43. Земля чудес

Семь чудес, семь холмов, семь искусств, семь римских царей, семь богатырей… Вот и здесь не тридевять, а лишь семь земель, сказочно знаменитых:
               
I. КАНЗАС
               
II. ЛАПЛАНДИЯ
               
III. МАГРИБ
               
IV. ПОДНЕПРОВЬЕ

V. ТРАНСИЛЬВАНИЯ

VI. УРАЛ (Средний и Южный)

VII. ЧУКОТКА
               
Выбирая ответ, лишний раз убедимся, что сказки рождаются не на пустом месте.
               
1. Потому-то, если самолёт падает в море, часто винят обитателей этого края.
               
2. И недаром в этом краю поселился злой горный король: он уверял, что сильнее Солнца, а сам испугался школьного учителя с керосиновой лампой.
               
3. А у сказочной владелицы сокровищ этого края тоже не случайно дочь-красавица и горбатый сын, прижитые вне брака. Это, если хотите, символ: легко представить, зная историю с экологией.
               
4. Обитатели этого края не лучше прочих. Но, решая с оружием в руках свои проблемы, они отстаивали и чужую свободу: даже в сказках это отражено.
               
5. А как вам такое понравится? В этот край пришёл гость с востока, мастер азартных игр. Один из хозяев жизни проигрался в пух и прах, пошла игра на щелчки. Что ни щелчок, то новый гриб на лысине. Вовремя подоспел ответственный за водную фауну, отыгрался и всё вернул, а не то быть бы экологической катастрофе.
               
6. Скорее всего, это тоже сказка: хоть записана она давно, а всё же не со слов очевидца. В ней жители этого края выразили две заветных мечты. Во-первых, чтобы земля сама производила продукт, в сказках сопутствующий молоку. И, во-вторых, чтобы враги были дебилами, как южане в этой истории.
               
7. Жители этого края на глупость врага не надеялись, поэтому придумали, как выпускать смертоносный огонь из трубы.
               
8. Почему эфиопский негус Менелик смог в конце XIX века отразить итальянцев? Если верить сказочнику, помог меч, специально для него выкованный в этом крае. (А вещь получше осталась скрытой – для более важных дел в стране, этим краем владеющей.)
               
9. Далеко забрели наследники вскормленных волчицей. Ещё дальше – потомки сибирских звероловов. Два народа прижились и выжили в этом крае, среди множества чужих курганов и надгробий, страшные сказки сложили и другим их поведали.
               
10. Полюбился этой край нашим сказочникам: всё неймётся им. Вот один из последних нашёл там старуху (уж сколько лет прошло!) и отправил её в сказочное путешествие на пару с юным инвалидом, ищущим исцеления. Представьте – помогло.
               
11. Кое-кто уверяет: в фольклоре этого края нет сказок о начальнике гномов, да ещё с железным лицом. Дескать, начитался наш писатель сказок Мэри Шелли об изделии Франкенштейна.
               
12. В любом случае сказка остаётся сказкой. Кроме сказки об удивительном путешествии в этот край (немалая часть которого давно потеряна) с другого конца страны: тут получилось пособие по географии и краеведению.
               
13. Вам знаком бразильский фильм «Рабыня Изаура»? Есть там бородатый сеньор Франсиско, ненавидимый всеми на фазенде сеньора Леонсио. И в сказках этого края то и дело встречаются «Франсиски» – всё той же «козлиной» породы. Нет хуже зла. Зато есть на них сказочная управа.
               
14. «Добрых волшебников не бывает! Во всяком случае – среди смертных, работающих волшебниками». Эту истину полагалось помнить всем, кто работал со сказками этого края и подобных ему (а не то обвинят в «поповщине»).
               
15. И в жизни так бывает: люди пришли, чтобы рассказать о насущном. А их пригласили, оказывается, как хор песни и пляски. Вот так и с посланцами этого края. Будь счастлив, если пожалуют что-то: пусть даже не со своего плеча, а с того, что гораздо ниже.
















