II. Гурьевские каменоломни 2005. Спелеология

09.XII.05.

18:00 Часы:минуты. (Примечание автора).
Эту запись с разрешения пользователя, читателя, как вас там теперь принято называть, я не знаю, начну не с начала. Из предшествующих событий стоит отметить, что как всегда, на вокзал бежал бегом потому, что постоянно что-нибудь забывал, не помню точно, что именно. Потом возвращался на то же место, чтобы вспомнить, что я всё-таки забыл. Как всегда много раз перекладывал рюкзак, так, как после каждой переупаковки находил глазами пару не уложенных вещиц. Но дизель как всегда опоздал, хотя мы припозднились на много сильнее, по причине чего поехали вдогонку наперерез, через Узловую. А сейчас сидим в нагнанном вагоне (дизель шёл 16:44), поём довольно пошлые песни. Мышь задремала, Панк взялся за гитару, уже распелся и песнопенья льются на редкость складно, хотя и не пил. Когда дописал эту фразу. Мышь почему-то проснулась, отразила маленькими чёренькими глазками эстакады разноцветных огней, приоткрыв дрожащие веки, прокашлялась и снова уснула. Ну ладно, для начала хватит, а то увлекаться - вредно. Следующую заметку обязуюсь сделать в пещере, после заброски, хотя, собственно, как получиться. Пока не пьём, сидим в дизиле. К стати раз ~5-ть промаячил машинист по непонятным причинам тоже на свежую голову.

18:50
Ст. Венёв.
Мышь проснулась. Все переодеваются. На время прикорешился какой-то пацан, потом высадился. Форса (а по настоящему Татьяна) упихивается в белый мас. халат, словно пытается стать похожей на альбиноса, но у неё никак не получается. Мне попытались всучить второй фотоаппарат (первый - мой, взял из дому), но нести ответственность за чужую технику отказался. Пока не пьём.

19:50
Приехали, дошли до палатки, пьём кофе и лопаем белый шоколад. Горячо, только вкусно. Шутим, петь уже надоело, но пока не пьём.

20:50
Забросились в Бяки. Здесь сыро и холодно, но на много уютнее чем в дизеле. Прошёл несколько раз по кругу в таинственном лабиринте, пока был привал в районе Гука. На привале я сфотографировал табличку с надписью:

plita
Правда кто и кого помнит, в отрез не знаю, но фотку сделал, если память не изменяет даже парочку. А память может изменять, потому, что я уже сделал круга три рядом с этой стоянкой в поисках места для фотографии и, навернувшись, смачно дрябнулся там головой.
- А примус то мы взяли? - Спросил кто-то.
- Нет, а на что?
- А как же мы питаться будем?
- Ничего, -показал на меня Панк, - Александр (автор) для этого специальный чифир-бак прихватил.
- Панк,- начал я острить,- а я не забыл предупредить, что там тара только на три хари? (Нас было семеро).
- Ну, нас почти столько же и есть.
- Ты на мою-то посмотри! - забеспокоился Ширик, - одна за две сойдёт.
- Ну и что,- обнадёжил Панк, - зато Мышка за 0,25.
- Ничего подобного, - возразила Форса, - если Мышку кормить через ложечку в неё очень много поместиться.
Панк достал гитару починил порванную струну, если память не изменяет даже 2-е. Поёт. Пока не пьём.

22:25
Прибежали несколько мальчишек и с ними Комбрик, с которым я уже года 2 - 3 не виделся. Первым делом произвёл фотоснимок в направлении его рожицы. Хотя изменился он не на шутку, и стал большой, толстый и не разговорчивый. Эти поют. Пока не пьём.

01:25
Достигли стоянки. Комбрик наконец-то, после долгой скуки, меня приколол. Он налил на каменный стол лужицу керосина и, подпалив её охотничьей спичкой, довольно предложил сфотографировать. Потом сам щёлкнулся на её фоне два раза. Потом мы борнулись армрестлингом. Вырос, падла - завалил. Приехали какие-то чуваки со смачными кликухами мы их встретили, когда побежали за водой. Хоть воду нашли и быстро, на Глюкале. Возвращались долго - плутали. Плутали долго вокруг оригинального опознавательного знака - вокруг Ёлки. Ёлка на этом перепутье стоит настоящая. Приволок её Таксист (кликуха). Отмечал как-то раз Новый год. Дерево ещё года три не опадало и имело специфичный зелёный цвет, очевидно, из-за сырости. Вот вокруг этой Ёлки мы и плутали. Борнулись с Комбриком армреслингом. Он падла вырос и меня завалил. Обстановка раскованная. Настроение у всех хорошее, все поют, пока не пьём.



