Литература по истории Северной Гдовщины

Гдовский помещик – А.В. Дружинин, – писатель, фельетонист, литературный критик и переводчик оставил замечательный Дневник, широко известный среди историков литературы . При этом не многие знают, что на излете лет, будучи уже безнадежно больным, он публиковал серию очерков о положении в гдовской пореформенной деревне. Они печатались в газетах под магистральным названием «Из дальнего угла Петербургской губернии» . – Это стало началом солидной историографии Гдовского уезда. Очерки Дружинина – пример того, как литератор описывает сугубо земное бытие.

Литература XIX в. по Гдовскому уезду очень разнообразна по тематике. Прежде всего, это общая история храмов, данная в замечательном издании 1885 г. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» . В Х томе «Историко-статистических сведений» особняком стоит сочинение Е. Андреева (Выскатка) «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева». Оно предваряется интересным замечанием:

«Ефим Андреев, крестьянин села Выскатки, составил эти записки по поручению члена комитета, прот. Ив. Гавр. Покровского, в 1865 г. Ему же принадлежит и описание погоста Выскатка. Записки богаты историческими данными о судьбе гдовских церквей и заметками о быте прихожан. Редакция надеется, что будет интересна статья, написанная человеком, не учившимся в школах. Само собою разумеется, что все исторические показания остаются на ответственности автора Записок. Ред.»

Ефим Андреев – строитель выскатского храма во имя Рождества Богородицы, многолетний церковный староста, просветитель Выскатки, директор Ссудо-сберегательного товарищества и в нач. 1870-х гг. волостной старшина, – имел в своем активе несколько исторических сочинений:

– «Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева» (1863) ,
– «Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма» (1865) ,
– «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева» (1885) .
– «Церковь Рождества Богородицы в Выскатке» (1885).

Кроме Е. Андреева в издании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» опубликован очерк протоиерея И.Г. Покровского – «Гдовский уезд. Общий очерк» (1885) . – Это первая попытка дать историю уезда на основе хроник.
Нельзя не упомянуть и о своеобразном феномене, – целой группе авторов писавших о погостах на Долгом озере. К ним относятся:
Александр Покровский, священник,
Ефим Андреев, художник, впоследствии глава Выскатской волости и церковный староста,
Сергей Лебедев, строитель доложского храма и глава Константиновской волости,
Петр Яновский, сын местного священника,
Николай Скроботов , корреспондент газеты «Гдовско-Ямбургский листок», писавший в 1872 – 1873 гг. под псевдонимом «Ругодивцев».
Эти люди создали славу Доложска, против которой ополчились атеисты, – большевистская рать, с которой были солидарны враги исторической России. – В советское время Доложск стал ругательным словом в чекистских кабинетах и коридорах партийной элиты. Непосредственно при Хрущеве, принималась к исполнению директива по взрыву Пещерской церкви. – О моральных и политических последствиях своих действий новая власть никогда не думала.

Кроме перечисленных авторов сегодня стали известны некоторые газетные и дневниковые записи о погосте. К сожалению, нет таких записей советского времени. – Система вела дело к уничтожению памяти о Доложске. – После октябрьского переворота, сюда внедрялись безбожники, которые выполняли атеистические указания Гдовского Укома. В 1937 г. в Доложске были арестованы священник о. Николай (Покровский) и дьякон В.П. Соколов. По этому же делу в с. Рель был арестован священник о. Иоанн (Покровский), брат доложского батюшки. С ними арестовали и группу активных верующих.
Боголюбивый солдат Вермахта – Иоганн Вике, бывший в Доложске в 1941 г. пишет о полном запустении места и справедливо винит в этом большевиков:

«Заручье. 1 августа 1941 г., 5 ч утра.

