи разругались друг с другом, они никак не перестают ими быть.
— Тем более, в условиях нашего века, когда фантастически спрессованный ритм и темп жизни, изобилие благ и развлечений создают предпосылки для огромного количества все новых и новых искушений, когда уже открыто пропагандируется относительность понятий «добро» - «зло», равно как и относительность любого греха; когда очень популярны теории десятков правд и полуправд…
— По большому счету, представители всех религиозных конфессий сталкиваются с одним и тем же глобальным вызовом – уничтожение всякой религиозности. Подходит ли это время для того, чтобы в тысячный раз упорно вспоминать о догматических противоречиях, вместо протягивания рук друг другу? Вопрос риторический…
— И Запад, и Восток испытывают абсолютно схожие проблемы, если говорить о взаимоотношениях в цепочках Церковь – общество, Церковь – государство. Но, с одной существенной ремаркой, ограничивающей наше право чрезмерно «возноситься» над остальными.
— Вся европейская цивилизация (о которой принято пренебрежительно отзываться как о «бездуховной» в ультра–православной среде) имеет глубоко запрятанные христианские корни. Это известно давно, и сегодня достаточно хотя бы раз в жизни оказаться на Рождество или Пасху в Риме, Мадриде, Париже или Лондоне, чтобы найти тому подтверждение. А Толкин и Льюис (читаемые и сегодня) – подлинно христианские писатели, безотносительно их конфессиональной принадлежности.
— Величественные христианские храмы Западной Европы – не только памятники истории и архитектуры (как это любят преподносить атеисты). Нет, это веками намоленные места, которые и сегодня сохранили незримый христианский дух, сразу ощущаемый верующими паломниками со всех концов света.
— Более того, многие славянофилы, наверняка, были бы несказанно (неприятно?!) удивлены размахом празднований и изобилию добрых, улыбающихся лиц на улицах западноевропейских городов на Пасху и Рождество. Кстати говоря, ни одна из этих стран в Новейшей Истории не знала 70–летия агрессивно-атеистической власти.
— Думается, основная проблема Западной Европы заключается в том, чтобы придать христианству не массовость, а подлинно глубокое духовное наполнение. В России же пока не приходится говорить даже о той самой массовости, невзирая на различные соцопросы, свидетельствующие о 70-75% православных христиан в нашей стране. Это ни что иное, как выдавание желаемого за действительное (точнее - путаница Веры с историко-культурной индификацией и традицией!) – как авторами опросов, так и людьми, дающими ответы на вопросы о Вере.
— Любопытный лингвистический факт: в английском языке слово Wedding объединяет сразу два значения: свадьба и венчание. В русском этим понятия разделены. Выводы каждый сделает сам…
— Резюмируя все сказанное, важно еще раз подчеркнуть: только объединение общих усилий всех религиозных конфессий (в том числе – католиков и православных) способно хоть немного отсрочить наступление тех самых времен, о которых пророчествовал еще апостол Иоанн Богослов.
— При этом (в идеале!) объединение общих усилий никак не означает стирание догматических противоречий или подстраивание одной конфессии под другую.
Если к такому идеалу взаимоотношений удастся хоть немного приблизиться, наш неспокойный Мир получит фору и передышку на ближайшее будущее…
***
PS:
XXI век, как известно, несмотря на то, что новые грехи изобрести невозможно, тем не менее ставит целый ряд вопросов и проблем, которые являются порождением именно своего времени. Отвечать на них необходимо представителям всех конфессий. Конечно, все это старательно разыгрываемое мракобесие к Европе напополам с махровым черносотенством - схлынет, как пена. Этот путь обречен исторически. В данном смысле, я - оптимист. Пессимист только в одном:
... жаль только, жить в эту пору прекрасную - уже не придется - ни мне, ни тебе...
Свидетельство о публикации №215102902340