10.XII.05.
Следующий день.


13:30
Сначала опишу, как прошла ночь, но, по крайней мере, отрезок времени, который было принято за неё считать. Остался один на стоянке. Лёг почти на проходе. Всю ночь кто-то пробегал мимо. Это, очевидно, забрасывались другие группы на соседние стоянки, постепенно заполняя недра подземной системы. Приснились с начала стихийные бедствия и несколько отрядов МЧС. Проснулся. «Это к лучшему,- подумал я,- наверно Таксист приедет. Таксист - это мазёвый туряга. Он один раз отмечал Новый год в пещере. Потом приснился Серёга Шойгу и стал с трибуны рассказывать, что людям терпящим бедствия иногда снятся разные существа и они с ними разговаривают, а порою доходит до того, что людей становится не возможным убедить в их не существовании. Потом стали сниться разные существа, разговаривать, отворилась дверь слева от меня, и пришло Нечто. Поговорило о жизни, о подземной, конечно. Шурша бумагой вручило пакет документов на удостоверение того лживого факта, что оно действительно существует, а также подобные оному. «Тихо шифером шурша,- подумал я, просыпаясь,- едет крыша, не спеша». Когда проснулся, рядом лежал буклет газеты, очевидно, кто-то пробегал мимо и уронил. Снова погрузился в сновидения - начал грезиться Комбрик. И как будто я опять вырос больше него и он снова чубучет детские шутки и дебоширит. Как раз в момент этого сладостного медвежьего сна прибежал Панк и разбудил, сказал, что хватит дрыхнуть, и обрадовал тем, что нашёл блокнот, который я вчера потерял. К нему прибежали друзья. Пишу. Сидим разговариваем, пока не пьём.

17:25
Махаюсь координатами с Redo. сейчас он их запишет.



WWW.\00000\0000.ru.



17:25
Погулял. Разведывал дорогу до Облака. Сова сбегал на водокап, на этот раз без приключений. Фонарь отсырел и бегаю на жуже. Сейчас на Безымянке пишу. Всем весело. Пока не пьём.

18:20
Вернулись на Ёлку. Больше ничего не произошло. До сих пор никто не охрип. Пока не пьём.

.
Уже на Облаке. Махаюсь координатами с Sabor’ом. Две малинины пишут мне в дневнике приятные вещи.

22:40
Какого дня не знаю, но уже набегались. Из знаменательных событий: поболтал с Sabor’ом и Михаилом в уютной потаёнке. Скорешились. Вместе согласились что в такой компании было бы путешествовать интересней. Наведовшись на приютившую нас Ёлку. Обнаружили, что там уже никого нет и к тому же стоит жуткий кумар, потому, что подожгли мусор. Кореши убежали по своим делам, а я остался наедине с трансом, забарахлившим отсыревшим налобником, жужей и самим собой. Фонарь померк. Объяли мрак и кумар. От корешей отсверкали пятки и карбидки. Я нащупал жук, опорожнил не буду говорить какое место, и уже потихоньку собирался терпеть бедствие, раскидывая пикеты. На стоянке даже не было полагающихся по Т. Б. Свечей для света. Но на спасенье, случайно приблукала Форса. И повела меня с начала в Революционную, потом на Глюк (не Гук). Там встретили приезжих среди них были В. В. (кликуха), с ним Михаил, с которым недавно были в Осаново, Москвичи, короче, человек двадцать. Там Redo подарил мне осколок глиняного сосуда, возможно, что антиквар, а может быть мусор, пока никто не знает. Об артефакте, который было решено показать Заидову, рассказано в статье "Не много истории 2.", которая приводиться между этим и следующим блокнотом. Не могу писать - из рук рвут блокнот. Привезли вторую гитару. Песнопения до сих пор не унимаются. Пока не пьём. Комбрик с девчатами неожиданно исчезли, по этому, не много поискав его в районе Глюка (кирпич на верёвочке, своего рода - ориентир, который я уже научился находить и, даже, проходить мимо), продолжаю свою клинопись. А что продолжать?.. Да!
Я долго думал и решил поделиться с читателем, пользователем, кто он там, я не знаю. Тем, что надумалось, наболело, набежало…
Особенно наболело…
Я помню Комбрика маленьким и хорошим мальчиком, точно не помню, но на вид лет - 12-ти. Он был симпаичным ребёнком и дружить с ним, нравилось. Он живёт здесь поблизости Бяк, и уже тогда знал систему лучше Факла и Панка. Знакомство завязалось давно, году - в 2002. Тогда автор ещё не был летописцем, и только начинал слыть как Александр. Скромный заучка, не много лопух. В тот раз я посещал пещеру с Факлом, с тем самым, с которым я позже бывал на Варголе. И стояли мы на Восьмом Марта - Маленькой стояночке, в близи от выхода. Со стоянки мы путешествовали по лабиринту. Он мне показывал водокапы, подземные озёра и к этому человеку я не хило привязался. И по предшествующим путешествиям разыгралась в полне ощутимая настальгия.
А перед походом, когда ехали на Восьмое Марта мы с Факлом: он, как руководитель, а я - как будущий договорились делать походы без безобразия. И дали друг другу обещание… Но поход поплыл в голове не на шутку. Как у этого, у Блока:
Аптека…
        Улица…
                Фонарь…