…Позавчера, перед моим ежедневным купанием в длинном озере… я зашел в белую церковь. Сколько прекрасных украшений скопили эти греческие [русские] православные церкви в своих стенах! В домах вряд ли найдется хоть один предмет, который не относится к самым необходимым в повседневной жизни. Но в церквях русские с необычайной любовью и усердием собрали все искусство и все мастерство. Однако ужасающее опустошение (вероятно, большевистские отряды перед своим уходом похозяйничали тут) в помещениях, где находятся прекрасные старинные вещи, насколько я мог увидеть, еще сохранилось. Роскошные золотые оклады с вынутыми из них иконами стояли и лежали без разбора повсюду. Обрамление алтаря и дверные коробки в барочном и ренессансном стиле в основном не повреждены. Алтарные образа в нижнем ряду – пышные иконы, но в несколько расплывчатой, слащавой манере времени перед Мировой войной, который сегодня царит и в нашей католической церкви – все вырезаны из рам и в основном порезаны или даже полностью разломаны на куски. Разбитые вазы лежат грудой осколков в одной из трех ризниц, Многие старые красивые иконы, написанные на деревянных досках и потому не так легко поддающиеся разрушению, сложены в кучу в одной из двух боковых ризниц, которые полукругом группируются вокруг алтаря под пятью луковичными башенками. Три некрасивые старые бабы сидели на пороге бокового входа в церковь и грелись на солнышке. Может быть, как молчаливые стражи? А бородатый старик, который как раз выходил из церкви, попытался что-то объяснить мне по-русски и согреть мое сердце «своей церковью». На мой вопрос [жестами], коммунисты ли устроили запустение, он дал мне многословный ответ, в котором главную роль сыграли движения, изображающие полет снарядов, и «бум-бум». Маленький солдат сидел, в одних тренировочных штанах, перед иконами и алтарем и зарисовывал (skizzierte) с окладов прекрасные токарные и резные узоры. Благодаря нему, я обратил внимание на прекрасные колонки и розетки и переплетающиеся орнаментальные пояски и покрытые листьями побеги. Он рассказал мне про «окрещенного Иоанна», который был так красив, но теперь его уже нет. Наверное, он заинтересовал кого-то, кто в этом разбирается. Картина была только маленькой полоской холста. Нужно было взяться за середину и посильнее рвануть, чтобы прихватить с собой «воспоминание»!
…Наше чтение на сегодня: Послание к римлянам».

В СПБ Публичной библиотеке имеется «анонимная книга» – «Воспоминания о Никольщине, погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по поводу освящения храма 9 Мая 1898 года» . Автором ее является, скорее всего, священник Николай (Кузнецов), – строитель нового храма, просветитель Полей и округи, построивший здесь несколько школ.
Отец Николай был похоронен перед крыльцом церкви под 2-х метровой каменной плитой. В 1930-е гг. отцы-основатели г. Сланцы снесли храм, построенный им. Когда на этом месте в 1970-е гг. строили здание, в котором сегодня расположена Детская библиотека, могила священника наряду с прочими захоронениями была вскрыта. По свидетельству старосты польской церкви кости людские и тело священника, которое не было подвергнуто тлению, перезахоронили в неизвестном месте.
Представляется символичным снос большевиками храма и построение на его месте очага культуры. Отсюда захирение «города кировской мечты».

В 2011 г. в Москве в РНБ разыскана книга «Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии, в селе Скамье» (СПБ, 1887). Автор ее – священник о. Георгий (Солнцев). Возможно, он являлся родственником священнику о. Алексию (Солнцеву), служившему с 1893 г. в храме с. Вейно.

В среде исследователей широко известны другие издания разных лет. К ним относятся:

Описание С.-Петербургской губернии по уездам и станам (СПБ, 1838),
Списки населенных мест Российской империи. XXXVII. Санктпетербургская губерния (СПБ, 1864).
Военно-статистическое обозрение Петербургского военного округа. Составлено при Штабе войск Гвардии и Петербургского военного округа. Часть I (СПБ, 1884), др.

Начиная с 1860-х гг. до начала ХХ в. практически ежегодно выходили издания Гдовского уездного земства. Они имели различные названия и оформление. Содержание их за небольшим исключением в целом повторялось из тома в том. Непременными были статьи о дорогах, почте, народном образовании, состоянии лечебных пунктов, аптек. Публиковались материалы о судах, мировых посредниках, местах содержания арестантов, проч. Кроме них представлялись разного рода сметы денежных земских повинностей и расходов. Это были реальные отчеты и проекты земства, из которых исследователь может почерпнуть кладезь интересной информации . Уникальной представляется губернская земская статистика, которая обычно была представлена в общих сборниках, в которых лишь иногда освящались материалы по конкретным уездам. Иногда практиковались специальные издания по Гдовскому уезду. К сожалению, они мало изучены. Выходили многочисленные памятные книги по С.-Петербургской губернии. Аналогичные издания существовали по С.-Петербургу.
Краткий период в 1872 – 1875 гг. в уезде распространялось еженедельное издание кн. В. Оболенского «Гдовско-Ямбургский листок», в котором публиковались все желающие. Живое повествование газеты доносит до нас несказанный колорит эпохи.
С 1870-х и до 1900-х гг. издавались Уставы, Отчеты разного рода товариществ и обществ. Количество их невелико.
Особняком среди работ бытописателей Северной Гдовщины стоит серия статей С. Лебедева (Доложск) «Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила» . Он в 1857 – 1865 гг. наряду со своим однофамильцем – священником А.В. Лебедевым был строителем доложского храма и первым волостным старшиной Доложской, впоследствии Константиновской волости.
Этнографический материал С. Лебедева имеет разделы:

– При рождении младенца,
– Сватовство,
– Свадьба,
– При погребении,
– Тямьян,
– Поминки на могилах усопших,
– Часовенные праздники,
– Заказные моления богомолкам, странникам,
слепцам и калекам,
– Празднество пятнице,
– При начале работ и выгоне скота.

Раздел «Свадьба» включает в себя обрядовые песни Доложского погоста, о существовании которых вряд ли слышали этнографы СПБ ГУ .

Существуют интересные сведения о С. Лебедеве, данные в № 8 «Духовной беседы» за 1865 г.:
«В 1857 году избран был в должность старосты Доложской церкви крестьянин того же села, Сергей Ефимов Лебедев, молодой человек, не имевший тогда и тридцати лет от роду. Ему-то крепко запала в голову мысль – построить новый каменный храм в своем селе, – и осуществлению этой мысли он посвятил все свое время, все силы души и тела. Не смотря на имевшияся тогда ничтожныя средства церкви, уже в 1858 году Лебедев исхлопотал и план и смету для новаго храма и разрешение на постройку его. Закипела небывалая деятельность на берегу Доложскаго озера; прихожане возили дрова и каменья, рыли глину, жгли кирпичи, добывали бревна. В том же 1858 году, 14 августа, торжественно совершена была закладка новаго храма. Первыми вкладчиками и пособниками святом уделу явились, как и во многих других случаях, Высочайшия Особы царствующаго Дома».

В 1884 г. исследователь Г.Г. Труссман посетил Гдовский уезд с целью найти здесь финские элементы – говоры, одежды, обычаи, языческие артефакты, постройки. В своем «Сообщении», сделанном в СПБ Отделении этнографии он привел ряд ценных «дешифровок» местных названий с эстонского и финского языков .
Существует ряд ценных книг и исследований Чудского и Псковского озер.  Уникальна по объему, фактологии и аналитическому обзору книга «Чудское озеро и верховье реки Наровы академика Г.П. Гельмерсена» .
В конце века в СПБ вышел археологический атлас А.А. Спицына «Курганы Санкт-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского». Л.К. Ивановский работал на Ижорском плато, а так же в районе Долгого озера . Книга А.А. Спицина с описанием курганов и жальников в Константиновской волости является основополагающим документом по археологии региона. Примечательно, что в издании приводятся рисунки молодого Н.К. Рериха, живо интересовавшегося стариной.
В 1903 г. вышел другой, более солидный атлас А.А. Спицина «Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова». .  В.Н. Глазов – земский начальник, проживал одно время в Полях, на территории современного г. Сланцы.
На Доложском мысу Л.К. Ивановским были найдены конские удила и щитовой умбон позднеримского времени, ок. V в. н.э. – Об этих находках существует обширная литература. Один из современных источников указывает: «Интересен и комплекс трупосожжения с оружием, обнаруженный еще в конце XIX в. в кургане 45 у погоста Доложское, в районе озера Самро Плюсско-Лужского междуречья, что неоднократно обсуждалось в литературе. Здесь были найдены умбон щита так называемого типа Либенау (Ян – 7) с острым шипом в центре и «жемчужным» декором по краю, втульчатый наконечник копья с ромбовидным пером типа 1Г по Казакявичусу и трехчастные удила с кольцевыми псалиями, оформленными в стиле Сёсдал (рис. 2: 1-3).
Умбоны подобного типа, характерные в период B2-C1 для восточных германцев и сохранявшиеся еще длительное время (D1-D2) в позднеримской варваризованной армии, за редкими исключениями (Цебельда, Глувчице), исчезают к середине V в., охватывая, таким образом, обширный хронологический интервал с рубежа II – I вв. до начала V в.
Сочетание хронологических позиций умбона с наконечником копья и удил позволяют определить дату комплекса последней четвертью IV – первой четвертью V в. и отнести бытование данных вещей к так называемому «позднеримскому времени» или к началу «эпохи Великого переселения народов».
Более точная датировка в настоящее время вряд ли возможна. Но это и время знаменитых войн Атиллы с Хольмгардией, отмеченных, скандинавским эпосом.
Обряд трупосожжения с помещением в могилу оружия тогда не был характерен для местного населения данного региона Восточной Европы и отражает проникновение сюда выходцев из более западных и отчасти юго-западных территорий. М.М. Казанский прямо считает набор оружия из погребения в Доложском погосте типично балтским и связывает его происхождение с пришедшими с Запада через территорию Литвы смешанными германо-балто-славянскими дружинами. (Казанский М.М. О балтах в лесной зоне России в эпоху Великого переселения народов // Археологические вести. Вып. 6. СПБ, 1999. С.409-411. Рис.6:1-3.). Здесь даже точнее говорить о полиэтносе венедов.
Определённая близость курганного погребального обряда и самого инвентаря с летто-литовскими и западно-балтскими комплексами очевидна (правда, педалируются балты, а праславянский характер венедов затушевывается). А. Таутавичус относил комплекс из пятого кургана в Таурапилисе к концу V - началу VI в. И. Вернер, датируя погребение «около 500 г., связывал его с эпохой Теодориха Великого (488-526 гг.). Это тоже герой сказаний о войнах Хольмгардии с Аттилой и Тидреком Бернским».