                ОТВЕТЫ
               
1. Магриба (арабские страны западнее Египта: вспомним мотивы «Тысячи и одной ночи» и ливийских террористов).
 
2. В Лапландии. (Ею владеют, в частности, два короля – норвежский и шведский, не считая героя сказки Сахариаса Топелиуса «Сампо-лопарёнок»; в новых переводах или пересказах этой финно-шведской сказки учителя заменил пастор.)

3. Урала. (Речь о Хозяйке Медной горы из сказов Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Хрупкая веточка»: тут и сказочные богатства, и крепостное рабство, а ныне загрязнение среды.)

4. Канзаса. (Здесь в 1854 году – локальная война сторонников и противников рабства: упомянута и сказочником Волковым в «Огненном боге Марранов».)

5. На Чукотку (явно с Аляски: в «Сказке о Пичвучине» Владислава Бахревского играют духи природы).
               
6. Поднепровья. (Недалеко от Киева стоял Белгород, воспетый преподобным Нестором-летописцем: белгородцы убедили печенегов, что выдержат любую осаду, потому что сама земля кормит их киселём.)
               
7. Магриба. (Марокканские арабы, воевавшие в Испании против её аборигенов-христиан, с 1195 использовали ружья: чем не выпускание джинна?)
               
8. На Урале (в сказе Бажова «Старых гор подаренье»: лучшее оружие – шашка Салавата – пригодилось большевикам для борьбы с царизмом).

9. В Трансильвании. (Пресловутая «земля вампиров» стала местом выживания румын после падения Рима и венгров при турецком иге.)

10. Канзас. (Есть продолжения сказок Волкова об Элли и её друзьях, написанные другими: например - "Дочь Гингемы" Сергея Сухинова.)

11. Поднепровья. (Речь о Вие в одноимённой повести Гоголя.)
            
12. В Лапландию. (Часть её - у Финляндии, тогда ещё российской; сказка Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» даёт красочный обзор всей  Швеции, её природы, памятников старины.)
               
13. Урала. (Речь о господских приказчиках в сказах Бажова – таких, как «душной козёл» в «Медной горы хозяйке».)

14. Чукотки. (Шаманы в сказках сибирских аборигенов – точнее, в пересказах «по мотивам» – или злодеи, или дураки).

15. Поднепровья (в «Ночи перед Рождеством» Гоголя: помните черевички?) http://www.proza.ru/2015/10/29/452   http://www.proza.ru/2015/10/29/452


Рецензии
Сказки - милое дело! Любовь твоя! Только ты наврал, Миша. Ни одной сказки о Трансильвании не привёл для примера. О волчице - это древнеримская сказка. Да и о Магрибе у тебя не очень. А почему бы тебе не вспомнить Муром с муромскими лесами? Разве мало сказок? А мог бы одну Москву взять. Чем не регион? В ней пол-Сибири живёт. А сказки и вспоминать замучишься. Нет, нас всё куда-то тянет!

Евдокия Мамаева   04.05.2022 19:56     Заявить о нарушении
Давно никуда меня не тянет. А за границу никогда и не тянуло: насчёт этого надоело уже повторяться. Твои предложения, конечно, конструктивны по-своему. Но скажи, как "Старик Хоттабыч" или "Мастер и Маргарита" связаны с Москвой, с её судьбой, с историей? Что-то московское там упоминается, и всё. А Муром вообще районный центр, на регион никак не тянет. Написать - Владимирщина? Или - среднерусская полоса? Что-то не то, согласись. И обвинения твои несостоятельны: я не обещал, что буду сказки рассказывать. Связь с ними есть - вполне достаточно. Не будь та же самая Трансильвания исторически значимым краем, не стал бы её упоминать. Чужды мне эти сказки о вампирах: уж лучше о людоедах. Но видишь, как бывает: народы, обречённые на исчезновение, словно восстали из могилы. Всех ли это обрадовало, уточнять не будем. Но связь со сказками для дураков налицо: дело было как раз в том крае. Точно так же и с Магрибом.
За критику и за всё - спасибо!

Михаил Струнников   04.05.2022 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.