Также в голове, у Александра Сергеевича:
Восьмое Марта…
        Ёлка…
                Новый год…

В тот раз я весь поход выполнял обещание Факла, только тогда ещё не понял. В каждом походе я подкалывал Комбрика, что он маленький и слабый. И учил плохому, что сам знал, ды я и не знал его плохого-то.
- Тебе, надо подрастать, и нахальства набираться, - подколол я его на выходе, когда он прощался с Факлом.
- Это ты зря! - ответил Факел.
- Почему? - изумился я.
- А вот представь. Ты приедешь в следующий раз, А Комбрик наглый противный, поддатый, с огромным бычком под мышкой. Он при том ещё и большой вырастет. Да!.. Тогда я только смеялся.



11.XII.05.
Следующий день.


13:25
Следующий день, какой я опять не знаю. Налопались, раза четыре из моего чифир-бака. Правдо вечером пришлось лечь прямо так, на Blak see. Написанное с ошибкой, даже двумя. (Bleak sea). Поносился с жужжалкой прилично. Размяк. Повеселел, приловчился мочить клёвые фишки и травить анекдоты. Из пещеры уже вываливаемся. Налобник горит, не беспокойтесь. Пока не пьём. Дизель ушёл, попрощавшись с нами задушевным высвистом, и мы пошли пешком до Венёва ~12 км. К счастью погода выдалась отличная, не смотря на то, что ближе к ночи портилась. На этот раз таки успели.
Так и не выпили. 


 
Не много истории.

        Как я уже писал, каменоломню эту строили с XII-ых веков и лишь недавно перешли на карьерный способ. Такой колоссальный объём (в несколько десятков километров) система получила за счёт её витиеватости: стоило рудокопам разбежаться на ответвления (сейчас их тысячи) и общая сумма ходов с каждым днём стала увеличиваться с невероятными темпами. Здесь находили и до сих пор продолжают находить ценную для музейной экспонации утварь ссыльных тружеников. Это орудия каменотёсов, инструменты носильщиков. В крупных тоннелях были обнаружены подковы особой формы. Из этого археологи предположили, что крупные глыбы вывозили на лошадях и, очевидно, это - были пони. А также стало ясно, что потолок в пещере когда-то был выше, с веками галерея просела (самоутилизировалась).
         Осколок кувшина, который обнаружил Redo (см. записи 2005 г.) оказался далеко не мусором, а на против находка достойна большого внимания.  Артефакт   был показан   Заидову Олегу Неязбяковичу.  Он археолог, хорошо знающий своё дело и историю, а также и наш ребячий аттракцион. Руководитель секций по Археологии, и старинному реконструированию оружия. Выдающийся знаток антиквариата.
         У первопроходимцев каменоломен для освещения применялись не хитрые осветительные приборы - лучины. Они кололись из мелких чурок и баклуш, пропитывались маслом из кувшинчиков с тонкой горловиной, вставлялись в держатель и поджигались. Наша находка как раз и представляет собою фрагмент горловины данного кувшина.
         В первые века существования каменоломен из осветительных приборов только и существовали что эти щепы, лампады и факелы. Позже появились ещё и керосиновые лампы; свечи, сперва - сальные, далее восковые, парафиновые. Потом карбидки, дающие яркий свет за счёт горения газа, выделяемого из карбида при реакции с водой. Ко времени появления шахтёрских фонариков уже прошло около полу тысячи лет и добыча известняка временно не велась. (К стати фары с отражателем от карбидок и шахтёрских канагонов крепились на каску и назывались налобниками.)

        Автор.       
 


Рецензии