Начало советского времени ознаменовано выходом в Гдове в 1920-х гг. нескольких статистических отчетов, которые дают ряд цифр . Для краеведения они не представляют практического интереса, поскольку в них нет конкретики, – названий населенных пунктов, артелей, колхозов, производств. Нет и фамилий. Отсутствие книг по истории края в этот период компенсируется отчасти выпуском газет в Гдове, Выскатке и Сланцах, которые дают уникальные исторические материалы, которые еще предстоит прочитать. Серьезным изучением их никто не занимался. – Обязательные экземпляры газет находятся в Химках и С.-Петербурге. В Сланцах их нет. Подборка газеты «Знамя труда», напр., имеется в редакции на ул. Банковской. Она содержит экземпляры, начиная с 1950-х гг.
В 1956 г., уже после войны вышла в свет небольшая книга-учебник по гдовскому краеведению Н.В. Иванова – К истории города Гдова . К сожалению, она сегодня стала библиографической редкостью и о ней мало кто слышал. Название книги говорит о том, что в 1950-е гг. краеведческая работа в Гдовских школах велась. Об этом же красноречиво повествует и тот факт, что Гдовский Музей истории края, возобновленный энтузиастами после Великой Отечественной войны, имеет солидный для учреждений такого рода возраст – без малого 100 лет . – К сожалению, при посещении Сланцевского ИКМ в августе 2011 г. я услышал от сотрудников много нелестных слов в адрес вышестоящей организации, которая не выделяет музею необходимых средств даже на хозяйственные нужды. Не помогает музею и наш город.

В 1964 г. вышла в свет первая книга по истории г. Сланцы. Она имела супер-обложку, которая подчеркивала принадлежность издания к серии книг, рассказывавших о городах Ленинградской области . Автор ее, – Н.М. Афонский не был известен сланцевской публике. Мастер исторического жанра, он работал в библиотеках и архивах Ленинграда. Повествование получилось компактным, доступным, правдоподобным. Книга называлась – «Сланцы». В ней Н.М. Афонский в частности писал: «Население Сланцев растет; сейчас в городе живет свыше 40 тыс. человек. В перспективе, к 1980 г., эта цифра утроится». Книга 1964 г. является документом эпохи и неисчерпаемым источником для краеведов грядущего.
Через 24 года в 1988 г. вышла в свет замечательная книга под тем же названием – «Сланцы». Автор ее был уже наш земляк – Василий Васильевич Иванов. Он многие годы работал в городской газете «Знамя труда», в последнее время в должности главного редактора. Написанная профессиональным языком, выпущенная большим тиражом, книга эта остается сегодня основным источником по истории Сланцев . Давая введение, В.В. Иванов писал:

«Читатели книги познакомятся с историей города Сланцы и Сланцевского района, их сегодняшней жизнью, планами на будущее, узнают о славных людях этого края.
Работая над ней, автор тщательно изучил литературу о ближайших соседях Сланцев – городах Луге, Кингисеппе, Гдове, Нарве, поскольку территория нынешнего Сланцевского района в разное время частями входила в состав этих административных образований. Из литературы почерпнуты основные сведения о древнейшей истории, о средних веках, да и о дореволюционном периоде описываемой территории.
Времена не столь далекие описаны на основе разных источников – главным образом газет «Рудненская стройка», «Ударник сланца», изданий, выходивших в Гдовском уезде, а позднее районе, а также на основе районной газеты «Знамя труда», которая с 1944 года издается в Сланцах. Эта газета публиковала и публикует многочисленные материалы, подготовленные местными краеведами. Автор выражает признательность учителю Сланцевской средней школы № 2 Е.Н. Петрову, гвардии подполковнику медицинской службы Ф.А. Чуркину, партийным работникам В.А. Егорову и С.А. Пронину, шахтеру, журналисту, почетному гражданину города Н.Д. Симченкову (все они ныне пенсионеры) за то, что имел возможность опираться в своей работе на их краеведческие разыскания.
Сведения о годах Великой Отечественной войны почерпнуты из «Записок товарища Д.» – книги бывшего первого секретаря Лужского райкома партии И.Д. Дмитриева, сражавшегося в 9-й партизанской бригаде на территории Сланцевского и прилегающих к нему районов, из книги Н.В. Масолова «Кремень высекает огонь», из воспоминаний сланцевских партизан. Использовались также и архивные материалы».

Книга В.В. Иванова имеет главы:

Введение,
Край в междуречье Нарвы и Луги,
Экскурс в прошлое,
На рубеже веков,
На пути строительства социализма,
Новая точка на карте,
В грозные годы войны,
Из руин и пепла,
Заводов новых корпуса,
Ими гордится родной край,
Все еще впереди.

В послевоенное время вплоть до наших дней в разных изданиях широко освещалась тема Великой Отечественной войны на территориях Гдовского, Кингисеппского, Лужского и Сланцевского районов, которая представляется достаточно сложной. – Противоречивые источники о войне многочисленны и не всегда достоверны. Документы ВОВ не всегда доступны региональному исследователю и их опять же – огромное количество . Разбросаны они на всем пространстве нашего государства. – Какой краевед может позволить себе многолетний труд в архивах СПБ, Москвы, Выборга, Подольска, Пскова? Мне кажется, – для региональной работы повсеместно надо вводить должность разъездного архивиста, который имел бы возможность по полугоду работать в командировке. Для этого должна существовать государственная поддержка – Программа исторического краеведения. К сожалению, поползновений в этом направлении при той системе, которая установилась у нас пока нет, и не будет.
В разные годы в Сланцевской типографии печатались книги сланцевских краеведов старшего поколения, – Е.Н. Петрова, С.А. Пронина, Н.Д. Симченкова .
В книге Е.Н. Петрова (1991) была предпринята попытка сделать общий обзор истории Гдовщины, начиная с первобытного общества. Этот труд без подписи сегодня представлен в Интернете. Исследователь оставил несколько крупных произведений. В настоящее время Сланцевская ОРБ ведет обработку творческого наследия Е.Н. Петрова, который не ограничился писанием только исторических работ. В активе Евгения Николаевича несколько музыкальных пьес.
Книга С.А. Пронина (1994) имеет несколько глав, материалы которых автор разыскивал в архивах и музеях страны. Она имеет непреходящее значение в деле изучения истории района в XX в.
Книга Н.Д. Симченкова «По дорогам войны» (1996) описывает эпизоды партизанского движения, участником которого был Николай Денисович. Книга «Вспомним, друзья…» (2002), созданная им в последние годы жизни, включает в себя дневниковые записи партизанского времени и стихи, посвященные боевым товарищам.
К сожалению, не было издано книг краеведа Ф.А. Чуркина, уроженца Гдовского края. Пройдя большую жизненную школу, Федор Алексеевич с годами увлекся историей малой родины. Им написан уникальный материал, единственный в своем роде. Он называется – «Из истории одной деревни». – Это масштабное повествование о родной д. Ужово . Кроме того, библиография его работ включает многочисленные статьи по истории революций, Гражданской и Отечественной войн. Ф.А. Чуркин активно занимался персоналиями. К 100-летию со дня рождения Заслуженного врача СССР, ветерана Великой Отечественной войны, краеведа Ф.А. Чуркина Сланцевская ОРБ проделала большую работу по сбору и систематизации его наследия.
В 2002 г. в Сланцевской типографии вышла книга Л.П. Житниковой «Непридуманная история в тылу врага» . В ней приводятся факты борьбы народных мстителей с фашистским захватчиком. К недостаткам книги следует отнести агитационную направленность. В активе автора – очерк «Колхоз «Супряга», кратко повествующий о положении в с. Заручье / Доложске в XX в. – Очерк получил неоднозначную оценку сельчан.


Рецензии