Северная Гдовщина. По району

Разъезды по Гдовщине, к которой я отношу и территории современного Сланцевского района, составляют для меня отдельную, совершенно особую категорию путешествий. Тут у меня свои интересы.
Сланцевский район – территориально – север исторической Гдовщины. Отсюда понятие «Север Гдовщины».
Северная Гдовщина – РЕГИОН ДУХА, в котором мы родились, в котором, надеюсь, умрем .
Термин, озвученный мной, прижился и начал гулять на просторах Интернета.

Человек любит путешествовать, кто больше, кто меньше. Одного тянет осматривать памятные места России, другого влечет юдоль дачника. В последнее время открылась возможность посмотреть дальние страны. В наше время ее попросту не было. Когда Миша Полевой уезжал на Кубу за 900 руб., это считалось непозволительной роскошью . Недавно я узнал, что этот талантливый человек умер.
Отдельный вид путешествий – рыбалка, которой подвержено множество жителей наших мест. Люди ходят на реки и речушки, на озера и озерки, зимой и летом. Гена Канин, бывший в свое время художником-оформителем ДК «Горняков», знал и хаживал по р. Руе, на тамошние озерки – Круглое, Яичко. Историческая родина его – д. Гусева Гора, в той части, что зовется Лог. Другой гусивогорец – дачник из СПБ – А.Ю. Лукашов, сказывал, что может забраться в Красное болото на пять дней. Для ночевки у него имеется легкая палатка, которая весит 1 кг.
Мальчишками мы ходили за поле, что простирается за ул. 1 Мая на р. Сиженку колоть налимов и гонять щурят. Я никогда не был подвержен той страсти, а потому участвовал в действе со столовыми вилками лишь в качестве наблюдателя.
Сиженка за полем являет поток, в котором воды по колено. Дно Сиженки – песчанистое, при этом в русле постоянно встречаются коряги и круглые камни. Под корягами любят стоять налимята.
Перетекая ж/д 3-я Шахта – ЛПО «Ленинградсланец» Сиженка образует глубокое болото, из которого торчат стволы деревьев. Мы любили мальчишками кататься по болоту на плотах. «Пошли кататься на плотах» – говаривали мы. Вода в болоте была теплой, но купаться там надо с опаской, дабы не напороться на деревину.
Я никогда не стоял на берегу с удочкой, никогда не кидал спиннинг. Единственный раз довелось ловить на удочку головастых бычков в г. Николаев, где я служил в Школе связи Черноморского флота, в т.н. учебке. – Я проверял, – действительно ли бычки клюют на хабарик, – на старый сморщенный окурок…
Отец мой был увлечен зимней рыбалкой на Чудском озере, для чего имелся специальный покупной ящик, а в нем рыбацкое снаряжение для подледного лова. Для этого лова на Плюссе рыбаки выбирают из водорослей красных червячков, на которые охотно клюет рыба. Изредка подледный лов практикуют на р. Плюссе в районе д. Б. Поля, где сегодня рыбное стадо почти истреблено. Ходит на зимнюю рыбалку и мой зять – Юра Афонасьев. Он иногда берет с собой и внука Кирилла.
На Чудское оз. приезжают рыбаки из Петербурга. Их ватаги, сонные после лова, всегда останавливаются на Больничном городке где  закупают горячительное.

Во многих деревнях и селах у меня есть знакомые и респонденты. Беседуя с ними, я создал приличную фонотеку, откуда черпаю уникальную информацию. – Эти записи надо слушать внимательно, поскольку многие рассказчики говорят бессистемно. Огромное количество респондентов не могут осмыслить прошлое. Кто-то излишне болтлив, кто-то молчалив. Очень сложно интервьюировать пожилых людей, которые не понимают, о чем их спрашивают. Иные без доверенных лиц как без сурдоперевода вовсе не могут говорить.
На основании бесед в с. Зажупанье и г. Сланцы написаны главы «Отец Алексий – священник Зажупанского храма», «Сиженский храм в 1950-е годы. По воспоминаниям Г.П. Плахотнюк» .
Среди собранных аудиозаписей каждый год случаются интересные открытия. Важная информация на магнитофоне, а теперь уже и на диктофоне часто звучит походя, в общем контексте. В тех многочасовых записях без меня иногда трудно разобраться. Неясно, – кто говорит, в какой деревне.
Зачастую Ф.И.О. рассказчика было недосуг фиксировать. – Важнее суть. Между тем, дело сделано, как оно сделано.
Сегодня записи оцифрованы и продублированы несколько раз. – Так хранить надежнее. Так велит процесс накопления. – Важно иметь разные формы хранения материала, – на болванках, жестких дисках разных компьютеров, накопителях.

Я езжу по Сланцевскому и Гдовскому районам с исследовательской целью уже более десяти лет. Изредка заглядываю к соседям – в Кингисеппский и Лужский районы. Бывал и в Лядах. Там меня интересует – Лог, который связан некоторым образом со Сланцами. Соседний Плюсский район интересен тем, что там некогда жил А.В. Дружинин. Там находится Заянье. – И это мне не чужое.
Последние годы продуктивно работаем с Андреем Дмитриевичем Лукашовым. По мере накопления материала он стал писать исторические заметки, и то – неплохо. – Число краеведов прирастает серьезными людьми. В то же время, некоторые работают с прохладцей. Н.А. Баклагин – забросил написание статей, а ведь писал когда-то. Отошла от работы и Н.Н. Наумова, Она в свое время свершила небольшой изыскательский подвиг…


Рецензии